Научная статья на тему 'Формы государственного регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства'

Формы государственного регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1363
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы государственного регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства»

родных фондовых, валютных и финансовых рынках с использованием зарубежного опыта рыночной операторики;

- исследование тенденций динамики конкурентоспособности различных региональных сфер экономической деятельности в контексте предстоящего вступления страны в ВТО, оценка баланса приобретений и потерь в разносрочной перспективе, конкретизация принципа адекватности в построении региональной внешнеэкономической политики, оптимизация ее отдельных аспектов и систематизация вокруг стратегических приоритетов и целевых функций.

Организационным оформлением активизации тематической направленности кафедральных исследований вокруг региональной специфики внешнеэкономической деятельности явилось создание в 2006 г. в структуре института мировой экономики и кафедры международных экономических отношений инновационно-аналитического центра с обозначенными выше направлениями научных исследований, поддержанными и одобренными ректоратом и Ученым Советом академии. В настоящее время инновационно-аналитический центр непосредственно приступил к работе.

Игнатова Т.В., д. эк .н., проф. СКАГС

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Инновации появляются спонтанно либо целенаправленно в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Инновациями были изобретение колеса (техническая инновация), введение двойной записи бухгалтерского учета (управленческая), создание профессионального союза (социальная), и даже формирование отрасли предпринимательского права можно рассматривать как инновацию в юридической науке и практике. В настоящее время подавляющая часть инноваций возникает не стихийно, а в результате планирования, программирования и прогнозирования инновационной деятельности, применения мер ее финансовой поддержки и стимулирования.

В позднеиндустриальном и постиндустриальном обществе инновационная стратегия развития характерна для всех уровней экономики и управления: уровня предприятий и корпораций, уровня отраслей и межотраслевых комплексов; уровня муниципалитетов и административных регионов; национальной экономики в целом; уровня меж-

государственной интеграции и глобализации хозяйственных связей. Авторами классических работ по теории инноваций в предпринимательстве являются Й.Шумпетер, Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, П.Друкер, М.Портер, Б.Санто. Питер Друкер считал, что инновации - это изменения, создающие новое измерение деятельности. С организационной точки зрения, инновации приводят к росту эффективности, продуктивности, качества, рыночной доли, конкурентоспособности. Существуют технологическая (с акцентом на роль НТП) и экономическая (с акцентом на необходимость снижения издержек и рост рентабельности) концепции инноваций в предпринимательстве. В последнее время развивается институциональная концепция, базирующаяся на анализе трансакционных издержек и сетевого взаимодействия субъектов предпринимательства.

По сфере возникновения и применения инновации разделяются на технологические, управленческие, маркетинговые, продуктовые, процессные, социальные, политические, правовые, институциональные. Многие инновации находят межсекторальное применение. По глубине происходящих изменений инновации могут быть прерывающими либо поддерживающими текущие тенденции, радикальными либо эволюционными (постепенными, инкрементальными).

Объективной материально-технической основой инноваций в рамках технологической концепции принято считать, прежде всего, научно-технический прогресс. Лавинообразным нарастанием технологических инноваций радикального типа характеризуются периоды электротехнической революции конца 19 века, научно-технической революции середины 20 века и информационной революции, приводящей к развитию информационного общества в наши дни.

Инновации в сфере предпринимательства - это продукты научно-технической и иной творческой деятельности, обладающие характеристиками новизны и возможности коммерциализации с целью получения предпринимательского дохода. Инновационная деятельность в сфере предпринимательства - это деятельность по разработке, внедрению, производству и коммерческой реализации инноваций, а также товаров и услуг, произведенных с их использованием.

Этапами инновационной деятельности являются:

а) этап исследований и разработок;

б) этап передачи инноваций в сферу производства, управления, образования, культуры, искусства;

в) этап реализации инноваций, производства продукции на основе их использования и получения предпринимательского дохода.

