Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Г. А.

дошкольное образование является начальной частью непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование ребенка как здоровой и развитой личности, пробуждает у него желание учиться, подготавливает к систематическому обучению. В статье рассматривается развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

preschool education is the initial part of continuing education. It ensures the formation of a child as a healthy and developed personality, awakens his desire to learn, prepares him for systematic learning. The article discusses the development of the preschool education system in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Имомова Ш.М., Исмоилова М.Н. Численное решение смешанной задачи, поставленное на векторном волновом уравнении в области с углом // UNIVERSUM: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. № 10(79), 2020. С. 22-25.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Камилова Г.А. Email: Kamilova6119@scientifictext.ru

Камилова Гулмира Алимовна - доцент, кафедра дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: дошкольное образование является начальной частью непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование ребенка как здоровой и развитой личности, пробуждает у него желание учиться, подготавливает к систематическому обучению. В статье рассматривается развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: дошкольное образование, реформация, непрерывное образование, квалифицированные кадры.

DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Kamilova G.A.

Kamilova Gulmira Alimovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рreschool education is the initial part of continuing education. It ensures the formation of a child as a healthy and developed personality, awakens his desire to learn, prepares him for systematic learning. The article discusses the development of the preschool education system in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: preschool education, reformation, continuing education, qualified personnel.

Реформирование системы дошкольного образования и рассмотрение дошкольного образования как основного этапа непрерывного образования в Узбекистане считается приоритетной задачей. В частности, 30 августа 2017 года Указом Президента Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы дошкольного образования в 2017-2021 годах» была определена концепция работы в этой сфере. Это возлагает на наших педагогов в этой сфере огромную ответственность и задачи.

Для того, чтобы человек был счастлив, необходимо правильное воспитание. Если ребёнок с раннего детства задумывается над вопросом "Кем я хочу стать?", то необходимо вложить эти мысли детей в правильное русло, что обеспечивается посещением ебёнком дошкольного образовательного учрежденя. Для ребенка и страны в будущем нет большего счастья, чем получить хорошее воспитание, овладеть ремеслом и наукой, служить Родине, своему народу. В одном из своих выступлений глава Узбекистана отметил, что «под совершенным человеком мы понимаем, прежде всего, образованных людей, обладающих высоким умом, умеющих самостоятельно мыслить, которые своим поведением могут служить примером для других. И снова нехватка высококвалифицированных, современных мыслящих людей по-прежнему является серьезным препятствием на пути нашего прогресса. Поиск, воспитание,

эстетическое воспитание таких кадров, прежде всего молодых, становится актуальным вопросом сегодняшнего дня», - подчеркнули он.

Дошкольное образование является начальной частью непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование ребенка как здоровой и развитой личности, пробуждает у него желание учиться, подготавливает к систематическому обучению. Дошкольное образование до 6-7 лет осуществляется в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Целью дошкольного образования является подготовка детей к школьному обучению, формирование ребенка как здоровой, развитой, самостоятельной личности, раскрытие его способностей.

Охрана жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения и штатными медицинскими работниками, а также медицинскими работниками органов здравоохранения, закрепленных за дошкольным образовательным учреждением. Порядок и правила организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ, правила приёма и отправки детей в ДОУ, требования к организации безопасности в помещениях ДОУ, требования к организации пожарной безопасности в ДОУ, требования к безопасности территории регулируются рядом законодательных актов.

30 сентября 2017 года в соответствии с указом президента Республики Узбекистан № УП-5198 "О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования" в Узбекистане создано Министерство дошкольного образования. Во всех областях Республики начали функционировать управления дошкольного образования, а также отделы дошкольного образования в районах и городах. В центральный аппарат и территориальные отделы Министерства дошкольного образования привлечены опытные и квалифицированные специалисты.

30 сентября 2018 года принято постановление президента Республики Узбекистан № ПП-3955 «О мерах по совершенствованию управления системой дошкольного образования». На основании данного постановления была определена организационная структура Министерства дошкольного образования. В ее состав вошли государственные дошкольные образовательные учреждения, негосударственные дошкольные образовательные учреждения, районные, городские отделы дошкольного образования, областные управления дошкольного образования, а также другие организации. Внедрены Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, Фонд развития дошкольного образования, специализированные проектно-планировочные институты. Сформирован центральный аппарат Министерства дошкольного образования в составе 138 человек. Как отмечено в указе, определена программа дополнительных мер по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, реализация которой осуществляется поэтапно. Данная программа является очень всеобъемлющей, за короткий срок разработан ряд правовых актов в сфере дошкольного образования. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2019 года № ПП-4312 разработана «Концепция развития системы дошкольного образования в Республике Узбекистан до 2030 года». Данная концепция определила этапы развития дошкольного образования в нашей республике на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В результате, если в 2016 году охват детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями составлял 30 процентов, то к 2020 году более 2,5 миллиона населения республики составляли дети 3-7 лет, а охват детей 3-7 лет составил 54 процента.

В настоящее время в Узбекистане функционирует 13500 дошкольных образовательных учреждений, куда входят государственные, негосударственные и семейные дошкольные образовательные учреждения. Несмотря на это, охват детей в нашем государстве составляет 40,5 процента.

Осуществляется широкомасштабная работа по повышению охвата детей дошкольным образованием, внедрению в процесс образования и воспитания современных инноваций, новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий и передовых методов, развитию материально-технической базы.

Образовательные программы дошкольного образования разработаны и внедрены в практику на основе зарубежного опыта. Разрабатываются альтернативные виды дошкольного образования, широко внедряются мобильные и модульные ДОУ. Дошкольные образовательные организации обеспечиваются новым оборудованием, игрушками, учебно-дидактическими материалами.

В целях качественной подготовки дошкольников к школе была введена годовая система бесплатной подготовки к школе.

Предусматривается внедрение передовых педагогических и цифровых технологий, новых альтернативных форм в процесс обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях.

Планируется создание и практическое внедрение нового поколения учебной литературы, дидактических материалов, электронных образовательных ресурсов для дошкольного образования, подключение дошкольных образовательных организаций к полноценной широкополосной сети Интернет.

Все это является основой формирования нового поколения нации, всесторонне зрелой на уровне современной цивилизации.

Список литературы /References

1. Nizomiddinovna K.N. Compliment as one of the forms of Phatic Communication //Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 10. № 1.

2. Toirova G, Hamroeva N. THE IMPORTANCE OF LINGUISTIC MODELS IN THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE BASES //Sciences of Europe, 2020. № 59-2 (59).

3. Мирзаева Д.Ш., Кенжаева З.Б. Значение использования интерактивных методов в развитии дошкольного образования // Academy, 2020. № 5 (56).

4. Mirzaeva S.D. Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 11.

5. Камилова Г.А., Курбонова Г.Р. Эффективность экологического образования: образование дошкольников с помощью педагогических технологий // Academy, 2020. № 12 (63).

6. Ражабова И.Х., Эшова Д.Ш. Методы и средство внедрения инновационной педагогической технологии в систему ДО. Aсademy,№ 3 (54) 2020.

7. Кадырова Д.М., Ахмедова З.Д. Психологические основы развития возможностей интеллектуального творчества молодежи в образовательном процессе // Academy, 2020. № 5 (56). С. 43-44.

8. Mahmudovna N.M. Improving the preschool education system from the perspective of the age values of children // Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 2021. Т. 10. № 1. С. 182-185

9. Нигматова М.М., Файзуллаева Ш.Ф.К., Кодирова С.Д.К. Способы эффективного использования методов обучения математике в начальных классах // Academy, 2020. № 3 (54).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.