Научная статья на тему 'КОМММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ'

КОМММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая грамотность / финансовое образование / неадекватность / экономическое мышление / economic literacy / financial education / inadequacy / economic thinking.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Гулмира Алимовна, Нарзиева Дилором Ботировна

в статье представлены некоторые основные подходы, связанные с экономическим воспитанием детей в детском саду как частью общеобразовательного процесса в этом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCIES AND ECONOMIC LITERACY

the article presents some basic approaches related to the economic education of children in kindergarten as part of the educational process at this age.

Текст научной работы на тему «КОМММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

КОМММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ГРАМОТНОСТЬ Камилова Г.А.1, Нарзиева Д.Б.2

'Камилова Гулмира Алимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт при Бухарском государственном университете; 2Нарзиева Дилором Ботировна - директор, Дошкольное образовательное учреждение № 67, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены некоторые основные подходы, связанные с экономическим воспитанием детей в детском саду как частью общеобразовательного процесса в этом возрасте. Ключевые слова: экономическая грамотность, финансовое образование, неадекватность, экономическое мышление.

COMMUNICATIVE COMPETENCIES AND ECONOMIC LITERACY

12 Kamilova G.A. , Narzieva D.B.

'Kamilova Gulmira Alimovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, PEDAGOGICAL INSTITUTE AT BUKHARA STATE UNIVERSITY;

2Narzieva Dilorom Botirovna - Director, PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION № 67, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article presents some basic approaches related to the economic education of children in kindergarten as part of the educational process at this age.

Keywords: economic literacy, financial education, inadequacy, economic thinking.

Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года разработана в целях реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года «О мерах по совершенствованию управления системой дошкольного образования» включает мероприятия. Основной целью концепции является разработка целей, задач, приоритетных направлений, среднесрочного и долгосрочного этапов развития дошкольного образования в Республике Узбекистан, а также разработка программ и комплексных мероприятий, направленных на развитие отрасли. дошкольного образования.

Экономическое воспитание детей в детском саду как часть образовательного процесса в дошкольном возрасте является одним из требований сегодняшнего дня. В этой сфере необходимо формировать образование, которое закрепит поведение ребенка. Разработана стратегия экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Учитывая, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, импортеры и заемщики, целесообразно начинать финансовое образование с раннего возраста. Чем раньше ребенок узнает о роли денег в личной, семейной и общественной жизни, тем быстрее у него выработаются хорошие финансовые привычки, которые помогут ему избежать многих ошибок в процессе взросления и достичь финансовой независимости. Одна из самых больших проблем в нашей системе образования заключается в том, что она не обеспечивает необходимого финансового образования студентов. Жизнь в современном мире является доказательством того, насколько обществу нужен новый тип людей, способных мыслить по-новому, современно, брать на себя личную ответственность, принимать смелые решения, разумно руководить и подчиняться от их имени. Человек должен обладать умелыми, честными, экономическими и деловыми знаниями, чтобы побеждать, не опасаясь потерять дело. Эти человеческие качества формируются не случайно, и возможности их приобретения у каждого человека разные. «Развитие финансового интеллекта — это процесс на всю жизнь. Это невозможно сделать за один день и даже за год». Очевидно, необходима специальная экономическая подготовка. Это потому, что «индивиды... являются также конструктивной единицей, частью всего создания, накопления и распределения богатств».

Именно это позволяет приобрести необходимые экономические знания, навыки и качества, а также развить экономическое мышление и экономическое сознание, что необходимо только современному поколению.

Современная действительность достоверно доказывает, что экономическая грамотность молодежи низка, мало внимания уделяется ее экономической подготовке. Нынешняя система образования не позволяет учителю преподавать в необходимой форме и содержании. Не каждому ребенку дается время, чтобы уделить ему необходимое внимание. Система образования требует от них четкого расписания. Он

не адаптируется к скорости обучения каждого ребенка и не дает практических знаний и навыков, необходимых в жизни. То есть в основе этого лежит неадекватность экономической ситуации, норм и правил поведения, отсутствие экономических знаний и культуры ведения бизнеса и т.д.

Поэтому формировать экономическое мышление и сознание необходимо с детского сада. Современная действительность требует разработки и внедрения единой системы экономического образования с раннего детства и обеспечения детям хорошего финансового старта в жизни.

Проблема овладения базовыми экономическими знаниями в детском саду в целом связана с общими концептуально-методическими подходами в экономическом образовании, обязательным учетом конкретных возрастных особенностей детей и особенностей социально-экономической среды.

