Научная статья на тему 'Коммерциализация инновационной деятельности и сущность инновационного предпринимательства'

Коммерциализация инновационной деятельности и сущность инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2267
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / COMMERCIALIZATION / INNOVATIONS / INFORMATION RESOURCES / INNOVATIVE PROCESS / INTELLECTUAL PROPERTY / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Борис Михайлович, Ненахова Ольга Александровна, Чистова Виктория Александровна

Раскрыты концептуальные основы коммерциализации в условиях рыночной экономики. Дан анализ сущности инновационного предпринимательства в сфере регулирования коммерческой инновационной деятельности. Освещены основные проблемы инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гетман Борис Михайлович, Ненахова Ольга Александровна, Чистова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES AND ESSENCE OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

The conceptual framework of commercialization in the market system is revealed. The essence of the innovation business in the regulation of the commercial innovative activities is analyzed. The main problems of the innovative entrepreneurship are observed.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация инновационной деятельности и сущность инновационного предпринимательства»

УДК 347.73:334.012.32:005.591.6

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Б.М. ГЕТМАН, О.А. НЕНАХОВА, В.А. ЧИСТОВА

(Донской государственный технический университет)

Раскрыты концептуальные основы коммерциализации в условиях рыночной экономики. Дан анализ сущности инновационного предпринимательства в сфере регулирования коммерческой инновационной деятельности. Освещены основные проблемы инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: коммерциализация, инновации, информационные ресурсы, инновационный процесс, интеллектуальная собственность, страхование.

Введение. Широкое использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы, которые являются существенной частью стратегических ресурсов общества и важным фактором развития постиндустриального мира.

Можно уверенно говорить о том, что национальный, социальный и культурный престиж страны, ее экономическое состояние определяются уровнем накопления и использования национальных информационных ресурсов. Иначе говоря, национальные информационные ресурсы являются общественным информационным богатством страны и вопросы их воспроизводства, накопления и использования можно отнести к задачам общегосударственного значения.

Основные положения. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса (главной составляющей инновационного предпринимательства) - научными знаниями и идеями. Стимулирование применения инноваций связано с проблемой правильного их выбора. Сложность отбора для внедрения в производство того или иного прилагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих решений на производство.

Актуальной для инновационного предпринимательства является проблема выбора объекта нововведения, которая состоит в том, что правильный первоначальный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятельности и делает развитие производства необратимым.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на стимулирование создания благоприятного климата для инновационных процессов и должна являться связующим звеном между сферой научно-технической деятельности и производства [1].

В настоящее время в мировом хозяйстве активно формируется новый тип экономического роста. Движущей силой его являются целенаправленно создаваемые государством и национально ориентированным бизнесом системы воспроизводства и использования знаний, воплощение их инноваций - наиболее значимые ресурсы современного хозяйственного развития, а также механизмы их расширенного воспроизводства и капитализации. Уровень и динамика развития передовых технологий, проблемы формирования и регулирования инновационного предпринимательства, правовой статус и защищенность интеллектуального капитала, механизмы его проникновения на глобальные рынки в конце ХХ столетия стали определяющими характеристиками производственных сил и возможностей, в целом - весьма актуальной проблемой современности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл рассматривается как инновационный процесс.

Бесспорно, что сущность инновационной деятельности как экономического явления должны определить экономисты; задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний по данному вопросу. Вклад юриспруденции состоит в осмыслении с позиций правоведения тех отношений, которые складываются в сфере инновационной деятельности и подлежат правовому регулированию. Право как юридическая надстройка предопределяется экономическим базисом общества.

Возрождение российской экономики на новом технологическом базисе и в новом организационном качестве должно происходить на основе тщательно продуманной концепции. Сегодня многие политики, экономисты, ученые связывают перспективы экономического развития России с технологической революцией, материальной основой которой являются инновации в сфере экономических отношений. Однако для того чтобы концепция была реалистической, необходимо четко понимать смысл и значение тех явлений, которые составляют основу любой концепции [2].

За последние десять лет российская концепция инноваций прошла в своем развитии путь от идеи, понятной лишь узкому кругу специалистов, до создания всеобщего понимания этого термина. Несмотря на это, нельзя с полной уверенностью утверждать, что смысл этого термина стал понятен всем, кто его употребляет. Для решения многих экономических, социальных и правовых проблем, связанных с использованием и употреблением «инновационной» терминологии, необходимо обстоятельно исследовать сущность и содержание термина «инновация» [3].

