Научная статья на тему 'Проблема формирования надпрофессиональных навыков у студентов нелингвистических направлений подготовки'

Проблема формирования надпрофессиональных навыков у студентов нелингвистических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ГИБКИЕ) НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ОЦЕНКА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЛОВОЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOFT SKILLS / MOTIVATION / REFLECTION / ASSESSMENT / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING / BUSINESS LANGUAGE / COMMUNICATION / CONTEXT-BASED LEARNING / TEAM WORK / GAME TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелина Марина Вадимовна

Современный рынок труда является динамично преобразующейся и мультифункциональной средой, которая диктует устойчивое, стабильное пополнение и обновление умений, компетенций и навыков профессионала. Чтобы быстро и благополучно адаптироваться к современным требованиям на рынке труда у специалиста должна быть сформирована иноязычная профессиональная компетентность, которая позволит применять иностранный язык как средство извлечения новой профессионально релевантной информации, систематического усовершенствования профессиональных знаний и осуществления коммуникации на профессиональные темы. В связи с переменами в социальной, экономической сферах жизни и прогрессом в области информационных технологий работодатели заинтересовованы в найме специалистов, у которых высоко развиты не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, называемые надпрофессиональными или гибкими навыками. В данной научной статье дается определением надпрофессиональных навыков, приводятся их примеры, проводится теоретический анализ условий формирования надпрофессиональных или гибких навыков. В статье раскрываются формы и методы работы на учебных занятиях для формирования и развития надпрофессиональных навыков. Рассматриваются преимущества приведенных в исследовании способов организации работы. В статье также говорится о введении наряду с общеобразовательными и профильными дисциплинами в ВУЗах, разнообразных предметов, обеспечивающие языковую подготовку студентов неязыковых специальностей с целью постоянного профессионального и общего интеллектуального и творческого развития, формирования умений пользоваться разными информационными источниками на иностранном языке как в конкретной профессиональной сфере, так и в смежных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емелина Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMING SOFT SKILLS IN HIGHER SCHOOL FOR SOCIAL STUDIES AND SCIENCE STUDENTS

The modern labor market is a dynamically transforming and multifunctional environment that contributes to sustainable, stable acquiring and upgrading skills, competences and abilities of a professional. In order to quickly and easily adapt to modern requirements in the labor market, a specialist has to have a foreign language professional competence, which allows using a foreign language as a means of extracting new professionally relevant information, systematically improving professional knowledge and communication on professional topics. Due to changes in the social and economic spheres and progress in the field of information technology, employers are interested in hiring specialists who have highly developed not only professional skills, but also additional knowledge and soft skills. The research suggests the definition of soft skills, gives examples, presents a theoretical analysis of the conditions of professional and soft skills development. The article reveals the forms and methods of work for forming and developing soft skills. The advantages of the work organization methods are considered as well. The article touches upon the introduction of various supplementary subjects that provide language training for social studies and science students for the purpose of continuous professional and general intellectual and creative development and the skills formation for students to use different foreign information sources in a particular professional field, and related fields.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования надпрофессиональных навыков у студентов нелингвистических направлений подготовки»

Emelina Marina Vadimovna PROBLEM OF FORMING ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0057

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

© 2019

Емелина Марина Вадимовна, старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: elena01-05@mail.ru)

Аннотация. Современный рынок труда является динамично преобразующейся и мультифункциональной средой, которая диктует устойчивое, стабильное пополнение и обновление умений, компетенций и навыков профессионала. Чтобы быстро и благополучно адаптироваться к современным требованиям на рынке труда у специалиста должна быть сформирована иноязычная профессиональная компетентность, которая позволит применять иностранный язык как средство извлечения новой профессионально релевантной информации, систематического усовершенствования профессиональных знаний и осуществления коммуникации на профессиональные темы. В связи с переменами в социальной, экономической сферах жизни и прогрессом в области информационных технологий работодатели заинтересовованы в найме специалистов, у которых высоко развиты не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, называемые надпрофессиональными или гибкими навыками. В данной научной статье дается определением надпрофессиональных навыков, приводятся их примеры, проводится теоретический анализ условий формирования надпрофессиональных или гибких навыков. В статье раскрываются формы и методы работы на учебных занятиях для формирования и развития надпрофессиональных навыков. Рассматриваются преимущества приведенных в исследовании способов организации работы. В статье также говорится о введении наряду с общеобразовательными и профильными дисциплинами в ВУЗах, разнообразных предметов, обеспечивающие языковую подготовку студентов неязыковых специальностей с целью постоянного профессионального и общего интеллектуального и творческого развития, формирования умений пользоваться разными информационными источниками на иностранном языке как в конкретной профессиональной сфере, так и в смежных областях.

