approach for the analysis follows from the name of the system. POP is considered as a set of interrelated components which has resources as input, target as output, the connection with the environment and feedback. Considering of POP begins with human resources which as a result should acquire new qualities that allow them to reach optimum combination of personal desires and social needs in the field of the professional employment. Research description. We conducted a survey of 11 experts who were asked to describe the POP in the Saratov region using two parameters: the degree of scientific, administrative and informational involvement of the subjects of career counseling, and the nature of the interaction between an POP subjects. Results. The results of the study indicate that POP of the Saratov region from the system position is not highly effective because the main principle of the integrity has not been considered. Subjects of the career counseling that form it aren't bound together closely. There is an imbalance in the scientific, administrative and informational supplying in the work of individual subjects of career counseling. Therefore, the ultimate efficiency of POP is low. Conclusions. It is necessary to study POP from the standpoint of an interdisciplinary approach to create the basis of the development of principal federal programs and federal model system for career guidance for implementation in the Russian Federation with a regional focus, to develop an arrangement of legal and management solutions that will coordinate the cooperation of all subjects of POP.
Key words: vocational guidance, systematic approach, regional economics, labor economics.
References
1. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopre-deleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004. 304 p.
2. Prjazhnikov N. S.Metody aktivizatsiiprofessional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of boosting the professional and personal self-determination]. Moscow, 2002. 400 p.
3. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow, 1967. 383 p.
4. Doneckij A. M., Krymova N. A. Proforientatsiya nasele-niya - vazhnoe uslovie effektivnoy zanyatosti [Vocational guidance of the population is an important condition of effective employment]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie. [Journal of Volgograd State University. Economics and Management], 2011, no. 1, pp. 226-228.
5. Kolesnikova O. A., Krymova N. A., Barkovskaja S. V Sistemnoe upravlenie proforientatsiey [System management of vocational guidance]. Voronezh, 2011. 179 p.
6. Dement'ev I. V. Professional'naya orientatsiya: analiz nauchnykh podkhodov [Professional orientation: the analysis of scientific approaches]. Kiravanne u adukacyi. [Management in Education], 2008, no. 11, pp. 56-62 (on Belarusian).
7. Novayafilosofskaya entsiklopediya [New encyclopedia of philosophy], in 4 vol., ed. by V. S. Stjopin. Moscow, 2001, vol. 3. 650 p.
8. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. 2nd ed., New York ; London: The M.I.T. Press and John Wiley & Sons, Inc., 1961 (Russ. ed.: Viner N. Kibernetika ili upravlenie i svyaz'v zhivotnom i mashine, per. s angl., 2-e izdanie. Moscow, 1983. 344 p.).
9. Zakharova L. N. Formirovanie kompleksnoy sistemy upravleniya sotsial'no-professional'noy orientatsiey molo-dezhi [The formation of the integrated control system of socio-professional orientation of the youth]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science Tol'yati State University], 2010, no. 4 (14), pp. 218-222.
УДК 338.24.01
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Ю. Тюрина
доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
С. А. Бондарев
аспирант кафедры прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
Введение. В статье обсуждаются вопросы государственной поддержки инновационной деятельности, рассматриваются государственные институты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в инновационной сфере, нормативные правовые акты, направленные на содействие коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности. Методы. Проводится анализ деятельности институтов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере; анализируются нормативные правовые акты, в частности федерального уровня, направленные на содействие коммерциализации объектов интеллектуальной собственности; на основе
© Тюрина В. Ю., Бондарев С. А., 2QÎ3
В. Ю. Тюрина, С А. Бондарев. Государственная поддержка инновационной деятельности
сравнительного подхода дается характеристика программам государственной поддержки инновационной деятельности. Результаты. Предлагаются последовательные мероприятия для повышения инновационной активности российских предприятий, делается вывод о необходимости использовании результатов интеллектуальной деятельности для построения экономики, основанной на знаниях.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инфраструктура поддержки, федеральное законодательство.
Введение
Необходимость перехода экономики России от сырьевого пути развития к инновационному - это признанная сегодня точка зрения не только представителей научной среды, властных структур различного уровня, но и представителей бизнеса. Для всех становится очевидным, что перспектива стать сырьевой базой для развитых стран мирового сообщества является не столь впечатляющей для такого богатого различными природными ресурсами государства, каким является сегодня Россия.
