УДК 338.49
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
А. В. ШАРКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления E-mail: [email protected] Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ
Е. В. ТРЕТЬЯКОВА, аспирант кафедры экономики кооперации и предпринимательства E-mail: [email protected] Российский университет кооперации
Проанализировано состояние и рассмотрены возможные направления развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в Московском регионе. Предложены мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в Московском регионе.
Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, инфраструктура, регион.
Вызовы XXI в. ставят перед Россией задачу формирования экономики, основанной преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Реализация данной задачи требует формирования механизмов распространения и освоения инноваций в реальном производстве.
Мировой опыт показывает, что участие частного бизнеса в инновационных процессах — необходимое условие построения инновационной экономики. При этом малые и средние предприятия обладают рядом специфических черт: инициативностью, динамичностью, оперативностью, высокой мотивацией и т.д., позволяющих пред-
приятиям данного сектора разрабатывать и осваивать инновации зачастую более эффективно, чем крупные предприятия. Поэтому малые и средние предприятия представляют собой институциональный ресурс, использование которого может явиться одним из ключевых факторов перехода России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Наиболее адекватные возможности по регулированию инновационного предпринимательства предоставляет региональный уровень. Концепция региональной инновационной системы, сформировавшаяся за рубежом в начале 1990-хгг., уже получила широкое распространение в практике многих стран. В последние годы интерес к вопросам построения инновационных систем на уровне регионов неуклонно возрастает и среди российских исследователей.
Например, по мнению В. В. Иванова, одним из основных условий формирования российской инновационной системы является обеспечение территориального развития и создание в регионах инновационных систем макроуровня с последую-
щей их интеграцией в единую российскую инновационную гиперсистему [2].
Вместе с тем рассмотрение национальной инновационной системы как совокупности региональных инновационных систем представляется во многом невозможным. Как в отечественных, так и в зарубежных научных работах вопрос о территориальных границах и самодостаточности региональных инновационных систем остается открытым. Существование как вертикальных, так и горизонтальных связей внутри национальной инновационной системы не только не позволяет считать региональные инновационные системы идентичными уровню субъектов Федерации, но и рассматривать каждый регион в качестве инновационной системы. Этому препятствуют:
• поэтапное осуществление инновационного процесса на различных территориях, при котором разработка и внедрение инноваций происходит на различных территориях;
• необходимость наличия федеральной правовой базы и государственного регулирования на федеральном уровне;
• возможности межрегионального взаимодействия в ходе получения различных инфраструктурных услуг и т. д.
Однако в отдельных случаях исследование региона в качестве относительно независимой инновационной системы является оправданным. Например, невозможность изучения инновационной сферы Москвы без учета инновационной сферы Московской области определяется устойчивыми, тесными и глубокими взаимосвязями в области научно-технического и образовательного потенциалов, значительной общностью инвестиционных
5,95
3,7 4,0 / 4,08
3,6 / У 3,06 —
//3,2.«
1-7
1,2 У7 1,7
1,2 0,8
2003
2005
2007
2009
Доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий РФ, Московской области, г. Москвы в 2003—2009 гг.
потоков и коммуникационных систем, сложившимися на территории данных субъектов РФ.
Наличие в регионе указанных факторов повлияло на полноту формируемой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, которая в свою очередь определяет объемы, атакже скорости разработки и трансфера инноваций.
В Московском регионе накоплен обширный опыт в области поддержки инновационного предпринимательства. Применение накопленного научно-технического потенциала в экономике является приоритетным направлением экономической политики Москвы и Московской области.
Сохраняется невысокая инновационная активность предприятий. Несмотря на то, что в Московском регионе наблюдаются одни из лучших показателей развития малого бизнеса в РФ, потенциал малого предпринимательства в инновационной сфере остается во многом не реализованным. Доля инновационных товаров малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в 2009 г. составила в Московской области 1,76 %, а в г. Москве — 2,1 %, что превышает среднероссийский уровень (1,38 %), но значительно меньше не только показателей развитых стран, но и значений, достигнутых в 2007 г.
Доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе предприятий на протяжении последних лет изменялась неустойчиво и в 2009 г. составила в Московской области 3,06%, авг. Москве — 5,95 % (рис. 1).
