УДК 340
DOI 10.23672/j2050-2351 -8205-s
Olga S. Potemkina
Teacher of Department the Theory and History of Law and the State, Russian State University of Justice [email protected]
Потемкина Ольга Сергеевна
преподаватель кафедры
теории и истории права и государства,
Российский государственный
университет правосудия
Значение
правовой коммуникации в механизме действия права
The role
of legal communication in the mechanism of law
Аннотация. Статья посвящена анализу правовой коммуникации как основы правовой жизни современного российского общества. Выражая солидарность с современными постнеклассическими подходами к пониманию права, автор признает правовую коммуникацию важной частью механизма действия права в целом. С акцентом на широкий и узкий подходы к трактовке правовой коммуникации предлагается выделять коммуникативную функцию как самостоятельную функцию права в целом. Определяются содержание и ключевые формы правовой коммуникации. Как результат коммуникативного взаимодействия в праве рассматривается создание информационно-коммуникационной среды.
Ключевые слова: право, правовая коммуникация, механизм действия права, коммуникативная теория, коммуникативная функция права, эффективное правовое взаимодействие.
Annotation. The article is devoted to the analysis of legal communication as the basis of the legal life of modern Russian society. Expressing solidarity with modern post-non-classical approaches to understanding law, the author recognizes legal communication as an important part of the mechanism of action of law in general. With an emphasis on a wide and narrow approach to the interpretation of legal communication, it is proposed to single out the communicative function as an independent function of law in general. The content and key forms of legal communication are determined. As a result of communicative interaction in law, the creation of an information and communication environment is considered.
Keywords: law, legal communication, mechanism of action of law, communicative theory, communicative function of law, effective legal interaction.
Любое нормативно-правовое предписание несет в себе информацию, которая по сути составляет основу права в целом. Эта информация в концентрированном виде фиксирует волю создателя правовой нормы с тем, чтобы она в последующем была реализована. Иначе само право не имеет смысла. Эффективная правовая коммуникация - залог успешного правового регулирования и адекватной правореализации. От нее во многом зависит уровень правового развития общества, его прогресс в юридической сфере.
Исходя из этого, получает популярность и признание коммуникативный подход к праву. Формулирование коммуникативного подхода к праву и выделение коммуникативной функции самого права являются следствием популяризации в условиях современного постнеклассицизма в гуманитарном знании акцента на реальности, а не на идеальных образах. В правовых исследованиях в связи с этим акцент был сделан на исследовании правовых актов и правовых отношений, в которых раскрывается уровень правового развития общества, отношение субъектов к праву, реализация их прав и законных интересов, то есть на правовой жизни общества. Полезность конструкции
правовой жизни для характеристики коммуникативного подхода к его пониманию заключается в том, что она позволяет характеризовать социальную сущность права, его бытие. По этой причине В.В. Трофимов и В.В. Свиридов называют даже правовую жизнь матрицей социального взаимодействия, на основе и при помощи которой познаются не только формальная, а реальная жизнь правовых норм [1, с. 16].
Коммуникативная теория права исходит из коммуникативной теории общества, основоположниками которой считаются Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Н. Луман, разрабатывавшие ее во второй половине XX в. Н. Луман называл общество аутопойетической, то есть самовоспроиво-дящейся, системой, базирующейся на механизмах коммуникации [2, с. 4]. Такие механизмы в основе своей имеют коммуникативное действие, которое Ю. Хабермас представил как коммуникацию, основанную на взаимопонимании и согласии [3]. Такое действие у К.-О. Апеля характеризуется как коммуникативный акт, выражающийся во «взаимодействии акторов, основанном на признании и уважении взаимных притязаний друг друга и достижении консенсуса» [4]. Именно
достижение консенсуса между субъектами - цель правовой коммуникации.
Правовые коммуникации составляют основу правовой жизни. Отправная их точка - предписания позитивного права. Взаимодействие в правовой сфере эффективно, если само право обосновывается через иные регуляторы, в частности, морально-этические. Тем самым учитываются в максимально возможной степени интересы субъектов. Общество управляется через особого рода договоренности - конвенции.
