Л.А. Иванова L.A. Ivanova
Современный рынок труда: тенденции формирования надпрофессиональных компетенций
Modern labor market: trends in the formation of soft skills
Аннотация, abstract: В условиях динамично изменяющихся условий современного рынка труда назрела необходимость разработки модели соответствия и корреляции процесса формирования профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными стандартами. В настоящее время в качестве системы оценки качества образования вообще и подготовки специалиста, в частности, приняты соответствующие параметры оценки степени сформиро-ванности именно профессиональных и общекультурных компетенций. Однако при таком подходе выпадает процесс формирования надпрофессиональных компетенций, степень сформированно-сти которых, в целом, предопределяет успешность выполнения тем или иным специалистом профессиональных задач.
In dynamically changing conditions of modern labor market, there is a need to develop a model of correspondence and correlation between the process of forming professional competencies stipulated by educational standards and the changes that are taking place. Currently, appropriate parameters for assessing the degree of
formation of professional and general cultural compensations have been adopted as a system for assessing the quality of general education and specialist training. However, with this approach, there is falling out of the process of formation of soft skills, the degree of formation of which, on the whole, predetermines the success of fulfilling professional tasks by one or another professional.
Ключевые слова, keywords: компетенция, компетентность, рынок труда, диалектическая связь, competence, the labour market, the dialectical relationship
Автор, author: Иванова Л.А. - заведующая отделением производственной практики, колледж связи № 54, г. Москва, exc-team@yandex.ru.
Ivanova L.A. - Moscow College of communication nb.54, head of the Department of manufacturing practice, exc-team@yan-dex.ru.
УДК: 378.147
Статья поступила: 01.06.2016 Статья принята к печати: 20.06.2016 © Л.А. Иванова, 2016
В настоящее время условия рынка труда являются весьма динамично изменяющимися факторами, прямо влияющими на запросы работодателей ко всей системе профессионального образования в России. Интенсификация производств, бурное развитие цифровых технологий, появление целого перечня новых продуктов и услуг - все это требует организации современного, подчас, все более практико-ориентированного образовательного процесса подготовки соответствующих специалистов. Очевидно, что проблема устойчивой диалектической связи между условиями рынка труда как таковыми и тенденциями в современных образовательных технологиях, призванных обеспечить соответствие уровня подготовки специалиста интенсивно изменяющимся профессиональным требованиям становится все более актуальной. В свете принятого и реализуемого в профессиональном образовании компетентностного подхода процессу формирования надпрофессиональных компетенций, как одного из главного параметра оценки качества подготовки специалиста как такового, как представляется, не уделяется должного внимания. Автор ставит задачу на основе результатов мета-анализа современных условий рынка труда составить некую модель формирования в том числе над-профессиональных компетенций.
Надпрофессиональные компетенции -универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособ-
ность и социальную адаптацию в условиях рынка труда.
Формирование надпрофессиональных компетенций у обучаемых в ходе реализации образовательного процесса призвано повысить качество его профессиональной подготовки, в том числе в ракурсе современных социальных и экономических потребностей общества. На современном этапе к основным направлениям инновационных подходов в практике обучения можно отнести следующие: индивидуальный и дифференцированный подход к обучаемым; информатизация и компьютеризация образовательного процесса; а также реализация практико-ориентированного подхода в образовательном процессе. В настоящее время разработка проблем, связанных с вопросами формирования профессиональных и надпрофессио-нальных компетенций обучающихся как в средних, так и в высших учебных заведениях профессионального образования является актуальным вопросам, особенно с учетом динамично изменяющегося рынка труда [1 - 15].
Принятая в 1992 году на Всемирном конгрессе по инженерному образованию в Портсмуте система требований к выпускнику вуза содержит, кроме всего прочего, такие категории, как «коммуникативная готовность» или «коммуникативная компетентность», включающее в себя следующие составляющие: владение литературной, деловой и письменной речью; владение иностранным
языком; знание психологии, этики общения, а также способность применять данные знания при решении практически значимых задач; умения, связанные с разработкой и чтение технической документации; компьютерная грамотность (как пользование офисным пакетом, так и навыки работы с автоматизированными системами проектирования).
Очевидно, что понятие «компетенция» отражает основу новой парадигмы профессионального образования. Само понятие, среди прочего, подразумевает способность человека получать знания и учиться в течение всей жизни.
Решение задачи по повышению качества профессионального образования, в особенности с учетом назревшей необходимости применения практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, находится в тесной диалектической связи с методическими основами профессиональных компетенций. И отчасти, данную задачу призваны решать соответствующие стандарты высшего профессионального образования. Однако, базисной основой качества профессиональной деятельности выпускника как высшего учебного заведения, так и колледжа является именно наличие надпрофессиональных компетенций. Именно их содержание и качественное наполнение является тем самым «клеем», обуславливающим реализацию выпускником учебного заведения профессиональных компетенций.
