Научная статья на тему 'Инструменты и механизмы поддержки иновационной деятельности'

Инструменты и механизмы поддержки иновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PURPOSE-ORIENTED PROGRAMS / INNOVATIONS / SUPPORT MECHANISMS / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Наталья Михайловна

Анализируется состояние сферы науки и инноваций в современных условиях, дается краткое изложение основных инструментов и механизмов поддержки инновационной деятельности. Раскрывается роль долгосрочных целевых программ в инновационной экономике, обсуждается деятельность институтов развития и проблемы инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND SUPPORT MECHANISMS FOR INNOVATIVE ACTIVITY

The article analyzes the position of the sphere of science and innovations in modern conditions. It provides a brief summary of the basic tools and mechanisms to support innovative activity. The role of long-term purpose-oriented programs in the innovative economy is revealed; the activity of the development institutions and the challenges of innovation infrastructure are discussed.

Текст научной работы на тему «Инструменты и механизмы поддержки иновационной деятельности»

ми, они рассматриваются как мобильная составляющая в стоимости управляющего комплекса, которую достаточно легко можно изменять. В отличие от них капитальные вложения ориентированы на достижение стратегических целей предприятия и требуют более тщательного экономического обоснования.

Таким образом, подводя итоги рассмотрения проблемы развития управляющего комплекса производственной системы, можно сделать следующие выводы:

- стоимость управляющего комплекса определяется не только единовременными затратами на его создание и развитие, но и текущими затратами, необходимыми для его функционирования;

- в результате усложнения системы управления дополнительно приобретаемый эффект уменьшается, поэтому степень детализация системы управления, дробления ее функций не должна превосходить некоторого экономически обоснованного уровня;

- увеличение расходов на управление с целью повышения организационно-технического уровня про-

изводства оказывает двойственное влияние на прибыль предприятия: во-первых, в прямой зависимости от них находится себестоимость продукции, рост которой уменьшает прибыль, и, во-вторых, результаты управленческой деятельности обеспечивают экономию по тем или иным статьям расходов предприятия (эффект), что приводит к увеличению прибыли. Таким образом, следствием увеличения расходов на управление при наличии эффекта может быть как снижение, так и увеличение прибыли;

- для заданных организационно-технических условий производства всегда существует некоторый оптимальный уровень расходов на управление Сопт. При этом экономически нецелесообразно добиваться состояния производственной системы, близкого к идеальному, т.е. необходимо оставлять в управляемом комплексе некоторую долю неупорядоченности (шума), размер которой тем больше, чем относительно дороже система управления производственным комплексом.

Библиографический список

1. Трапезников В.А. Управление и технический прогресс. М.: эффективной организации и управления производством: Наука, 1983. 224 с. учеб. пособие. Иркутск: ИПИ, 1991. 59 с.

2. Гришина Н.А., Попов Е.И., Сатановский Р.Л. Развитие

УДК 330.341

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. Ермакова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84.

Анализируется состояние сферы науки и инноваций в современных условиях, дается краткое изложение основных инструментов и механизмов поддержки инновационной деятельности. Раскрывается роль долгосрочных целевых программ в инновационной экономике, обсуждается деятельность институтов развития и проблемы инновационной инфраструктуры. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: целевые программы; инновации; механизмы поддержки; инновационная инфраструктура.

TOOLS AND SUPPORT MECHANISMS FOR INNOVATIVE ACTIVITY N.M. Ermakova

Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, 84, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119606.

The article analyzes the position of the sphere of science and innovations in modern conditions. It provides a brief summary of the basic tools and mechanisms to support innovative activity. The role of long-term purpose-oriented programs in the innovative economy is revealed; the activity of the development institutions and the challenges of innovation infrastructure are discussed. 11 sources.