Видным сторонником коммуникативного подхода к праву в России является А.В. Поляков [5]. О большом значении правовой коммуникации в современном обществе говорят И.Л. Честнов, А. Назарчук, И.Д. Неважжай, И.Л. Честнов обратил внимание на тот факт, что коммуникация является «универсальной характеристикой права» [6, с. 50]. Социум не может существовать без коммуникации. Коммуникация, по его мнению, интегрирует все аспекты права как сложного и многогранного феномена. Она и обосновывающая ее объективную необходимость коммуникативная теория позволяют связать и показать, как связаны в правовой жизни люди, юридические нормы, смыслы и действия.
Коммуникативный подход позволяет «изучать самые различные явления правовой жизни общества как непосредственную коммуникацию» [7, с. 22]. Благодаря коммуникации, конструируется правовая реальность и определяются оптимальные модели поведения.
Правовые коммуникации сегодня, таким образом, являются особым объектом исследовательского интереса. Однако, сущность их однозначно не определена. Попробуем проанализировать, что представляет собой правовая коммуникация. Чаще всего она рассматривается в широком смысле как коммуникация по поводу права и в связи с правом, то есть речь идет об общении, в ходе содержание которого составляет правовая информация [8, с. 33]. В этом заключается так называемый статический аспект правовой коммуникации, привязывающий ее к праву как социальному регулятору.
Также под правовой коммуникацией понимается и сам процесс общения [9]. Это динамический аспект.Правовая коммуникация нацелена на создание, поддержание и преобразование правовой реальности.В ходе правовой коммуникации аккумулируется определенная правовая информация. При этом формируются эталонные и иные банки данных правовой информации, в том числе осуществляются сбор, учет, обработка и передача такой информации, ее систематизация и официальное опубликование). Далее создаются системы доведения информации до адресатов.
В рамках третьего подхода к правовой коммуникации сочетаются статическая и динамическая стороны. Обе характеристики при этом считаются равнозначными. Например, Е.А. Романова отмечает, в частности, что «правовая коммуникация -есть такой порядок взаимодействия субъектов,
который основан на юридических нормах, нацелен на удовлетворение законных потребностей и интересов субъектов, связан с обменом правовой и иной информацией» [10, с. 9]. Именно как «правовое взаимодействие между субъектами» характеризует правовою коммуникацию и А.В. Поляков [11, с. 9].
Коммуникативная теория права имеет практическое значение в том смысле, что акцентирует внимание на фактической правовой реальности. Связывая сущность и жизнь права, она не снимает многих дискуссионных проблем, но точно позволяет обеспечить эффективность действия тех норм, которые уже признаны официальными в установленном порядке (при узкой трактовке прав о вой ко ммуникации).
Соглашаясь с такой позицией в принципе, мы считаем целесообразным характеризовать правовую коммуникацию в широком смысле и в узком. В методологическом смысле важность такого разграничения заключается последующей конкретизации механизмов коммуникативного воздействия в правовой сфере, что принципиально, в частности, для определения функциональных сторон действия самого права.
Правовая коммуникация в широком смысле предполагает как юридизированный, так и неюридизи-рованный обмен информацией, имеющей право-в ое з н ач е ние (а значит, правовой и неправовой), в связи с удовлетворением прав и законных интересов субъектов. Такая коммуникация в конечном итоге выливается в коммуникативную функцию права в широком и реализуется как общесоциальная функция права.
Содержание правовой коммуникации в широком смысле слова составляют любые правовые явления и процессы (нормативные предписания в любой форме выражения, конкретные субъективные права и юридические обязанности, правовые связи в обществе (особенно статусные), юридические идеи, мысли, концепции и т.д.). По сути это любое взаимодействие субъектов в правовой сфере.
Формами правокоммуникации в данном случае будут не только такие базовые виды правовой деятельности как правотворчество и правоприменение, но и непосредственные формы реализации права, и толкование права, в том числе неофициальное, и правовой мониторинг, и систематизация законодательства, и правовое воспитание. любое общение в области права есть правовая коммуникация.
