Галкина М.А.
аспирантка, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,
руководитель Департамента развития предпринимательства, туризма и бизнес-коммуникаций Молодежного союза экономистов и финансистов Российской Федерации [email protected]
будет стимул - будут и дела!
государственное стимулирование
развития инноваций
в малом предпринимательстве
Малое инновационное предпринимательство способно внедрять результаты интеллектуальной деятельности, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции, увеличивать инвестиционную и инновационную активность, развивать высокотехнологические секторы экономики, улучшать качество жизни населения, снижать уровень безработицы, обеспечивая социально-экономическую стабильность государства. Актуальность исследования развития инноваций в предпринимательстве возрастает не только в связи с инновационным развитием страны, но и в сложившихся сложных условиях мирового финансового кризиса.
Автор предлагает стимулировать развитие инноваций в малом предпринимательстве, учитывая его интеллектуальную составляющую, на основе государственной поддержки этого сектора.
Для успешного развития инноваций важно:
• создать общие благоприятные институциональные условия, особенно на конкурентных рынках, включая гибкую систему образования и повышения квалификации;
• осуществлять интеграцию «научного капитала» и эффективную кооперацию исследований;
• развивать государственный инновационный сектор;
• стимулировать инновационное развитие в частном секторе;
• формировать систему механизмов распространения и передачи технологий для использования потенциала наукоемких отраслей в коммерческих целях на внутреннем рынке и за рубежом.
В России развитие инноваций сводится к реализации государственной инновационной политики (совокупности мероприятий
иннов(
для развития инновационного малого предпринимательства необходимо учитывать его интеллектуальную составляющую
по активизации инновационной деятельности, эффективному внедрению результатов интеллектуальной деятельности) в целях ускоренного социально-экономического развития страны и удовлетворения потребностей населения. Так, действуют принятые законы, постановления, программы федерального и регионального уровней, наиболее значимыми являются Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №158-р «О плане мероприятий по реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; IV Часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-Ф3, регулирующая интеллектуальную собственность, Федеральные законы от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ №209), от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об
особых экономических зонах в Российской Федерации». Государственная инновационная политика предполагает поддержку развития инноваций, осуществляемую прямыми и косвенными формами. Прямые формы воздействия предусматривают непосредственное участие государства в инновационном развитии путем создания инфраструктуры и финансирования наиболее перспективных инновационных направлений. Косвенные формы предполагают использование экономических рычагов, таких как создание благоприятного режима налогообложения, разработку специализированных государственных программ обучения, агитацию за инновационный путь развития в СМИ.
Однако для развития инновационного малого предпринимательства необходимо учитывать его интеллектуальную составляющую. Следует внести дополнения в ФЗ №209, регламентирующие инновационное предпринимательство, законодательно закрепить определение «интеллектуальный капитал», обозначить правовой статус коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Как утверждал министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на заседании Правительства Российской Федерации 15 декабря 2005 г.: «Для России характерным на глобальном рынке становится профиль поставщика идей (интеллектуального сырья) и потребителя готовых технологий. Что свидетельствует о деградации наукоемкого сектора экономики. Специалисты высокой квалификации, составляющие
реативная экономика, 2010, № 1
интеллектуальный потенциал, из-за отсутствия необходимых условий не могут реализовать свои идеи, становятся не востребованными и мигрируют за границу, а восполнение их не происходит из-за незначительного притока молодежи в науку и падения престижа исследовательской работы. Следовательно, эта проблема должна найти свое решение на самом высоком уровне государственной политики. Государство должно гарантировать талантливым ученым и инженерам жизненный уровень, достаточный для плодотворной деятельности, востребованность после прохождения пика творческих способностей. Необходимым является обеспечение преемственности в науке, достигающееся развитием систем подготовки научных кадров и стимулирования притока талантливой молодежи в сферу НИОКР, формирование инновационной личности и положительного имиджа иннова-тора.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1073-р была утверждена программа создания и развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» на 2009-2017 годы, целью которого является повышение эффективности подготовки кадров для инновационной экономики по основным направлениям современной науки и технологий, предпринимательства в высокотехнологичной сфере. 22 апреля 2009 г. на Всероссийском форуме по малому и среднему
предпринимательству в своем выступлении министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина отметила, что приоритетной сферой является инновационный, наукоемкий бизнес, следовательно, предпринимаются меры его эффективной поддержки. Предполагается на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций создавать малые предприятия, а также запустить механизм «посевного» фонда, который дополнит уже сформированную инфраструктуру: бизнес-инкубаторы, Российскую венчурную компанию, региональные венчурные фонды, фонд поддержки предприятий научно-технической сферы. Президент России Дмитрий Медведев поддержал инициативу создания малых предприятий на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций с целью воспроизводства и капитализации интеллектуального потенциала страны, генерации знаний и новшеств, преобразования их в инновационные продукты, услуги и технологии. Кроме того, введен в действие Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреж-
Ключевые слова:
инновации,
малое предпринимательство, государственная поддержка, интеллектуальный капитал
инновации
малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, он инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места
дениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Таким образом, в государственной инновационной политике и стратегиях развития компаний необходимо уделять особое внимание кадровому обеспечению малого инновационного предпринимательства. Для этого следует:
• повышать уровень научного потенциала;
• ориентировать обучение в вузах на практическое применение теоретических знаний;
• в рамках вузов формировать кадровый резерв;
• проводить исследования интеллектуального потенциала студентов, осуществлять мероприятия по его поддержке и реализации.
По мнению автора, создаваемые на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций малые предприятия будут содействовать эффективной интеграции науки и производства,
создавать объекты интеллектуальной собственности, проводить маркетинг рынка в научно-технической и образовательной сферах, а также реализовывать трансферт технологий из научных организаций в реальный сектор экономики, развивать обмен технологий, что в целом способствует удачной коммерциализации интеллектуального продукта.
В заключение отметим, что малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, он инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места, поэтому его развитие должно стать определяющим в перечне мер по преодолению кризиса в России.
Литература
1. Киселёва В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
2. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Фурсенко А. А. Доклад на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2006. - № 2.
4. Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству // http://www.eco nomy.gov.ru/wps/ wcm/myconnect /есопотуНЬ/те^^е^оте/ргезэ service/news/doc1240398868848.
4ре
еативная экономика, 2010, № 1