Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое воспитание / экономические знания / игровая деятельность / дети старшего дошкольного возраста.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ольга Геннадьевна

статья посвящена формированию у детей старшего возраста элементарных экономических знаний. Обоснована роль игровой деятельности как ведущей в старшем дошкольном возрасте по предоставлению детям знаний по элементарной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Фролова О.Г.

Фролова Ольга Геннадьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 «Мишутка», г. Симферополь

Аннотация: статья посвящена формированию у детей старшего возраста элементарных экономических знаний. Обоснована роль игровой деятельности как ведущей в старшем дошкольном возрасте по предоставлению детям знаний по элементарной экономике.

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономические знания, игровая деятельность, дети старшего дошкольного возраста.

В настоящее время, в ходе современного этапа развития экономики, в педагогической науке весьма актуальна тема экономического воспитания детей дошкольного возраста, вследствие того, что мы часто обсуждаем уровень развития рыночной экономики нашего государства, говорим о становлении новых взаимоотношений среди потребителей и производителей, о пользе рекламы и т.п. Современные дети -это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с дошкольного возраста.

Процесс экономического воспитания молодого поколения в различных аспектах исследовали экономисты, психологи, педагоги. В том числе разработке самых оптимальных форм и методов обучения дошкольников (О.Э. Люнфин, Н.А. Хладова, А.Д. Шатова и др.).

Экономическое воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование нравственных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирования навыков социально-экономического поведения [6, с. 10].

Опыт показывает, что ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Суть подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным

Игра - главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей, она является сферой неповторимой человеческой активности [1, с. 48].

Важным условием формирования первичного экономического опыта ребенка является применение игр экономической направленности.

Дидактическая игра — это игра, направленная на формирование у ребенка потребности в экономических знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков.

В сюжетно-ролевой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, связанные с экономическим содержанием, где игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных экономических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

В нашем детском саду был разработан проект «Азбука финансов». Данный проект познавательно-творческий. Участниками проекта стали дети-родители-педагоги. В проекте были задействованы все образовательные области ФГОС ДО.

На первом этапе для накопления и систематизации знаний старших дошкольников по экономике нами могут использовались следующие формы и методы работы: дидактические игры «Волшебный кошелек», «Дешево - дорого» и сюжетно-ролевые игры «Экономный хозяин», «Супермаркет», проведение кулинарного конкурса девочек и их мам «Вот какая я хозяйка». Цель: обучение основам экономного хозяйствования.

На втором этапе предусматривалось обеспечение осознания детьми круга понятий и элементарных представлений из экономической сферы жизни и стимулирование дошкольников к личностному определению по проблеме экономии родственных средств. Цель данного этапа заключалась в формировании различных способов поведения старших дошкольников в конкретной экономической ситуации, а также в различных жизненных ситуациях и в ситуациях экономического выбора. В

результате получения терминологической поддержки, ребенок был способен выполнять различные социально-экономические роли в процессе жизнедеятельности.

Организация работы осуществлялась через проведение следующих мероприятий:

1. Просмотр отрывков кино - и мультфильмов про экономию, бережливость, богатство, и бедность, где герои покупают различные товары, экономят деньги и так далее;

2. Ситуативные игры экономической направленности (формирование различных способов социально-экономического поведения): «Экономлю электричество», «Я - бережливый». В процессе ситуативной игры дети пробовали выполнить различные роли, анализировали собственную деятельность и деятельность всех ее участников. Дети играли по составленному ими и тщательно проанализированному сюжету. Подвижная игра «Мы монетки» стала любимой игрой. В старшем возрасте так же можно использовать ребусы и кроссвордов, которые развивают экономическое мышление и закрепляют экономические понятия.

Третий этап проекта основывался на формировании активного поведения детей в различных социально-экономических ситуациях и включал:

1. Проведение ситуативных и сюжетно-ролевых игр экономической направленности с целью формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешных социально-экономических взаимоотношений.

2. Организация (совместно с родителями) «Выставки денег» (денежные единицы России и других стран);

3. Проведение дискуссионного клуба «Как живут другие народы» (особенности экономного хозяйствования в различных странах).

В разработке и реализации системы работы нами было также учтено то, что большой потенциал по формированию у детей элементарных экономических знаний имеет соответствующее развивающее пространство, которое является постоянным источником пополнения личного опыта, знаний и тем объективным фактором, определяющим направленность жизненных потребностей, интересов, ценностей. Ребенок, взаимодействуя с этой средой социализируется, что сопровождается накоплением его социально-экономического опыта, жизненных ориентиров, ценностей, стереотипов поведения, в том числе - в области элементарной экономики.

Следует отметить также, что эффективность формирования элементарных экономических знаний зависит от реализации конструктивного взаимодействия между семьей и дошкольным учебным заведением в учебно-воспитательном процессе. Работа с родителями и педагогами направлялась на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности.

С воспитателями дошкольного учреждения был проведен мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который помог педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.

В результате проделанной работы удалось привлечь внимание детей, родителей, педагогов; заинтересовать в финансово-экономическом вопросе.

Список литературы

1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 2009. 286 с.

2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8 (142). С. 349351.

3. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39-41.

4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2015. 176 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

6. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности: парциальная программа // авторы-составители: Шаталова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. М., 2019. С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.