Субъектами инновационной деятельности являются:

разработчики (авторы) инноваций - физические лица, коллективы, организации;

владельцы инноваций - физические лица и юридические лица различных организационно-правовых форм;

посредники в процессе внедрения инноваций и оформления прав интеллектуальной собственности на них - фонды венчурного капитала, информационные центры, консалтинговые фирмы, патентные поверенные, патентно-лицензионные службы;

производители инноваций, специализирующиеся на данной деятельности - техноцентры, инновационные предприятия, находящиеся в особых экономических зонах, научные организации, технопарки;

государство как регулятор инновационной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действует 150 технопарков и бизнес-инкубаторов, около 300 инновационно-технических центров и центров трансфера технологий, около 100 финансовых компаний и венчурных фондов в сфере инноваций и более 160 центров научно-технической информации.

Инновационная деятельность в сфере предпринимательства регулируется государством по следующим направлениям:

- прогнозирование и программирование инновационной деятельности в государственном и частном секторах в международном и национальном масштабе;

- регулирование государственного предпринимательства в сфере исследований и разработок, в том числе: государственно-частного партнерства в отраслях науки, образования, транспортной инфраструктуры; порядка участия государства в венчурном капитале;

- применение системы адресных налоговых льгот, стимулирующих рост инноваций на предприятиях и в корпорациях; определение порядка включения затрат на исследования и разработки в себестоимость продукции, ускоренной амортизации научного оборудования;

- определение порядка льготного кредитования затрат на разработку и внедрение инноваций;

- защита прав интеллектуальной собственности обладателей инноваций, способствующая развитию инноваций, оформлению интеллектуального продукта в материально-вещественный результат, передаче и распространению инноваций.

Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность как особый вид деятельности в отличие научной и научнотехнической деятельности, а также деятельности по созданию объек-

тов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной в научной и учебной литературе является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности1.

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности), Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также ряд законов, действующих до вступления в силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации: Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.); Закон РФ от 23 сентября № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.); Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.); Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях».

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов: а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.); б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности; в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; г) инструкции

1 Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С.451.

о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.1

Так, еще Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы предусматривала необходимость разработки Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». Проект был принят 1 декабря 1999 г. Государственной Думой и одобрен 23 декабря 1999 г. Советом Федерации. 3 января 2000 г. на Закон было наложено вето Президента. В числе причин - несоблюдение требований юридической техники, неотработанность понятийного аппарата и большое число внутренних противоречий.

Термин «интеллектуальная собственность» содержится в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В ст. 44 Конституции РФ, посвященной свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, подчеркнуто, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

Объекты прав интеллектуальной собственности, использование которых приносит коммерческий доход, фактически являются инновациями в предпринимательской сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в ст. 2 гласит: «Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы». Определения инновационной деятельности в нем не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций.

К документам, на которых основывается политика Российской Федерации в сфере развития инноваций, также относятся «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-536 и со-

1 Волынкина М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения //Журнал российского права. 2005. № 1. См. также: Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М: Аспект-Пресс, 2005.

держащие перечни приоритетных технологий развития науки, технологий и техники и критических технологий, и разработанные на их основе правительственная «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», а также Федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

В России приняты «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р. Их цель состоит в контроле за сферой использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» от 17 ноября 2005 г. № 685 предусмотрена разработка положений о порядке принятия государственными заказчиками научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд решений о закреплении прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности за Российской Федерацией, либо за исполнителем, либо за Российской Федерацией и исполнителем совместно; о порядке проведения конкурсов на передачу хозяйствующим субъектам прав Российской Федерации на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности. Данное постановление способствует развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина; являлась инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию (Федеральный закон от 1 июня 1995 г. № 85-ФЗ).

К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г.Марракеш 15

i2i

апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним соглашением, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст.1 ТРИПС, а ранее в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте УШ ст.2 Конвенции от 14 июля 1967 г., учреждающей данную организацию как специализированное учреждение Организации объединенных наций.

При трактовке инноваций как коммерциализируемого нового результата научно-технической и иной творческой деятельности на них распространяются положения о правах на результаты интеллектуальной деятельности, так как авторы и владельцы инноваций имеют интеллектуальные права, в том числе исключительные и зарегистрированные уполномоченными государственными органами.

