Грязнова Татьяна Ивановна
Giyaznova Tatyarn Ivanovna
Аспирант, старший преподаватель
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Applicant, Senior lecturer
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Ftlpqa@rambler.ru
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ
A STATE ROLE IN FORMING AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF
INTERPMSES
В данной статье рассматривается роль государства в формировании и развитии инновационной инфраструктуры предприятий. Анализируются основные способы и виды государственного регулирования инновационной деятельности предприятий. В статье даны определения понятий: инновационный прогноз, инновационный проект, инновационная программа, инновационная стратегия. Представлены инструменты регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне, региональном и муниципальном, а также меры государственной поддержки для каисюго этапа инновационного процесса Перечислены основные бюджетные и внебюджетные фонды финансирования инновационной деятельности и их основные функции.
In this article the state role in formation and development of enterprises innovative infrastructure is a subject for consideration The basic ways and kinds of state regulation of enterprises innovative activity are analyzed. In the article there are definitions as follows: innovative forecast, innovative project, innovative program and innovative strategy. Regulation tools of innovative activity at federal, regional and municipal levels and also measures of the state support for each stage of innovative process are presented. The main budgetary and off-budget funds of innovative activity financing and their basic functions are listed.
Государство, инновационная деятельность, инфраструктура, инновационная программа, бюджетные фонды, внебюджетные фонды.
The State, innovative activity, infrastructure, innovative program, budgetary funds, off-budget funds.
Основу управления инновационными проектами и инновационной инфраструктуры составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности [1]. Одной из важнейших задач ГРЭ является решение проблемы отставания технологической базы производства и формирования новых технологических укладов хозяйства, необходимых для обеспечения процессов модернизации экономики в нашей стране и ее регионах. Решается данная проблема путем разработки инновационной политики и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды этого регулирования (организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое) на базе инновационных прогнозов и стратегий, выработки инновационной политики.
Таблица 1
Государственное регулирование инновационной деятельности_
Вццы регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности - развитие инновационной инфраструктуры, - обеспечение приоритета инновационной деятельности, - моральное поощрение авторов инноваций, - содействие модернизации, - развитие интеграционных процессов, - развитие международных связей
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности - развитие предложения инноваций, - расширение спроса на инновации, - содействие конкуренции в инновационной сфере, - развитие предпринимательства, - обеспечение занятости в инновационной сфере, - развитие лизинга наукоемкой продукции - инвестиции в инновации, повышение их эффективности, - создание благоприятного инвестиционного климата
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности - охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности, - охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,
- защита промышленной, интеллектуальной собственности,
- развитие договорных отношений
Государственное регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
•инновационных прогнозов
•инновационных проектов
•инновационных программ
•инновационных стратегий
•программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.
Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. Проект (программа) развития инновационной инфраструктуры относится к проекту под держки инновационной деятельности.
Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: •федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям; •крупные инновационные проекты;
•федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы. Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне местных поселений. Механизм регулирования развития инновационной сферы должен основываться на взаимодействии субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, федеральных и региональных структур [2]. В России стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Работу федеральных органов исполнительной власти по регулированию инновационной деятельности координирует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. Важную роль в управлении инновационными проектами играют постановления Правительства РФ по вопросам инновационной деятельности, принятые в 1999 г.: «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно-технической деятельности» и др. Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития и федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Основные федеральные целевые программы: -"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы";
-"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологическош комплекса России на 2007- 2012 годы";
-"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы;
-"Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года"; -"ЭлектроннаяРоссия (2002 - 2010 годы)" [3].
Программы технологического развития (ИГР) формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском. Инновационные проекты включаются в ФЦП или ИГР на основании конкурсного отбора, участие в котором проводится на добровольных началах. Участвующие
в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе. Государство создает законодательную среду для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности охрану таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности. Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инновационной деятельности — создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности. Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает такие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе), как централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями, субъектами инновационной деятельности.
