Научная статья на тему 'Инновационность малых и средних предприятий: проблемы и решения'

Инновационность малых и средних предприятий: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ИФРАСТРУКТУРА / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATIVE ECONOMY / PROMOTION OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIONS DEVELOPMENT BARRIER / VENTURE CAPITAL INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенчук Василий Владимирович

В статье раскрывается необходимость развития инновационного предпринимательства, его важная роль в развитии экономики РФ и Хабаровского края. Выявляются основные препятствия, мешающие становлению малого и среднего предпринимательства. Исходя из этого, автор предлагает ряд мер по стимулированию инновационных малых и средних предприятий, главная цель которых в развитии йтнансирования, а также в создании устойчивой инновационной инфраструктуры на уровне РФ и Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенчук Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovativeness of small and medium enterprise: Problems and solutions

The article discloses the necessity of innovation enterprise development, its important role in development of the economy of the Russian Federation and Khabarovsk territory. Main brakes, interfering with small and medium enterprise's development, were shown up. On this basis the author submits a number of efforts for promotion of innovative small and medium enterprise, primary objective of which is in development of financing facility and also in creating of stable innovative infrastructure at Russia and Khabarovsk territory level.

Текст научной работы на тему «Инновационность малых и средних предприятий: проблемы и решения»

Инновационность малых и средних предприятий:

проблемы и решения

В.В. Семенчук

В статье раскрывается необходимость развития инновационного предпринимательства, его важная роль в развитии экономики РФ и Хабаровского края. Выявляются основные препятствия, мешающие становлению малого и среднего предпринимательства. Исходя из этого, автор предлагает ряд мер по стимулированию инновационных малых и средних предприятий, главная цель которых в развитии йтнансирования, а также в создании устойчивой инновационной инфраструктуры на уровне РФ и Хабаровского края.

The article discloses the necessity of innovation enterprise development, its important role in development of the economy of the Russian Federation and Khabarovsk territory. Main brakes, interfering with small and medium enterprise's development, were shown up. On this basis the author submits a number of efforts for promotion of innovative small and medium enterprise, primary objective of which is in development of financing . facility and also in creating of stable innovative infrastructure at Russia and Khabarovsk territory level.

Ключевые слова: инновационная экономика, стимулирование малого и среднего предпринимательства, инновационная ифраструктура, барьеры развития инноваций, венчурные инвестиции.

Key words: innovative economy, promotion of small and medium enterprise, innovative infrastructure, innovations development barrier, venture capital investment.

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является общемировой тенденцией, во многом обусловленной решающим влиянием данного института на рост инновационной экономики. Преимущества малого бизнеса заключаются в том, что он имеет высокую гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быструю адаптацию к внешним воздействиям и местным условиям, высо- кий уровень специализации производства и труда, быструю оборачиваемость средств, невысокие расходы по управлению. Наи- более важной отличительной особенно- стью

функционирования МСП в развитых странах является то, что они обеспечивают около половины всех нововведений, ко- личество которых, зачастую, на единицу затрат больше, чем в средних и крупных предприятиях, а скорость их освоения на треть выше [1. С. 37].

МСП как субъект рыночных отношений может быть охарактеризован как неустойчивая предпринимательская единица, наи-

более зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно сказываются на деятельности МСП. В то же время, внешняя среда МСП отличается (по сравнению с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами) особой степенью неопределенности: во-первых, это объясняется тем, что МСП, как правило, действуют на локальном рынке, который (в отличие от рынков крупных корпораций) характеризуется высокой степенью неопределенности; во-вторых, ключевая особенность внешней среды малого бизнеса - его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами; тре- тья специфическая черта связана именно с периодом радикальных реформ - исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении МСП происходят изменения [2. С. 44].

Между тем, риски и барьеры развития МСП характерны не только для России времен радикальных рыночных преобразова-

Семенчук Василий Владимирович - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). E-mail: Pusher85@,mail.ru

ний, но и для вполне развитых европей- ских стран, среди которых европейскими учеными выделяются:

I Финансовые проблемы:

- малые и средние предприятия имеют барьер к доступу на рынок капитала;

- инновационные риски, а также риски исследований и разработок МСП идентифицировать намного сложней, чем у крупных устоявшихся компаний с хорошим послужным списком. Во многих случаях это приводит к острому дефициту финансов у МСП, что зачастую является причиной их стагнации;

- из-за более высоких рисков и длительного периода реализации проектов у МСП есть проблемы с привлечением ссуд и венчурного капитала на ранних стадиях развития.

