Научная статья на тему 'Коммуникативная функция права'

Коммуникативная функция права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функция права / правовая коммуникация / взаимодействие субъектов / коммуникативное общение / язык / правовой текст / правовая информация / function of law / legal communication / interaction of subjects / communicative communication / language / legal text / legal information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баринов Павел Сергеевич, Катомина Виктория Александровна

Введение: в статье проведен теоретический анализ коммуникативной функции права как самостоятельного направления правового воздействия. Автор отмечает, что в основе коммуникативной функции права лежит понятие правовой коммуникации, сущность которой до сих пор не определена однозначно. Правовая коммуникация обеспечивает общение людей в правовой действительности, влияет на качество и содержание такого диалога. Цель: исследовать специфику проявления коммуникативной функции права в обществе и государстве; выявить особенности данного правового направления. Методологическая основа: диалектический метод, системный подход, формально-юридический метод. Результаты: доказано, что структуру правовой коммуникации образуют субъекты, объекты, предмет, язык и т.д. Коммуникативное общение может проходить по различным каналам с использованием разнообразных методов и способов получения, передачи информации, корректирования правового общения. Целью коммуникативной функции права является уяснение и разъяснение смысла правового предписания, обеспечение безопасного и упорядоченного взаимодействия участников социальных связей. Выводы: коммуникативная функция права обеспечивает не только передачу информации от одного субъекта другому. Любая коммуникация предполагает ответную активность, обратную связь с участниками правового общения. Поэтому в процессе реализации коммуникативной функции права важно взаимодействие между коммуникаторами, которое направлено в т.ч. и на обеспечение эффективной результативной совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Function of Law

Background: the article provides a theoretical analysis of the communicative function of law as an independent direction of legal influence. The author notes that the basis of the communicative function of law is the concept of legal communication, the essence of which is still not clearly defined. Legal communication ensures the communication of people in legal reality, affects the quality and content of such a dialogue. Objective: to investigate the specifics of the manifestation of the communicative function of law in society and the state; to identify the features of this legal direction. Methodology: dialectical method, systematic approach, formal legal method. Results: proved that the structure of legal communication is formed by subjects, objects, subject, language, etc. Communicative communication can take place through various channels, using a variety of methods and ways of obtaining, transmitting information, correcting legal communication. The purpose of the communicative function of law is the clarification and explanation of the meaning of a legal prescription, ensuring safe and orderly interaction of participants of social relations. Conclusions: the communicative function of law provides not only the transfer of information from one subject to another. Any communication involves reciprocal activity, feedback from participants in legal communication. Therefore, in the process of implementing the communicative function of law, interaction between communicators is important, which is aimed, among other things, at ensuring effective joint activities.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная функция права»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-4-22-29 УДК 340.1

П.С. Баринов, В.А. Катомина КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА

Введение: в статье проведен теоретический анализ коммуникативной функции права как самостоятельного направления правового воздействия. Автор отмечает, что в основе коммуникативной функции права лежит понятие правовой коммуникации, сущность которой до сих пор не определена однозначно. Правовая коммуникация обеспечивает общение людей в правовой действительности, влияет на качество и содержание такого диалога. Цель: исследовать специфику проявления коммуникативной функции права в обществе и государстве; выявить особенности данного правового направления. Методологическая основа: диалектический метод, системный подход, формально-юридический метод. Результаты: доказано, что структуру правовой коммуникации образуют субъекты, объекты, предмет, язык и т.д. Коммуникативное общение может проходить по различным каналам с использованием разнообразных методов и способов получения, передачи информации, корректирования правового общения. Целью коммуникативной функции права является уяснение и разъяснение смысла правового предписания, обеспечение безопасного и упорядоченного взаимодействия участников социальных связей. Выводы: коммуникативная функция права обеспечивает не только передачу информации от одного субъекта другому. Любая коммуникация предполагает ответную активность, обратную связь с участниками правового общения. Поэтому в процессе реализации коммуникативной функции права важно взаимодействие между коммуникаторами, которое направлено в т.ч. и на обеспечение эффективной результативной совместной деятельности.