Наиболее вероятной причиной снижения показателей инновационной активности представляется влияние экономического кризиса. При этом рост доли инновационно-активных малых предприятий в
Москве может объясняться комплексом мер, принятых правительством города для минимизации последствий кризиса в инновационной сфере. К последним из таких мер относится утверждение Плана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010—2012 гг.
Основным инструментом поддержки и развития малого и среднего
— Российская Федерация
Московская область •• г. Москва
предпринимательства в Московском регионе являются целевые программы. До 2010 г. в Москве было принято семь программ поддержки малого предпринимательства (начиная с 1994 г.), в Московской области — пять программ (начиная с 1997 г.).
В ходе исполнения целевых региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства в Москве и Московской области были реализованы следующие меры поддержки инновационного предпринимательства в области создания инфраструктуры:
♦ созданы ряд технопарковых структур, особая экономическая зона «Зеленоград»;
♦ создана система финансовой поддержки инновационного предпринимательства;
♦ реализуются программы обучения и переподготовки сотрудников инновационных предприятий;
♦ созданы информационные интернет-ресурсы, посвященные инновационной деятельности. Одними из направлений развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в Московском регионе являются повышение эффективности уже созданных организаций и расширение взаимодействия между организациями инфраструктуры.
Производственно-технологическая инфраструктура. Первые технопарки в Московском регионе были созданы на базе вузов: Зеленоградский научно-технологический парк на базе МИЭТ (1991 г.), Научный парк МГУ им. М. В. Ломоносова (1992 г.), МНТП «Технопарк в Москворечье» (1993 г.). В 2009 г. технопарки функционировали при девяти московских университетах.
В рамках городских программ были созданы ОАО «Технопарк-Зеленоград» (1997 г.) и технопарк «Загорье» (2000г.).
В 2005 г. при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы был создан первый технопарк на базе промышленного предприятия НП «Технопарк «Сапфир».
Инновационные бизнес-инкубаторы функционируют при Зеленоградском научно-технологическом парке (1996г.), в Технопарке «Строгино» (2007 г.), в ряде наукоградов.
По данным исследования деятельности 22 российских университетских технопарков, проведенного Ассоциацией «Технопарк», лидерами по совокупности показателей являются четыре технопарка, созданных в Москве: Зеленоградский научно-технологический парк (МИЭТ), Научный парк МГУ им. М. В. Ломоносова, Научный парк МЭИ,
МНТП «Технопарк в Москворечье» (МИФИ). Годовой объем выпускаемой продукции этих четырех технопарков составляет4,08 млрд руб., т. е. 78,46 % от годового объема продукции всех обследованных технопарков [3].
Можно выделить следующие факторы, обеспечившие успех перечисленных московских технопарков:
♦ тщательное изучение мирового опыта;
♦ подготовка высококвалифицированных кадров;
♦ гибкая ценовая политика;
♦ участие в реализации программ правительства г. Москвы;
♦ использование потенциала и престижа университетов.
К проблемам, сдерживающим развитие производственно-технологической инфраструктуры Московского региона, можно отнести:
♦ износ материально-технической базы наукоградов, что делает основным объектом инвестиций инженерную и социальную инфраструктуры, а не инновационную сферу;
♦ недостаток помещений для развития действующих технопарков;
♦ низкая квалификация специалистов по коммерциализации технологий;
♦ проблемы в области информационной поддержки;
♦ отсутствие систематического взаимодействия с крупными предприятиями;
♦ отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей требования к организациям инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства (слово «технопарк» фигурирует в названиях более 200 юридических лиц, зарегистрированных на территории Московского региона, но большинство из них не предоставляет технопарковых услуг). Финансовая инфраструктура. Финансовая
поддержка может оказываться инновационным предприятиям на возвратной или безвозвратной основах. В Московском регионе финансовая поддержка инновационных предприятий за счет бюджетных средств осуществляется в виде субсидий (субвенций), компенсации части процентной ставки по кредитам, а также посредством формирования частно-государственных венчурных фондов.
С целью обеспечения доступа малых инновационных предприятий к источникам внебюджетного финансирования для реализации венчурных проектов в Москве и Московской области учрежде-
ны фонды содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, которым принадлежит 50 % паев трех венчурных фондов, функционирующих в Московском регионе, половина средств для покупки которых была предоставлена региональным бюджетом в лице правительств Москвы и Московской области, а другая половина — бюджетом Российской Федерации в лице Минэкономразвития России. Другие 50 % паев фонда принадлежат частным пайщикам. Московский венчурный фонд явился первым в России примером частно-государственного партнерства в области инвестиций в высокотехнологические разработки и венчурные компании.