Предложить экономико-правовую модель инновационной деятельности, имея в виду цели и задачи правового регулирования, значит:

- создать понятийный аппарат регулирования инновационной деятельности, а именно: сформулировать и закрепить на федеральном законодательном уровне основные понятия, используемые в области инновационных отношений. При этом понятия, используемые в нормативных текстах, должны обладать устойчивым характером, сохраняя свой особый смысл в каждом новом правовом акте. В соответствии с принципами правового регулирования правоотношений, используемая терминология должна всегда трактоваться однозначно и не должна зависеть от контекста или даты принятия нормативного акта [4, 5];

- обозначить место правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, в системе российского права и законодательства;

- определить роль и функции государства в регулировании инновационного процесса; обосновать правовую природу участия государства в инновационной деятельности, а также правовых норм, образующих институт государственной системы экономического стимулирования инновационной активности, обеспечении прав, свобод и интересов предпринимателей и их защите.

Одним из базовых элементов национальной инновационной системы является высокоразвитая и эффективная информационная инфраструктура в области науки и технологий, обеспечивающая расширенное воспроизводство и передачу знаний с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Работы по развитию и совершенствованию информационной инфраструктуры научноинновационной сферы имеют многоплановый комплексный характер и ведутся по следующим основным направлениям:

- совершенствование государственной системы научно-технической информации и ее информационных ресурсов;

- развитие научной компьютерной сети;

- развитие высокопроизводительных вычислительных ресурсов;

- разработка и использование современных информационных технологий.

Рынок инноваций как механизм распространения наукоемкой продукции обладает многими чертами товарного рынка, рынок инноваций вместе с тем имеет свою специфику, которая во многом определяется спецификой предлагаемого товара (инноваций):

- рынок характеризуется огромным разнообразием товаров - инновационных проектов;

- имеет глобальный характер;

- по своей природе это рынок «покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом;

- покупателями инноваций являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей инновации;

- этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на инновации определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций.

Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами, в том числе частью 4 Гражданского кодекса, вступившего в действие с 01.01.2008 г.

Специфика рынка новшеств заключается в том, что стоимость и цена нововведений на рынке формируются под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства, а не только под влиянием величины совокупного спроса и предложения [6].

Научно-техническая продукция, как рыночная, отличается от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь потребительскую стоимость, т.е. подлежать коммерциализации, а может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период времени способна проявить ее.

Источником инноваций является деятельность творческих специалистов, монопольно владеющих специфическими знаниями и в условиях конкуренции получающих научно-техническую ренту.

Инновационная деятельность - это деятельность по созданию, доведению научнотехнических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а также проектноконструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию, которые осуществляются на различных стадиях жизненного цикла.

Под инновацией в работе понимается конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к социальным услугам. Основными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Коммерциализация инноваций состоит в соединении разработчика идеи и ее заказчика на стадии опытного производства и массового тиражирования.

Коммерциализация инноваций - совокупность действий от выявления перспектив коммерческого использования нового товара до реализации его на рынке и получения коммерческого эффекта. Коммерциализация инноваций предполагает получение экономического эффекта от реализации научно-технической разработки, находящейся на различной стадии завершения, начиная от идеи и заканчивая производством продукции. Понятие «технология» при этом включает как результаты НИР и ОКР, так и инновационную продукцию.

Коммерциализация результатов научно-технической деятельности представляет собой процесс превращения этих результатов в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах. В современном российском законодательстве термина «коммерциализация» нет, он

заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». Однако коммерциализация - это важнейший элемент инновационного процесса.

Практика высокоразвитых стран свидетельствует, что существует многообразие механизмов, с помощью которых результаты научных исследований доходят до непосредственных потребителей (заказчиков) - хозяйствующих организаций, и государство играет в этом важнейшую роль. Поэтому следует отметить, что основная особенность коммерциализации инноваций состоит в том, что государство выступает главным участником-«катализатором» инновационного процесса. Государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности [7, 8].

