MARKETING POLICY AS A TOOL FOR CONDUCTING BUSINESS ACTIVITY OF SMALL BANKS
V. V. Karpov, M. A. Babichev
Abstract. The article dwells upon the analysis of influencing marketing policy on the result of banks' activity. The influence is considered on the example of small banking organizations. There are given recommendations on increasing efficiency of operating banking activity by changing the marketing policy.
Keywords: Marketing policy, small banks, marketing researches, sales geography, customer's segmentation.
References
1. Chernobyl'skaja A. B. Nebol'shie i srednie banki: kolossal'nyj rezerv dlja rosta na roznichnom rynke [Small and medium banks: huge reserve for growth in the retail market]. Bankovskoe delo, 2013, no 3. Pp. 67-70.
2. Ezrokh Y. S. Ispol'zovanie social'nyh Internet-resursov - tendencija konkurentnoj bor'by kommercheskih bankov? [Using social internet resources - the tendency of commercial banks' competition?]. Bankovskoe delo, 2003, no 5. pp. 67-70.
3. Evmenenko E. A. Bankovskij marketing: nekotorye tipichnye oshibki [Bank marketing, some typical mistakes]. Reklamodatel, 2008, no 9.
4. Godin A. M. Marketing [Marketing].Moscow, ID Dashkov i K, 2007. 604 p.
5. Dan'ko, T. P. Upravlenie marketingom. [Marketing Management]. Moscow, Infra-M, 2006. 352p.
6. Central'nyj Bank Rossijskoj federacii. Spros predprijatij nefinansovogo sektora jekonomiki na bankovskie uslugi. Omskaja oblast'. Hozjajstvo vsego [The Central Bank of the Russian Federation. Demand of enterprises of nonfinancial economical sector for
banking services. Omsk region. Total economy]. IV kvartal 2010, 2010 Omsk, 15 p.
7. Central'nyj Bank Rossijskoj federacii. Spros predprijatij nefinansovogo sektora jekonomiki na bankovskie uslugi. Omskaja oblast'. Hozjajstvo vsego [The Central Bank of the Russian Federation. Demand of enterprises of nonfinancial economical sector for banking services. Omsk region. Total economy]. IV kvartal 2011, 2011, Omsk, 15 p.
8. Central'nyj Bank Rossijskoj federacii. Spros predprijatij nefinansovogo sektora jekonomiki na bankovskie uslugi. Omskaja oblast'. Hozjajstvo vsego. [The Central Bank of the Russian Federation. Demand of enterprises of nonfinancial economical sector for banking services. Omsk region. Total economy]. IV kvartal 2012, 2012, Omsk, 15 p.
9. Pavlova N. Marketing v praktike sovremennoj firmy [Marketing in the practice of a modern firm]. Moscow, Norma, 2011. 384 p.
Карпов Валерий Васильевич (Россия, г. Омск) - доктор экономических наук, профессор, директор Омского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ». (644043, г. Омск, ул. Партизанская, 6,. email: [email protected])
Бабичев Михаил Александрович (Россия, г. Омск) - аспирант ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (644080 Россия, г. Омск, пр. Мира 5, e-mail: mixa 156@mail. ru)
Valery V. Karpov (Russian Federation, Omsk) -doctor of economics, professor, director of the Omsk branch FGOBU VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation." (644043, Omsk, st. Guerrilla, 6, e-mail: [email protected])
Babichev Mikhail (Russian Federation, Omsk) -postgraduate student, The Siberian automobile and highway academy (SIBADI) (644080 Russia, Omsk, Mira ave. 5, e-mail: [email protected])
УДК 330.34.001.76
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов, А. Ю. Кулев Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург.
Аннотация. Исследованы нелинейные модели инновационных процессов; обоснованы условия создания инновационной экосистемы как сетевого сообщества, целенаправленной на организацию взаимодействия между участниками инновационного процесса, способствующей объединению ресурсов и компетенций ее агентов для достижения их групповых и локальных целей, которые они не могут достичь по отдельности из-за недостаточности у каждого ресурсов; выявлены и аргументированы подходы к управлению созданием и функционированием стартапов, раскрыты их виды и содержание информационного сопровождения развития инновационной экосистемы предпринимательских университетов.
Ключевые слова: инновационная активность, инновационная экосистема, стартап-компания, модель стратегических инновационных сетей, интернет-инструменты трансфера и коммерциализации технологий.
Введение
Целостное видение проблемы формирования методологии исследования информационного сопровождения создания и развития инновационной экосистемы российских университетов в условиях трансформации современных российских образовательных организаций.
Основной задачей организации инновационных процессов является стимулирование инновационной активности, инновационного развития как
целенаправленной деятельности предприятий и организаций сферы высоких технологий по созданию и освоению инновационных товаров, объектов интеллектуальной собственности, инновационных технологий, организационных и маркетинговых инноваций. Инновационная активность зависит во многом от проводимой государством инновационной политики, влияющей на величину государственных расходов на финансирование развития науки и инноваций, на прямое и косвенное стимулирование инновационной деятельности, развитие инновационных процессов, подготовку интеллектуальных человеческих ресурсов, обладающих соответствующим инновационным мышлением и рост объектов интеллектуальной собственности [1].