Ключевые слова: функция права, правовая коммуникация, взаимодействие субъектов, коммуникативное общение, язык, правовой текст, правовая информация.

P.S. Barinov, V.A. Katomina

COMMUNICATIVE FUNCTION OF LAW

Background: the article provides a theoretical analysis of the communicative function of law as an independent direction of legal influence. The author notes that the basis of the communicative function of law is the concept of legal communication, the essence of which is still not clearly defined. Legal communication ensures the communication of people in legal reality, affects the quality and content of such a dialogue. Objective: to investigate the specifics of the manifestation of the communicative function of law

" © Баринов Павел Сергеевич, 2022

1 Кандидат юридических наук, директор (Балаковский филиал Саратовской государственной юридиче-

S ской академии)

© Катомина Виктория Александровна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Пензенский государственный университет); e-mail: [email protected]

© Barinov Pavel Sergeevich, 2022

Candidate of Law, Director of the Institute of Second Higher and Distance Learning (Saratov State Law Academy) © ^tomina Viktoria Aleksandrovna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines (Penza 22 State University)

in society and the state; to identify the features of this legal direction. Methodology: dialectical method, systematic approach, formal legal method. Results: proved that the structure of legal communication is formed by subjects, objects, subject, language, etc. Communicative communication can take place through various channels, using a variety of methods and ways of obtaining, transmitting information, correcting legal communication. The purpose of the communicative function of law is the clarification and explanation of the meaning of a legal prescription, ensuring safe and orderly interaction of participants of social relations. Conclusions: the communicative function of law provides not only the transfer of information from one subject to another. Any communication involves reciprocal activity, feedback from participants in legal communication. Therefore, in the process of implementing the communicative function of law, interaction between communicators is important, which is aimed, among other things, at ensuring effective joint activities.

Key-words: function of law, legal communication, interaction of subjects, communicative communication, language, legal text, legal information.

Одной из сложных проблем современной юридической науки, не теряющей своей актуальности несколько десятилетий, являются вопросы изучения функций права. Несмотря на то, что данная тематика не нова для юриспруденции, до сих пор по указанной проблеме ведутся многочисленные дискуссии. Причем высказываются разнообразные мнения как по определению понятия функции права, его сущности, содержанию, так и выделяются разнообразные взгляды на классификацию функций права.

Вообще под функцией принято понимать феномен, зависящий от иного явления или процесса, который ввиду изменения других явлений и процессов, сам изменяется. Зачастую понятие функции права определяется как основное направление правового воздействия на общественные отношения, отражающие сущность права [1, с. 71]. Однако такой подход к пониманию функции права в научной литературе подвергся обоснованной критике, поскольку он не подчеркивает сущностный элемент функции права — направленность на изменение других явлений и процессов, а также отражает исключительно регулятивный компонент права и только.

Вместе с тем право воздействует на различные компоненты социальной реальности, различных субъектов, их сознание и поведение. В этой связи под функцией права следует понимать основные направления воздействия права на различные компоненты и сферы объективной реальности.

Не стоит сводить понятие функции права к его роли в жизни общества. Роль права — более широкая дефиниция, поскольку охватывает как функции права, так и его дисфункции [2, с. 20] в зависимости от конкретного исторического периода времени.

Функции права весьма разнообразны, среди них немаловажное значение имеет коммуникативная функция. В литературе отмечается, что «коммуникативный аспект права проявляется как на этапе его возникновения, так и всего последующего развития» [2, с. 20]. В последние годы стало придаваться особое значение данной функции. Это связано с тем, что основу права и правовой реальности составляет правовая коммуникация. Кроме того, постоянно развивается информационное правовое пространство, в рамках которого видоизменяется правотворческая, правоприменительная, интерпретационная деятельность,

трансформируются иные правовые явления. Не стоит забывать и о том, что человек — существо коммуникативное, постоянно взаимодействующее с разными субъектами. Коммуникативность человека является необходимым фактором существования человека как такового. Только коммуникация формирует человека как интеллектуального, эмоционального субъекта и только через коммуникацию человек может познать самого себя [3, с. 293].