Процесс инновации и коммерциализации не является линейным. Фактически он проходит как пинбол - движется в одном направлении, пока не встретится препятствие, затем отлетает в другую сторону. Этот беспорядочный процесс продолжается до тех пор, пока цель не будет достигнута. Инновация - это повторяющийся процесс, где изобретатель учится на своих ошибках и основывается на том, что он учит.

Процесс инновации и коммерциализации как категория деятельности

На рисунке представлен процесс инновации и коммерциализации как категории деятельности. Внутри каждой есть много нелинейных, часто хаотических, видов деятельности.

Изобретение и разработка инновации. Процесс изобретения и разработки инновации обычно состоит из четырех видов деятельности: связь, открытие, изобретение и применение. Коротко, связь включает в себя определение отношений, которые могут привести к открытию. Это называется феноменом «Эврика!», который проявляется, когда открывается что-то новое. Из такого открытия получается изобретение, имеющее потенциал для применения во множестве различных контекстов.

Определение возможностей. Изобретение нового устройства или процесс усовершенствования существующего очень важен, но один только этот процесс не создает финансовой возможности. Возможность - это пересечение идеи и рыночной потребности или пространства. Она часто отражается в формулировке бизнес-концепции, определяющей продукцию или процессии и клиента или конечного пользователя технологии, а также преимущества и применения техноло-

гии и стратегию распространения. Эта формулировка концепции обеспечивает основу для проверки осуществимости финансовой возможности на рынке.

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности. В начале процесса изобретения и инновации изобретателю нужно найти способы защиты создаваемой им интеллектуальной собственности. Многие изобретатели не могут осознать, как важно юридически защищать их работу, чтобы применить патент или другое право на интеллектуальную собственность в нужное время. Защита интеллектуальной собственности - идей и изобретений - важна для их успешной коммерциализации. Однако важно правильно определить нужный тип защиты интеллектуальной собственности, который будет лучше всего соответствовать целям коммерциализации.

Первое важное решение: нужен ли патент? Первое важное решение, которое нужно принять: обеспечить ли патентную защиту для изобретения или инновации. В этом отношении нужно ответить на вопросы:

- Представляется ли технология технически осуществимой?

- Необходим ли патент для успешной коммерциализации технологии?

Для некоторых технологий получение патента займет больше времени, чем позволяют возможности. Для других - патент обеспечит короткий период спокойствия для вступления на рынок без конкурентов. После принятия решения, патентовать технологию или нет, изобретатель должен также разработать прототип и определить, является ли продукция технически осуществимой.

Разработка продукции, создание опытных образцов и технологическая осуществимость. Каждый новый продукт проходит через конструирование, разработку и создание опытных образцов, в процессе чего проверяется осуществимость технологии. Сегодня начальная разработка, сокращение пути на рынок, раннее изготовление опытных образцов и вычисление дополнительных возможностей являются главными компонентами для эффективного процесса разработки продукции в постоянно меняющейся окружающей среде. Проверка в действии потенциальными пользователями на различных стадиях процесса снизит вероятность ошибки в конечном продукте.

Разработка и проверка концепции бизнеса. Для определения того, является ли изобретение или инновация коммерчески осуществимой, требуется тщательный анализ промышленности, рынка, возможности и недостатков команды основателей и ресурсов, необходимых для того, чтобы начать бизнес. Эта стадия определяет отношение между инновацией и рынком. Исследованием определено, что шансы на коммерческий успех больше, когда технологические и рыночные факторы рассматриваются вместе.

Принятие второго важного решения: лицензировать, продать или производить? У изобретателей есть выбор: они могут лицензировать право производить и продавать свои изобретения существующим компаниям, получая авторские отчисления с каждого проданного экземпляра. Также они могут продать права на технологию другой компании, или сами могут основать компанию для производства и продажи своих изобретений. Это очень трудное решение для исследователей и изобретателей, работающих в университетах, исследовательских институтах, правительственных лабораториях или в больших корпорациях. Решение создать компанию означает для таких изобретателей отказ от занимаемой должности и поиск стартового капитала, что выбивает их из колеи, тогда как лицензирование или продажа авторских прав решает этот вопрос более гибко. Кто владеет технологией, созданной изобретателем, - это вопрос, который также влияет на принятие второго важного решения.