Key words: purpose-oriented programs; innovations; support mechanisms; innovative infrastructure.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2009 и 2010 годах, в Концепции долгосрочного соци-

ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. провозглашен переход к инновационному социально ориентированному разви-

1 Ермакова Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела департамента Правительства Российской Федерации, тел.: 89037611173, е-mail: [email protected]

Ermakova Natalya, Candidate of Economics, Deputy Head of the Department of Government of the Russian Federation, tel.: 89037611173, e-mail: [email protected]

тию, который предполагает «формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям» [4, 8, 9].

Цели и задачи инновационной политики сформулированы в «специализированных» стратегических документах - Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, которые разрабатывались и принимались в 2005-2006 годах [3, 11].

Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Результативность сектора науки и уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в сфере инноваций. Расходы на НИОКР в России оцениваются в 1,04% ВВП (2008 г.) против 1,42% ВВП в Китае (2007 г.) и 2,3% в странах ОЭСР (2007 г.). Индексы цитирования российских ученых, патентная активность, доля на мировом рынке наукоемкой продукции многократно уступают показателям других стран. Усиливается зависимость российской экономики от импорта технологий, т.е. преобладает импорто-ориентированная модернизация при ослаблении собственной оригинальной инновационной компоненты развития.

Финансовый кризис привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Вместе с тем решение задачи послекризисного восстановления и перехода к устойчивому росту требует резкого повышения уровня инновационной активности в экономике и конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок.

Это повышает требования к государственной инновационной политике, которая должна в сложившихся условиях не только обеспечивать эффективную реализацию мер в «сфере ответственности» государства (поддержка фундаментальной науки, образования и т.д.), но и стимулировать вовлечение частного бизнеса и предприятий с государственным участием в инновационные процессы, соответствующие требованиям глобальной конкуренции.

Основным инструментом государства в проведении инновационной политики в настоящее время является выделение бюджетных средств. Причем важен не только сам объем таких средств, но и механизмы их доведения до экономики, эффективность создаваемых институтов, необходимых для «восприятия» инноваций.

Одним из механизмов реализации инновационной деятельности служат долгосрочные федеральные целевые программы (ФЦП), направленные на развитие научных и опытно-конструкторских разработок в приоритетных секторах экономики. В целом на ФЦП в 2010 году приходится около 8,1% расходов федерального бюджета, в т.ч. на наукоемкие ФЦП - лишь около 1,7%, и к 2012 году их доля может снизиться в соответствии с доведенными ориентирами до 1,2% (или на 45,4% в реальном выражении).

При этом общий размер «междисциплинарных» ФЦП («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная технологическая база», инфраструктура наноинду-стрии, научно-педагогические кадры) невелик и постоянно снижается. На них приходится всего 2,6% инновационных расходов бюджета и в условиях их оптимизации в 2009 году именно эти программы подверглись наибольшему сокращению (в 2008 году их доля составляла 3,6%) [10].

С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс и прочие), получили в последние годы опережающее развитие по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными ФЦП. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2009 году выросли в 2,2 раза, на них приходится около 25,9% инновационных расходов бюджета (против 11,9% в 2008 г.).

В качестве примера рассмотрим реализацию Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012 годы» (далее - Программа) в 2009 году. В рамках Программы помимо финансирования исследований и разработок решаются задачи развития инновационной инфраструктуры, отработки механизмов коммерциализации результатов научно-технической деятельности и привлечения внебюджетных средств, а также поддержки ведущих научных школ.

Ключевым элементом Программы является блок «Коммерциализация технологий», в котором предусмотрены мероприятия, в наибольшей степени реализующие механизм государственно-частного партнерства: реализация важнейших инновационных проектов государственного значения (уф-проекты) по приоритетным направлениям Программы; осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом.

Всего в рамках Программы за 2009 год привлечено средств из внебюджетных источников в объеме более 7,3 млрд рублей (капитальные вложения - 0,52 млрд рублей; НИОКР - 4,1 млрд рублей; «прочие нужды» - 3,17 млрд рублей).

Важным показателем экономической эффективности Программы является постепенный рост доли инновационной продукции, создаваемой в рамках осуществления проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом. Так,

за 2009 год инновационная продукция реализована в объеме 926,32 млн рублей, а также осуществлена коммерциализация работ в рамках 22 комплексных проектов (28%) из 78, окончившихся в 2008-2009 годах.