Экономическое образование - это процесс приобщения детей к имеющимся у них знаниям об экономических категориях и отношениях в обществе, процесс формирования потребностей, мотивов и качеств для адекватного поведения с точки зрения определенной экономической среды. Достижение ощутимых результатов от такого образования определяется как экономическая готовность. Первое представление об экономике ребенок получает в семье. Они отражают то, как организовано домашнее хозяйство и исходя из этого, насколько родители вовлекают детей в планирование и обсуждение доходов и расходов семьи. Семья выступает как фактор экономической социализации в нескольких направлениях:

> через полученные ребенком знания об экономических эффектах и процессах (деньги, покупка, доход, прибыль, убыток, дорого, дешево, полезно, бесполезно);

> пути увеличения экономических ресурсов семьи и способы их внутреннего распределения;

> модель экономического поведения;

> формирование собственности, хозяйства и долга.

Наряду с экономическим воспитанием в семье возникают и потребности экономического воспитания в детском саду. Основная цель - познакомить детей с такими понятиями, как товар, деньги, рынок, цена, услуга, банковское дело и безработица.

> принятие существующих знаний в области экономической реальности;

> формирование положительного отношения к работе и ее результатам;

> воспитание личностных качеств с экономическими знаниями;

> формирование критического отношения к негативным воздействиям.

Цели и задачи экономического воспитания в детском саду реализуются путем раннего включения в сферу экономики и поиска средств и методов работы с дошкольниками. Основной принцип выполнения задания - активность и общение. Это все виды детской деятельности: игра, обучение, труд, индивидуальная деятельность детей.

Изучение исходного уровня экономических знаний детей 5-7 лет и достижение на их основе высокого уровня экономической грамотности, в частности ситуаций, связанных с их перспективным материальным положением.

Для экономического образования использовались игровой процесс и методы обсуждения. С их помощью оценивается доход исследуемых детей.

Первая ситуация создает конфликт между желаниями детей и возможностью родителей удовлетворять только потребности.

ИГРА - СИТУАЦИЯ: Когда мама пошла в торговый центр с 5-летним мальчиком, мальчик начал плакать, требуя, чтобы мама купила его любимый большой грузовик. Мать наотрез отказывается покупать большой грузовик и объясняет ребенку, что ей нужно купить более важные вещи и ей нужно купить необходимые продукты на ужин - хлеб, молоко, картошку и маленькую лепешку, о которой ребенок мечтал долго. В этой ситуации детям задают вопрос: Можно ли удовлетворить мать и сына? Детям нужно ответить, используя слова «потребности и желания», и найти способ решить проблему.

Результаты обсуждения после игры ситуации 1 показывают, что большинство детей не различают потребности и желания и отстаивают свои желания в любом случае. Мы можем заключить:

Еще одной игрой для улучшения экономических знаний является дидактическая игра «Богатство на товарном рынке». Задача педагога заключалась в том, чтобы обогатить знания детей о многообразии товаров на рынке и различать их по цене, качеству и размеру. А также для придания значения словам и активизации словарного запаса (дорого-дешево; качественно-некачественно; большое-маленькое). Каждый участник должен назвать торговую марку разного качества и, в случае успеха, банкноту, которая будет сохранена для последующих игр.

Также очень подошла дидактическая игра «Товары и услуги». Идея состоит в том, чтобы расширить знания детей о разнообразии товаров и услуг, которыми они пользуются каждый день, а также стимулировать наблюдательность и скорость мышления. Эти дидактические игры способствовали повышению экономической грамотности. Их эффективность проверена.

В настоящее время отношение к дошкольному образованию в мировой практике изменилось. Подчеркивается, что его важность понимается как наиболее эффективное вложение средств для человека и государства, в связи с этим данному уровню образования уделяется особое внимание. Повысить качество образования можно с помощью современных учебных программ и педагогических технологий, полностью отвечающих современным требованиям. В настоящее время в условиях роста использования

финансовых услуг и появления сложных и непонятных финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения также актуальны для большинства стран мира. Основная задача состоит в обеспечении качества первичной финансовой грамотности с дошкольного возраста, а также основ финансово грамотного поведения как единства финансовых знаний, установок, норм и навыков, необходимых для принятия успешных финансовых решений во взрослом возрасте.

Список литературы /References

1. Камилова Г.А., Курбанова Г.Р., Джаббарова С.З. Особенности формирования педагогических навыков у воспитателей дошкольно-образовательных учреждений // Academy, 2020. № 5 (56). С. 2527.

2. Камилова Г.А., Тураева О.С.К. Формирование диагностических навыков у студентов дошкольного образования // Проблемы науки, 2021. № 4 (63). С. 50-52.

3. Камилова Г.А., Курбонова Г.Р. Эффективность экологического образования: образование дошкольников с помощью педагогических технологий // Academy, 2020. № 12 (63).

4. Kamilova G. Maktabgacha talim muassasalarida ekologik tarbiyani tashkil etishda integrativ yondashuv // Центр научных публикаций (buxdu. uz), 2020. Т. 1. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.