Любая коммуникация ставит перед собой цель не только довести определенную информацию до сведения адресата, но и произвести некое действие, достичь того или иного эффекта. Правовая коммуникация обеспечивает общение людей в правовой действительности и влияет на качество и содержание такого диалога.

В этой связи целью данного исследования является рассмотрение особенностей и специфики проявления коммуникативной функции права в обществе и государстве. Однако сложность в понимании коммуникативной функции права заключается в том, что она тесно переплетена с иными направлениями правового воздействия: регулятивной, охранительной, воспитательной и т.д. Отмеченное обстоятельство ставит вопрос о необходимости выделения коммуникативной функции права в качестве самостоятельного направления правового воздействия. В то же время, происходящие в обществе коммуникативные процессы, существующее многообразие форм правовой информации позволяет прийти к выводу о том, что функции права в той или иной мере обладают коммуникативным характером. Однако рассмотрение коммуникативной функции в качестве самостоятельного направления правового воздействия позволяет выделить ее специальные качества и показать особую роль в становлении и развитии общества, государства и права.

Коммуникативная функция оказывает огромное влияние на трансформацию общества, а потому носит конкретно-исторический характер. Первоначально субъекты общественных отношений стали определять те или иные модели поведения в обществе в качестве благоприятных либо, наоборот, запретных, что в свою очередь позволило сформировать первобытные табу. Причем правила поведения преимущественно имели устный характер и только позднее определение того или иного объема прав и обязанностей в конкретных ситуациях нашло свое закрепление в письменных источниках.

При этом коммуникативная функция права играла не только социально-преобразующую роль. Так, существование цензуры в советский период времени придало рассматриваемой функции консервативный характер. Это объясняется тем, что за эволюцией и функционированием государственно-правовых явлений и процессов всегда стоят люди, которые могут не только активизировать, но и тормозить развитие общества, государства и права.

В основе коммуникативной функции права лежит понятие правовой коммуникации, сущность которой до сих пор не определена однозначно.

Коммуникация выступает основой становления права. Ярким представителем данного подхода выступает А.В. Поляков, по мнению которого, правовая коммуникация возникает тогда, когда субъект права реализует свои права, свободы и законные интересы. Правовая коммуникация, по его мнению, опосредуется правовым текстом. При этом правовой текст необходимо отличать от правовой нормы: «Правовая норма находится не в тексте, а в психосоциокультурной действительности» [4, с. 9]. При этом правовой текст выступает предпосылкой

правовой коммуникации, а не ее результатом. Именно благодаря правовому тексту и происходит правовое взаимодействие, правовой диалог, правовое общение.

Правовую коммуникацию в литературе рассматривают с различных подходов. Так, правовая коммуникация в узком смысле представляет собой «юридически регламентированный процесс обмена правовой информацией между субъектами правового общения, протекающий в особом порядке с соблюдением осуществляемых в определенной последовательности процедур» [5, с. 249].

Напротив, в рамках широкого понимания, которого придерживаются А.В. Поляков, Е.А. Романова [6], Е.Ф. Усманова [7], правовая коммуникация представляет собой процесс общения между субъектами по поводу правовой информации, направленной на создание, содержание и преобразование правовой действительности. В ходе правовой коммуникации осуществляется сбор, учет, обработка и передача правовой информации, ее систематизация и опубликование.

Ключевым моментом правовой коммуникации является правовое взаимодействие субъектов, которое возникает на основе толкования правовой информации, представляющей участникам правоотношений определенные права или возлагающей на них некоторые обязанности. Такое понимание правовой коммуникации позволяет включить в ее содержание абсолютно любые правовые процессы и явления, поскольку предполагает любое взаимодействие субъектов в правовой сфере жизни общества.

