КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИИ
Т.В. ИГНАТОВА,
доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказская академия государственной службы
Инновации в сфере предпринимательства определены автором как продукты научно-технической и иной творческой деятельности, обладающие характеристиками новизны и возможности коммерциализации с целью получения предпринимательского дохода. Рассмотрены этапы инновационной деятельности и различные группы ее субъектов. Охарактеризованы основные направления государственной поддержки предпринимательских инноваций, участия государства в венчурном капитале, применение льгот, стимулирующих рост инноваций на предприятиях.
Инновации появляются спонтанно либо целенаправленно в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Инновациями были изобретение колеса (техническая инновация), введение двойной записи бухгалтерского учета (управленческая), создание профессионального союза (социальная), и даже формирование концепции экономики знаний можно рассматривать как инновацию в экономической науке и практике. В настоящее время подавляющая часть инноваций возникает не стихийно, а в результате планирования, программирования и прогнозирования инновационной деятельности, применения мер ее финансовой поддержки и стимулирования.
В позднеиндустриальном и постиндустриальном обществе инновационная стратегия развития характерна для всех уровней экономики и управления: уровня предприятий и корпораций, уровня отраслей и межотраслевых комплексов; уровня муниципалитетов и административных регионов; национальной экономики в целом; уровня межгосударственной интеграции и глобализации хозяйственных связей. Авторами классических работ по теории инноваций в предпринимательстве являются Й. Шумпетер, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, М. Портер, Б. Санто (см.: [3, 6, 9, 12]).
Питер Друкер считал, что инновации — это изменения, создающие новое измерение деятельности. С организационной точки зрения, инновации приводят к росту эффективности, продуктивности, качества, рыночной доли, конкурентоспособности. Существуют технологическая (с акцентом на роль НТП) и экономическая (с акцентом на необходимость снижения издержек и рост рентабельности) концепции инноваций в предпринимательстве. В последнее время развивается институциональная концепция, базирующаяся на анализе трансакционных издержек и сетевого взаимодействия субъектов предпринимательства.
Существующая классификация инноваций показывает, что по сфере возникновения и применения инновации разделяются на технологические, управленческие, маркетинговые, продуктовые, процессные, социальные, политические, правовые, институциональные. Многие инновации находят межсекторальное применение. По глубине происходящих изменений инновации могут быть прерывающими либо поддерживающими текущие тенденции, радикальными либо эволюционными (постепенными, инкрементальными).
© Игнатова Т.В., 2007
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Объективной материально-технической основой инноваций в рамках технологической концепции принято считать, прежде всего, научно-технический прогресс. Лавинообразным нарастанием технологических инноваций радикального типа характеризуются периоды электротехнической революции конца XIX века, научно-технической революции середины XX века и информационной революции, приводящей к развитию информационного общества в наши дни.
Инновации в сфере предпринимательства можно определить, на наш взгляд, как продукты научно-технической и иной творческой деятельности, обладающие характеристиками новизны и возможности коммерциализации с целью получения предпринимательского дохода. Соответственно, инновационная деятельность в сфере предпринимательства — это деятельность по разработке, внедрению, производству и коммерческой реализации инноваций, а также товаров и услуг, произведенных с их использованием.
Укрупненная этапизация инновационного процесса включает: этап исследований и разработок; этап передачи инноваций в сферу производства, управления, образования, культуры, искусства; этап реализации инноваций, производства продукции на основе их использования и получения предпринимательского дохода.
Субъектная структура инновационной деятельности определяется взаимодействием следующих экономических факторов:
• разработчики (авторы) инноваций — физические лица, коллективы, организации;
• владельцы инноваций — физические лица и юридические лица различных организационно-правовых форм;
• посредники в процессе внедрения инноваций и оформления прав интеллектуальной собственности на них — фонды венчурного капитала, информационные центры, консалтинговые фирмы, патентные поверенные, патентно-лицензионные службы;
• производители инноваций, специализирующиеся на данной деятельности, — техноцентры, инновационные предприятия, находящиеся в особых экономических зонах, научные организации, технопарки;
• государство как регулятор инновационной деятельности. Например, Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец считают, что только средствами государственного воздействия можно изменить условия для инновационной деятельности [5, с. 225].
В настоящее время в Российской Федерации действует 150 технопарков и бизнес-инкубаторов, около 300 инновационно-технических центров и центров трансфера технологий, около 100 финансовых компаний и венчурных фондов в сфере инноваций и более 160 центров научно-технической информации.
Инновационная деятельность в сфере предпринимательства регулируется и стимулируется государством по следующим направлениям:
• прогнозирование и программирование инновационной деятельности в государственном и частном секторах в международном и национальном масштабе;
• регулирование государственного предпринимательства в сфере исследований и разработок, в том числе: государственно-частного партнерства в отраслях науки, образования, транспортной инфраструктуры; порядка участия государства в венчурном капитале;
• применение системы адресных налоговых льгот, стимулирующих рост инноваций на предприятиях и в корпорациях; определение порядка включения затрат на исследования и разработки в себестоимость продукции, ускоренной амортизации научного оборудования;
• определение порядка льготного кредитования затрат на разработку и внедрение инноваций;
• защита прав интеллектуальной собственности обладателей инноваций, способствующая развитию инноваций, оформлению интеллектуального продукта в мате-
риально-вещественный результат, передаче и распространению инноваций.
Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность как особый вид деятельности в отличие от научной и научно-технической деятельности, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной в научной и учебной литературе является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности [7, с. 451].
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности), Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также ряд законов, действующих до вступления в силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации: Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.); Закон РФ от 23 сентября № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.); Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.); Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях».
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов: а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.); б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности; в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [1] (см. также: [2]).
Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы предусматривала необходимость разработки Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», однако данный закон так и не был принят.
Объекты прав интеллектуальной собственности, использование которых приносит коммерческий доход, фактически являются инновациями в предпринимательской сфере. Поэтому правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется в рамках гражданского и предпринимательского права в целом.
К документам, на которых основывается политика Российской Федерации в сфере развития инноваций, также относятся «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-536 и содержащие перечни приоритетных технологий развития науки, технологий и техники и критических технологий, и разработанные на их основе правительственная «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», а также Федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
В России приняты «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р. Их цель состоит в контроле за сферой использования результатов научнотехнической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» от 17 ноября 2005 г. № 685 предусмотрена разработка положений о порядке принятия государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд решений о закреплении прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности за Российской Федерацией, либо за исполнителем, либо за Российской Федерацией и исполнителем совместно; о порядке проведения конкурсов на передачу хозяйствующим субъектам прав Российской Федерации на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности. Данное постановление способствует развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.
Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, в их числе: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина; являлась инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию (Федеральный закон от 1 июня 1995 г. № 85-ФЗ).
К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш
15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним соглашением, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.
В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе (ГК РФ) от 18 декабря 2006 г., Федеральный закон № 230, часть четвертая [8], которая вступает в силу с 1 января 2008 г.
Содержание главы 69 ГК РФ подтверждает, что при трактовке инноваций как коммерциализируемого нового результата научно-технической и иной творческой деятельности на них распространяются положения о правах на результаты интеллектуальной деятельности, так как авторы и владельцы инноваций имеют интеллектуальные права, в том числе исключительные и зарегистрированные уполномоченными государственными органами.
Вместе с тем, инновационная деятельность в сфере предпринимательства осуществляется не ради себя самой, а в целях получения предпринимательского дохода, который может быть получен не только в результате возмездного отчуждения интеллектуальных прав, но и коммерческой реализации производителями находящихся в их собственности материальных носителей (вещей), в которых выражены соответствующие инновации. Поэтому правовое регулирование инновационной деятельности не может быть ограничено рамками только законодательства об интеллектуальной собственности (как части гражданского законодательства). К тому же отдельные нормы регулирования финансирования и стимулирования инновационной деятельности содержатся в налоговом и финансовом законодательстве, а нормы регулирования прогнозирования, программирования и планирования инновационной деятельности отражены в ряде актов административного законодательства.
Прогнозирование, программирование и планирование инновационной деятель-
ности регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и рядом других нормативных актов путем определения целей и принципов научной и научно-технической, инновационной деятельности, разработки прогнозов и программ, утверждения планов.
Правительство Российской Федерации утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) [10, ст. 589], в которой в разделе «Реформирование науки и стимулирование инноваций» предусмотрено развитие системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе создание инновационного фонда в сфере информационных технологий.
Федеральными органами исполнительной власти, к вопросам которых отнесено регулирование и поддержка инновационной деятельности, являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Согласно Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 июня 2004 г. № 280, министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Именно в его ведении находятся вопросы формирования приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по науке и инновациям (Рос-наука), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 июня 2004 г. № 281, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности (п. 1 Положения), и организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ (п. 5.3), а также осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности (п. 5.9).
После реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. в настоящее время начата реализация Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
Планирование поддержки и стимулирования инновационной деятельности отражено в Плане мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 1695-р. Согласно данному плану в 2007 г. будет проводиться
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года; разработка концепции федеральной целевой программы по развитию электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы; подготовка концепции о разработке федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика на период до 2020 года», включая подготовку подпрограммы стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей на территории Российской Федерации, предусматривающей модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов; разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок.
Таким образом, при разработке государственных прогнозов и программ ключевыми отраслями для осуществления государственной поддержки разработки и внедрения инноваций выбраны автомобильная, электронная и энергетическая.
Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
Федеральное агентство по науке и инновациям Российской Федерации (Роснаука) создало Комиссию по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Роснауке, и ежегодно утверждает их годовую отчетность и определяет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в последующем году в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
В Российской Федерации действуют государственные (в том числе федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели. Порядок выделения средств на финансирование научных и научно-технических программ и проектов определяется уставами государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности (п. 7 ст. 15).
