Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса'

Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукосеев Дмитрий Владимирович

Выход экономики из кризиса и обеспечение дальнейшего её устойчивого развития во многом сопряжены со становлением малого предпринимательства, которое позволяет обеспечить более полное использование предпринимательского потенциала на новой основе – на основе инновационной деятельности. В статье показано, что в условиях текущего экономического кризиса успешное функционирование малых предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Автором рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности малых предприятий, обозначены трудности, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству при переходе на инновационное развитие, определены основные пути решения актуальных проблем эффективности инновационной деятельности этого сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса»

Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса Мукосеев Дмитрий Владимирович

соискатель кафедры «Менеджмента», НОУ ВПО «Института экономики и финансов «Синергия», г. Москва

e-mail: dmitriy-mukoseev@yandex.ru

Mukoseev Dmitriy Vladimirovich

application of the Department of «Management», Institute of Economics and Finance «Sinergy», Moscow e-mail: dmitriy-mukoseev@yandex.ru

Аннотация. Выход экономики из кризиса и обеспечение дальнейшего её устойчивого развития во многом сопряжены со становлением малого предпринимательства, которое позволяет обеспечить более полное использование предпринимательского потенциала на новой основе - на основе инновационной деятельности. В статье показано, что в условиях текущего экономического кризиса успешное функционирование малых предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Автором рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности малых предприятий, обозначены трудности, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству при переходе на инновационное развитие, определены основные пути решения актуальных проблем эффективности инновационной деятельности этого сектора экономики.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малое

предпринимательство, эффективность, инвестиции в инновации, инновационный проект, конкурентоспособность.

Abstract: The recovery of the economy from the recession and assurance of its further steady development is largely associated with the development of small

business, which allows to provide more complete use of the entrepreneurial potential on a new basis - based on innovation. The article shows that under the conditions of the current economic crisis the successful operation of small enterprises is largely conditioned by the effective work of the innovative mechanism of their development, as well as the effectiveness of innovations implemented by them. The author considers the most important features of the innovative activities of small enterprises, denotes the difficulties faced by small business during the transition to innovative development, and identifies the principal ways of solving the actual problems of efficiency of innovative activities in this sector of economy.

Keywords: innovations, innovative activities, the small business, efficiency, investments into innovations, the innovative project, competitiveness.

В настоящее время, когда весь цивилизованный мир вступил в фазу построения инновационной экономики, главным конкурентным преимуществом различных стран и регионов становится инновационная активность. К сожалению, в России, осуществляющей в настоящее время переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. Повышение конкурентоспособности на внутреннем и зарубежных рынках за счет коммерческого использования новых технологий зачастую тормозится слабой проработанностью завершающих этапов исследовательских проектов, отсутствием у них инновационных перспектив, низким уровнем предлагаемых технологических решений. Тревожит и то, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности малого предпринимательства почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты

между наукой и бизнесом. Устранение основных проблем требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла.

Таким образом, в плане инновационного развития Россия в настоящее время стоит пред выбором:

• либо сосредоточить свои усилия на формировании экономики по схеме догоняющего развития на базе сырьевого сектора. Это, возможно, создаст условия для развития производства, но не даст возможности сформировать современную инновационную экономику;

• либо, используя собственный научный, образовательный, промышленный и ресурсный потенциал, а также адаптируя лучшую зарубежную практику к потребностям страны, обеспечить переход к постиндустриальному обществу.

Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса. Малое предпринимательство служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Мировой опыт подтверждает, что инновационный бизнес в основном присущ субъектам малого предпринимательства, которые, имея финансовую поддержку банков, специализированных фондов и государства, могут более эффективно использовать достижения научно-технического прогресса. Так, в странах с инновационно-ориентированной экономикой доля субъектов МСП в общем количестве предприятий составляет от 97,6% (США) до 99,3% (Германия), в общей численности экономически активного населения - от 50,1% (США) до 69,3% (Япония), в ВВП - от 52% (США) до 57% (Германия) [7]. При этом доля инновационно-активных малых предприятий во всех сферах экономической деятельности достигает 55-65%. Например, в Японии в сфере производства инновационными разработками занято 64,7% малых предприятий, в торговле - 42,9% [12].

Показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в настоящее время значительно уступают странам-лидерам: доля в ВВП - 21%, в общей численности занятых - 23,4%, в общем количестве предприятий - примерно 40% [13]. По данным Росстата, в 2010 г. уровень развития малого инновационного бизнеса выше среднероссийского отмечался только в Центральном (1,1%) и Северо-Западном федеральном округах (0,9%). В Приволжском и Уральском федеральных округах лишь 0,6% малых и микропредприятий занимались инновационными разработками, в Южном и Сибирском федеральном округах - 0,5%, в Дальневосточном ФО - 0,3%. Дифференциация субъектов РФ по удельному весу малых инновационных предприятий в отраслевой структуре МСП еще более внушительная, чем в федеральных округах: от 0,3% в Приморском крае до 1,6% в г. Москве (более чем в 5 раз) [11, с. 22-33].

К сожалению, приходится констатировать, что в XXI век страна вступила с устойчивым экономическим ростом в сырьевых отраслях - с устаревшей инфраструктурой, неспособной обеспечить доставку, освоение, создание новых факторов производства. Поскольку развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса, соответственно, необходим анализ тенденций развития его инновационной сферы как фактора конкурентоспособности и степени влияния инновационного процесса на экономические изменения в стране и эффективности функционирования этого сектора экономики в частности.

Рассмотрим коротко специфику развития малого инновационного предпринимательства в России. Так, в начале 90-х годов предпринимаются попытки поиска организационных форм инновационной деятельности. В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы было сформировано 12 крупных

инновационных центров практически во всех регионах России. Они реализовали свыше тысячи конкретных научно-технических проектов. В них участвовали более 100 университетов и других учреждений бывшего Госкомвуза, около 300 малых и средних инновационных предприятий и 50 технопарков. Уже в середине 90-х гг. имеют место объединения усилий малых инновационных предприятий путем создания таких структур, как Ассоциация технопарков (1995 г.). Ассоциация бизнес-инкубаторов (1997 г.). В конце 1996 года принята правительственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. Тогда же Миннауки, Минобразование, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере подписали соглашение о взаимодействии в развитии инновационной деятельности в научно-технической сфере. На 1 января 2009 г. поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3 500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 млрд. рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн. руб. На фирмах были созданы тысячи новых рабочих мест [8, с. 186-187].

Таким образом, правовые и институциональные предпосылки для создания общенациональной сети технологических инновационных центров были сформированы в начале 90-х гг. К таким предпосылкам следует отнести также учреждение в начале 1995 г. при президенте РФ Совета по научно-технической политике, создание правительственной комиссии по научно-технической политике, постановление правительства № 360 от 17 апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» [6], Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [5], подписанный президентом 23 августа 1996 г. На дальнейшее развитие инновационного бизнеса влияние также оказал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который утратил силу с 1

января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3].

Такова эволюция малого инновационного бизнеса в России за период реформ. Вернемся теперь к современному этапу его развития.

Важную роль по развитию инновационных малых предприятий должен сыграть Федеральный закон РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» от 2 июля 2010 года 151-ФЗ [1]. Ранее микрофинансовые учреждения руководствовались нормами Гражданского кодекса РФ, действовали порой на свой страх и риск. Важен ввод в действие и венчурного инвестирования, и, конечно же, главного рычага государства -налогового стимулирования инноваций. Давно назрела необходимость ввода налоговых каникул сроком на 3-5 лет для инновационного малого и среднего предпринимательства. Государство должно решить и проблему понизившегося спроса на продукцию малых и средних инновационных компаний. Здесь ведущую роль может сыграть система госзаказа, особенно электронных торгов.