Ключевые слова: надпрофессиональный (гибкие) навыки, мотивация, рефлексия, оценка, метапредметный подход, профессионально-направленная языковая подготовка, деловой язык, коммуникация, контекстное обучение, командная работа, игровые технологии, интерактивные технологии.

PROBLEM OF FORMING SOFT SKILLS IN HIGHER SCHOOL FOR SOCIAL STUDIES AND SCIENCE STUDENTS

© 2019

Emelina Marina Vadimovna, senior lecturer of the department «Theory and Practice of Translation», Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: elena01-05@mail.ru)

Abstract. The modern labor market is a dynamically transforming and multifunctional environment that contributes to sustainable, stable acquiring and upgrading skills, competences and abilities of a professional. In order to quickly and easily adapt to modern requirements in the labor market, a specialist has to have a foreign language professional competence, which allows using a foreign language as a means of extracting new professionally relevant information, systematically improving professional knowledge and communication on professional topics. Due to changes in the social and economic spheres and progress in the field of information technology, employers are interested in hiring specialists who have highly developed not only professional skills, but also additional knowledge and soft skills. The research suggests the definition of soft skills, gives examples, presents a theoretical analysis of the conditions of professional and soft skills development. The article reveals the forms and methods of work for forming and developing soft skills. The advantages of the work organization methods are considered as well. The article touches upon the introduction of various supplementary subjects that provide language training for social studies and science students for the purpose of continuous professional and general intellectual and creative development and the skills formation for students to use different foreign information sources in a particular professional field, and related fields.

Keywords: soft skills, motivation, reflection, assessment, interdisciplinary approach, professionally-oriented foreign language teaching, business language, communication, context-based learning, team work, game technologies, interactive technologies.

Одним из центральных вопросов в системе высшего профессионального образования является формирование единого научного мировоззрения у выпускников ВУЗов на базе реализации метапредметного потенциала в условиях быстроменяющихся потребностей рынка и жесткой конкуренции. Ученые пишут о реформировании системы высшего образования, объясняя данный процесс расширением российского бизнес пространства, установлению сотрудничества с международными компаниями, участием российских специалистов в международных конференциях и симпозиумах, установлению научных связей с иностранными коллегами [1-2].

Данные явления вызвали изменение социального заказа на профессионалов. Выпускникам ВУЗов стало недостаточно обладать только знаниями в своей профессиональной сфере. К будущим специалистам стало предъявляться требование владения иностранным языком на таком уровне, который поможет им интегрироваться в международное сообщество. В связи с этим исследователи отмечают необходимость формирования как про-

фессиональных, так и надпрофессиональных (мягких навыков), которые способствуют эффективному освоению профессии выпускниками ВУЗов и приобретению новых знаний, навыков и компетенций, развитию аналитического и творческого мышления, формированию мобильности, гибкости, стрессоустойчивости, инициативности, дисциплинированности, организованности, коммуникабельности и активной жизненной позиции. Согласно определению термина «soft skills» в Cambridge Dictionary и Collins Dictionary гибкие или надпрофес-сиональные навыки - это совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [3-4]. Термин hard skills и soft skills были заимствованы из сферы информационных технологий по аналогии с терминами hardware (аппаратное обеспечение) и software (программное обеспечение). Изначально данные понятия применялись только в экономике и менеджменте, но по прошествии времени они стали активно употребляться в контексте высшего профессионального образования.

педагогические науки

Емелина Марина Вадимовна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ...

Авторы работ сходятся во мнении о том, что над-профессиональные навыки - это социальные и коммуникативные навыки, позволяющие плодотворно продуктивно работать в команде и решать профессиональные задачи. Исследователи утверждают, что одним из неотъемлемых компонентов метакомпетентности выпускника ВУЗа являются надпрофессиональные навыки: критическое мышление, сенситивность в сфере межличностного общения, руководство коллективом, целеустремлённость, ответственность, креативность, коллаборативность (способность к сотрудничеству). В следствии своей коммуникативной, общегуманитарной и социокультурной природы языковая подготовка обеспечивает достижение метапредметных результатов и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Надпрофессиональные навыки связаны с эмоциональными и коммуникативными качествами выпускников ВУЗов, а также определяют во многом их перспективность, успешность и востребованность на рынке труда, его стремление к самосовершенствованию и прогрессивному развитию [5-10].

В данной статье иноязычная профессиональная компетентность выпускника ВУЗа анализируется через призму развития общей профессиональной компетентности специалиста как неотъемлемый атрибут его успешной и плодотворной профессиональной деятельности.

С точки зрения методики преподавания уместным и оправданным является профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, предполагающее формирование у студентов способности общения на иностранном языке в профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Грамотно выстроенная профессионально-направленная языковая подготовка предусматривает учет потребностей студентов в изучении иностранного языка, характеристиками будущей специализации.