При этом инновационная экономика, экономика знаний - уже реальность для США и ряда стран Западной Европы, которые находятся на вершине списка стран с наиболее высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Она характеризуется относительно высокой долей людей с высшим образованием в структуре рабочей силы, количеством вычислительной техники нового поколения и других многочисленных показателей, которые не оставляют сомнений, что существенная доля ВВП создается именно за счет инновационной составляющей. Поэтому лидерство в мировой экономике и инновации являются сейчас практически синонимами [1].
Вместе с тем перспектива формирования инновационной среды в России поддерживается сегодня на самых высших уровнях власти. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы» для решения задач инновационного развития России определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся: повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий; созданы и продолжают развиваться механизмы государственной поддержки инженеров, инноваторов, высокотехнологичных предпринимателей [2].
Для переориентации работы сегодняшних многочисленных представителей бизнеса в сторону инновационного развития необходимы формирование и последующая реализация на государственном уровне механизма, который бы оказывал поддержку инновационным предприятиям в процессе производства и коммер-
циализации новшеств. Этот механизм должен предусматривать обеспечение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами, а также расширение инновационной инфраструктуры для организации их эффективной работы.
Актуальной проблемой для большинства инноваторов сегодня является поиск инвестиций для реализации своих проектов.
Методы
Государственная поддержка инновационной деятельности сегодня предусматривает помощь в решении этого вопроса посредством предоставления субсидий и субвенций для малых и средних инновационных предприятий.
В 2010 г. между ключевыми российскими институтами развития и заинтересованными организациями было подписано соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Участниками соглашения стали Федеральное агентство по делам молодежи, ОАО «Российская венчурная компания», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российский банк развития», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская ассоциация венчурного инвестирования, ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» [3].
Региональные и муниципальные органы власти также озабочены проблемой привлечения инвестиций в инновационные проекты. В Саратовской области, к примеру, действует областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2012-2015 годы», в соответствии с которой начинающим предпринимателям, в том числе осуществляющим инновационную деятельность, работающим не более года, предусмотрено выделение субсидии на развитие предпринимательской деятельности. Размер субсидии по этой программе может достигать 500 тыс. рублей [4].
Для обеспечения инновационного развития предприятий необходимо наличие не только источников финансирования, но и квалифицированных менеджеров для организации эффективного управления инновационными проектами.
Ежегодно на рынок труда из вузов выпускаются квалифицированные специалисты в области инновационного менеджмента. Хорошо обученные теоретическим основам, зачастую они
не могут применить свои знания на практике. В лучшем случае им удается продвинуться в научных изысканиях. Однако выпуск специалистов, бакалавров, магистров должен быть сопряжен прежде всего с их будущим местом работы. Совпадение научных интересов с местом работы не является необходимым фактором.
Дипломированные инновационные менеджеры в современных реалиях должны быть практиками, продвигающими научные исследования и разработки, адептами предпринимательства, строящими свой и (или) чужой бизнес. Без знающих, понимающих и применяющих на практике свои знания кадров невозможно построение инфраструктуры молодежного инновационного предпринимательства.
Для эффективного функционирования инновационных предприятий необходимо совершенствование инновационной инфраструктуры, поскольку главной проблемой сегодня является не развитие техники и технологий, а недостаточная проработка консалтинговой составляющей высокотехнологичных проектов.
Нельзя сказать, что работа в этом направлении совсем не ведется. На сегодняшний день вышеобозначенная работа проводится. В частности, совершенствуется нормативно-правовая база, необходимая для стимулирования инновационной активности субъектов инновационной деятельности. Так, в августе 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который уже сегодня показал свою эффективность и стал ключевым фактором активизации процесса внедрения результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики.
В настоящее время принята «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия). В ней предлагается осуществление ряда мероприятий, в том числе мер государственной поддержки создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере [5].
На первом этапе реализации Стратегии (2011-2013 гг.) решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям, в частности, предлагается реализация региональных программ поддержки малого бизнеса, а также поддержка конкретных проектов в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики.
На втором этапе реализации Стратегии (2014-2020 гг.) доля расходов на инновации в
бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, планируется рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).