II Проблемы управления, проявляющиеся, в частности, в сложностях коммерциализации результатов НИОКР. Проблемы управления наиболее характерны для МСП, созданных самими учеными и разработчиками, которые, как правило, не имеют знаний и навыков для эффективного управления.

Ш Проблемы взаимодействия между МСП, с одной стороны, и НИИ с вузами, с другой стороны. Следствием этого являет- ся разрыв между исследованиями и производством. Причинами данных проблем, в частности, являются:

- отсутствие понимания необходимо- сти инноваций у МСП, в том случае, если в данном направлении работает только небольшая структурная часть предприятия;

- нехватка мер, способствующих подвижности исследователей между наукой и МСП;

- дефицит инновационной культуры во многих МСП [3. Р. 14].

Актуальность развития МСП подтверждается принятием большого количества концептуальных документов. Так, в 2000 г. лидерами Европейского союза была при- нята «Европейская хартия для малых предприятий». Девиз хартии: «Малые предприятия - основа Европейской экономики»

Особое внимание в Европейской хартии уделяется развитию инновационных МСП, что должно проявляться в:

- разработке программ, направленных на содействие продвижению технологий, а также на обеспечение МСП возможности идентифицировать, отбирать и адаптиро- вать технологии;

- развитии сотрудничества и обмена технологиями между компаниями различных размеров, разработке более эффективных исследовательских программ, направлен- ных на применение в коммерческой дея- тельности знаний и технологий;

- развитии системы управления качеством и сертификации на МСП;

- содействии привлечению МСП к сотрудничеству между фирмами на местном, национальном, европейском и международном уровнях, а также к сотрудничеству с высшими учебными заведениями и исследовательскими институтами.

В России же развитие малого предпринимательства шло вместе с рыночными преобразованиями, и вопрос стоял, зача- стую, не об инновационности, а о простом выживании данных субъектов экономи- ки. Необходимость стимулирования малого предпринимательства привела к появлению Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который, заметим, практически не содержал каких-либо мер по развитию инновационных начал малого предпринимательства, исключение - формирование инфраструктуры предпринимательства.

Развитие законодательства в данной сфере привело к тому, что с 1 января 2008 г. регулирование МСП осуществляется но- вым Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Принятие этого закона привело к изменению самого объекта регулирования: вместо малых предприятий - малые и средние предприятия, что во многом связано с адаптацией европейского опыта (Small and medium enterprises).

В последние годы наблюдается тенден- ция роста количества МСП, а также их роли в увеличении занятости (таблица 1). Между тем, пока рано еще говорить о ка- чественном развитии отечественных МСП. Ведущую долю среди них занимают пред- приятия оптовой и розничной торговли, ремонта

автотранспортных средств, мо- тоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (таблица 2), что не является признаком развития «реального» сектора экономики, не говоря уже об его инновационной составляющей. И причина здесь заключается в проблемах и рисках малого и среднего бизнеса, которые были приведены выше.

Таблица 1

Динамика развития малых предприятий за 2001 - 2005 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005

Численность малых предприятий по РФ (тыс.), в том числе: 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3

по Хабаровскому краю 8,3 9,1 6,4 7,2 7,4

Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях РФ (тыс. чел.), в том числе: 6483,5 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2

по Хабаровскому краю 77,3 81,2 79,4 84,8 84,9

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 // Стат. сб. - М.: Росстат, 2007.

Таблица 2

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности

в 2005 г.

Показатель РФ Хабаровский край

1. Число малых предприятий (тыс.) по отраслям эконо- мики:

- обрабатывающая промышленность 120,0 0,9

- строительство 109,3 1,0

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт- ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 2,7

2. Среднесписочная численность работников (тыс. чел.) по отраслям экономики:

- обрабатывающая промышленность 1600,8 13,6

- строительство 1410,8 23,3

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт- ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2505,7 23,4

3. Оборот малых предприятий по отраслям экономики:

- обрабатывающая промышленность 927863,1 7748,1

- строительство 672108,1 20740,0

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт- ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6956858,8 44249,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 // Стат. сб. - М.: Росстат, 2007.