Развитие бизнеса. Когда концепция бизнеса оценена, признана осуществимой и принято решение создать компанию, необходимо разработать инфраструктуру бизнеса. Это обычно сопровождается разработкой подробного бизнес-плана, который регламентирует работу предприятия, его политику, планы маркетинга и роста и полный набор финансовых документов, а также подробный анализ промышленности, рынка и рабочей силы исходя из исследований осуществимости. Разработка бизнеса также включает в себя его юридическую структуру и распределение ответст-

венности акционеров. Если изобретатель или предприниматель ищет внешний капитал, он ведет переговоры с инвесторами. Изобретателю или предпринимателю также нужно провести переговоры со стратегическими партнерами, чтобы обсудить некоторые моменты бизнес-плана [9].

Наука в современном мире стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. В связи с этим большого значения достигла инновационная деятельность и рынок инноваций, на котором главенствующее место занимает процесс коммерциализации. Поскольку именно он является завершающим этапом инновационного процесса, на котором происходит превращение продукта в товар и его реализация на рынок, то в этом и отражена суть данного процесса, а именно, коммерциализация инноваций - это совокупность действий от выявления перспектив коммерческого использования нового товара до реализации его на рынке и получения коммерческого эффекта.

Коммерциализацию инноваций часто называют также трансфертом технологий и коммерциализацией технологий. Коммерциализация технологий - это получение выгоды от коммерческого использования информации о технологии или самой технологии.

Деятельность участников коммерциализации, к которым относятся научно-исследовательские институты, ученые, изобретатели, венчурные компании и фонды, инвесторы, торговые предприятия и другие, направлена на продвижение проектов коммерциализации технологий, под этим подразумевается «упаковка» технологий и поиск партнеров, финансовых и других ресурсов для продажи технологии в различных формах или создания предприятия для ее совместной эксплуатации. На этой основе было создано большое количество различных программ, центров, фондов, направленных на поддержание и продвижение проектов коммерциализации технологий [10].

В середине ХХ в. сложилось современное понимание инновационного предпринимательства. Задачей предпринимателей является реформирование способов производства путем внедрения изобретения, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, но по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней отрасли промышленности.

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке [11].

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых идей. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность [12].

В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

Выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:

- инновация продукции;

- инновация технологии;

- социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.

Второй вид — инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, как правило, сопровождается и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, то, согласно закону больших чисел, риск минимизируется, и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку инновации и риск - две взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям, в первую очередь, следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии - стадии отбора проектов.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предпринимательской деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.

Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование - система экономических отношений, включающая образование специального

фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь и ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда, - страховщика - и юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи, - страхователей - взаимные обязательства которых регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования. Из всех форм передачи риска страхование наиболее полно отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферту риска, так как ресурсы для покрытия потерь инновационных в некоторых случаях являются наиболее эффективной возможностью избежать негативные последствия или снижение уровня риска инновационной деятельности. Применяются следующие прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска:

- анализ и оценка инновационного риска;

- проверка предлагаемых партнеров по инновационному проекту;

- планирование и прогнозирование инновационной деятельности;

- подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и др.

Важнейшим фактором снижения риска является планирование и прогнозирование инновационной деятельности предпринимательской фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям конъюнктуры рынка, снизив, таким образом, уровень риска. Любая предпринимательская структура более устойчива, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним негативным воздействием.

Одним из внутренних источников снижения предпринимательского риска является тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Чем больше людей работает в предпринимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения, поэтому руководителю организации следует постоянно уделять внимание кадровым вопросам.

Заключение. На сегодняшний день тема коммерциализации в научно-информационной сфере является очень актуальной. В современном мире наука стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научнотехнического прогресса превращается в один из факторов обеспечения конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука сама по себе превратилась в специфическую сферу товарного производства, которая производит дорогостоящий товар - объекты интеллектуальной собственности.

Библиографический список

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года / Правительство Российской Федерации. - М., 2005.

2. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации / Министерство образования и науки РФ. - М., 2009.

3. Васин В.А. Концепция национальной инновационной системы и ее практические применения / В.А. Васин, Л.Э. Миндели // Инновации. - 2009. - №1. - С.52.

4. Попова Е.В. О концепции Федерального Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» / Е.В. Попова // Инновации. - 2010. - №2. - С.3.

5. Заглумина Н.А. Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала / Н.А. Заглумина // Инновации. - 2010. - №2. -С.109.