Вместе с тем, инновационная деятельность в сфере предпринимательства осуществляется не ради себя самой, а в целях получения предпринимательского дохода, который может быть получен не только в результате возмездного отчуждения интеллектуальных прав, но и коммерческой реализации производителями находящихся в их собственности материальных носителей (вещей), в которых выражены соответствующие инновации. Поэтому правовое регулирование инновационной деятельности не может быть ограничено рамками только законодательства об интеллектуальной собственности (как части гражданского законодательства). К тому же отдельные нормы регулирования финансирования и стимулирования инновационной деятельности содержатся в налоговом и финансовом законодательстве, а нормы регулирования прогнозирования, программирования и планирования инновационной деятельности отражены в ряде актов административного законодательства.

Прогнозирование, программирование и планирование инновационной деятельности регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и рядом других нормативных актов путем определения целей и принципов научной и научно-технической, инновационной деятельности, разработки прогнозов и программ, утверждения планов.

Определение основных направлений государственной научно -технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научнотехнических программ и проектов, об использовании достижений

науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Правительство Российской Федерации утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)1, в которой в разделе «Реформирование науки и стимулирование инноваций» предусмотрено развитие системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе создание инновационного фонда в сфере информационных технологий.

Федеральными органами исполнительной власти, к вопросам которых отнесено регулирование и поддержка инновационной деятельности, являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.

Согласно Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 280 от 15 июня 2004 г., министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научнотехнической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Именно в его ведении находятся вопросы формирования приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по науке и инновациям (Роснаука), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети ново-

1 СЗ РФ. 2006. № 5. Ст.589.

го поколения и информационное обеспечение научной, научнотехнической и инновационной деятельности (п.1 Положения), и организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ (п.5.3), а также осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности (п.5.9).

После реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. в настоящее время начата реализация Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов (п.6 ст.15 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

Договорные формы регулирования создания, передачи и реализации инноваций основываются на указанных в Гражданском Кодексе Российской Федерации видах договоров и соглашений. Учитывая комплексный характер инноваций в предпринимательстве, могут применяться договоры на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ, лицензионные договоры и др.

Федеральное агентство по науке и инновациям Российской федерации (Роснаука) создало Комиссию по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Роснауке и ежегодно утверждает их годовую отчетность и определяет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в последующем году в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осу-

ществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

В Российской Федерации действуют государственные (в том числе федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. К государственным фондам поддержки научной и научно-технической деятельности относятся три государственные некоммерческие организации: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы.

Фактически финансированием и стимулированием инноваций непосредственно занимается Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (1075500 тыс. рублей в 2006 году). К основным задачам Фонда относятся: проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Профинансировано за 12 лет работы Фонда более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей. Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР, создание сети инновационнотехнологических центров, развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, их отчисления государству в виде налогов превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (на компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей), Доля продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный

продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.

Важную роль в поддержании творческого потенциала разработчиков инноваций играет государственная финансовая поддержка их деятельности не только через три государственных научных фонда, но и через президентские гранты для молодых ученых, поддержки ведущих научных школ, правительственные гранты поддержки инновационных вузов, развития эндаументов. Создание фондов целевого капитала (эндаументов) станет возможным с принятием в 2007 г. Федерального закона о целевом капитале.

Венчурное финансирование инвестиционных проектов, в том числе в сфере инновационной деятельности осуществляет ОАО «Российская венчурная компания», в уставный капитал которой из Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2006 г. передано 5 млрд руб., в 2007 г. - 10 млрд руб. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания». Выдачу директив представителям интересов Российской Федерации в совете директоров открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" по вопросу утверждения внутренних документов общества осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476 «О создании открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационнокоммуникационных технологий», данный фонд создается как общество, 100 % акций которого находятся в федеральной собственности и уставный капитал которого формируется в размере 1450 млн руб., внесенных в качестве вклада Российской Федерации из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Права акционера переданы Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации. До 2010 г. предусматривается поэтапное отчуждение всего пакета акций, находящегося в федеральной собственности, путем продажи негосударственным инвесторам.

Создание благоприятного климата для инновационной деятельности предполагает содействие не только разработчикам инноваций, но и лицам, их использующим в своей производственной, предпринимательской деятельности. По состоянию на начало 2007 г. общие налоговые и кредитные льготы для предпринимателей, использующих инновации, и венчурных инвесторов при финансировании инновационной деятельности на территории всей Российской Федерации и для

предприятий всех отраслей и организационно-правовых форм отсутствовали. Прямое, хотя и конкурсное, финансирование и льготы предоставлялись по отраслевому или территориальному признаку.

