ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Для устойчивого развития экономики нужна система управления и регулирования инновационной деятельности и инновационных процессов. Государство предпринимает шаги, направленные на активизацию инновационной деятельности и коммерциализацию ее результатов. Но оказываемая государственная поддержка недостаточна. с особой остротой проявилась проблема развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Этот сектор экономики перестал активно развиваться и не способствует росту научно-технического потенциала страны. Хотя реальная практика инновационного развития многих стран показывает, что при наличии благоприятных условий вектор движения в сфере инноваций, безусловно, принадлежит малому предпринимательству.
Особенностью инновационного предпринимательства становится не только создание новшеств, но и коммерциализация технико-технологических нововведений.
Инновационная экономика как результат предпринимательской деятельности — это ее высшая стадия, на которой формируются новые решения возникающих проблем, если даже эти решения носят не ответный, а упреждающий характер, когда выявляются новые инновационные возможности для собственного бизнеса, что и определяет возможности устойчивого восходящего развития1.
В общем плане этот процесс можно определить как общественный технико-экономический прогресс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений2.
Важность активизации инновационного сектора предпринимательской деятельности в значительной степени обусловлена модернизацион-ным курсом экономической политики. В этом направлении для государства особую существенность представляет поддержка малых инновационных фирм, поскольку доказано, что малый наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.
В мировой практике сложились следующие формы стимулирования инновационной деятельности в секторе малого бизнеса:
• создание специальных национальных программ конкурсной поддержки малых инновационных предприятий, работающих по государственной научно-технической тематике;
• прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий;
• предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов;
• дотации;
• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска;
• создание частных инвестиционных и венчурных фондов для финансирования инновационных проектов;
• безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств;
• снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей;
• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии;
• предоставление льгот и преференций, способствующих активизации взаимодействия малых предприятий, НИИ, университетов и крупных предприятий при реализации инновационных проектов;
• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин3.
В России сделаны значительные шаги по активизации инновационности экономики. Так, в 2005 г. были приняты Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.. в 2006 г. — Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
существенно увеличено финансирование за счет государства в области как фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 гг.), так и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий. Как отмечает И. Бортник, совокупный объем финансового обеспечения российских программ поддержки науки «полностью в долях от ВВП соответствует европейской и мировой практике государственной поддержки» 4.
Значительно стимулируются исследовательская деятельность и инновационное развитие в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов в 2005-2008 гг. На эти цели выделено 30 млрд руб. почти трем десяткам университетов, на конкурсной
основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 гг. на программы развития было выделено 8,42 млрд руб., на данный момент статус НИУ присвоен 29 ведущим российским вузам).
По данным аналитиков Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), за 2009 г. на развитие инновационных программ и проектов было выделено 1,3 трлн руб., из которых 1,15 млрд руб. (около $50 млрд) — из государственного бюджета, что на 22% больше, чем в 2008 г. (954 млрд руб.). В России запущено почти 50 инновационных стартапов. Общий потенциал российских инновационных компаний оценивается в 8-10 тыс. проектов. Для сравнения: в 2009 г. американские венчурные фонды осуществили инвестиций на общую сумму $17,6 млрд, что позволило им запустить 2795 проектов5.
Немаловажная проблема — неэффективное расходование государственных средств. Так, по мнению специалистов НАИРИТ, почти 60% го-сгрантов на инновации идут впустую. Президент НАИРИТ Ольга Ускова считает: «Эти деньги, как правило, тратятся на уже существующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках параллельных научноинновационных программ и бюджетов. Выделение гранта в этом случае никак не влияет на скорость и глубину проводимых научных исследований, фактически идет на выплату премиальных членам исследовательской группы»6. По ее мнению, в России создан целый пласт так называемых инноваторов-жуликов, которые заняты освоением выделяемых грантов путем формальной адаптации их к уже ведущимся проектам.
Все же на данном этапе сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности — особые экономические техниковнедренческие зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Положено начало созданию новой российской территории инноваций в подмосковном Сколкове, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую организацию проекта сколково, а также в перспективе через Российский фонд технологического развития после его реорганизации. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. совершенствуется правовой режим инновационной деятельности: введены и продолжают вводиться необходимые налоговые
льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. За первый год его реализации создано почти 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции7.
Важно, что вопросы стимулирования инноваций выносятся на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов. Повышен статус правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе внимания политического руководства страны. В этом проявляется комплексность подхода к обеспечению устойчивого развития экономики России.