С одной стороны, изучение языка является самоцелью, с другой стороны, язык является прагматическим средством или инструментом общения, налаживания связей и поддержания контактов между представителями разных национальностей. Язык помогает обмениваться знаниями, анализировать, накапливать, структурировать, применять и обновлять их. Также авторы научных трудов выделяют среди надпрофессиональных компетенций способность к самообразованию, формирование когнитивных и исследовательских навыков, развитие информационной культуры [11].

Зарубежные авторы в целом высказывают аналогичную точку зрения, что и отечественные исследователи по поводу значимости и способах формирования над-профессиональных навыков. Некоторые иноязычные авторы отмечают среди данной категории навыков профессиональную этику, учтивость и вежливость при коммуникации, а также важность развития эффективной письменной коммуникации [12].

Также исследователи считают, что основными препятствиями на пути к формированию надпрофссио-нальных навыков является традиционно лекционно-се-минарское занятие, которые должны быть заменены на коллективный способ обучения, при котором студенты могут общаться и обмениваться опытом, учится высказывать и аргументировать свое мнение, идти на компромиссы, взвешенно принимать решения. Работа в парах и микрогруппах, которая представляет собой одну из форм коллективного способа обучения, помогает воссоздать атмосферу реального общения. Студенты оказываются поставлены в ситуацию, когда без активного участия и вовлеченности в коллективное обсуждение невозможно выполнить задание на высоком уровне. Коллективный способ обучения также содействует формированию благоприятной психологической атмосферы на занятии: в силу небольшого словарного запаса и недостаточно глубоких знаний в области грамматики сту-

денты испытывают страх, неуверенность при выступлении перед обширной аудиторией, в то время как ведение дискуссии в парах или мини группах представляется им более комфортным методом и повышает их результативность и работоспособность. Целесообразным будет заметить, что при коллективном способе обучения акцент смещается с преподавателя на студента, то есть время говорения преподавателя сокращается, а время говорения студента увеличивается. Данный аспект является важным, поскольку невозможно научить студента общаться без предоставления ему возможности изъясняться на иностранном языке. Работа в парах и микрогруппах позволяет имплементировать метод самооценки и взаимооценки, поскольку студенты учатся объективно оценивать свои достижения и делать выводы из совершенных ошибок. Исследователи подчеркивают необходимость обновления состава групп, так как данная мера позволяет сплотить коллектив студентов и обогатить их языковой багаж [13].

Целесообразным будет упомянуть использование мультимедийных средств при организации самостоятельной работы студентов. Компьютерная система дополняет и усиливает конвенциональную методику преподавания английского языка. Примером является учебная электронная среда Moodle на платформе Росдистанта, применяющаяся в качестве дополнения к очному курсу обучения. Данная технология позволяет студентам 2 курса выполнять дистанционно и в любое удобное для них время задания на усвоение, отработку и закрепление учебного материала по 8 модулям. Студентам предлагается выполнить задания в тестовом режиме на аудирование, чтение, лексику и грамматику. Преимуществом данной технологии является автоматическая обработка результатов сделанных заданий. Также студенты должны выполнить задание по части письма (Writing), которые проверяются преподавателем с последующим комментарием и оценкой за работу.

В трудах вышеупомянутых деятелей особое внимание уделяется контекстному обучению, в рамках которого моделируется максимально приближенная к современным реалиям профессиональная ситуация, требующая успешного решения. К формам контекстного обучения относят игровое и проектное обучение, которые призваны вызвать студентов на диалог / полилог, проявить индивидуальные личностные и деловые качества, повышая мотивацию студентов и нацеленность на результат. Например, развитию надпрофессиональных навыков способствуют игровые интерактивные технологии, среди которых наиболее эффективными являются Quizlet, Memorize, Kahoot, Learningapps, Triventy. Перечисленные сайты предлагают большой спектр заданий разных форм на проработку лексико-граммати-ческих аспектов. У преподавателя есть возможность самому разрабатывать задания на необходимую лексику и грамматические конструкции благодаря использованию удобных и понятных опций. Данные технологии помогают не только осуществлять закрепление, обобщение и контроль знаний студентов, но и вызывают у студентов сопернический дух на занятиях, а также заинтересованность и наиболее полное погружение в изучаемый материал.

Другой формой контекстного обучения является просмотр фильмов на иностранном языке с целью заучивания новых лексических единиц, в том числе фразеологизмов, идиом, сленга. С помочью фильмов студенты понимают, как правильно использовать те или иные слова или фразы. Фильмы способствуют визуализации, наглядности и иллюстративности обучения иностранному языку, повышая мотивацию студентов. В группах студентов с высоким уровнем (Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced) преподаватель может дать задание на инсценировку определенной сцены из фильма, что будет способствовать активизации творческих умений, нестандартного мышления, инициативности

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

221

Emelina Marina Vadimovna PROBLEM OF FORMING ..

pedagogical sciences

студентов.

Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в неязыковом ВУЗе, который предполагает развитие у студентов умения ведения иноязычной коммуникации в определенных профессиональных, деловых, научных областях и ситуациях. Успешную реализацию данного подхода на базе Тольяттинского государственного университета обеспечивает введение в учебно-образовательный процесс таких курсов как «Деловой английский язык» и «Профессиональный английский язык», в рамках которых студенты обучаются правильному и продуктивному ведению бизнес коммуникации, деловому этикету, написанию разных видов писем, речевым формулам и оборотам, принятых в деловой и профессиональной сферах деятельности, навыкам презентации, монологической и диалогической речи, эффективному взаимодействию в команде, терминам по профессиональной деятельности, правилам телефонных разговоров, прохождению собеседования на иностранном языке при трудоустройстве, написание научных статей под руководством преподавателей [14].

Говоря о курсе «Профессиональный английский язык», в ходе которого студенты учатся переводить аутентичные иноязычные тексты важно подчеркнуть значимость командного перевода как одного из способов формирования надпрофессиональных навыков, работа над которым будет проходить в два этапа: перевод отдельными участниками группы отрывков спецтекста, которые самостоятельно распределяются студентами между собой, и редакторская правка текста перевода всеми участниками каждой команды. Командная работа обеспечивает формирование способности работать в коллективе, а также развивать навыки анализа, делегирования обязанностей и рефлексии [15].

Современное общество испытывает острый дефицит специалистов с хорошо развитыми гибкими навыками. Таким образом, в сферу обязанностей и компетенций преподавателей ВУЗов входит задача обеспечить должное формирование и развитие надпрофессиональных навыков. Для достижения указанной цели в ходе образовательного процесса преподаватель должен делать упор на групповой / командной работе, игровых и интерактивных технологиях, поскольку они помогают преодолеть противоречия, связанные с применяемым традиционных методов обучения и превалированием фронтальных форм работы, усиливают мотивацию к изучению дисциплин, отвечая потребностям и ожиданиям студентов, определяет развитие и обновление неотъемлемых над-профессиональных навыков, которые составляют основу профессиональной состоятельности и самодостаточности выпускников неязыковых ВУЗов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галкина В.В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе// Концепт. 2014. № 1. С. 1-4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-kompetentsiyah-i-kom-petentnostnom-podhode-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-ya-zykam-v-vuze (дата обращения: 14.01.2019).

2. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 374—380. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-gibkih-navykov-sredstvami-mikro-gruppovyh-form-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 14.01.2019).

3. Cambridge Dictionary. - URL: https://dictionary.cambridge.org/ ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/ %D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D 0%BA%D0%B8%D0%B9/soft-skills (дата обращения: 15.01.2019)

4. Collins Dictionary. - URL:https://www.collinsdictionary.com/dic-tionary/english/soft-skills. (дата обращения: 15.01.2019).

5. Сизова Е.В, Бермус А.Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования // Научный диалог. 2017. №12. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/metapredmetnyy-potentsial-inoyazychnoy-podgotovki-v-sisteme-vyss-hego-nelingvisticheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.01.2019).

6. Швалова Г.В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №11.

С. 36-40. — URL: http://e-koncept.ru/2012/12152.htm (дата обращения: 16.01.2019).

7. Назмиева Э.И. Компоненты содержания иноязычной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля в контексте европеизации высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 51-55.

8. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 113-116.

9. Злоцкая Е.М. Методика определения уровня сформированно-сти готовности будущих инженеров к профессионально-ориентированному иноязычному общению//XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 84-87.

10. Тимкина Ю.Ю. Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 120-122.

11. 7Осикова Л.Н., Белозерцева Н.В. Формирование социально-профессиональных компетенций студентов учреждения инклюзивного высшего образования на занятиях по иностранному языку // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 119-132. - - URL: http://pub-lishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2016-2/10-osikova-belozertseva.pdf (дата обращения: 17.01.2019).

12. Lily K.L. Compton. Preparing language teachers to teach language online: a look at skills, roles, and responsibilities, Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol. 22, No. 1. PP. 73 — 99. URL: https://www. tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/09588220802613831 (дата обращения: 18.01.2019).

13. Гриднева Б.О. Формирование иноязычной профессиональной компетентности студентов технического ВУЗа // Духовность личности: методолгия, теория и практика. 2011. № 1(42). С. 22 — 28. — URL: http://oaji.net/articles/2014/690-1396598798.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

14. Косс Е.В. Актуализация содержания обучения деловому иностранному языку как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом ВУЗе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 92-95.

15. Ященко Н.В. Применение технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по переводу спецтекста со студентами неязыковых направлений подготовки // в сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков К 80-летию профессора Л.И. Корниловой: сборник материалов. 2018. С. 248-254. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36249670_36905190.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

Статья поступила в редакцию 24.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.