Подобная ситуация была характерна показывает, что существуют методы ПОД- ДАН всех экономик как в развитых, так и нятия инновационной активности малого развивающих странах. И мировой опыт и среднего бизнеса, приемлемые для боль-

шинства стран. На наш взгляд, основное усилие должно быть направлено на снятие следующих противоречий:

1. Между дефицитом финансовых ресурсов и потребностью в них на ранних стадиях развития МСП.

2. Между агрессивностью внешней среды, отсутствием управленческого опыта и необходимостью устойчивого развития МСП.

Проблема доступа к финансовым ресурсам является отрицательной и одновременно устойчивой тенденцией всего малого предпринимательства. В первую очередь это касается инновационных предприятий, практически не располагающих на начальных этапах развития собственными средствами и имеющих ряд препятствий на пути получения коммерческого кредита:

1) высокие риски;

2) сравнительно долгий срок (часто, более 2-3 лет) выхода проекта на прибыльность;

3) отсутствие залогового обеспечения (5. С. 42].

Инновационным МСП довольно слож- но конкурировать за получение капитала с уже устоявшимися компаниями. В Рос- сии помимо объективных причин (высокий риск) боязни инвестировать в инновацион- ные компании сказывается неразвитость самого финансового рынка. В то же время, инновационный бизнес является весьма прибыльным (прибыль пропорциональна риску). За рубежом понимание этого привело к созданию венчурных фондов (от англ. venture - рисковое предприятие).

Венчурное инвестирование можно определить как долгосрочное рискованное вложение капитала в новые и быстрорастущие компании с целью получения высокой прибыли после продажи доли в компаниях по прошествии определенного времени.

Источником инвестирования являет- ся венчурный фонд, создаваемый за счет средств институциональных (банки, пен- сионные фонды, страховые компании) и неинституциональных (физические лица) инвесторов. Руководством фонда занима- ется управляющая компания, которая, в свою очередь, получает определенный про- цент от прибыли (как правило, не более 20). Фонд приобретает доли в инновацион- ных МСП на ограниченный срок, обычно не более чем на 7 - 10 лет до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложен- ный капитал с существенной прибылью.

Обычно фонды инвестируют собранные средства в довольно большое число про- ектов (10 - 20). Это является необходимой стратегией диверсификации рисков, поскольку значительная часть проектов окажется убыточной, но зато небольшая доля профинансированных компаний сможет принести сотни и даже тысячи процентов прибыли.

Момент получения прибыли - «выход», когда венчурный фонд продает свои ак- ции либо на бирже, либо стратегическому инвестору, или менеджерам проинвести-рованной фирмы. Продажа происходит на пике стоимости компании и вырученные средства могут многократно превышать первоначальные вложения. Таким обра- зом, основной целью венчурного фонда яв- ляется рост капитализации проинвестиро- ванных компаний [б. С. 38].

Выделяют следующие стадии венчурно- го инвестирования:

1. Ранняя стадия: финансирование образования (создания) фирмы.

2. Стадия развития, на протяжении которой осуществляется переход от созда- ния образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности.

3. Стадия закрепления успеха, за кото- рой следует выпуск акций компании в сво- бодное обращение на бирже. Инвестиции нужны для улучшения производственных показателей [б. С. 39].

Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). В 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве. В состав РАВИ на данный момент входят 33 полных и 32 ассоциированных члена [7]. Однако на планомерном разви- тии венчурного инвестирования сказалась неустойчивость российской финансовой системы и как следствие - кризис августа 1998 г.

В результате, вполне закономерным явилось создание Правительством РФ Венчурного инновационного фонда с капита- лом 100 млн. руб. (Распоряжение Прави- тельства РФ от 10.03.2000 г. № 362-р).

Данный шаг повторил опыт других стран, создающих систему венчурного инвестирования с нуля, но, к сожалению, не дал ожидаемых результатов. Затем была

произведена вторая попытка создания «фонда фондов» и Постановлением Прави- тельства РФ № 516 от 24 августа 2006 года было принято Решение об учреждении ОАО «Российская венчурная компания» (далее -РВК). РВК служит источником недорого- го финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития, и инвестирует свои средства в инновационный сектор через посредство частных венчурных фондов, предоставляя каждому из них 49% от их инвестицион- ных ресурсов.

Инвестиции предоставляются венчур- ным фондам на следующих условиях:

- объем инвестируемых средств от 600 миллионов до 1,5 миллиарда рублей;

- доля РВК в фонде - 49%;

- венчурный фонд создается в виде закрытого паевого инвестиционного фонда в юрисдикции Российской Федерации [8].

