Научная статья на тему 'Совершенствование инструментов государственной поддержки инновационной деятельности'

Совершенствование инструментов государственной поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Инесса Александровна

Рассмотрены основные методы государственной поддержки инновационной деятельности, применяемые в России. Проведена оценка системности, последовательности и эффективности государственного регулирования сферы науки и инноваций, обобщены и проанализированы новые инструменты государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TOOLS OF STATE SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY

The main methods of state support of innovation activity applied in Russia are considered. Evaluation of complexity, consistency and effectiveness of state regulation of science and innovation sphere is carried out, new tools of state innovation policy are summarized and analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментов государственной поддержки инновационной деятельности»

Библиографический список

1. Бондаренко Л. Неотложные меры борьбы с сельской бедностью / Л. Бондаренко // Экономика сельского хозяйства России. 2005. № 10.

2. Кадровое обеспечение агропроизводства России // АПК: экономика,

управление. 2005. № 4.

3. Низова Л. Сельская занятость в условиях реализации нацпроекта «Развитие АПК» / Л. Низова // Экономика сельского хозяйства России. № 11. 2006.

4. Состояние рынка труда Алтайского края в 2004-2005 гг. (мониторинг). Подготовлено Управлением государствен-

ной службы занятости населения Алтайского края. Барнаул, 2006.

5. Состояние рынка труда Алтайского

края в 2006 г. (мониторинг). Подготовлено Управлением государственной

службы занятости населения Алтайского края. Барнаул, 2007.

6. Федеральный закон РФ «О занятости населения в РФ» от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ.

7. Фирсов А. Основа устойчивого

развития сельской территории /

А. Фирсов // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 2.

+ + +

УДК 338.28 И.А. Долженко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характерной чертой современного мирового экономического развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Установка на инновационный путь развития России впервые озвучена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ в марте 2002 г. Фактически речь идет о создании в стране новой отрасли экономики, которая превратила бы Россию из экспортера сырья в мирового производителя наукоемкой продукции. Решение указанной задачи требует создания необходимых организационных, экономических и правовых условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, коммерциализации технологий и развития на их базе производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Институциональной основой, обеспечивающей достижение цели, призвана стать национальная инновационная система. Национальная инновационная система (НИС) в традиционном понимании — это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих научные исследования и разработки, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также системы управления и финансирования инновационной деятельности [1].

Попытки формирования НИС предпринимаются в стране с начала 90-х годов XX века. Тогда были созданы отдельные инфраструктурные элементы системы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и секторами экономики (промышленность и сфера образования).

В конце 90-х годов принят ряд документов правового и концептуального характера, в которых определены приоритеты развития науки и перечень критических технологий федерального уровня, закреплены такие принципы, как

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, стимулирование научно-технической и инновационной деятельности, создание системы государственных научных центров и других институциональных структур. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в настоящее время является основополагающим нормативным актом, регулирующим отношения в области науки.

Системное формирование инновационной политики началось в стране с 2004 г. В результате административной реформы произошли преобразования в системе управления сферой науки и инновационной деятельностью. На основе Министерства образования и той части Министерства промышленности, науки и технологий, к ведению которой относились вопросы научно-технического развития, образовано Министерство образования и науки Российской Федерации. Помимо единого министерства появился и консультативный орган при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, который заменил существовавший ранее Совет по науке и высоким технологиям.

Ключевыми установками этого периода стали ориентированное на получение результата управление ресурсами бюджета и внедрение механизмов партнерства государства и бизнеса (ГЧП). На основе новой идеологии была переработана научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы». В результате финансирование научных исследований и разработок приобрело целевой характер, стало распределяться на конкурсной основе.

Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными, ряд стадий инновационного цикла не получил необходимого финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения. Таким образом, инновационная активность и показатели технологического развития страны хотя и имели тенденцию к постепенному росту, но по мировым меркам оставались невысокими (рис.).

