УДК 340.01
ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Усманова Елена Фанильевна
Канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск E-mail: [email protected]
CONCEPT AND ELEMENTS OF LEGAL COMMUNICATION
Elena Usmanova
PhD in Law, Assistant Professor Mordovian humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются проблемы определения элементов правовой коммуникации. Правовая коммуникация включает в себя вербальные (устные и письменные) и невербальные средства коммуникативного взаимодействия между субъектами права. Информационная сторона правовой коммуникации выражается в особой языковой форме, определяющей принципы поведения участников, определённые нормами права; интерактивная сторона — в определении организационного принципа коммуникативного сотрудничества.
АBSTRACT
The article analyzes the problems of determining the elements of legal communication. Legal communication includes verbal (oral and written) and non-verbal means of communicative interaction between subjects of law. The information side of legal communication is expressed in a special linguistic form that determines the principles of participants' conduct, determined by the rules of law; the interactive side - in determining the organizational principle of communicative cooperation.
Ключевые слова: правовая коммуникация; правовая культура; субъекты права.
Keywords: legal communication; legal culture; subjects of law.
Правовая коммуникация - определённый порядок взаимодействия субъектов, основанный на юридических нормах и связанный с обменом правовой информации, необходимой для их удовлетворения потребностей и законных интересов.
Основными элементами содержания правовой коммуникации являются: целевое назначение коммуникации; правовые принципы; объект правовой коммуникации; субъекты, реализующие свои законные интересы и потребности; соответствующая нормативная база; юридическая информация; правовые тексты; совокупность средств, приёмов и способов коммуникации; обратная связь[4, с.17]
Поляков А.В. сравнивает правовую коммуникацию с химической реакцией и говорит, что « только в результате определённой «химической реакции» -при возникновении правовой коммуникации - возникает право». То есть речь идёт о единстве компонентов права, только тогда они представляют собой право, как целостное явление[3, с.36]
Теперь рассмотрим каждый элемент правовой коммуникации.
Говоря о целевом назначении коммуникации, то здесь речь идёт о эффективности взаимодействия субъектов права в части управления деятельностью получателя юридической информации.
Современные требования к проведению процессуальной формы коммуникации, его формализованной стороне, предполагают выполнение юристами обязательных условий, при которых данная профессиональная коммуникация никем не может быть нарушена со стороны. Данные процедуры точно прописаны в законе, начиная с главных положений, без которых не может состояться сам акт общения, и, кончая процессуальными формальностями, которые завершают диалог сторон с одновременным протоколированием. Данное профессиональное общение предполагает такую способность коммуникации юриста как хорошее владение и речью, которую он строит в диалоге, и хорошим умением параллельного письменного изложения полученной информации. Плохо поставленная речь и язык юриста, неумение правильно излагать услышанное в диалоге, может пагубно повлиять на весь ход общения, игнорирование которых может стать причиной для признания недействительными результатов, которые юрист получил в ходе общения. А возможно и повлечь за собой и другие пра-
вовые санкции к тому специалисту, кто неграмотно вел коммуникацию-диалог.
Субъектами правовой коммуникации является физические, юридические лица, так же государственные органы, должностные лица. Таким образом, видим, что правовая коммуникация имеет место на различных уровнях.
Правовые тексты - это тексты, которые определяют определённые поведенческие возможности для субъектов. Текст становится правовым, когда существуют социальные субъекты, способные понять смысл данного текста и воплотить его в своём поведении. Трансляция правового текста через его восприятие-интерпретацию, оценку и легитимацию в поведение неизбежно влечёт за собой возникновение права как упорядоченного через взаимные права и обязанности поведения членов общества[2, с.6]
Правовой текст как знаковая система даёт возможность интерпретирующему этот текс субъекту понять смысл того правила, которое должно стать нормой. Правовая норма - это норма поведения, и нормой правовой коммуникации может стать только такое правило, которое реализуется в поведении ссубъектов как их права и обязанности
Правовые тексты имеют письменную формы, то есть представляют собой совокупность предложений, слов и связаны с возникновение, изменением и прекращением правоотношений.
К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. Правовая информация излагается в языковой форме, может носить как императивный, так и диспозитивный характер, доступна для ознакомления любому субъекту, обращена к неопределённому кругу людей.
К приёмам, средствам и способам правовой коммуникации стоит относить коммуникативные тактики, навыки и стратегии.
Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения и
коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определённой коммуникативной цели, стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт[5, с.30]
Коммуникативная тактика, в процессе стратегии, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодей-ствия[1, с.78]
К навыкам относятся способность к выстраиванию коммуникативных стратегий.
Весь процесс правовой коммуникации основывается на таких основополагающий и руководящих начала как законность, справедливость, гласность, гуманизм, и др.
Таким образом ни правовые тесты, ни правовые принципы, ни отдельно субъекты, объекты, навыки и правовая информация не образуют право в качестве разрозненных элементов. Их объединяет именно правовая коммуникация, возникающая как интерсубъективная реальность, связывающим звеном которой являются взаимодействующие субъекты.
Список литературы:
1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие. Воронеж, 2000. - 175 с.
2. Поляков А.В. Ещё раз о правовой коммуникации и о других необходимых объектах научного изучения, без которых невозможно понять право // Известия высших учебных заведений: научно-теоретический журнал. Правоведение. - М. - 2012. - № 5. - С. 6-8.
3. Поляков А.В. Нормативность правовой коммуникации // Правоведение. - 2011. - № 5. - С. 27-45.
4. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ: автореф. дис...канд. юрид. наук. Саратов, 2011. - 22 с.
5. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. - № 4 (68). - С. 29-31.
References
1. Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikacii: Ucheb. Posobie. Voronezh, 2000. - 175 s.
2. Polyakov A.V. Eshchyo raz o pravovoj kommunikacii i o drugih neob-hodimyh ob"ektah nauchnogo izucheniya, bez kotoryh nevozmozhno ponyat' pravo // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij: nauchno-teoreticheskij zhurnal. Pravovedenie. - M. - 2012. - № 5. - S. 6-8.
3. Polyakov A.V. Normativnost' pravovoj kommunikacii // Pravovedenie. -2011. - № 5. - S. 27-45.
4. Romanova E.A. Pravovaya kommunikaciya: obshcheteoreticheskij ana-liz: avtoref. dis...kand. yurid. nauk. Saratov, 2011. - 22 s.
5. Romanova E.A. Pravovaya kommunikaciya: obshcheteoreticheskij ana-liz // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj akademii prava. 2009. - № 4 (68). - S. 2931.