В это же время продолжается создание венчурных фондов на региональном уров- не посредством участия правительств субъектов РФ. Так, созданы: Инвестиционно -венчурный фонд Республики Татарстан, ЗПИФ ФИ «Московский венчурный фонд». В соответствии с Распоряжением губер- натора Хабаровского края от 08 августа 2007 г. № 430-р «О прогнозе развития ин- новационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 г.» предполагается учредить региональный венчурный фонд. Ожидае- мый объем финансирования фонда - 300 млн. руб. [9].

Важно отметить, что процесс развития венчурного инвестирования сдвинулся с мертвой точки во многом благодаря вмешательству государства. Между тем, пока нельзя говорить о его качественном развитии - из данного процесса выпадают важные звенья и это, прежде всего, институциональные инвесторы, являющиеся главным источником венчурного инвестирования за рубежом.

Кроме финансовых проблем, инновационные МСП испытывают на себе всю тяжесть управления внедрением инно- ваций, а также неблагоприятные воздей- ствия внешней среды. Российское бизнес-пространство содержит в себе немало отрицательных черт, что, в свою очередь, отражается на малом и среднем предпринимательстве. Как известно, большая часть МСП прекращает существование после первых двух лет функционирования.

В такой ситуации возрастает необхо-

димость развития инфраструктуры экономики, в целом, и инновационной инфраструктуры, в частности, являющейся механизмом передачи знаний, каналом распределения инноваций между спросом и предложением. Она способствует формированию горизонтальных связей между вузами, промышленностью, наукой и малым бизнесом. Способствует она и налажива- нию вертикальной связи между муници- пальным, региональным и федеральным уровнями управления инновационной дея- тельностью.

По мнению В.В. Новохатского, субъ- ектов инновационной инфраструктуры можно представить в виде пяти основных групп:

1. Финансовой группы.

2. Группы подготовки кадров.

3. Информационной группы.

4. Экспертно-консалтинговой группы.

5. Производственно-технологической группы [10. С. 126].

Немаловажную роль в развитии инновационной инфраструктуры играет политика государства. Так, на уровне Российской Федерации одним из существенных элемен- тов инновационной инфраструктуры МСП является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (учрежден Постановлением Прави -тельства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65).

Фондом осуществляется немало про- грамм поддержки инновационных МСП, среди которых наилучшим образом себя зарекомендовали «СТАРТ» и «ТЕМП».

Целью программы «СТАРТ» является развитие малых инновационных предприятий посредством участия Фонда в конкурсном финансировании инновационных проек- тов. В первый год деятельности предприя- тию может быть выделено до 750 тыс. руб., во второй и третий - по 1,5 млн. руб. и 2,25 млн. руб. соответственно. Причем, финансирование осуществляется паритетно, т. е. половину средств предоставляет Фонд, а вторую половину - само предприятие.

Программа «ТЕМП» предусматривает внедрение разработок университетов и НИИ на малых инновационных предприя- тиях. В данном случае Фонд на паритетной основе осуществляет финансирование ча- сти затрат по освоению лицензии на без- возмездной, безвозвратной основе.

Однако, хотя программы реализуются и на всей территории РФ, но МСП Дальневосточных субъектов, в том числе и Хаба-

ровского края, пока не принимают в них активного участия (таблица 3). Во многом это обусловлено более жесткими условиями становления и развития дальневосточных МСП, в связи с чем необходимо уделять большое внимание развитию региональной инфраструктуры.

на территории, находящейся под юрисдикцией техноэкополиса «Комсомольск -Амурск-Солнечный», современной инновационной среды, передача технологий, открытий из вузовского сектора науки в сектор промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем, недостаточно развит такой

Таблица 3

Динамика победителей программы СТАРТ за 2004 - 2006 гг.

СТАРТ - 2004 СТАРТ - 2005 СТАРТ - 2006

Российская Федерация 496 428 461

Дальний Восток 23 22 25

Хабаровский край 5 7 2

Приморский край 17 7 15

Источник: составлено по материалам сайта «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» /режим доступа. - http://www.fasie.ru

Важнейшим элементом инновационной инфраструктуры Хабаровского края яв- ляется производственно-технологическая группа, в которой выделяются центр трансфера технологий АНО «ДАСИ» Щаль- невосточное агентство содействия ин- новациям), а также технопарк ГОУ ВПО «КнАГТУ».