В то же время на первом этапе (2006-2007 гг.) Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015 г. достигнуто результатов менее трети от запланированных показателей. Большинство их оказалось ниже предусмотренных инерционным сценарием (без учета мероприятий, проводимых в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. серьезно усложнил России выход на траекторию инновационного развития. На втором этапе (2008-2010 гг.) Стратегии средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%, тогда как большинство показателей по-прежнему не достигают уровня, предусмотренного инерционным сценарием. По отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.
В целом не удалость переломить многие значимых для инновационного развития тенденции, кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое предстоит сделать для взаимодействия науки и бизнеса, для повышения уровня коммерциализации научных разработок. Государственные средства, выделяемые на НИОКР, в большинстве секторов экономики расходуются неэффективно. Не решена проблема старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предпринимает значительные усилия.
Одним из конкурентных преимуществ, свидетельствующих о сохранении инновационного потенциала страны, является человеческий капитал. На данном пути важно его не растерять, так как модернизация российского образования, активно реализующаяся в настоящее время, способна нанести непоправимый ущерб его качественному аспекту, что подтверждает мнение педагогов образовательных учреждений разного уровня. Между тем, как говорится в проекте стратегии инновационного развития России,
«значительную роль для будущего инновационного развития играют формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему» 8.
В качестве основных проблем инновационного развития экономики и вывода ее на устойчивую траекторию можно назвать следующие:
• низкий спрос на инновации в экономике, а также его неэффективная структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок;
• низкая восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера;
• слабое использование предприятиями современных информационных технологий (например, Интернета для размещения заказов, которое в 2008 г. в России составило 25% по сравнению с 55-72% в Финляндии, Германии, Великобритании, Швеции (по состоянию на 2007 г.);
• низкая отдача от реализации технологических инноваций: на 1 руб. таких затрат в 2009 г. приходится 2,4 руб. инновационной продукции против 5,5 руб. в 1995 г.;
• низкие расходы российских компаний на НИОКР. Например, по рейтингу BOOZ, лидером по инновационному финансированию является Roche Holding ($9646 млн), «Газпром» на эти цели потратил $796 млн;
• низкий уровень способности компаний к заимствованию и адаптации технологий, рассчитанному Всемирным экономическим форумом. Россия в 2009 г. находилась на 41-м месте из 133 вместе с Кипром, Коста-Рикой, ОАЭ9.
Абсолютное доминирование наименее передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.) характеризует отечественную инновационную систему, ориентированную на имитационный характер, что вписывается во «вторичный, или неорганический, тип модернизации, которая происходит как ответ на внешний вызов со стороны наиболее развитых стран и осуществляется под влиянием заимствованных чужих технологий и форм организации производства и общества» 10.
Есть еще одна существенная проблема на пути устойчивого инновационного развития экономики страны—неинновационность государственной власти. Она выражается не столько в недостаточном финансировании научной и инновационной сферы, сколько в том, что государство не смогло сформировать в необходимом объеме сектор государственно-частного партнерства и включить в финансовые вопросы активизации инновационной экономики частные инвестиции. В отличие от стран с развитой инновационной системой, в реализации инновационных проектов бизнесом доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет в России 0,8% (в Германии — 8,8%, в Бельгии — 12,7%).
Действующее государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности харак-
теризуется враждебностью по отношению к бизнесу. Это видно из различного рода рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса, наличия административных барьеров:
• в интегральном рейтинге Doing Business (ведения бизнеса) Россия в 2010 г. занимала 130-е месте из 183;
• по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия в 2010 г. была на 63-м месте из 13311.
По данным социологического опроса, в качестве основных барьеров при создании инновационного бизнеса 22% респондентов отметили административные барьеры12.
Существующая система государственных закупок (как нормативная база, так и сложившаяся практика) препятствует доступу инновационной продукции в систему госзаказа, поэтому она выпадает из числа возможных инструментов стимулирования инновационной активности малого бизнеса.
Все меры по активизации инновационной деятельности малых предприятий в определенной степени нивелируются репрессивной налоговой нагрузкой по результатам перехода от ЕсН к страховым платежам.
Однако положительные сдвиги имеются в околоинновационной сфере предпринимательства, где развитая инфраструктура инновационной деятельности синтезирует свои усилия с производственным сектором инновационного предпринимательства. За последние 10 лет при поддержке государства были созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, общие расходы федерального бюджета составили 863 млн руб. Действуют более 140 инновационно-технологических центров и технопарков, в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков.