К государственным фондам поддержки научной и научно-технической деятельности относятся три государственные некоммерческие организации: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы.
Фактически финансированием и стимулированием инноваций непосредственно занимается Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляется 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (1075500 тыс. рублей в 2006 году). К основным задачам Фонда относятся: проведе-
ние государ-ственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Профинансировано за 12 лет работы Фонда более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн рублей. Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР, создание сети инновационно-технологических центров, развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, их отчисления государству в виде налогов превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего — в 12,7 раза (в компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей). Доля продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.
Важную роль в поддержании творческого потенциала разработчиков инноваций играет государственная финансовая поддержка их деятельности не только через три государственных научных фонда, но и через президентские гранты для молодых ученых, поддержки ведущих научных школ, правительственные гранты поддержки инновационных вузов, развития эндаументов. Создание фондов целевого капитала (эн-даументов) станет возможным с принятием в 2007 г. Федерального закона о целевом капитале.
Венчурное финансирование инвестиционных проектов, в том числе в сфере инновационной деятельности, осуществляет ОАО «Российская венчурная компания», в уставный капитал которой из Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2006 г. передано 5 млрд руб., в 2007 г. — 10 млрд руб. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания» в 2006 г. Выдачу директив представителям интересов Российской Федерации в совете директоров открытого акционерного общества «Российская венчурная компания» по вопросу утверждения внутренних документов общества осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476 «О создании открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», данный фонд создается как общество, 100% акций которого находятся в федеральной собственности и уставный капитал которого формируется в размере 1450 млн руб., внесенных в качестве вклада Российской Федерации из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Права акционера переданы Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации. До 2010 г. предусматривается поэтапное отчуждение всего пакета акций, находящегося в федеральной собственности, путем продажи негосударственным инвесторам.
Создание благоприятного климата для инновационной деятельности предполагает содействие не только разработчикам инноваций, но и лицам, их использующим в своей производственной, предпринимательской деятельности. По состоянию на начало 2007 г. общие налоговые и кредитные льготы для предпринимателей, использующих инновации, и венчурных инвесторов при финансировании инновационной деятельности на территории всей Российской Федерации и для предприятий всех от-
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2
раслей и организационно-правовых форм отсутствовали. Прямое, хотя и конкурсное, финансирование и льготы предоставлялись по отраслевому или территориальному признаку.
Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 161-ФЗ «Об особых экономических зонах» и по результатам проведенного конкурса в конце 2005 г. были приняты правительственные решения о создании особых экономических зон технико-внедренческого типа в городах Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Дубне, промышленнопроизводственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области. Резиденты зон имеют льготы по уплате арендной платы за пользование земельными участками: размер платы устанавливается в 2% от кадастровой стоимости участка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р была одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [11, ст. 1226], координация работ по которой была возложена на Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
В «Основах политики Российской федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве инструмента политики еще в 2002 г. назывались стратегические национальные проекты, часто применяемые в зарубежной практике. С 2006 г. в Российской Федерации началась реализация четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и качественное жилье». В рамках данных проектов предусматривается прямое государственное финансирование передачи ряда инновационных продуктов и технологий в сферу здравоохранения и образования. Предприятия и организации, получившие по итогам открытого конкурса право на заключение и исполнение государственного контракта на поставку оборудования, программного обеспечения, выполнения проектных и иных работ, смогут коммерциализировать производимые ими инновации, а организации-реципиенты проектов смогут применить инновации в своей деятельности. Ряд инновационных образовательных программ вузов — победителей конкурса в рамках проекта «Образование» прямо нацелен на реализацию инновационных разработок в промышленный прототип и дальнейшее внедрение в промышленность, например, программа Московского физико-технического института (государственного университета) «Наукоемкие технологии и инновационная экономика» [4, с. 204-232]. Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей-животноводов в рамках проекта «Развитие АПК» позволит произвести обновление и расширение основного стада на базе селекционных достижений, что также создает дополнительные стимулы к развитию владельцам прав на селекционные достижения.
Коммерциализации инноваций как продуктов научно-технической деятельности может способствовать внесение в 2007 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в целях формирования благоприятных налоговых условий для финансирования производства новой продукции или усовершенствования производимой продукции. Именно последние два года стали поворотными в активизации государственной поддержки инноваций.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ВолынкинаМ.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2005. № 1.
2. Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект-Пресс, 2005.
3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
4. Конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного образовательного проекта «Образование»: описание программ. М.: Логос, 2006.
5. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.
6. Портер М.Е. Конкуренция. СПб., М., Киев: Издательский дом «Вильямс», 2000.
7. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Зан-ковского. М.: Волтерс Клувер, 2006.
8. Российская газета. 2006. Федеральный выпуск № 4225. 22 декабря.
9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
10. СЗ РФ. 2006. № 5.
11. СЗ РФ. 2006. № 11.
12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2007 Том 5 № 2