В структуре правовой коммуникации важное значение придается языку как особому средству выражения воли законодателя, правоприменителя и интерпретатора и доведение ее до сознания различных участников общественных отношений. Право воздействует на сознание и волю субъектов посредством языка. Именно язык является средством передачи правовой информации о содержании юридических предписаний. На данное обстоятельство в свое время обращал внимание С.С. Алексеев. Так, он отмечал: «Язык в праве — это не только вопросы юридической техники и стилистики, это конструктивные моменты самого существования права как своеобразного феномена социальной действительности, его бытия в виде конституционного явления» [8, с. 7].

Таким образом, язык можно рассматривать не просто как элемент юридической техники, но и лингвистическую субстанцию, которая взаимодействует с юридической техникой и обеспечивает прохождение акта правовой коммуникации. Исходя из этого, можно определить право как особую форму взаимодействия государства и общества, некий диалог государственной власти и народа, где язык образует коммуникативный код для ведения такого диалога [9, с. 21]. При этом правовой язык не стоит подводить исключительно под элементарные требования юридической техники с точки зрения простоты, ясности, четкости, понятности. Конечно, не забывая об этих правилах, не стоит полностью на них концентрироваться, поскольку это может привести к нивелированию позитивистской стороны права. Ведь упрощение правового текста далеко не всегда свидетельствует о понятности содержания юридического предписания субъектам правовой коммуникации.

Субъектами правовой коммуникации могут выступать различные участники общественных отношений: законодатель, органы исполнительной власти, суд, органы местного самоуправления, юридические лица, отдельный человек или группа людей и т.д.

Право зачастую характеризуется односторонностью направления и ассиме-тричностью сторон. Так, законодатель или иной орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями, передает гражданину (группе граждан) правовую информацию. Однако для эффективного правового регулирования этого недостаточно. Для получения какого-либо результата праву важны как субъект, передающий информацию, так и субъект, ее получающий. Иными словами праву важно правовое взаимодействие, которое обеспечивается правовой коммуникацией. Сведение на нет коммуникативного аспекта может отразиться не лучшим образом на регулятивно-охранительных функциональных качествах права.

Коммуникативный аспект права позволяет развивать обратную связь, благодаря которой гражданин (группа граждан) может проявлять активность и подавать юридически значимый информационный сигнал о своих предпочтениях. В современных условиях для этого используются социальные сети, электронная почта, интернет-порталы, новостные каналы и т.д. Именно посредством новых информационных технологий, ресурсов информационной среды происходит правовая коммуникация между государственной властью и населением. Для этого органы власти могут прибегать к социологическим опросам, в ходе которых получают оценку отношения населения к определенным государственно-правовым явлениям, процессам, нормативным правовым актам и т.д.

В ходе правовой коммуникации в последние годы широко стали применяться открытые данные. Благодаря последним адресаты правовой коммуникации получают относительно полную и достоверную правовую информацию о деятельно-я сти органов публичной власти. На таких порталах как «Судебные и нормативные ? акты РФ», официальный интернет-портал правовой информации http://pravo. а gov.ru и др. можно ознакомиться с соответствующими актами. | Благодаря коммуникативному аспекту права в юридической деятельности

I стали появляться «новые» субъекты правовой коммуникации. В качестве при-| мера можно привести робота, который обеспечивает в автоматическом режиме I списывание денежных средств у должников, процесс получения в органы госу-

| дарственной власти заявлений, предложений или жалоб граждан и т.д. [10, с. 146]

ф

| На развитие коммуникативного аспекта права оказывают влияние и отдель-

§ ные ученые-правоведы, формирующие юридическую доктрину. Так, с учетом особенностей правосознания общества, правовой культуры и господствующей | юридической доктрины в процессе правотворчества принимаются нормативные | правовые акты, разрешаются юридические споры и конфликты в правоприменительной деятельности, уясняется и трактуется смысл и значение юридических | терминов и определений.