Сбалансированное развитие инновационной системы будет обусловлено повышением эффективности использования действующих институтов - технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширением поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и разработкой дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная взаимосвязь используемых федеральным центром и регионами инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры [5].
В целях совершенствования налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, а также для снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно активные предприятия и новые высокотехнологичные предприятия, в частности, предусматривается проработать возможность:
- предоставления дополнительных льгот по обязательным страховым взносам малому и среднему инновационному бизнесу, а также резидентам технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков;
- создания благоприятного налогового режима для осуществления венчурного инвестирования и ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний);
- расширения использования налоговой льготы на прирост капитала на инвестиции всех категорий инвесторов во все формы инновационных компаний;
- введения льготного налогообложения инновационных компаний в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях;
- предоставления налоговых льгот и льгот по обязательным страховым взносам для инжинирингового бизнеса и бизнеса в сфере информационных технологий [5].
Планируется предусмотреть меры по повышению открытости корпоративной системы,
В. Ю. Тюрина, С. А. Бондарев. Государственная поддержка инновационной деятельности
что будет способствовать созданию дополнительного спроса со стороны крупных компаний на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечению малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей, участию в формировании технологических платформ и активизации внешнеэкономической деятельности.
В целях формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг) будут разрабатываться новейшие технологии, которые могут обеспечить появление продукции (услуг) с принципиально новыми качествами. Среди основных секторов для формирования новых рынков высокотехнологичной продукции рассматриваются сектора информационно-коммуникационных технологий, нано- и биоиндустрии. Эти сектора в основном представлены малыми и средними компаниями, в них активно идет процесс создания нового бизнеса. Для развития этих секторов необходимо существенное улучшение условий с целью создания новых высокотехнологичных компаний, сокращение барьеров для их роста, значительное расширение финансовой поддержки инновационных проектов на ранней стадии, совершенствование деятельности институтов развития, венчурных фондов, поддержка капитализации успешных средних компаний и привлечение иностранных инвесторов к созданию новых высокотехнологичных компаний [5].
Работу инновационных предприятий невозможно себе представить без своевременной информационной поддержки. Здесь необходимо уделить внимание формированию единой национальной базы инновационных проектов [6]. В настоящее время уже начинают появляться подобные структуры. Ярким примером могут служить региональные и федеральные программы, реализуемые общественными организациями, целью которых является предоставление молодежи возможностей реализовать личный творческий и научный потенциал и достичь успеха путем коммерциализации своих инновационных разработок. Данные организации консультируют молодых изобретателей по вопросам патентования, подготовки необходимой документации, привлечения инвестиций, оказывают помощь в формировании команды проекта, поиске партнеров для завершения НИОКР [7].
Результаты
Для повышения инновационной активности российских предприятий, на взгляд авторов, необходимо провести ряд мероприятий.
1. Обеспечить бизнесу гарантии стабильности государственного регулирования экономики.
2. Не допускать монополизации отраслевых рынков, поскольку это явление тормозит конку-
ренцию идей, блокирует создание новых предприятий и препятствует внедрению инновации.
3. Стимулировать инвестиционную деятельность бизнеса. При низкой инвестиционной активности и недозагрузке производственных мощностей потребность в нововведениях снижается.
4. Усилить роль государственной политики в стимулировании НИОКР и инноваций. Потребуется создать систему налоговых льгот для предприятий, активно занимающихся инновационной и инвестиционной деятельностью.
5. Увеличить господдержку инновационного процесса, значительно увеличить число государственных заказов высокотехнологичной оборонной продукции, а также техники для эффективного функционирования госаппарата, образования, здравоохранения и науки.
В заключение стоит сказать, что отечественная экономика должна не просто базироваться на знаниях, она должна быть интеллектуальной, то есть основанной на использовании результатов интеллектуальной деятельности. Для решения этой задачи необходима активизация творческой деятельности молодого поколения, поскольку невозможно создать новое инновационное общество без участия молодежи.
Эффективным решением для Российской Федерации может стать усиление роли государственно-частного партнерства с целью реализации инновационных проектов. В качестве примера для субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере можно привести предлагаемый Объединением молодых депутатов Саратовской области механизм выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Согласно данному предложению государство оказывает меры фискальной поддержки крупным промышленным производствам в случае выполнения их НИОКР субъектами малого предпринимательства, созданными в рамках реализации Федерального закона № 217-ФЗ (разновидность механизма государственно-частного партнерства), по аутсорсингу. Предложение молодых депутатов было учтено при разработке проекта Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации: особенности, роль в модернизации страны» [8].