За последние два года в стране появились новые возможности реализации

научно-технического и интеллектуального потенциала и превращения его в реальный фактор экономического роста и диверсификации экономики. Так, на протяжении ряда лет экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (6-7% в год), значительно опережающие мировую динамику. Заметно усилилось внимание органов государственной власти к научнотехнической и инновационной сфере. За короткий срок внедрен значительный арсенал современных инструментов государственно-частного партнерства, ориентированных на мировой опыт, принят ряд законодательных актов, которые закрепили порядок их применения и институциональный статус.

Центральное место в вопросах развития инновационной экономики сегодня принадлежит инициативам Минэкономразвития РФ, направленным на формирование национальной системы институтов развития. Через указанные институты государство участвует в инновационных проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей.

К основным секторам, получающим поддержку институтов развития, сегодня относятся отрасли инфраструктуры; производство и экспорт высокотехнологичной продукции; импорт передовых зарубежных технологических комплексов; поддержка фирм, занимающихся НИОКР и их внедрением в производство; поддержка вновь создаваемых высокотехнологичных фирм, предприятий малого и среднего бизнеса (табл. 1).

Наиболее масштабные общегосударственные проекты, стоимостью не менее 5 млрд руб., поддерживаются через Инвестиционный фонд Российской Федерации. Большая часть поддержанных на сегодняшний день проектов направлена на создание объектов инфраструктуры в сфере транспорта.

Проекты стоимостью более 2 млрд руб. поддерживаются Банком развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), который только начинает функционировать в качестве универсального банка развития.

12 -і

4 -

2 -

0 н—--------—I—---------—I—--------—I—--------—I—------—I

___2000 2001 2002 2003 2004

I iVnpriKHKiM вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %

^^Уровень инновационной активности, %

Рис. 1. Динамика инновационной активности российских предприятий [2]

Таблица 1

Общая характеристика современных инструментов поддержки инновационной деятельности

Наименование инструмента Правовая основа Цели применения

Инвестиционный фонд Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 г. № 694 «Об инвестиционном фонде РФ» Реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, создание и развитие элементов российской инновационной системы

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Федеральный закон от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Стимулирование инвестиций путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной деятельности по реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства

ОАО «Российская венчурная компания» Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 г. Стимулирование развития высокотехнологичных компаний, которые находятся на ранней стадии развития

Особые экономические зоны Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Стимулирование притока инвестиций в сектор промышленности, инноваций, туризма и портовой инфраструктуры

Технопарки Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 г. № 328-р «Об утверждении государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» Территориальная концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологических отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий

Проекты, которые не могут быть профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда и Внешэкономбанка в силу их малого размера, будут поддерживаться за счет фондов прямых инвестиций, создание которых планируется в конце 2007 г. Размер каждого фонда составит не менее 280 млн

руб. [3].

Отдельного внимания заслуживают институты, осуществляющие венчурное инвестирование, суть которого заключается в финансировании новых предприятий и видов деятельности, традиционно считающихся высокорискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита из других общепринятых источников. До недавнего времени такого рода инвестиции в России осуществляли только частные фонды.

Летом 2006 г. решением Правительства Российской Федерации за счет средств Инвестиционного фонда было создано ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), на которую возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями.

Комплексная система институтов поддержки создана в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Это, прежде всего, сеть региональных венчурных фондов, гарантийные фонды с использованием субвенций федерального бюджета, центры трансфера и коммерциализации технологий, а также ассоциации информационных и инновационных коллективов. В перспективе целесообразно создание межрегиональных гарантийных фондов.

В настоящее время завершено формирование венчурных фондов в Республике Татарстан, Красноярском и Пермском краях, Томской области, Москве. Общий объем венчурного капитала составляет 2,2 млрд руб. В течение 2007 г. будут сформированы еще 14 фондов, а общая их капитализация составит 6,4 млрд руб. Самые крупные гарантийные фонды создаются в Москве и Санкт-Петербурге. Функционируют такие фонды в Свердловской области, в

Республике Удмуртия и в Воронежской области [3].

Учитывая, что 70% мировых инноваций сосредоточено в области информационных технологий, Мининформсвязи России была разработана государственная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. В период до 2010 г. предусмотрено создание технопарков в сфере высоких технологий в 7 субъектах (в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге).