6. Киселёв В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации / В.Н. Киселёв // Инновации. - 2010. - №4. - С.44.

7. Иванов С.Б. Актуальные меры государственной политики по совершенствованию национальной инновационной системы / С.Б. Иванов // Инновации. - 2010. - №5. - С.2.

8. Волынкина М.В. Правовая модель регулирования инновационных отношений / М.В. Волынкина // Инновации. - 2010. - №6. - С.43.

9. Черешнев В.А. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики / В.А. Черешнев // Инновации. - 2010. -№5. - С.37.

10. Румянцев А.А. О роли стратегических инноваций в технологическом подъеме экономики / А.А. Румянцев // Инновации. - 2010. - №4. - С.40.

11. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства - стимулирование внедрения научных разработок в производство / Е.В. Попова // Инновации. - 2010. - №5. - С.45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шаров А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России / А.В. Шаров // Инновации. - 2010. - №5. -С.21.

Материал поступил в редакцию 24.03.2011.

References

1. Osnovny'e napravleniya politiki Rossijskoj Federacii v oblasti razvitiya innovacionnoj sistemy' na period do 2010 goda / Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. - M., 2005. - In Russian.

2. Nacional'naya innovacionnaya sistema i gosudarstvennaya innovacionnaya politika Rossijskoj Federacii. Bazovy'j doklad k obzoru OE'SR nacional'noj innovacionnoj sistemy' Rossijskoj Federacii / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. - M., 2009. - In Russian.

3. Vasin V.A. Koncepciya nacional'noj innovacionnoj sistemy' i eyo prakticheskie primeneniya / V.A. Vasin, L.E'. Mindeli // Innovacii. - 2009. - #1. - S.52. - In Russian.

4. Popova E.V. O koncepcii Federal'nogo Zakona «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» / E.V. Popova // Innovacii. - 2010. - #2. - S.3. - In Russian.

5. Zaglumina N.A. Upravlenie innovacionny'mi processami na predpriyatii na osnove ocenki sovokupnogo innovacionnogo potenciala / N.A. Zaglumina // Innovacii. - 2010. - #2. - S.109. - In Russian.

6. Kiselyov V.N. Sravnitel'ny'j analiz innovacionnoj aktivnosti sub''ektov Rossijskoj Federacii / V.N. Kiselyov // Innovacii. - 2010. - #4. - S.44. - In Russian.

7. Ivanov S.B. Aktual'ny'e mery' gosudarstvennoj politiki po sovershenstvovaniyu nacional'noj innovacionnoj sistemy' / S.B. Ivanov // Innovacii. - 2010. - #5. - S.2. - In Russian.

8. Voly'nkina M.V. Pravovaya model' regulirovaniya innovacionny'x otnoshenij / M.V. Voly' nkina // Innovacii. - 2010. - #6. - S.43. - In Russian.

9. Chereshnev V.A. Institucional'ny'e i organizacionno-pravovy'e usloviya formirovaniya innovacionnoj sredy' dlya modernizacii e'konomiki / V.A. Chereshnev // Innovacii. - 2010. - #5. -S.37. - In Russian.

10. Rumyancev A.A. O roli strategicheskix innovacij v texnologicheskom pod' 'yome e'konomiki / A.A. Rumyancev // Innovacii. - 2010. - #4. - S.40. - In Russian.

11. Popova E.V. Glavnaya cel' innovacionnogo zakonodatel'stva - stimulirovanie vnedreniya nauchny'x razrabotok v proizvodstvo / E.V. Popova // Innovacii. - 2010. - #5. - S.45. - In Russian.

12. Sharov A.V. Razvitie malogo i srednego innovacionnogo predprinimatel'stva - neobxodimoe uslovie modernizacii e'konomiki Rossii / A.V. Sharov // Innovacii. - 2010. - #5. - S.21. - In Russian.

COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES AND ESSENCE OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

B.M. GETMAN, O.A. NENAKHOVA, V.A. CHISTOVA

(Don State Technical University)

The conceptual framework of commercialization in the market system is revealed. The essence of the innovation business in the regulation of the commercial innovative activities is analyzed. The main problems of the innovative entrepreneurship are observed.

Keywords: commercialization, innovations, information resources, innovative process, intellectual property, insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.