«Проект министерства по организации в России специальных зон для развития высоких технологий — технопарков — начал приносить доход. Их резиденты за первые два квартала 2011 г. получили 11,5 млрд руб. выручки, до этого в 2007-2010 гг. — они заработали примерно 22 млрд руб.»13.
Между тем точечное вовлечение в инновационную экономику отдельных субъектов не может задать восходящий долгосрочный тренд развития страны, так как инновационное развитие мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм. Поэтому речь идет о создании инновационно активных субъектов — как фирм, так и физических лиц.
Общественная организация «Опора России» провела совместно с ВЦИОМ исследование условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства. Получены следующие результаты: не более 15% из всех малых инновационных предприятий России можно назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной ин-
теллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же доминирующая масса свою истинную инновационную составляющую утратила. Средний возраст опрошенных компаний — 13 лет.
Интересен следующий вывод исследователей: не только нормативнозаконодательные и организационные аспекты являются причиной снижения доли малых инновационных предприятий, в большей степени на понижение влияют уровень образования и ментальность предпринимательского сообщества. Уместен вопрос: готово ли сегодня предпринимательское сообщество стать инновационным? Имеет ли оно модернизационный настрой? При всех негативных тенденциях, выявленных в ходе краткого исследования, зафиксированы и положительные моменты: почти 50% вновь открытых малых предприятий остаются на рынке и успешно функционируют, из них не менее трети эволюционируют до уровня среднего и крупного бизнеса14.
С определенной уверенностью можно сказать, что значительная роль по активизации инновационной деятельности принадлежит самим предпринимателям. Объединение усилий государства и малого инновационного бизнеса способно возродить производственный сектор экономики. Возможно, решение проблем, сдерживающих развитие малого инновационного предпринимательства, должно носить точечный, в некотором смысле муниципальный характер. Одним из основных сдерживающих факторов развития предпринимательства было и остается ограниченное количество нежилых помещений, которые недоступны малым предприятиям. Особенно остро эта проблема стоит в сфере производственного бизнеса.
Положительным примером является соединение возможностей технопарков и малых инновационных предприятий. «Технопарк-Зеленоград» в рабочем режиме существует уже 2 года. Сегодня здесь действует 38 предприятий, расположенных на 14 тыс. кв. м. Все предприятия инновационной направленности. За полтора года работы объем продаж возрос настолько, что налоговые поступления от этих предприятий покрыли все первоначально затраченные бюджетные средства на создание технопарка. Серьезная помощь инновационному бизнесу со стороны технопарка заключается, во-первых, в предоставлении в аренду на долгосрочных льготных условиях подготовленных и оборудованных производственных помещений; во-вторых, в финансовой поддержке. Так, за прошедшее время инновационные предприятия технопарка получили на конкурсной основе более 100 грантов правительства Москвы. В-третьих, это выставочная деятельность, включая международную и внутрироссийскую15.
Некоторые аспекты поддержки инновационного и производственного бизнеса:
• необходимо создать службы сертификации продукции и производства;
• необходима служба защиты интеллектуальной собственности. Без патентования, без продажи лицензии на надлежащий уровень продаж не выйти;
• необходима структура, занимающаяся моделированием бизнес-процессов.
Кроме того, предприятиям, особенно выходящим на международный рынок, нужны венчурные формы финансирования. Использование венчурного финансирования в нашей стране — явление относительно новое, не имеющее нормативной и организационной основ16.
России предстоит выбрать путь иновационнно-модернизационного развития: на основе рыночного прорыва или инерционного развития имитационного типа. Очевидно, что фундамент для устойчивого развития современной экономики закладывает инновационно-модернизационная стратегия, которая должна быть реализована в перспективных нишах.
Такими нишами на перспективу до 2030 г. могут стать:
• производственный сектор экономики, который способен насытить потребительский рынок прежде всего продовольственными товарами, медикаментами, продуктами легкой промышленности, личным транспортом;
• сектор информационных, туристских, социальных услуг (медицина, образование) с приоритетом импортозамещения;
• инвестиционное оборудование;
• удовлетворение опережающего роста инвестиций отечественными машинами и оборудованием;
• энергосектор;
• освоение высокоэффективных технологий разведки, добычи и переработки ископаемого топлива, развитие возобновляемых энергоресурсов и энергосберегающих технологий;
• сектор инфраструктуры;
• модернизация транспортных сетей, освоение принципиально новых средств транспорта;
• развитие электронной торговли;
• оборонный комплекс;
• освоение военной техники нового поколения для модернизации Вооруженных сил РФ, расширения экспорта вооружений, борьбы с международным терроризмом17.