Наибольший вклад в достижение экономической эффективности Программы за 2009 год внесли три комплексных проекта:

- «Разработка технологий получения и обработки термоэлектрических материалов на основе твердых растворов теллурида висмута, создание высокоэффективных термоэлементов и организация их опытно-промышленного производства» (ООО «Научно-производственное объединение "Кристалл"»). Реализовано продукции на 155,76 млн рублей, что соответствует бюджетной эффективности на уровне 0,77);

- «Разработка экологически безопасных комбинированных физико-технических и физико-химических технологий добычи и комплексной переработки руд» (ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет»; производитель - ООО «Металл-групп», Белгородская область). Реализовано продукции на 463,5 млн рублей, что соответствует бюджетной эффективности на уровне 3,09;

- «Разработка и создание типового ряда мини-ТЭЦ на базе газопоршневых агрегатов» (ГОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»; производитель - ОАО «РУМО», г. Нижний Новгород). Реализовано продукции на 179,25 млн рублей, что соответствует бюджетной эффективности на уровне 1,23.

По проектам, выполняемым по предлагаемой бизнес-сообществом тематике, за 2009 год осуществлена реализация продукции в объеме 2 757, 21 млн рублей. В результате выполнения НИОКР за 2009 год было разработано 123 технологии, предназначенные для коммерциализации.

Согласно системе государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых в рамках Программы, зарегистрировано 429 результатов научно-технической деятельности (патентов, патентных заявок, баз данных, программ для ЭВМ, топологий ИМС, ноу-хау).

Наряду с отраслевыми технологическими федеральными целевыми программами действует целый пакет решений по точечной поддержке различных проектов и предприятий в высокотехнологичных секторах экономики. Общий объем этих затрат в условиях кризиса резко возрос и в 2,4 раза превысил расходы по линии высокотехнологичных отраслевых ФЦП (в бюджете 2010 года это превышение уменьшено до 1,3 раза). По мере выхода из режима антикризисных мер структура финансовой поддержки должна быть изменена в пользу программных инструментов. Вместе с тем, необходимо отметить, что расходы федерального бюджета по всем этим направлениям, учтенные в бюджетных проектировках на 2010-2012 годы, имеют отрицательные темпы роста и ведут к ослаблению бюджетной поддержки инновационного процесса [3].

В 2009 году в рамках приоритетов технологического обновления Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России утверждены наиболее перспективные и проработанные проекты как с точки зрения имеющихся научно-технологических заделов, так и с учетом социальной важности их реализации. Формирование этих проектов с самого начала осуществлялось в тесном взаимодействии с бизнесом, проекты привлекательны для частных инвестиций, к их реализации будут привлекаться эффективный сектор науки и бизнес, в том числе малый наукоемкий. Всего по пяти приоритетным направлениям подготовлено более 30 проектов, на реализацию которых в 2010 году предусмотрено 10 млрд рублей.

На поддержку приоритетных направлений технологического развития, а также на повышение эффективности государственного регулирования инновационной деятельности ориентирован, в частности, План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годы Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - План мероприятий).

Планом мероприятий предусмотрен запуск новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, увеличение государственной поддержки малого инновационного бизнеса.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере реализует около 20 программ инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест в высокотехнологическом секторе.

По итогам 2009 года Фондом рассмотрено около 2000 инновационных проектов, более 600 из которых оказана поддержка. Средний объем финансирования одного проекта из средств Фонда составляет 3,5 млн рублей.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на финансирование деятельности Фонда в 2010 году запланировано свыше 2,4 млрд рублей. Кроме того, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 января 2010 г. № Пр-22 предусматривается увеличение расходов на финансирование Фонда в 2010 году до 3,4 млрд рублей.

Предложения по составу и объёмам бюджетных расходов в предстоящем году в части финансирования науки базируются также на увеличении финансирования Фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд) как антикризисной мерой поддержки малого инновационного предпринимательства.