Развитие финансовой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства осложняется отсутствием сложившейся культуры общения изобретателей с инвесторами. К дефициту проектов для финансирования приводят:
• низкий уровень подготовки документации и оценки рисков;
• неготовность изобретателей к сотрудничеству с инвесторами (неопределенность прав на интеллектуальную собственность, завышение требований к инвестору и т. д.).
Кадровая инфраструктура. Вопросы подготовки кадров для инновационного предпринимательства координирует Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, образованный в 1994г.
С 2007 г. обучение в области инноваций осуществляется:
• для начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи — бесплатно;
• для руководителей и сотрудников малых предпринимателей — с частичной оплатой.
При поддержке правительства Москвы в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства создана также система дистанционного бизнес-образования. В данной системе разработаны модули «Интеллектуальная собственность» и «Инновационный менеджмент в малом бизнесе».
В 2006 г. был создан Координационный центр кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области на базе Академии социального управления. Цель центра — координация системной деятельности по обеспечению квалифицированными кадрами инновационного развития Московской области.
Решение кадрового вопроса позволит не только подготовить предпринимателей к реализации
конкретных инновационных проектов, но и будет способствовать изменению ценностных установок общества в пользу инновационного развития.
Информационная инфраструктура. С 2000 г. в Москве развивается Система информационного обеспечения малого предпринимательства, которая включает 45 серверов. В ее рамках разработаны специализированные ресурсы — «Инновации и предпринимательство» и «Портал информационной поддержки инновационных проектов».
На сайтах Системы информационного обеспечения малого предпринимательства представлена информация по различным аспектам инновационного предпринимательства — законодательство, база данных структур поддержки, реестр инновационных проектов, аналитические статьи, информация о научно-технических программах и конкурсах, грантах и т. д.
Проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности обусловлены не столько количеством источников и предоставляемых данных, сколько их качеством. Имеют место проблемы с обновлением данных. На сайтах региональных органов власти отсутствуют ссылки на основные интернет-ресурсы, посвященные инновационной тематике.
Консалтинговая инфраструктура. Основным элементом консалтинговой инфраструктуры Москвы является Некоммерческое партнерство «Агентство по развитию инновационного предпринимательства» (далее — Агенство), созданное в 2006 г. по инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.
Агентство является органом, осуществляющим координацию деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере и организаций, предоставляющих экспертно-консультационные услуги малым инновационным предприятиям. Агентство организует отбор, финансирование и сопровождение реализации инновационных проектов малых предприятий. К задачам Агентства относятся осуществление мероприятий по развитию системы имущественной поддержки и привлечению малых инновационных предприятий в действующие и создаваемые технопарки, а также осуществление координации работы технопарков.
В 2008 г. специалистами Агентства оказано более 3 000 консультаций предпринимателям. Из 50 рассмотренных инновационных проектов 15 проектов получили финансовую поддержку из регионального бюджета [5].
Создание подобного координационного центра можно оценивать как значительный шаг в области повышения системности предоставления государственной поддержки инновационным предприятиям и функционирования организаций инфраструктуры.
Стратегической задачей Московского региона, отвечающей долгосрочным ориентирам развития РФ, является обеспечение динамичного социально-экономического роста за счет применения в экономике научно-технического потенциала, обновления основных фондов, роста производительности труда.
В качестве возможных стратегий инновационного развития в российских условиях в литературе можно выделить две точки зрения, различающиеся оценкой роли малого предпринимательства:
1) малому предпринимательству отводится ключевое значение в переходе страны на инновационный путь развития, что объясняется отсутствием в настоящее время «стратегических инвесторов» среди крупных предприятий. В качестве альтернативы предлагается создать условия для развития малого предпринимательства до уровня, при котором отдельные предприятия, достигнув мирового лидерства и большой капитализации, смогут превратиться в подобных «стратегических инвесторов» [1];
2) малое предпринимательство при современной модели экономического развития не может служить генератором инновационной экономики [7]. Решающая роль в трансформации экономики России отводится крупным корпорациям.