Современные условия становления инновационной экономики характеризуются глобальной перестройкой инновационной деятельности, выражающейся в изменении моделей инновационных процессов, изменениями функций и состава участников инновационной деятельности, сокращением сроков создания инновационных продуктов, появлением большого количества
инновационных услуг и др. Глобальный масштаб изменений актуализирует задачу формирования современной инновационной экосистемы, способной обеспечить конкурентоспособность промышленного
производства на основе прорыва в области высоких технологий, национальную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие России в целом.
Обоснование и раскрытие содержания модели инновационной экосистемы
Особенностью современного этапа развития инновационных процессов является переход экономик развитых стран к постиндустриальной, инновационной
экономике, экономике знаний. Такой переход для экономики России означает необходимость учета мировых уровней развития науки и техники в соединении с национальными особенностями инновационного развития,
выражающимися в длительном перерыве (около 15-17 лет) в инновационном процессе и ориентации в связи с этим на достижения мировой науки, тем самым минуя промежуточные стадии [2]. В контексте глобализации мировой экономики современное состояние организации инновационных процессов характеризуется переходом от линейной (индустриальной) модели организации инновационных процессов к нелинейной (постиндустриальной),
предложенной К. Фримен (С. Freeman, 1987 г.) С. Клайн и Н. Розенберг
(S.J. KlineandN. Rosenberg, 1986 г.), Лундвелл(Lundvall, 1992 г.),
Р. Ротвелл^. Rothwell, 1992) и др.
Эволюционное развитие инновационных процессов предопределило появление нелинейных моделей организации инновационного процесса, необходимость которых обоснована важностью
маркетинговых, рыночных и технологических инноваций. К настоящему времени известны три вида нелинейных моделей: модель Россвелла, модель Клайна-Розенберга, интегрированная модель и их разновидности: японская модель ФумиоКодама(F.Kodama), модель скрининга новых идей С. Уйларайта («воронка») и модель Купера («ворота»). Нелинейные модели инновационного процесса по выражению К. Оппенлендера представляет собой процесс взаимодействия генератора идей, организации и внешней среды.
Таким образом, организация
инновационного процесса успешно эволюционирует и имеет сложный, многоаспектный характер. Важной тенденцией в процессе эволюции моделей организации инновационных процессов является также переход к модели открытых инноваций (openinnovation), основанной на использовании внутренних и внешних источников инноваций. Основанием данной тенденции является процесс углубления глобализации и интеграции, взаимодействия и открытости в инновационных процессах, что позволяет реализовать более эффективную модель инновационных процессов. Основными факторами перехода к модели открытых инноваций являются появление большого количества инноваций, мобильность инновационного персонала, развитие ИКТ, рост издержек производства инновационных товаров и технологий, сокращение жизненного цикла разработки и времени вывода инновационных товаров на рынок, увеличение венчурного инвестирования и др.
Переход на нелинейные модели организации инновационного процесса на основе тенденций открытых инноваций предполагает создание инновационной экосистемы. Инновационная экосистема - есть интегральная характеристика качества окружающей среды, определяющая уровень благоприятности (неблагоприятности)
имеющихся условий, влияющих на эффективность инновационной деятельности. Следует отметить важность территориальных аспектов формирования инновационной экосистемы, обусловленную тем, что в большинстве случаев реализация
инновационных проектов требует консолидации усилий различных участников инновационной деятельности на всей территории.
Одной из целей создания инновационной экосистемы, как сетевого сообщества, является организация взаимодействия между участниками инновационного процесса, которая способствует объединению ресурсов и компетенций ее агентов для достижения их групповых и локальных целей, которые они не могут достичь по отдельности из-за недостаточности у каждого ресурсов. Таким образом, инновационная экосистема, главным образом, ориентирована на открытость и наращивание связей между агентами.
Преодоление технологического
отставания производства и переход к экономике высоких технологий возможны на
основе развитой инновационной экосистемы, которая включает среду генерации знаний на базе фундаментальных исследований, эффективную систему образования, науку, научные сообщества, инновационную инфраструктуру, венчурные инвестиции, устойчивый спрос на инновации и др.
Модель инновационной экосистемы позволяет кооперировать усилия по созданию и продвижению инноваций на рынок (рис.1). Наука и высшие учебные заведения являются источниками инновационных идей,
компетентных кадров для коммерциализации инноваций, создания интеллектуальной собственности и др. Высокотехнологичное производство, основывающееся на использовании наукоемких продуктов, интенсивном вовлечении в технологический процесс новых знаний, открытий, а также высоко иерархичных производственных процессов, интегрирующих большое количество инновационной продукции, применение новых технологических процессов, которые обеспечивают устойчивый спрос на инновации. Инновационная инфраструктура обеспечивает благоприятную среду для инновационных компаний и состоит из различных институтов развития как финансовых (фонды, гранты и др.), так и нефинансовых (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, научно-
внедренческие центры и др.) и сервисов.