Коммуникация в широком смысле нередко имеет не просто не конкретизированного, а массового адресата. Этому способствуют, в частности, информационно-интерактивные технологии общения, так популярные в современном обществе. Коммуникация в широком смысле образует метасистему «личность-общество», поскольку социальные институты не могут развиваться и функционировать при отсутствии коммуникации.
Коммуникация в широком смысле всегдапривя-зана к знаковому выражению права. Знаковые
формы права познаются и реализуются с учетом познанного и приписанного им смысла его адресатами правового воздействия. Также следует иметь ввиду, что в сферу самого права попадают только юридически значимые социальные явления и процессы. Осуществляемое на основе познанного и усвоенного в ходе коммуникации юридически значимого идеала поведение в правовой сфере воспроизводится в коммуникативном общении. Так проявляется коммуникация в реальности.
При этом следует понимать, что коммуникативное влияние права на общество с высокой долей вероятности не будет протекать беспрепятственно и беспроблемно, поскольку единства ни в понимании права, ни в том, что составляет его содержание, до сих пор нет. «Плюрализм право-понимания» - объяснимая причина того, что коммуникация в широком смысле не может сама по себе привести к «ровному» правопорядку. И причина тому, прежде всего, социальность самого права.
Правовая коммуникация в узком смысле представляет юридически регламентированный процесс обмена правовой информацией между субъектами правового общения, протекающий в особом порядке с соблюдением осуществляемых в определенной последовательности процедур. Правовая коммуникация в этом смысле всегда осуществляется с использованием специальных юридических средств, нацелена на достижение конкретного юридически значимого результата и выражается уже как специально-юридическая функция права, конкретизированное правовое взаимодействие.
Конструкция правовой коммуникации длительное время не была в отечественной правовой мысли хоть как-то привязана к сущностной характеристике права поскольку объективно в рамках нормативизма это было невозможно. Однако, на наш взгляд, коммуникативная сущность права никак не противоречит нормативизму и вполне может с ним сосуществовать, ибо без коммуникации не может быть ни праворегуляции, ни правоохраны как базовых собственно-юридических функций права.
Цель правовой коммуникации варьируется и коррелирует с целями каждого вида правовой деятельности. Она может заключаться и упорядочении социальной действительности (на этапе создания права), и в уяснении смысла права, и в определении целесообразности как правового регулирования в целом, так и отдельно взятого источника права.
Сферой правовой коммуникации является сфера действия права. В ходе правовой коммуникации осуществляется легитимация права в сознании его творца или адресата и в конкретной правовой деятельности. Причем первая предваряет вторую. Это никак не означает размывания границ права, а, наоборот, связывает его с той реальностью, которую оно организует, причем как в отношении общих правил, так и тех, которые имеют так называемый исключительный характер [12,
с. 60]. Пронизывающая правовую коммуникацию интерсубъективность делает право действующим в полной мере, а не оставляет его на уровне некоей эфемерной абстракции.
Коммуникация привязывает право к его субъекту (субъектам), которые в той или иной степени включены в сферу правового взаимодействия. Взаимодействие это осуществляется в современном мире, прежде всего, через правовые тексты, каждый из которых материализуется как система знаков.
Тексты, используемые в ходе правовой коммуникации, могут иметь характер нормативных, правоприменительных, правоинтерпретационных, визуализируются как научная или учебная литература по праву, юридические словари и энциклопедии и пр. Излагаемые особым образом на «языке права» они становятся неким кодом правовой коммуникации, в той или иной степени доступным всем субъектам правового общения. Имеющая в своей основе право правовая коммуникация ориентируется на межличностное поведение [13, с. 77], в первую очередь, правомерное.
В ходе правовой коммуникации должна создаваться и обеспечиваться система такого взаимодействия субъектов правовой жизни, при котором формулируется, объективируется и передается правовая информация, определяются ее достоверность и допустимость, создаются, толкуются и применяются правовые тексты. Это - целенаправленный процесс влияния право на общество в целом и на конкретные сферы социальной жизни.