Применительно к Московскому региону модель развития на основе создания малых инновационных предприятий является наиболее перспективной. По некоторым показателям развития предпринимательства (например, число малых предприятий на 1 ООО чел. населения) в Московском регионе уже достигнуты значения европейских стран. Однако необходимо добиться качественного изменения структуры малого предпринимательства.
В ходе обобщения характеристик инновационной системы Московского региона выявлены следующие предпосылки, способные обеспечить его лидирующие позиции по развитию инновационного предпринимательства в РФ:
♦ наличие обширного и уникального научно-
технического потенциала;
♦ высокоразвитое промышленное производство;
♦ высокая инвестиционная привлекательность;
♦ высокий уровень образования населения;
♦ высокие показатели развития малого предпри -нимательства;
♦ высокие доходы населения как база для развития спроса на инновационную продукцию;
♦ ограниченность природно-ресурсной базы;
♦ экологические проблемы.
Для Московского региона можно определить три качественно отличающихся друг от друга сценария долгосрочного развития инновационной деятельности:
1) инерционный сценарий развития, характеризующийся сохранением текущей структуры экономики с преобладанием торгово-пос-реднических отраслей, низким уровнем модернизации и технического перевооружения традиционных промышленных производств, заимствованием технологий, низкой предпринимательской активностью;
2) инвестиционный сценарий развития, направленный на наиболее рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов на основе широкого привлечения инвестиций. Однако инвестиции будут направляться в развитие отдельных секторов экономики (например, энергосберегающие технологии), что также приведет к снижению конкурентоспособности прочих высокотехнологичных производств;
3) инновационный сценарий развития, предусматривающий создание эффективной региональной системы, обеспечивающей лидирующее положение Московского региона в РФ по развитию инновационной деятельности. Сценарий характеризуется изменением структуры экономики в пользу преобладания высокотехнологичных производств, высоким уровнем модернизации и технического перевооружения, превращением инновационной сферы в наиболее привлекательный вид предпринимательства. Выполнение данного сценария обеспечит динамичный социально-экономический рост за счет применения в экономике научно-технического потенциала и роста производительности труда. Реализация задач инновационного сценария
развития Московского региона неразрывно связана с развитием инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.
Выявленные особенности и проблемы инновационной сферы Московского региона позволяют предложить следующие мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства:
1) развитие взаимодействия между организациями инфраструктуры Москвы и Московской области, что будет способствовать наиболее рациональному использованию ресурсов для обеспечения инновационного развития региона. Координирование реализации инновационной политики двух субъектов Федерации необходимо и на уровне региональных органов власти;
2) совершенствование нормативно-правового обеспечения с целью утверждения критериев отнесения организаций к субъектам инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
3) создание реестра организаций инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
4) внедрение системы регулярного мониторинга функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
5) развитие частно-государственного партнерства в области финансирования;
6) содействие повышению квалификации персонала инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
7) формирование полноценной информационной сети, посвященной развитию инновационного предпринимательства в рамках региона;
8) содействие вовлечению ресурсов вузов, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий в создание объектов инфраструктуры — в первую очередь производственно-технологической инфраструктуры. Инновационный сценарий предусматривает
преобладающее использование в экономике инновационного потенциала вузов и научных учреждений. Этому будут способствовать вступившие в силу изменения в федеральном законодательстве, позволяющие вузам и научно-исследовательским институтам создавать малые коммерческие предприятия для практического применения результатов научных исследований. Указанные изменения утверждены Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Создание инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства при вузах направлено на привлечение в инновационную
сферу наиболее динамичной и восприимчивой к нововведениям части общества — молодежи.
Поэтому совершенствование инновационной инфраструктуры вузов является одним из наиболее перспективных направлений развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в Московском регионе.
Зарубежный опыт показывает, что многие университеты являются крупнейшими не только образовательными, научными, но и инновационными центрами. Например, принадлежащим Оксфордскому университету центром трансфера технологий Isis Innovation Limited с 1997 г. было создано 65 новых высокотехнологичных компаний, в деятельности которых используется интеллектуальная собственность университета. Через Isis Innovation Limited в среднем подается одна патентная заявка в неделю. Всего центр трансфера технологий управляет более 200 лицензионными соглашениями [6].
Показатели деятельности высших учебных заведений США, связанные с патентной деятельностью, представлены в таблице.