ё Объектом правовой коммуникации выступает объективное содержание

§ правового текста, который закреплен в законе, подзаконном акте, правопри-| менительном акте и т.д. Однако ограничиваться только таким пониманием | объекта правовой коммуникации не стоит. В условиях цифровизации общества появились такие объекты правового взаимодействия, которые существуют только в виртуальном мире, в частности, речь идет о компьютерных программах, интернет-сайтах и т.д. Информация, содержащаяся в объекте правовой коммуникации, выступает предметом правовой коммуникации, обеспечивающей активное взаимодействие субъектов правовой коммуникации. Такая 26 информация зачастую содержит сведения о правах и обязанностях субъектов

общественных отношений. Правовая информация может содержатся в текстах нормативных, правоприменительных, интерпретационных актов, в научной и учебной литературе и т.д. Только через уяснение и интерпретацию правовые тексты в последующем трансформируются в юридические предписания, способные воздействовать на волю, сознание и поведение участников общественных отношений, определяя его как правовое. Облеченная в текстуальную форму правовая информация сохраняется и передается последующим поколениям. Следовательно, коммуникативная функция права обеспечивает преемственность в развитии государственно-правовых явлений и процессов. К примеру, многие юридические термины и понятия, известные со времен Древнего Рима, унаследованы действующим современным законодательством.

Отмеченное обстоятельство позволяет определить цель коммуникативной функции права. Убеждены, что коммуникативный аспект права направлен на уяснение и разъяснение смысла правового предписания, обеспечение безопасного и упорядоченного взаимодействия участников социальных связей. Кроме того, коммуникативная функция права опосредована целями и задачами государства, стоящими в определенный период времени. Например, необходимость борьбы с преступностью порождает ведение профилактической работы с населением по этому поводу, принятие соответствующих нормативных правовых актов и доведение их содержания до общества. Однако, как отмечалось, коммуникативное воздействие, оказываемое на участников общественных отношений, может быть и негативным, в частности, в случае его осуществления на основе пропаганды и агитации правонарушений. Но как бы то ни было, коммуникативная функция права носит положительный характер, т.к. направлена на укрепление взаимо- | действия государства и общества, обеспечение законности и правопорядка. и

В основе коммуникативного взаимодействия лежит коммуникативная по- а требность в получении полной и достоверной информации. Для этого могут ис- о пользоваться различные методы и способы получения, передачи информации, о корректирования правового общения. Так, в условиях цифровизации обще- о

п

ства все большую популярность получают электронные способы заключения а гражданско-правовых сделок. Коммуникативное общение может проходить по в

т « н

различным каналам. Так, можно выделить научный канал, в рамках которого о

ученые взаимодействуют посредством научных статей и монографий; учебный р

канал, обеспечивающий правовое общение между преподавателями и студентами |

(слушателями) в стенах высшего учебного заведения; и государственно-правовой к

канал, с помощью которого правоохранительные органы информируют населе- а

ние и других субъектов об общественно-значимых событиях и мероприятиях. |

Изменение объективной реальности, обусловленное появлением новых ин- ии

формационных технологий, уже привело и приводит к изменению самого права, ¡§

его внешней формы. Так, некоторые нормативные правовые акты публикуются 11

на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. )

Изменение формы права неминуемо приводит к изменению содержания юри- 2 дических предписаний, касающихся правил получения, обработки, передачи и опубликования правовой информации.

Вместе с тем коммуникативная функция права не всегда реализуется эффективно. Причинами такого проявления могут быть кризис в обществе, активизация элементов юридической антикультуры, неполнота и недостоверность

правовой информации и т.д. Кроме того, развитие информационных технологий, 27

предполагающее использование различных интернет-платформ может привести не только к усилению коммуникативного сотрудничества, но и породить конфронтацию. Так, посредством сети Интернет можно не только управлять людьми, но и манипулировать их сознанием. Поэтому задачей коммуникативной функции права будет являться обеспечение нормативных правил правовой коммуникации, в том числе и в цифровой среде, не допускающих нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей Интернет. Право должно четко определять вид и пределы юридической ответственности владельцев и пользователей социальных сетей, мессенджеров, интернет-платформ и т.д.