Исходя из приведенной методологической предпосылки, в социологии права уже формулируется информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности, ориентированная на построение такого уровня политической организованности общества, которая обеспечивает «включенность» человека в общество. Условием эффективного осуществления государством его социально-исторического предназначения при этом совершенно справедливо признается создание и использование информационно-коммуникационной инфраструктуры [14, с. 112]. Важно, что на современном этапе совершенно очевидно, что коммуникативный аспект функционирования власти присущ ей наряду с директивно-управленческим и не поглощается им, а продолжает его. Реализация власти государством всегда идет путем общения, невозможна без него. Коммуникация предполагает властное взаимодействий с акцентом на согласованном сотрудничестве его субъектов.
Коммуникация как процесс предполагает движение как самой информации, так и образующих ее смыслов и идей (в том числе достоверного знания). Любая информация несет сообщение о чем-либо или о ком-либо. Государственное управление осуществляется именно путем передачи информации, главным средством которой является право.
Коммуникация в правовой сфере, однако, привя-з а н а не только к государству, может
осуществляться и в рамках частно-правового договорного регулирования. Толкование права - это тоже правовая коммуникация.
В основе коммуникативного взаимодействия -коммуникативная потребность. Коммуникативная потребность есть особая потребность, проявляющая себя как импульс к деятельности на основе определенной информации. Информация - часть коммуникации. Она должна быть полной и достоверной. При отсутствии или недостаточности информации, а также при ее искажении, коммуникация не будет эффективной. Ее вообще может не быть (применительно к конкретному случаю). Таким образом, связь между информацией и коммуникацией прямая и коррелирующая: «нет информации - нет коммуникации» и «нет коммуникации -нет смысла в информации». Они не могут существовать друг без друга, находятся в функциональном единстве.
Как результат такого взаимодействия возникает особая коммуникативная среда, в которой одновременно возможны и управление, и контроль. Новые информационные технологии в то же самое время позволяют существенно ускорить сам процесс передачи информации, организовать и скорректировать общение.
Информационно-коммуникационная система является семиотической. Любое образующее ее сообщение по сути является коммуникативной моделью деятельности. Даже нетипичные правовые предписания обладают таким качеством, пусть не напрямую, через другие установления, но они в конечном итоге все равно приводят к коммуникации.
Коммуникативные связи в коммуникативном взаимодействии адаптируются к методам и способам правового регулирования, а потому могут быть централизованными и децентрализованными. Характер интерактивности зависит в каждом случае от статуса субъектов, содержания их интересов, роли в механизме правового взаимодействия.
Литература:
1. Трофимов В.В. Коммуникативная теория общества как современный социально-философский подход к изучению правовой жизни: к постановке проблемы / В.В. Трофимов, В.В. Свиридов // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 16-22.
2. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб. : Наука, 2007. 648 с.
3. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1993. № 4. С. 43-63.
4. Апель К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель; Пер. с нем. В. Куренной, Б. Скуратов. М. : Логос, 2001. 344 с.
Коммуникативное взаимодействие, однако, не может быть только прямолинейным. В нем важны и субъект, передающий информацию, и субъект, ее получающий и обрабатывающий. Только при соблюдении данного условия можно предполагать хоть какую-то результативность права в целом и его отдельных норм. Нивелирование коммуникационного статуса самого права может свести к нулю его регулятивно-охранительный потенциал.
При анализе особенностей правовой коммуникации, следует отметить, что она имеет характер правового взаимодействия [15, с. 9-10]. Такое взаимодействие является адресным, направленным на одного или нескольких субъектов или на неопределенное число субъектов. Отсюда вытекает всеобщность правовой коммуникации, ибо в ней участвуют или могут участвовать абсолютно все субъекты права.
Таким образом, правовая коммуникация - непреложное условие эффективного действия современного права. В ней как в особым образом организованном и реализующемся правовом взаимодействии достигаются цели права и субъектов правового общения. Трансформация социальной коммуникации в правовую осуществляется за счет преобразования неправовой реальности в правовую посредством источников права. Правовое регулирование является отправным началом правовой коммуникации. Оно представляет собой процесс упорядочения отношений и связей в обществе при помощи права. В последующем ком-муницирование осуществляется при помощи правоприменительных и интерпретационных актов.
