Научная статья на тему 'Государственное стимулирование развития инноваций в малом предпринимательстве'

Государственное стимулирование развития инноваций в малом предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESSES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкина М.А.

Малое инновационное предпринимательство способно внедрять результаты интеллектуальной деятельности, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции, увеличивать инвестиционную и инновационную активность, развивать высокотехнологические секторы экономики, улучшать качество жизни населения, снижать уровень безработицы, обеспечивая социально-экономическую стабильность государства. Актуальность исследования развития инноваций в предпринимательстве возрастает не только в связи с инновационным развитием страны, но и в сложившихся сложных условиях мирового финансового кризиса. Автор предлагает стимулировать развитие инноваций в малом предпринимательстве, учитывая его интеллектуальную составляющую, на основе государственной поддержки этого сектора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author highlights the current issues of development of innovative small businesses in the light of the existing intellectual capital, coupled with the reflection of the main measures of state support. There are listed proposals for State promotion of innovations in small business.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование развития инноваций в малом предпринимательстве»

Галкина М.А.

аспирантка, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,

руководитель Департамента развития предпринимательства, туризма и бизнес-коммуникаций Молодежного союза экономистов и финансистов Российской Федерации Magalkina@mail.ru

будет стимул - будут и дела!

государственное стимулирование

развития инноваций

в малом предпринимательстве

Малое инновационное предпринимательство способно внедрять результаты интеллектуальной деятельности, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции, увеличивать инвестиционную и инновационную активность, развивать высокотехнологические секторы экономики, улучшать качество жизни населения, снижать уровень безработицы, обеспечивая социально-экономическую стабильность государства. Актуальность исследования развития инноваций в предпринимательстве возрастает не только в связи с инновационным развитием страны, но и в сложившихся сложных условиях мирового финансового кризиса.

Автор предлагает стимулировать развитие инноваций в малом предпринимательстве, учитывая его интеллектуальную составляющую, на основе государственной поддержки этого сектора.

Для успешного развития инноваций важно:

• создать общие благоприятные институциональные условия, особенно на конкурентных рынках, включая гибкую систему образования и повышения квалификации;

• осуществлять интеграцию «научного капитала» и эффективную кооперацию исследований;

• развивать государственный инновационный сектор;

• стимулировать инновационное развитие в частном секторе;

• формировать систему механизмов распространения и передачи технологий для использования потенциала наукоемких отраслей в коммерческих целях на внутреннем рынке и за рубежом.

В России развитие инноваций сводится к реализации государственной инновационной политики (совокупности мероприятий

иннов(

для развития инновационного малого предпринимательства необходимо учитывать его интеллектуальную составляющую

по активизации инновационной деятельности, эффективному внедрению результатов интеллектуальной деятельности) в целях ускоренного социально-экономического развития страны и удовлетворения потребностей населения. Так, действуют принятые законы, постановления, программы федерального и регионального уровней, наиболее значимыми являются Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №158-р «О плане мероприятий по реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; IV Часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-Ф3, регулирующая интеллектуальную собственность, Федеральные законы от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ №209), от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об

особых экономических зонах в Российской Федерации». Государственная инновационная политика предполагает поддержку развития инноваций, осуществляемую прямыми и косвенными формами. Прямые формы воздействия предусматривают непосредственное участие государства в инновационном развитии путем создания инфраструктуры и финансирования наиболее перспективных инновационных направлений. Косвенные формы предполагают использование экономических рычагов, таких как создание благоприятного режима налогообложения, разработку специализированных государственных программ обучения, агитацию за инновационный путь развития в СМИ.

Однако для развития инновационного малого предпринимательства необходимо учитывать его интеллектуальную составляющую. Следует внести дополнения в ФЗ №209, регламентирующие инновационное предпринимательство, законодательно закрепить определение «интеллектуальный капитал», обозначить правовой статус коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Как утверждал министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на заседании Правительства Российской Федерации 15 декабря 2005 г.: «Для России характерным на глобальном рынке становится профиль поставщика идей (интеллектуального сырья) и потребителя готовых технологий. Что свидетельствует о деградации наукоемкого сектора экономики. Специалисты высокой квалификации, составляющие

реативная экономика, 2010, № 1

интеллектуальный потенциал, из-за отсутствия необходимых условий не могут реализовать свои идеи, становятся не востребованными и мигрируют за границу, а восполнение их не происходит из-за незначительного притока молодежи в науку и падения престижа исследовательской работы. Следовательно, эта проблема должна найти свое решение на самом высоком уровне государственной политики. Государство должно гарантировать талантливым ученым и инженерам жизненный уровень, достаточный для плодотворной деятельности, востребованность после прохождения пика творческих способностей. Необходимым является обеспечение преемственности в науке, достигающееся развитием систем подготовки научных кадров и стимулирования притока талантливой молодежи в сферу НИОКР, формирование инновационной личности и положительного имиджа иннова-тора.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1073-р была утверждена программа создания и развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» на 2009-2017 годы, целью которого является повышение эффективности подготовки кадров для инновационной экономики по основным направлениям современной науки и технологий, предпринимательства в высокотехнологичной сфере. 22 апреля 2009 г. на Всероссийском форуме по малому и среднему

предпринимательству в своем выступлении министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина отметила, что приоритетной сферой является инновационный, наукоемкий бизнес, следовательно, предпринимаются меры его эффективной поддержки. Предполагается на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций создавать малые предприятия, а также запустить механизм «посевного» фонда, который дополнит уже сформированную инфраструктуру: бизнес-инкубаторы, Российскую венчурную компанию, региональные венчурные фонды, фонд поддержки предприятий научно-технической сферы. Президент России Дмитрий Медведев поддержал инициативу создания малых предприятий на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций с целью воспроизводства и капитализации интеллектуального потенциала страны, генерации знаний и новшеств, преобразования их в инновационные продукты, услуги и технологии. Кроме того, введен в действие Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреж-

Ключевые слова:

инновации,

малое предпринимательство, государственная поддержка, интеллектуальный капитал

инновации

малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, он инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места

дениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Таким образом, в государственной инновационной политике и стратегиях развития компаний необходимо уделять особое внимание кадровому обеспечению малого инновационного предпринимательства. Для этого следует:

• повышать уровень научного потенциала;

• ориентировать обучение в вузах на практическое применение теоретических знаний;

• в рамках вузов формировать кадровый резерв;

• проводить исследования интеллектуального потенциала студентов, осуществлять мероприятия по его поддержке и реализации.

По мнению автора, создаваемые на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций малые предприятия будут содействовать эффективной интеграции науки и производства,

создавать объекты интеллектуальной собственности, проводить маркетинг рынка в научно-технической и образовательной сферах, а также реализовывать трансферт технологий из научных организаций в реальный сектор экономики, развивать обмен технологий, что в целом способствует удачной коммерциализации интеллектуального продукта.

В заключение отметим, что малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, он инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места, поэтому его развитие должно стать определяющим в перечне мер по преодолению кризиса в России.

Литература

1. Киселёва В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.

2. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Фурсенко А. А. Доклад на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2006. - № 2.

4. Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству // http://www.eco nomy.gov.ru/wps/ wcm/myconnect /есопотуНЬ/те^^е^оте/ргезэ service/news/doc1240398868848.

4ре

еативная экономика, 2010, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.