Таблица 2
Меры государственной политики для каждого этапа инновационного процесса_
Этапы Виды деятельности Результаты деятельности Меры государственной поддержки
Научно - исследовательские работы Фундаментальные и прикладные исследования Новые научные знания Создание научных организация, передача государственной собственности, выдача рекомендательных писем
Опытно - конструкторские работы Технологические разработки, коммерциализация Опытный образец Финансирование работ, выдача грантов, передача государственной собственности, создание научных организаций, предоставление льгот
Применение Производство Техническое измерение конкретного производства Выделение частичного финансирования, предоставление бюджетных ссуд, предоставление льгот, передача государственной собственности
Эксплуатация Совершенствова-ние, модификация Повышение качества изделия, улучшение характеристик (свойств) товаров и услуг Предоставление бюджетных ссуд, передача государственной собственности, предоставление гарантий
Государство должно активно формировать, регулировать и поддерживать наиболее эффективные механизмы возникновения, распространения и использования инноваций в экономике, и, что особенно важно, их коммерциализации [4]. Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. В качестве инструментов взаимодействия государства и бизнеса выступают следующие:
1. Создание и функционирование особых экономических зон.
2. Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе со здание технико-внедренческих парков, производственных кластеров.
3. Формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации.
4. Реализация принципов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
5. Повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития.
6. Государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты.
7. Повышение результативности механизмов поддержки лизинга, в том числе за счет льготного налогообложения.
В последнее время активизировалась разработка и совершенствование нормативно-правовой основы реализации
инструментов частно-государственного партнерства, в частности, приняты следующие доку менты:
1. Федеральные законы: № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 27 августа 2005 г.; № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г.; № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.; № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.
2. Распоряжения и постановления Правительства РФ: распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2006 г. № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации».
В России основными источниками финансирования инновационной деятельности служат бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов. Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса. Финансирование РФФИ и РГНФ составляет соответственно 6% и 1% средств Федерального бюджета на науку . К субъектам образования внебюджетных фондов относятся:
- Министерство науки и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;
-федеральные министерства — внебюджетные фонды соответствующих министерств;
-иные федеральные органы исполнительной власти — внебюджетные фонды ведомств;
-корпорации, концерны и ассоциации (далее — объединения) могут образовывать внебюджетные фонды
объединений.
В настоящее время успешно функционирует целый ряд инвестиционных венчурных фондов, в т.ч.: •Российским фондом технологического развития (РФТР) (1992 г.),
•Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом «Бортника») (1994 г.); •Венчурным инновационным фондом (ВИФ) (2000 г.); • ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) (2006 г.); •«Роснанотех» (2007 г.); •РОСНАНО (2007 г.);
•Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы (1996); •Фонд содействия отечественной науке (2000); •Российская ассоциация венчурного инвестирования (1997)
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:
1) государственная правовая зашита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
4) государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
5) государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
8) государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;
9) осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
10) создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
11) осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.
Таким образом, практика подтверждает неоспоримость государственной роли в формировании инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает продвижение инноваций на всех этапах экономического цикла работы предприятий. В настоящий момент государством создано немало элементов инновационной инфраструктуры и инструментов инновационного развития и поддержки инноваторов — как законодательных, так и в виде венчурных фондов и региональных центров. Но проблема отсутствия координации мелезу образованием, наукой и бизнесом продолжает быть актуальной. Нужно выстроить целостную цепочку с единым координационным центром, исключающим несогласованность и разобщенность и отвечающим за инновационную политику в стране, и на неё наложить имеющиеся элементы поддержки.
Литература
1.Никонова Я.И. Роль государства в формировании инновационной экономики России [Электронный ресурс] // ИНИОН РАН- Россия: ключевые проблемы и решения. - Режим доступа: htpp://rkpr.inion.ai/inion/items.html
2.Буланов, A.A. О механизме управления развитием инновационной сферы экономики России /A.A. Буланов // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 1.
3.Нормативно-правовая база научно-технической и инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. - Режим доступа: http://www.sd-innov.ru/law/base_terms/#23.
4. Аганбегян, А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика/А.Г. АганбегянЮКО. -2010. -№1. -С. 34-60.