Инновационные основы устойчивого развития экономики должны быть реализованы при активном взаимодействии всех социальных и политических сил на началах партнерства.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ по проекту 11-12-08003а/Ю «Формирование основ устойчивого развития производственного сектора в аграрной экономике региона (Республика Калмыкия)»
Примечания
1 Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина. М.: Наука, 2008. С. 234.
Innovacionnaja jekonomika / pod red. A.A. Dynkina. M.: Nauka, 2008. S. 234.
2 Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 2007. С. 85.
Innovacionnyj menedzhment / pod red. S.D. Il’enkovoj. M.: Banki i birzhi, JuNITI, 2007.
S. 85.
Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности. http://pda.coolreferat.com/
Gosudarstvennaja politika regulirovanija i podderzhki innovacionnoj dejatel’nosti. http:// pda.coolreferat.com/
4 Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента / под ред. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2007.
Kovalev G.D. Osnovy innovacionnogo menedzhmenta / pod red. V.A. Shvandara. M.: JuNITI, 2007.
5 КалышеваЕ. Жадных не пустят // Российская бизнес-газета. 2011. № 43 (825). С. 3.
KalyshevaE. Zhadnyh ne pustjat // Rossijskaja biznes-gazeta. 2011. № 43 (825). S. 3.
6 НАИРИТ подвела итоги 2009 г. // http://nair-it.ru/news/19.03.2010/136
NAIRIT podvela itogi 2009 g. // http://nair-it.ru/news/19.03.2010/136
7 Ассоциация НАИРИТ: около 60% госгрантов на инновации идут впустую // http://ria. ru/nano_news/20111012/457018009.html
Associacija NAIRIT: okolo 60% gosgrantov na innovacii idut vpustuju // http://ria.ru/nano_ news/20111012/457018009.html
8 Матвеева О.А. Кластер как инновационный фактор финансово-экономического развития страны // http://www.ibl.ru/konf/070411/7.html
Matveeva O.A. Klaster kak innovacionnyj faktor finansovo-jekonomicheskogo razvitija strany// http://www.ibl.ru/konf/070411/7.html
9 Инновационная Россия-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacion nogo_razvitiya
Innovacionnaja Rossija-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacionnogo_ razvitiya
10 Инновационная Россия-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacio nnogo_razvitiya
Innovacionnaja Rossija-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacionnogo_ razvitiya
11 Модернизация // http://ru.wikipedia.org/wiki/Модернизация#cite_note-4
Modernizacija // http://ru.wikipedia.org/wiki/Modernizacija#cite_note-4
12 Инновационная Россия-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacion nogo_razvitiya..
Innovacionnaja Rossija-2020 // www.economy.gov.ru/.../proekt_strategii_innovacionnogo_ razvitiya
13 Основные барьеры при создании инновационного бизнеса // Российская бизнес-газета. 2011. № 43 (825). С. 3.
Osnovnye bar'ery pri sozdanii innovacionnogo biznesa// Rossijskaja biznes-gazeta. 2011. № 43 (825). S. 3.
14 Сайт «Опора России» // http://www.opora.ru
Sajt «Opora Rossii» // http://www.opora.ru
15 Михальченков А.И. О поддержке и развитии малых инновационных предприятий в Зеленоградском АО г. Москвы // http://www.dpr.ru/journal/journal_11_11.htm
Mihal'chenkov A.I. O podderzhke i razvitii malyh innovacionnyh predprijatij v Zelenogradskom AO g. Moskvy // http://www.dpr.ru/journal/journal_11_11.htm
16 Гурвич В. Ждет ли Россию венчурный бум? // Деловые люди. 2007. № 192 (март).
Gurvich V. Zhdet li Rossiju venchurnyj bum? // Delovye ljudi. 2007. № 192 (mart).
17 Кузык Б.Н. О долгосрочном прогнозировании и стратегии инновационного развития России в XXI в. «Экономическое возрождение России» // http://ekvr.narod.ru/revival3.htm
Kuzyk B.N. O dolgosrochnom prognozirovanii i strategii innovacionnogo razvitija Rossii v XXI v. «Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii» // http://ekvr.narod.ru/revival3.htm