Также на сегодняшний день беспокойство вызывает реализация Федерального закона №17-ФЗ [2], дающего право учебным заведениям и научно-исследовательским организациям создавать малые инновационные предприятия.

Бюджетный кодекс РФ, напрямую запрещающий субъектам Федерации финансировать объекты федеральной собственности, нуждается в дополнениях, потому что уже в недалеком будущем реализация закона №17-ФЗ потребует совместного финансирования вузов и НИИ Москвой и федеральным центром. Препятствием на пути реализации закона также может стать вмененная ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» [4] обязанность руководства вуза или НИИ устраивать аукционы на право пользования нежилыми помещениями для каждого малого инновационного предприятия.

Объем капитала в федеральных фондах поддержки инноваций приблизился к ста млрд. руб., это верный знак того, что готовых проектов на

эти деньги может не хватить. Во избежание подобного дефицита следует предпринять опережающие меры. Также необходимо формировать «длинные» ресурсы для развития инновационного предпринимательства в рублях и на территории России.

Как показывает мировая практика в современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.

Поиск и использование инноваций непосредственно субъектами малого бизнеса является актуальной проблемой, поскольку для многих малых предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка и на фоне экономического кризиса, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники малого бизнеса для обеспечения собственной текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать инновационную составляющую своей деятельности.

При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса [15, с. 17-18]:

• большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего, в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом);

• многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности, обусловленный экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина - честолюбие автора изобретения, экономическая причина - успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться

как предпринимателю);

• узкая специализация творческого поиска;

• немногочисленный персонал;

• ориентация на конечный результат;

• возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций. Научное предпринимательство связано с особым риском (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна инновация из десяти доходит до рынка);

• малые фирмы, работающие по аутсорсингу с крупными, оперативно реагируют на спрос к изменениям со стороны крупного бизнеса и становятся источниками инноваций в экономике;

• динамическая роль малого бизнеса как источника развития, значительно превышающая его относительно низкую эффективность;

• высокая производительность труда и малые издержки производства;

• высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в НИОКР.

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной

творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств.

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Анализ деятельности малых инновационных предприятий в России на современном этапе показывает, что по сравнению с мировой практикой, масштабы малого инновационного предпринимательства невелики. Причины этого явления могут быть рассмотрены в трех аспектах. Во-первых, методы

стимулирования инновационной деятельности в секторе малого предпринимательства недостаточно эффективны. Во-вторых, методика учета показателей развития малого наукоемкого предпринимательства несовершенна. Наконец, в-третьих, недостаточная эффективность хозяйствующих субъектов малого инновационного предпринимательства связана не только с неблагоприятными макроэкономическими факторами, но и во многом зависит от их способности ориентироваться в условиях депрессивной экономики, на что также указывают некоторые исследователи [9].

Считаем, что экономический кризис с одной стороны способствует улучшению качества инновационных проектов, с другой стороны - появились новые рыночные возможности. Кризис запустил важный процесс - переход к таким бизнес-моделям, которые а) предлагают решения по снижению издержек; б) ориентированы на уже существующие реальные потребности, а не на формирование новых и - самое важное - в) способны быстро выйти на самоокупаемость (1-2 года) и развиваться за счет внутренних ресурсов.

В настоящее время нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Поэтому считаем, что эффект инновационной деятельности малого предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие:

Первая - это повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Вторая - привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу.

Третья - повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность малого предприятия.

Любая инновационная деятельность требует на первых этапах

существенных инвестиционных вливаний, а, с учётом высоких рисков, растёт потребность в надёжных методиках экономической эффективности вложений. Эти инвестиционные расходы зачастую не имеют краткосрочной экономической эффективности, но фактически закладывают фундамент для будущих денежных поступлений. Таким образом, именно эффективность экономических оценок инновационно-инвестиционной деятельности (ИИД) малого предприятия, как набора мер по совместной реализации инновационного и инвестиционного процессов, во многом определяет эффективность деятельности всего малого предприятия в целом.