Правовое коммуницирование сегодня также является основанием выделения в ряду функций права как самостоятельной - коммуникативной функции, которая имеет особую природу и может рассматриваться в широком смысле как общесоциальная функция права, а в узком - как специально-юридическая. Исследование данной функции - перспективное направление последующей научной деятельности в юриспруденции.
Literature:
1. Trofimov V. V. The communicative theory of society as a modern socio-philosophical approach to the study of legal life: to the formulation of the problem / V.V. Trofimov, V.V. Sviridov // Legal policy and legal life. 2017.№ 3. P. 16-22.
2. Luman N. Social systems. Essay on the general theory.SPb. : Nauka, 2007. 648 p.
3. Habermas J. Theory of communicative action // Bulletin of Moscow university. Ser. 7: Philosophy. 1993. №. 4. P. 43-63.
4. Apel K.-O. Transformation of Philosophy / K.-O. Apel; trans. with him. V. Kurennoy, B. Skuratov. M. : Logos, 2001. 344 p.
5. Поляков А.В. Коммуникативная теория права -актуальное направление юридической науки // Петербургский юрист. 2015. № 1. С. 20-29.
6. Честнов И.Л. Практическое измерение коммуникативной теории права // Правоведение. 2015. № 4. С. 50-58.
7. Трофимов В.В. Коммуникативная теория общества как современный социально-философский подход к изучению правовой жизни: к постановке проблемы / В.В. Трофимов, В.В. Свиридов // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 16-22.
8. Графский В.Г. Правовая коммуникация и правовое общение // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 4. С. 25-37.
9. Усманова Е.Ф. Понятие и элементы правовой коммуникации // Мир науки и образования. 2018. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/ponyatie-i-elementy-pravovoy-kommunikatsii (дата обращения 11.05.2020).
10. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 22 с.
11. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование) : дис. ... д-ра юрид. наук в виде науч. докл. СПб., 2002. 94 с.
12. Суменков С.Ю. Нормативный правовой акт как базовая форма воплощения исключений в праве // Lex russica. 2016. № 7. С. 59-69.
13. Громицарис А. Правовая коммуникация в современной правовой системе / А. Громицарис,
B. Кравиц, К. Федделер // Правоведение. 2013. № 6(311). С. 58-77.
14. Шарков А. Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности // Коммуникология. 2014. Т. 3. № 1.
C. 111-118.
15. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование) : дис. ... д-ра юрид. наук в виде науч. докл. СПб., 2002. 94 с.
5. PolyakovA.V. The communicative theory of law -an actual direction of legal science // Petersburg lawyer. 2015. № 1. P. 20-29.
6. Chestnov I.L. The practical dimension of the communicative theory of law // Jurisprudence. 2015. № 4. P. 50-58.
7. Trofimov V. V. The communicative theory of society as a modern socio-philosophical approach to the study of legal life: to the formulation of the problem / V.V. Trofimov, V.V. Sviridov // Legal policy and legal life. 2017. № 3. P. 16-22.
8. Grafsky V.G. Legal communication and legal communication // Transactions of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 4. P. 25-37.
9. Usmanova E.F. The concept and elements of legal communication // World of science and education. 2018. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/po-nyatie-i-elementy-pravovoy-kommunikatsii (acces sed 05/11/2020).
10. Romanova E.A. Legal communication: general theoretical aspect : author. dis. ... cand. legal sciences. Saratov, 2011. 22 p.
11. Polyakov A.V. The communicative concept of law (genesis and theoretical and legal justification) : dis. ... dr. jur. sciences in the form of scientific. doc. SPb., 2002. 94 p.
12. Sumenkov S.Yu. Normative legal act as a basic form of embodiment of exceptions in law // Lex russica. 2016. № 7. P. 59-69.
13. Gromitsaris A. Legal communication in the modern legal system / A. Gromitsaris, V. Kravitz, K. Feddeler // Jurisprudence. 2013. № 6. P. 58-77.
14. SharkovA. Information and communication paradigm of the development of Russian statehood // Communicology. 2014. Vol. 3. № 1. P. 111-118.
15. Polyakov A.V. The communicative concept of law (genesis and theoretical and legal justification) : dis. ... dr. jur. sciences in the form of scientific. doc. SPb., 2002. 94 p.