На основании концептуальной модели специалиста, состоящей из базового и специфического компонентов, можно сформировать набор базовых характеристик данного специалиста, к которым можно отнести:
- коммуникативные способности;
- умение работать в команде и самостоятельно;
- способности к проведению исследований, творчеству и профессиональному креативу;
- способность адаптации к изменяющимся условиям обстановки;
- способность к саморазвитию;
- способность системно мыслить и применять навыки системного мышления при решении практических профессиональных задач.
Для успешного выполнения своих профессиональных задач специалист кроме базовых навыков должен обладать следующими профессиональными характеристиками:
- умением четко ставить цели на конкретном этапе профессиональной деятельности и определять пути их достижения;
- владением методами декомпозиции систем и объектов, анализа и синтеза сложных систем;
- модельным видением мира;
- математическим и техническим мышлением;
- знанием законов психологии, позволяющим осуществлять коммуникации;
- профессиональной мобильностью;
- знаниями русского и иностранного технического языков для осуществления коммуникаций, подготовки документов, изучения документации на языке оригинала, а не в переводе.
Современное образование должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Для обозначения процессов профессионального роста в личностном плане наиболее точным считается термин «профессиональное развитие». С точки зрения функционального подхода, профессиональное развитие определяют как процесс повышения работником своих индивидуальных возможностей по выполнению профессиональных функций, а их проявление - как улучшение количественных и качественных результатов профессиональной деятельности. С позиции дея-тельностного подхода профессиональное развитие можно определить как деятельность индивида по наращиванию своего профессионального потенциала, который и является результатом этого развития.
Профессиональные запросы:
- профессиональные знания и уверенное выполнение необходимых технологических операций;
- умение использовать теоретические знания в нестандартной проблемной производственной ситуации;
- владение дополнительными смежными квалификациями;
- готовность к постоянному освоению новых технологических приемов.
К надпрофессиональным компетенциям в настоящее время относят:
- информационная культура - умения работника осуществлять поиск необходимой информации, используя все многообразие доступных источников;
- владение иностранным языком или иностранными языками;
- культура общения (коммуникативная культура);
- прилежание (степень дисциплинированности);
- состояние здоровья.
К третьей группе запросов относятся профессионально значимые психофизиологические качества.
Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты
своей деятельности. Профессиональные компетенции подразумевают овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности, сопряженные с одновременной независимостью и гибкостью решения профессиональных проблем; развитым сотрудничеством с коллегами и профессиональной межличностной средой.
Компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. Они не могут генерироваться в процессе традиционного преподавания на предметно-содержательном уровне, а создаются путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс.
На сегодняшний день быстрая смена технологий, смена характера производства требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. Именно поэтому становится наиболее актуальным ком-петентностный подход, охватывающий помимо конкретных знаний и навыков еще и способности, стремление к познанию, обширные социальные навыки и др.
Компетентностный подход позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- развить стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
- ориентировать человеческую деятель--ность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций;
- вывести на первый план междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели образования с ситуациями применимости в профессиональной деятельности.
Перспективы развития начального и среднего профессионального образования связаны с учетом образовательными учреждениями новых требований, предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в современных социально-экономических условиях.
Современный работник должен быть: компетентным; самостоятельным; ответственным и мобильным. Он должен обладать системным и аналитическим мышлением, информационной, правовой и экологической культурой, быть активным, уметь проявлять свои предпринимательские качества, обладать творческим потенциалом, стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний.
Таким образом, надпрофессиональные компетенции личности выпускника профессионального образовательного учреждения приобретают огромное значение. К условиям формирования над-профессиональных компетенций с учетом современных особенностей рынка труда можно отнести:
- реализация образовательных программ, в которых присутствует так называемый личностный компонент, позволяющий развивать личностные качества будущего специалиста;
- формирование у обучающихся навыков социально-психологической адаптации, обеспечивающих их социальную и психологическую устойчивость, способ-
ность сопротивляться неблагоприятным средовым воздействиям;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
- ознакомление обучающихся с основами научно-исследовательской деятельности как способ мотивации их к продолжению образования.
Литература
1. Андреева В.В., Фурсина Г.А., Алехина И.В. Специфика языковой подготовки в контексте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных систем // IV электронная Всероссийская научно-практическая конференция «ВУЗ культуры и искусств в образовательной системе региона». 2005.
2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002.
3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития. М., 2004.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Педагогическое образование России: сборник нормативных документов Минобразования России. М., 2000.
5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. М, 1996
6. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования // сайт Института теории и истории педагогики. URL: http://www.itop. ru/ (Дата обращения: 20.05.2016)
7. Жигалова И.А., Малоросиянова О.И. Обеспечение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики // Образование и общество, 2004. №5.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
10. Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 5 - 23.
11. Карманов А.А. Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании: анализ, проблемы, перспективы // Образование и общество. 2004. №5.
12. Ковалева С.Г. Мониторинг. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. М., 2003.
13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой. 2002. № 27-28.
14. Мокроусова О.А. Компетенции в профессиональном образовании // Итоговая международная научно-практическая конференция «Наука: теория и практика», тезисы докладов. М, 2005.
15. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.