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 161 -ФЗ «Об особых экономических зонах» и по результатам проведенного конкурса в конце 2005 г. были приняты правительственные решения о создании особых экономических зон технико-внедренческого типа в г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Томск, г.Дубна, промышленнопроизводственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области. Резиденты зон имеют льготы по уплате арендной платы за пользование земельными участками: размер платы устанавливается в 2% от кадастровой стоимости участка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р была одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких техно-логий»1, координация работ по которой была возложена на Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Согласно Плану мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 1695-р., предполагается внесение в 2007 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, в том числе касающихся: увеличения до 1,5 процентов доходов организаций норматива расходов на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, осуществленных в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, признаваемых в целях налогообложения прибыли; исключения из налоговой базы по налогу на прибыль организаций целевого финансирования в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований; расширения перечня расходов, которые налогоплательщики, ведущие инновационную деятельность, в том числе налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов при исчислении налоговой базы; применения к основной норме амортизации коэффициента, но не выше 2 в отношении амортизируемого имущества, используемого для ведения

1 СЗ РФ, 2006, № 11. Ст.1226.

инновационной деятельности; освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания); освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по выполнению научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой продукции (товаров, работ, услуг), или усовершенствованию производимой продукции.

В «Основах политики Российской федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве инструмента политики еще в 2002 г. назывались стратегические национальные проекты, часто применяемые в зарубежной практике. С 2006 г. в Российской Федерации началась реализация четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и качественное жилье». В рамках данных проектов предусматривается прямое государственное финансирование передачи ряда инновационных продуктов и технологий в сферу здравоохранения и образования. Предприятия и организации, получившие по итогам открытого конкурса право на заключение и исполнение государственного контракта на поставку оборудования, программного обеспечения, выполнения проектных и иных работ, смогут коммерциализировать производимые ими инновации, а организации-реципиенты проектов смогут применить инновации в своей деятельности. Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей-животноводов в рамках проекта «Развитие АПК» позволит произвести обновление и расширение основного стада на базе селекционных достижений, что также создает дополнительные стимулы к развитию владельцам прав на селекционные достижения.

Поддержка и стимулирование инновационной деятельности отражены в Плане мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 1695-р. Согласно данному плану в 2007 г. будет проводиться разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, разработка концепции федеральной целевой программы по развитию электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы, подготовка концепции о разработке федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика на период до 2020 года», включая подготовку подпрограммы стимулирования развития нефтеперерабатывающих

мощностей на территории Российской Федерации, предусматривающей модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок, разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок.

Таким образом, при разработке государственных прогнозов и программ ключевыми отраслями для осуществления государственной поддержки разработки и внедрения инноваций выбраны автомобильная, электронная и энергетическая.

Итак, в процессе корпоративизации государственной службы, выделения в ее системе гражданской составляющей все больше чиновников, экспертов и граждан начинают понимать необходимость нового профессионализма для обслуживания потребителей публичных услуг. Важно разобраться в этой ситуации, принять меры для максимизации позитивных и минимизации негативных аспектов корпоративизма внедрения нового профессионализма. Это требует кропотливой работы учебных заведений.

Кокин А.В., д. г-м. н., проф. СКАГС, Котов С.А., Иванкова Е.А. (Росприроднадзор по РО)

НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕСУРСОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ЮФО И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Интенсивное использование природных ресурсов на протяжении нескольких десятилетий приводит к их истощению. Наблюдается смена видового состава лесов на менее ценные, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны, отмечается устойчивая тенденция перевода сельскохозяйственных земель, в том числе пахотных, в земли транспорта, промышленности и поселений: фактически истощены рыбные запасы, отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в связи с эксплуатацией транспортных средств и выбросами промышленных предприятий, особенно топливно-энергетического комплекса. Все эти негативные последствия, безусловно, не могли не сказаться на изменении качества природной среды и здоровье людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.