Одним из приоритетов деятельности Фонда должна стать поддержка предприятий, создаваемых при научных и образовательных государственных учреждениях. В соответствии Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» бюджетные научные и образовательные учреждения получили право создавать малые инновационные предприятия. На начало 2010 года вузами было создано 116 таких предприятий, на которых организовано более 800 рабочих мест для высококвалифицированных работников.

Важным направлением стимулирования инновационной активности предприятий явились поддержка научно-технологической и инновационной деятельности финансовыми инфраструктурными институтами развитая, такими как ОАО «Российская венчурная компания», государственная «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанк, и создание особых экономических зон [2].

ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») реализует меры по решению проблемы недостаточного уровня компетенций участников венчурного рынка. В частности, разработана система по повышению инновационной компетенции региональных участников инновационных проектов. В рамках создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, ОАО «РВК» решает проблему создания инвестиционного механизма, позволяющего повысить привлекательность проекта для частного инвестора и подготовить инновационный проект к последующим фазам инвестирования.

В ноябре 2009 года ОАО «РВК» совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создано ООО «Фонд посевных инвестиций ОАО «РВК» с уставным капиталом 2 млрд руб. и начат прием заявок на регистрацию венчурных партнеров фонда.

Организация «посевного» финансирования с участием ОАО «РВК» позволит использовать потенциал регионов и научных центров, имеющих наиболее развитую инновационную инфраструктуру (вузы, НИИ, подразделения РАН, бизнес-инкубаторы, технопарки, ОЭЗ технико-внедренческого типа), создать дополнительную мотивацию для ученых и предпринимателей, готовых развивать инновационные разработки, венчурных инвесторов, способных финансировать технологические проекты, а также инвестиционных посредников, обладающих компетенциями в структурировании проектов на ранних стадиях.

Ключевым результатом практической деятельности ОАО «РВК» в настоящее время явилось создание и функционирование венчурных фондов. В результате двух конкурсных отборов, проведённых в 2007 и 2008 годах, при участии общества сформировано 7 вен-

чурных фондов с общей капитализацией 18,983 млрд рублей.

Основными направлениям инвестирования за счет средств созданных фондов стали биомедицинские технологии, энергетика и энергосбережение, информационно-телекоммуникационные системы, технологии производства программного обеспечения, критически важные для развития инновационной экономики.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) как системы с особым режимом предпринимательской деятельности создаются в целях реализации проводимой государством инвестиционной политики. В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют 13 ОЭЗ трех типов: 4 - технико-внедренческих, 2 - про-мышленно-производственных, 7 - туристско-рекреа-ционных. В процессе создания находятся 3 портовые ОЭЗ.

В созданных ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов, в том числе 26 компаний с участием иностранных инвесторов из 18 стран. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составляет 219,1 млрд рублей, профинансировано 21,1 млрд рублей. Объем произведенной продукции и услуг на территориях ОЭЗ составил 14,5 млрд рублей, создано 8622 рабочих места, на территории ОЭЗ их резидентами построено и введено в эксплуатацию 18 объектов производственной и инновационной инфраструктуры.

В настоящее время в технико-внедренческих зонах разрешено производство наукоемкой продукции, а также снижен минимальный порог инвестиций для промьшшенно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительных инвесторов.

На ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». («Ро-синфокоминвест») возложена задача по стимулированию инновационной активности, поддержке малых и средних предприятий и развитию конкурентоспособности отрасли информационно-коммуникационных технологий. Фонд планирует предоставлять инвестиции инновационным компаниям отрасли, что позволит обеспечить их рост, сохранить и создать новые рабочие места для высококвалифицированных кадров, поможет выявить прорывные конкурентоспособные технологии.

ГК «Роснанотех» была образована в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» в целях содействия реализации государственной политики в этой сфере, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

На конец 2009 года к финансированию ГК «Роснанотех» утверждено 43 проекта на общую сумму 142 млрд руб., в том числе за счет средств корпорации -72 млрд рублей.