Важным шагом на пути развития инновационной деятельности явилось создание АНО «ДАСИ» (Распоряжением губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 780-р), основными задачами которого являются: трансфер передовых техноло- гий в реальный сектор экономики; способствование привлечению венчурных инвестиций к реализации экономически эффективных инновационных проектов; осуществление информационной под- держки региональной инновационной системы; проведение консалтинговой, патентной, образовательной, рекламной и иной работы по направлениям иннова- ционного развития Хабаровского края и Дальнего Востока; развитие международ- ного сотрудничества по вопросам страте- гического взаимодействия в инновацион- ной сфере. Можно отметить, что это одно из первых институциональных образова- ний подобного рода на Дальнем Востоке.

Под эгидой ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» создан технопарк, назначе- ние которого в формировании и развитии

элемент инновационной инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, создание кото- рых еще не принесло ожидаемых плодов. И в этой связи Хабаровскому краю целе- сообразно использовать опыт соседних регионов.

Так, в Приморском крае в 2006 году Решением Федерального агентства по образованию при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации создан инновационный бизнес-инкубатор при ГОУ ВПО «ВГУЭС» с целью осуществления поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, путем предоставления помещений и оказания консультационных, бухгалтер- ских, юридических и прочих услуг. После успешного прохождения конкурса субъект малого предпринимательства, на основа- нии договора, получает полный пакет услуг и полную поддержку Бизнес-инкубатора ВГУЭС как объекта инновационной ин- фраструктуры Российской Федерации.

Кадровая инфраструктура инноваци- онной деятельности Хабаровского края основана на богатом научном потенциа- ле, накопленном вузами края (в ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный универ- ситет» введена специальность «Управление инновациями»). Также АНО «ДАСИ» прово- дит обучающие курсы, позволяющие пред- принимателям обучиться основам иннова-

ционного менеджмента.

В целом, можно отметить, что иннова- ционная инфраструктура Хабаровского края проходит этап своего становления, созданы многие жизненно важные элемен- ты, однако необходимо усилить работу по некоторым направлениям. Так, недостаточно развита финансовая инфраструкту- ра, потенциальные инноваторы зачастую

сталкиваются с дефицитом собственных средств на реализацию инновационных проектов. Решением данной проблемы пу- тем поиска инвесторов сейчас занимается только АНО «ДАСИ».

Безусловно, что развитие венчурного финансирования и инновационной инфраструктуры не являются единственными ша- гами на пути становления инновационных МСП России и Хабаровского края, однако именно они, по мнению автора, первосте- пенны на данный момент. В особенности это касается Дальневосточных субъектов РФ с их сложными условиями для развития наукоемкого предпринимательства.

Литература и источники:

1. Корчагин, А. Д. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2002. - № 2.

2. Никитина, Л. Н. Становление малого бизнеса в России / Л. Н. Никитина, М. И. Худилайнен

//Инновации. - 2006. - № 9.

3. Design measures to promote growth of young research-intensive SMEs and start-ups : report of the CREST Expert Group / Paul Zeeuwts (chair). -Brussels : CREST, European Union Scientific and Technical Research Committee, 2006.

4. European Charter for Small Enterprises / approved by EU leaders at the Santa Maria Da Feira (Portugal) European Council on 19-20 June 2000. -режим доступа: http://www. unescocha. ir. ns. ac. yu/ sr/docs/smallEnterprises.pdf.

5. Каширин, А. И. Венчурное финансирование инновационной деятельности / А. И. Каширин, А. С. Семенов // Инновации. - 2006. - № 1.

6. Беликова, А. В. Проблематика венчурных инвестиций / А. В. Беликова // Инвестиционный банкинг. - 2006. - № 4.

7. История РАВИ. - режим доступа : http://www. rvca. ru/rus/default.php ?mid=l&smid=3. -загл. с экрана.

8. Венчурным фондам. - режим доступа : http://www.rusventure.ru/?pagejd=90. - загл. с экрана.

9. Хабаровский край: в 2009 г. может появиться венчурный фонд объемом 300 млн. руб.

- режим доступа :

http://www. innovbusiness. ru/NewsAM/NewsAMShow. asp?ID= 10352. - загл. с экрана.

10. Новохатский, В. В. Инновационное развитие Дальнего Востока России: теория и практика : монография / В. В. Новохатский. -Хабаровск: РИЦХГАЭП, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.