Каждый из технопарков имеет свою специализацию, обусловленную структурой спроса и наличием в регионе образовательной, научной и кадровой базы. Предполагается создать сеть инновационных технопарков в сфере нанотехнологий и ядерной физики, инновационной энергетики, биотехнологий и медицины.

Одним из важнейших инструментов воздействия на инновационную среду являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Механизм ОЭЗ предполагает преференции по ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов.

В настоящее время в Российской Федерации создано 13 ОЭЗ (табл. 2).

В целях реализации следующей ступени развития особых экономических зон в октябре 2007 г. принят закон, открывающий возможность для создания портовых особых экономических зон.

Разнообразие организационных форм позволит оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий.

Таблица 2

Особые экономические зоны в Российской Федерации

Место расположения ОЭЗ Тип ОЭЗ Специализация ОЭЗ

г. Липецк Промышленно- производственная Производство бытовой техники и комплектующих

г. Елабуга, Татарстан Промышленно- производственная Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники; высокотехнологичное химическое производство

г. Санкт-Петербург Технико- внедренческая Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники; разработка и производство аналитических приборов

г. Дубна, Московская область Технико- внедренческая Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов; разработка альтернативных источников энергии

г. Зеленоград Технико- внедренческая Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и систем навигации, биоинформационных и био-сенсорных технологий; организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

г. Томск Технико- внедренческая Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии; производство новых материалов

Калининградская область Ставропольский край Краснодарский край Республика Алтай Алтайский край Иркутская область Республика Бурятия Туристско- рекреационная Туристско-рекреационная деятельность (создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а так же развитие и оказание услуг в сфере туризма и отдыха)

Одним из заключительных этапов формирования системы государственной поддержки инновационной сферы стало формирование национальной нанотехнологической сети. В апреле 2007 г. президентом страны утверждена стратегия развития наноиндустрии. Для взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с представителями предпринимательского сообщества и научной общественностью образован Правительственный совет по нанотехнологиям, завершается создание Российской корпорации нанотехнологий.

Параллельным инструментом поддержки сферы наноиндустрии, наряду с ее финансированием из средств Корпорации, является Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», утвержденная в августе 2007 г. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий по техническому перевооружению ведущих научных организаций и вузов, решение вопросов в сфере стандарти-

зации и метрологии, переподготовки кадров для наноиндустрии.

Наряду с активизацией прямой государственной поддержки науки и инноваций наблюдаются позитивные изменения механизмов косвенного регулирования инновационных процессов. В числе ключевых документов, принятых в последнее время и направленных на стимулирование инновационной деятельности, — поправки в Федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политике», а также в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие целый ряд изменений в сфере регулирования рынка интеллектуальной собственности в России.

Так, введен либеральный режим обращения результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Теперь эти результаты принадлежат исполнителям работ, которые получили право их использовать в хозяйственном обороте, за исключением, когда эти результаты

необходимы Российской Федерации для обеспечения задач обороноспособности, безопасности и некоторых других случаев. Большая часть результатов будет находиться в свободном экономическом обороте.

В июне 2007 г. принят Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Для налогоплательщиков, осуществляющих финансирование инновационной деятельности, закон предусматривает дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения. Кроме того, введен коэффициент ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, а также увеличен норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ [4].

Таким образом, анализ созданных и создаваемых институтов развития позволяет сделать вывод о наличии в стране основных элементов поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которые включают в себя как стимулирование инфраструктуры (включая финансовую, в том числе и венчур-

ную) на федеральном и региональном уровне, так и непосредственное участие государства в реализации основных проектов. При этом акценты инновационной политики смещены с задачи создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства в сторону создания особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий, а также кластерных и сетевых фармаций.

Библиографический список

1. Замирович Е. Национальная система управляемого развития: исторический шанс для России / Е. Замирович // Вестник «Россия. Третье тысячелетие». 2006. № 13. С. 31-34.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2007. 981 с.

3. Набиуллина Э. О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации Э. Набиул-лина // Тезисы выступления на заседании Правительства Российской Федерации 11 октября 2007 г. Интернет-ресурс: http://www.economy.gov.ru.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 3991.

+ + +

УДК 33 О.А. Селюнина

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально-экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.