Планируется профинансировать около 300 инвестиционных проектов в сфере наноиндустрии с общим бюджетом около 475 млрд руб. (средства ГК «Роснанотех» составляют 236 млрд руб., частных соинве-сторов - 239 млрд руб.). Предполагаемый объем продаж российской продукции наноиндустрии в результа-

те реализации проектов с участием корпорации за 2008-2015 гг. составит около 460 млрд рублей.

Одной из общих структурных слабостей сложившейся системы ФЦП является невысокая доля софи-нансирования со стороны бизнеса, которая еще более понизилась в условиях финансового кризиса. Кроме того, софинансирование в рамках ФЦП проведения НИОКР в интересах частного бизнеса забюрократизировано и неудобно для бизнеса. Заказ размещается согласно процедурам, установленным Федеральным законом РФ № 94-ФЗ, а не за счет субсидий, что создает объективные препятствия как в части отбора исполнителя НИОКР (предприятие должно само принимать решение, с кем оно хочет работать), так и в части разграничения прав на объекты интеллектуальной собственности.

Одной из наиболее острых проблем в инновационном процессе является недостаточная конкурентоспособность предприятий на финальных стадиях коммерциализации технологий - стадии проектирования готовых продуктов и разработки их прототипов, инжиниринга [5]. Указанные компетенции в значительной степени утрачены российскими предприятиями. В целях формирования инфраструктуры для поддержки проектной и инжиниринговой деятельности представляется целесообразным выделение средств из федерального бюджета в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития

научно-технологического комплекса России на 20072012 годы» или Фонда развития технологий для финансирования создания инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна на базе национальных исследовательских университетов и иных ведущих технологических вузов. При оценке ежегодного финансирования деятельности одного центра в размере 70 млн рублей объем финансирования создания 10 центров составит 700 млн рублей в год. Такие центры могли бы реализовывать функции центров коллективного доступа к специализированному оборудованию, по предоставлению услуг технологического консалтинга, инжиниринга и непрерывного образования, обеспечивая реализацию процесса коммерциализации технологий до стадии конечного продукта.

Таким образом, в настоящий момент прилагаются усилия по «горизонтальной» взаимоувязке созданных инструментов и институтов поддержки инновационной деятельности (например, создание «инновационного лифта» для малых инновационных компаний). Поддержка из средств государственного бюджета развития науки и инноваций с разной степенью эффективности осуществляется в рамках следующих направлений: поддержка спроса на инновации; предложения инноваций; инфраструктуры инноваций; развития технологий и наукоемких, высокотехнологичных отраслей и компаний.

Библиографический список

1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) (проект от 11.11.2008 г.) URL: www.tomskforum.ru

2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России. Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. 168 с.

3. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года (разработана в соответствии с поручением Президента РФ от 13.07.2006 г. и поручением Правительства РФ от 28.07.2006 г.). URL: www.mon.gov.ru

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).

5. Мазуренко С.Н. Приоритеты развития научно-технологического комплекса России. URL: www.fasi.ru

6. Национальная инновационная система и государственная

инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. URL: www.mon.gov.ru

7. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 30.12.2009, протокол № 42).

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 12 ноября 2009 г.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2010. 1 декабря. № 5350 (271).

10. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. Вып. 30. М.: ИЭПП, 2009.

11. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике протокол от 15.02.2006 N 1).

УДК 334.732.2

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

Т.В. Клепикова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Микрофинансирование - это предоставление микрозаймов малодостаточным слоям населения и предпринимателям, не имеющим кредитной истории для развития бизнеса. Микрофинансирование все больше распространяется на российском рынке, становясь частью финансово-кредитной системы страны. Благодаря микрофинанси-

1 Клепикова Татьяна Владимировна, доцент, тренер Российского микрофинансового центра, тел. 89500611337, е-mail: [email protected]

Klepikova Tatyana, Associate Professor, Coach of the Russian Microfinance Center, tel.: 89500611337, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.