Для сравнения, в2005 г. доходы МГУ им. М. В.Ломоносова от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 3 650 млн руб., или 42,8 % в общем объеме финансовых ресурсов университета (8 521 млн руб.). Доходы от научной деятельности составили 1 145,9 млн руб. [4]. Во многом это было связано с наличием законодательных ограничений на распоряжение результатами научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений.
Неурегулированность законодательной базы явилась одной из причин, в связи с которой в России только 20—25 % вузов активно развивают
Показатели деятельности высших учебных заведений США в области коммерциализации результатов исследований в 2006 г., млн долл.
Вуз Расходы на Доходы от
научно-иссле- научно-иссле-
довательскую довательскои
деятельность деятельности
Нью-Йоркский 157 210
университет
Уэйк-Форестский уни- 60,5 146,3
верситет
Стивенсовский техноло- 4,56 28
гический институт
Университет Огайо 3,26 24
Университет Миннесоты 56 594
Источник: составлено по данным М. Farrel. Universities that turn research into revenue. URL: www.forbes.com/
инновационную деятельность, инновационные структуры.
Инновационные структуры российских вузов недостаточно интегрированы в научно-образовательные комплексы вузов и в силу этого через них не проходит завершающий цикл НИОКР, связанный с превращением результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нововведения. В настоящее время эти структуры в основном обеспечивают доведение мелких образцов товарной продукции до готового продукта [8].
Государственное регулирование инновационной инфраструктуры вузов необходимо для решения следующих вопросов:
♦ выявление проблем и развитие существующих организаций инфраструктуры;
♦ создание новых организаций инфраструктуры;
♦ содействие интеграции вузов;
♦ регулирование и координирование процесса формирования инновационной инфраструктуры при вузах.
Оценка развития инновационной инфраструктуры вузов позволила выделить следующие проблемы, требующие содействия от региональных органов власти:
♦ подготовку квалифицированного персонала;
♦ выделение территории, оснащение помещений оборудованием;
♦ установление контактов с промышленностью;
♦ предоставление финансовых средств или возможности доступа к финансовым средствам на льготных условиях.
Деятельность объектов инновационной инфраструктуры при вузах будет способствовать:
♦ увеличению числа малых инновационных предприятий и увеличению численности занятых на них;
♦ созданию условий для коммерциализации НИОКР, в том числе выполненных на базе университетов;
♦ обеспечению занятости сотрудников, студентов и аспирантов вузов в высокотехнологичном предпринимательстве;
♦ развитию приоритетных для России и Московского региона научно-технических направлений. На основе проведенного исследования можно
заключить, что развитие инновационного предпринимательства в Московском регионе может происходить различными путями, которые условно можно охарактеризовать как инерционный, инвестиционный и инновационный. Реализация каждого
из предложенных сценариев находится в зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов. При этом траектории развития инновационного предпринимательства во многом определяются достигнутыми возможностями инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.
Развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, ориентированное на наиболее полное удовлетворение потребностей малых и средних предприятий, будет способствовать повышению эффективности региональной инновационной системы и превращению знаний в основной производственный ресурс Московского региона.
Список литературы
1. Гиваргизов М.Е. Время покупать и продавать инновации // Электронное издание «Наука и технологии России». URL: http://www. strf.ru/ innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=22657.
2. Иванов В. В. Проблемы и направления формиро -вания российской инновационной системы //О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности. Аналитический сборник. М.: Издание Совета Федерации, 2005. С. 10—41.
3. О некоторых достижениях и многих проблемах действующих вузовских технопарков России на сегодняшний день. Доклад президента Ассоциации «Технопарк» В. Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» 16.03.2007 // URL: http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_798FA8BC-F2B8-47CB-867F-51B9E5126A60.html.
4. Отчет о результатах проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2006. №11.
5. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства «Альянсмедиа. РФ». URL: http://www.allmedia.ru/headlineitem. asp?id=516452.
6. Сайт ISIS innovation. URL: http://www.isis-innovation. com/about/index, html.
7. Создавать технологии или заимствовать их? // Электронное издание «Наука и технологии России». URL: http://www.strf.ru/innovation. aspx?CatalogId=223&d_no=15442.
8. Филиппов В.М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки — приоритетные направления политики Министерства образования РФ // Инновации. 2003. № 1. С. 5-8.