В заключении подчеркнем, что коммуникативная функция права, являясь самостоятельным направлением правового воздействия, отражает уровень коммуникативного взаимодействия субъектов общественных отношений посредством получения обобщения, передачи и использования правовой информации. Именно данная функция права обеспечивает воплощение правовой информации в тексты правовых актов, и как следствие, реализацию прав и обязанностей участников социальных связей. Право предстает в роли информации, которую субъекты правоотношений используют в конкретных жизненных ситуациях для удовлетворения собственных интересов. Между тем коммуникативная функция права обеспечивает не только передачу информации от одного субъекта другому. Любая коммуникация предполагает ответную активность, обратную связь с участниками правового общения. В процессе реализации коммуникативной функции права важно взаимодействие между коммуникаторами, которое направлено не только на обмен правовой информации о правах и обязанностях субъектов, но и на обеспечение эффективной результативной совместной деятельности. Поэтому законодателя должно волновать как его волеизъявление будут воспринимать участники общественных отношений и как закон будет работать на практике.

Библиографический список

1. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 71-83.

2. Попов В.И. Коммуникативная функция права // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 19-22.

3. Усманова Е.Ф. Понятие и особенности коммуникативной функции правовой культуры // Наука и современность. 2014. № 27. С. 292-295.

4. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование): дис. ... д-ра юрид. наук в виде науч. докл. СПб., 2002. 94 с.

5. Потемкина О.С. Значение правовой коммуникации в механизме действия права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. С. 247-251.

6. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 22 с.

7. Усманова Е.Ф. Понятие и элементы правовой коммуникации // Мир науки и образования. 2018. № 1. С. 13.

8. Алексеев С.С. Право — институционное социальное образование // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права: межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. С. 3-10.

9. Голев Н.Д. Правовая коммуникация в зеркале естественного языка // Юрислинг-вистика. 2006. № 7. С. 8-39.

10. Потемкина О.С. Коммуникация функция права в условиях цифровизации юридического пространства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 144-153.

References

1. Abramov A.I. The Concept of the Function of Law // Journal of Russian Law. 2006. No. 2. Р. 71-83.

2. Popov V.I. The Communicative Function of Law // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. Р. 19-22.

3. Usmanova E.F. The Concept and Features of the Communicative Function of Legal Culture // Science and Modernity. 2014. No. 27. Р. 292-295.

4. Polyakov A.V. The Communicative Concept of Law (genesis and theoretical and legal justification): dis. ... Doc. of Law in the form of a scientific report. St. Petersburg, 2002. 94 p.

5. Potemkina O.S. The Significance of Legal Communication in the Mechanism of Law Action // Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2020. No. 5. Р. 247-251.

6. Romanova EA. Legal Communication: General Theoretical Aspect: extendd abstract. dis. ... cand. of law. Saratov, 2011. 22 p.

7. Usmanova E.F. The Concept and Elements of Legal Communication // The world of science and education. 2018. No. 1. Р. 13.

8. Alekseev S.S. Law — Institutional Social Education // Questions of the theory of state and law. Actual problems of the theory of the socialist state and law: interuniversity scientific collection. Saratov: Sarat. Publishing House. un-ta, 1983. Р. 3-10.

9. Golev N.D. Legal Communication in the Mirror of Natural Language // Jurisling-uistics. 2006. No. 7. Р. 8-39.

10. Potemkina O.S. Communication is the Function of Law in the Conditions of Digita-lization of the Legal Space // Legal Policy and Legal Life. 2021. No. 2. Р. 144-153.

о

го о ж О

Sc о

о

д

ш тз

0 —I

го ф

1

1

О Sc

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тз

S

д

S

X ф

о

X

о

Sc а ж

ш д

ф §

S S

ю —

4

)

2 О N) N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.