Научная статья на тему 'Понятие и элементы правовой коммуникации'

Понятие и элементы правовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / LEGAL COMMUNICATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / СУБЪЕКТЫ ПРАВА / SUBJECTS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Елена Фанильевна

В статье анализируются проблемы определения элементов правовой коммуникации. Правовая коммуникация включает в себя вербальные (устные и письменные) и невербальные средства коммуникативного взаимодействия между субъектами права. Информационная сторона правовой коммуникации выражается в особой языковой форме, определяющей принципы поведения участников, определённые нормами права; интерактивная сторона в определении организационного принципа коммуникативного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ELEMENTS OF LEGAL COMMUNICATION

The article analyzes the problems of determining the elements of legal communication. Legal communication includes verbal (oral and written) and non-verbal means of communicative interaction between subjects of law. The information side of legal communication is expressed in a special linguistic form that determines the principles of participants' conduct, determined by the rules of law; the interactive side in determining the organizational principle of communicative cooperation.

Текст научной работы на тему «Понятие и элементы правовой коммуникации»

УДК 340.01

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Усманова Елена Фанильевна

Канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск E-mail: [email protected]

CONCEPT AND ELEMENTS OF LEGAL COMMUNICATION

Elena Usmanova

PhD in Law, Assistant Professor Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы определения элементов правовой коммуникации. Правовая коммуникация включает в себя вербальные (устные и письменные) и невербальные средства коммуникативного взаимодействия между субъектами права. Информационная сторона правовой коммуникации выражается в особой языковой форме, определяющей принципы поведения участников, определённые нормами права; интерактивная сторона — в определении организационного принципа коммуникативного сотрудничества.

АBSTRACT

The article analyzes the problems of determining the elements of legal communication. Legal communication includes verbal (oral and written) and non-verbal means of communicative interaction between subjects of law. The information side of legal communication is expressed in a special linguistic form that determines the principles of participants' conduct, determined by the rules of law; the interactive side - in determining the organizational principle of communicative cooperation.

Ключевые слова: правовая коммуникация; правовая культура; субъекты права.

Keywords: legal communication; legal culture; subjects of law.

Правовая коммуникация - определённый порядок взаимодействия субъектов, основанный на юридических нормах и связанный с обменом правовой информации, необходимой для их удовлетворения потребностей и законных интересов.

Основными элементами содержания правовой коммуникации являются: целевое назначение коммуникации; правовые принципы; объект правовой коммуникации; субъекты, реализующие свои законные интересы и потребности; соответствующая нормативная база; юридическая информация; правовые тексты; совокупность средств, приёмов и способов коммуникации; обратная связь[4, с.17]

Поляков А.В. сравнивает правовую коммуникацию с химической реакцией и говорит, что « только в результате определённой «химической реакции» -при возникновении правовой коммуникации - возникает право». То есть речь идёт о единстве компонентов права, только тогда они представляют собой право, как целостное явление[3, с.36]

Теперь рассмотрим каждый элемент правовой коммуникации.

Говоря о целевом назначении коммуникации, то здесь речь идёт о эффективности взаимодействия субъектов права в части управления деятельностью получателя юридической информации.

Современные требования к проведению процессуальной формы коммуникации, его формализованной стороне, предполагают выполнение юристами обязательных условий, при которых данная профессиональная коммуникация никем не может быть нарушена со стороны. Данные процедуры точно прописаны в законе, начиная с главных положений, без которых не может состояться сам акт общения, и, кончая процессуальными формальностями, которые завершают диалог сторон с одновременным протоколированием. Данное профессиональное общение предполагает такую способность коммуникации юриста как хорошее владение и речью, которую он строит в диалоге, и хорошим умением параллельного письменного изложения полученной информации. Плохо поставленная речь и язык юриста, неумение правильно излагать услышанное в диалоге, может пагубно повлиять на весь ход общения, игнорирование которых может стать причиной для признания недействительными результатов, которые юрист получил в ходе общения. А возможно и повлечь за собой и другие пра-

вовые санкции к тому специалисту, кто неграмотно вел коммуникацию-диалог.

Субъектами правовой коммуникации является физические, юридические лица, так же государственные органы, должностные лица. Таким образом, видим, что правовая коммуникация имеет место на различных уровнях.

Правовые тексты - это тексты, которые определяют определённые поведенческие возможности для субъектов. Текст становится правовым, когда существуют социальные субъекты, способные понять смысл данного текста и воплотить его в своём поведении. Трансляция правового текста через его восприятие-интерпретацию, оценку и легитимацию в поведение неизбежно влечёт за собой возникновение права как упорядоченного через взаимные права и обязанности поведения членов общества[2, с.6]

Правовой текст как знаковая система даёт возможность интерпретирующему этот текс субъекту понять смысл того правила, которое должно стать нормой. Правовая норма - это норма поведения, и нормой правовой коммуникации может стать только такое правило, которое реализуется в поведении ссубъектов как их права и обязанности

Правовые тексты имеют письменную формы, то есть представляют собой совокупность предложений, слов и связаны с возникновение, изменением и прекращением правоотношений.

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. Правовая информация излагается в языковой форме, может носить как императивный, так и диспозитивный характер, доступна для ознакомления любому субъекту, обращена к неопределённому кругу людей.

К приёмам, средствам и способам правовой коммуникации стоит относить коммуникативные тактики, навыки и стратегии.

Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения и

коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определённой коммуникативной цели, стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт[5, с.30]

Коммуникативная тактика, в процессе стратегии, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодей-ствия[1, с.78]

К навыкам относятся способность к выстраиванию коммуникативных стратегий.

Весь процесс правовой коммуникации основывается на таких основополагающий и руководящих начала как законность, справедливость, гласность, гуманизм, и др.

Таким образом ни правовые тесты, ни правовые принципы, ни отдельно субъекты, объекты, навыки и правовая информация не образуют право в качестве разрозненных элементов. Их объединяет именно правовая коммуникация, возникающая как интерсубъективная реальность, связывающим звеном которой являются взаимодействующие субъекты.

Список литературы:

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие. Воронеж, 2000. - 175 с.

2. Поляков А.В. Ещё раз о правовой коммуникации и о других необходимых объектах научного изучения, без которых невозможно понять право // Известия высших учебных заведений: научно-теоретический журнал. Правоведение. - М. - 2012. - № 5. - С. 6-8.

3. Поляков А.В. Нормативность правовой коммуникации // Правоведение. - 2011. - № 5. - С. 27-45.

4. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ: автореф. дис...канд. юрид. наук. Саратов, 2011. - 22 с.

5. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. - № 4 (68). - С. 29-31.

References

1. Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikacii: Ucheb. Posobie. Voronezh, 2000. - 175 s.

2. Polyakov A.V. Eshchyo raz o pravovoj kommunikacii i o drugih neob-hodimyh ob"ektah nauchnogo izucheniya, bez kotoryh nevozmozhno ponyat' pravo // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij: nauchno-teoreticheskij zhurnal. Pravovedenie. - M. - 2012. - № 5. - S. 6-8.

3. Polyakov A.V. Normativnost' pravovoj kommunikacii // Pravovedenie. -2011. - № 5. - S. 27-45.

4. Romanova E.A. Pravovaya kommunikaciya: obshcheteoreticheskij ana-liz: avtoref. dis...kand. yurid. nauk. Saratov, 2011. - 22 s.

5. Romanova E.A. Pravovaya kommunikaciya: obshcheteoreticheskij ana-liz // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj akademii prava. 2009. - № 4 (68). - S. 2931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.