Список литературы
1. Бобылев Г. В., Кузнецов А. В. Перспективы развития инновационной экономики России // Совет директоров Сибири. 2007. № 5. URL: http://www.sovdirector.ru (дата обращения: 07.02.2011).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы» // Собр. за-
конодательства Рос. Федерации. 2012. № 19, ст. 2331.
3. URL: http://www.fasie.ru (дата обращения: 07.02.2011).
4. URL: http://saratov.gov.ru/government/structure/ mineconom (дата обращения: 07.02.2011).
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216.
6. National Systems of Innovation : towards a theory of innovation and interactive learning / ed. by B.-A. Lundvall. L. : Pinter, 1992. 317 p.
7. Тюрина В. Ю., Бондарев С. А. Государственная поддержка создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и инновационной сфере // Вестн. Самарск. гос. экон. ун-та. 2012. № 10(96). С. 117-121.
8. Проект Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации : особенности, роль в модернизации страны» № 495392-5. Внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2 февраля 2011 года. URL: http://www.duma. gov.ru (дата обращения: 02.02.2011).
Government Support for Innovation Activity
V. Yu. Tyurina
Doctor of Science, Professor, Department of Applied Economics and Management of Innovation, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu. A., 77, Polytechnicheskaya str., Saratov, 410054 Russia E-mail: [email protected]
S. A. Bondarev
Post-graduate Student, Department of Applied Economics and Management of Innovation, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu. A., 77, Polytechnicheskaya str., Saratov, 410054 Russia E-mail: [email protected]
Introduction. The article discusses the public support for innovation are considered public institutions infrastructure to support small and medium-sized businesses, operating in the sphere of innovation, regulations designed to promote the commercialization of intellectual property. Methods. The analysis is of the institutes infrastructure to support small and medium enterprises in the sphere of innovation, analyzes legal acts, in particular the federal level to promote the commercialization of intellectual property, on the basis of a comparative approach describes the programs of public support for innovation. Results. As a result of subsequent events are offered to enhance the innovation activities of Russian companies is deemed to be using the results of intellectual activities to build an economy based on knowledge. Key words: innovation, innovation activity, infrastructure support, federal legislation.
References
1. Bobilev G. V., Kuznetsov A. V. Perspektivy razvitija innovacionnojj ekonomiki Rossii (Prospects for the development of innovative economy in Russia). The Board of Directors of Siberia, 2007, no. 5. Available at: http://www.sovdirector.ru (accessed 7 February 2011).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 goda N 594 «O Prezidentskoj programme povyshenija kvalifikacii inzhenernyh kadrovna 2012-2014 gody» (Presidential Decree of May 7, 2012, № 594 «On the President's professional development program of the engineering staff for 2012-2014»). Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 19, article 2331.
3. Available at: http://www.fasie.ru (accessed 7 February 2011).
4. Available at: http://saratov.gov.ru/government/structure/ mineconom (accessed 7 February 2011).
5. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrja 2011 g. № 2227-r [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by order of the Government of the Russian
Federation from December 8, 2011 № 2227-r]. Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 1, article 216.
6. National Systems of Innovation: towards a theory of innovation and interactive learning. Ed. by B.-A. Lundvall. London, Pinter, 1992. 317 p.
7. Tyurina V. Yu., Bondarev S. A. Gosudarstvennaja podderzhka sozdanija i razvitija sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva i innovacionnoj sfere [State support for the creation and development of small and medium-sized enterprises and innovation]. Bulletin of the Samara State University of Economics, 2012, no. 10(96), pp. 117-121.
8. Proekt Federal'nogo Zakona «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii: osobennosti, rol' v modernizacii strany» № 495392-5. Vnesen na rassmotrenie v Gosudarstvennuju Dumu Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii 2 fevralja 2011 goda (The draft Federal Law «On state support of innovation activity in the Russian Federation: the particular role in the modernization of the country» № 495392-5. Introduced in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, February 2, 2011). Available at: http://duma.gov.ru (accessed 02 February 2011).