В самом широком смысле, под инновационно-инвестиционной деятельностью следует понимать целостную систему программных, организационных и исполнительских функций, направленных на реализацию инновационно-инвестиционных процессов. Основу ИИД составляет работа с инвестиционными проектами, которые в этом случае носят характер инновационных. Фактически экономическая эффективность ИИД может быть оценена посредством анализа экономических эффектов от отдельных инновационно-инвестиционных проектов, которые находятся в портфеле малого предприятия. Начало нового направления бизнеса, решение о технологической модернизации производства, исследования новой технологии

- это примеры инновационно-инвестиционной деятельности малого предприятия, с которыми сталкиваются предприниматели. Распределение капитала между различными направлениями и становится базой для преумножения богатства отдельно взятого предпринимателя, а также роста всей национальной экономики в целом [10, с. 11].

Исследователи подчеркивают, что основной проблемой инновационноинвестиционной деятельности любого предприятия, в том числе и малого, является не поиск проектов, а именно выбор среди многочисленных альтернатив единственно эффективных. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса [14], но известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования

инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса.

Считаем, что корректное представление об экономической эффективности инновации является необходимым фактором для рационального и научнообоснованного решения о распределении ограниченных финансовых ресурсов малого предприятия и управлении всем инновационно-инвестиционным процессом. Инновационно-инвестиционную деятельность малого предприятия можно рассматривать в качестве отдельного бизнес-процесса предприятия и, следовательно, как отдельный объект управления, который изменяется посредством воздействия непосредственно на него или на входы данного процесса, то есть на различные виды ресурсов (капитал, труд и др.).

В целях повышения эффективности функционирования малого предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

- наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

- конкурентоспособность малого предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

- эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

- организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о

рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

Наконец, для дальнейшего развития малого предпринимательства и повышения эффективности его инновационной деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям:

- разработка и реализация предпринимателями совместно с учеными инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;

- проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве;

- создание перечня научно-исследовательских разработок, выполненных вузами г. Москвы по проблемам малого бизнеса;

- обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России;

- проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам инновационной деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций;

- осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. Данные мониторинга дадут возможность органам государственного управления, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера.

В заключение отметим, что с целью активизации инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного

инновационного климата в России, необходимого для успешного инвестирования в российскую экономику в условиях кризиса. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 05 июля. - N 27. - С. 3435.

2. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 03 августа. - N 31. - Ст. 3923.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 30 июля. - N 31. - Ст. 4006.

4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 31 июля. - N 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной

научно-технической политике" (ред. от 03.12.2011) // Собрание

законодательства РФ. - 1996. - 26 августа. - N 35. - Ст. 4137.

6. Постановление Правительства РФ от 17.04.1995 N 360 "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апреля. - N 17. - Ст. 1552.

7. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагих В.Н. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран // X Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий. Москва, 26 мая 2010 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа

- Ц^: http://www.giac.ru

8. Буров В. Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов.

- Иркутск, 2011. - 282 с.

9. Гайнуллина Г.А. Мониторинг деятельности малых предприятий в изменяющихся условиях рыночной среды // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1 (29).

10. Данг А.З. Методы оценки экономической эффективности инновационноинвестиционной деятельности предприятия: Дис. ... к.э.н. - М., 2006.

11. Малое предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. - М.: Росстат, 2010.

12. Опыт Японии в поддержке инновационных МСП [Электронный ресурс] / Режим доступа - ЦЯЬ: http://www.giac.ru.

13. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ: доклад Минэкономразвития РФ на 12 заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Москва, 26 октября 2010 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа - Ц^: http://www.smb.gov.ru.

14. Соловьев В.П. Проблемы создания инновационных структур: методология и опыт// Проблемы формирования и реализации региональной научнотехнической политики в Украине: сб. статей. - Симферополь: Таврия, 1997.

15. Чернышов А.С. Сущность малого инновационного предпринимательства // Современные тенденции инновационного развития экономики России. Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов / НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.