Рис. 1. Модель инновационной экосистемы
Венчурное инвестирование обеспечивает привлечение финансовых ресурсов в инновационные компании, а также оказание услуг по бизнес-компетенциям,
коммерциализации инновационных идей и становление инновационных компаний высокотехнологичных отраслей. В РФ эволюционный процесс становления и развития инновационных экосистем протекает недостаточно высокими темпами, что объясняется разобщением научных сообществ, недостаточной интеграцией в мировую инновационную экосистему, недостаточной эффективностью технопарков и бизнес-инкубаторов, отсутствием достаточного числа инновационных проектов, низкой активностью венчурного капитала, недостаточным уровнем бизнес-компетенций и др. Как известно, основной проблемой инновационной деятельности является трансфер и коммерциализация инноваций. В зарубежной практике данная проблема успешно решается концентрацией внимания на формировании и развитии стартапов, которые являются основной целью становления и развития инновационных экосистем. По определению известного ученого С. Бланка стартап (англ. Start-Up) -есть временная организация, создаваемая для реализации инновационного проекта, компания, находящаяся в стадии развития Star-Up. Таким образом, старапом является инновационная компания, создаваемая для реализации инновационного продукта и находящаяся на раннем этапе вывода инновационного продукта на рынок (превращение прототипа в реальный товар и проведение маркетинговых исследований рынка и потребителей) [3].
В мировой практике сложилась следующая классификация стартапов: малые
инновационные предприятия; масштабируемые стартапы; стартапы на продажу; масштабируемые стартапы крупных компаний; социальные стартапы. Малые инновационные предприятия являются особым видом развития предпринимательства в малом бизнесе (малое инновационное предпринимательство). В США количество малых инновационных предприятий около 6 млн, которые составляют 99% всех компаний и обеспечивают 50% занятости трудоспособного населения.
Масштабируемые стартапы создаются для достижения основной цели -поиска масштабируемой рентабельной бизнес-модели, которая является описанием ценности компании, создаются в сфере высоких технологий, в них сосредоточено небольшое количество предпринимателей,
ориентированных на получение сверхдоходов. Стартапы на продажу представляют собой стартапы в области ИТ (интернет и мобильные приложения); потребителями таких стартапов являются крупные компании. Масштабируемые стартапы внутри крупных компаний создаются для реализации инноваций -вывода новых продуктов, услуг на новые рынки и др. Социальные стартапы направлены на поиск инновационных решений в социальной сфере, например, в аграрном секторе, образовании, здравоохранении, водоснабжении и др.
К настоящему времени сложились два подхода к управлению созданием и функционированием стартапов: первый (традиционный), основывается на методах и принципах управления крупной компанией, предполагает составление подробного бизнес-плана и строгое соблюдение всех этапов создания инновационного продукта, услуги и методов вывода их на рынок; второй подход основывается на сочетании гибкой разработки инновационного продукта и развитии потребителей, создании бизнес-модели и постоянном ее тестировании.
В условиях перехода развитых стран к постиндустриальному обществу, экономике знаний сформировались новые механизмы и инструменты коммерциализации знаний, трансфера технологий, организации инновационных процессов, получившие название модели стратегических
инновационных сетей (Шр1е1пеПх) - тройная спираль Г. Ицковица [4]. Содержание модели стратегических инновационных сетей заключается в том, что в современных системах инновационного развития основными элементами являются институты, отвечающие за создание нового знания, к числу которых относятся государство, университеты и бизнес, т.е. основные институциональные носители инновационной системы, связанные сетевым взаимодействием институциональных и функциональных отношений, направленных на стимулирование общей эффективности на основе активизации инновационных процессов. Автор концепции модели стратегических инновационных сетей (тройной спирали) профессор Стэндфордского университета Г. Ицковиц предложил эффективную модель инновационного развития, основанную на взаимодействии промышленных предприятий с органами власти и университетами (рис.2).
В условиях становления экономики знаний основным фактором развития наукоемкого общества становятся предпринимательские университеты, сочетающие в себе образовательную, исследовательскую и
инновационную функции, в следствии чего предпринимательские университеты
становятся ключевым элементом
регионального
и
инновационного национального развития.
Предпринимательские университеты, такие как университет Аалто (Финляндия),
Массачусетский технологический институт, университет Стенфорда, Йельский
университет, университет Твентев (Голландия), национальный университет Сингапура и др. в
соответствии с моделью «Тройной спирали» Г. Ицковица формируют вокруг себя инновационную экосистему для обеспечения благоприятной, комфортной среды, стимулирующей «капитализацию знаний», инновационную активность и экономический рост региональной и национальной экономики, технологический переход от индустриального общества к постиндустриальному,
характерному для шестого технологического уклада [2].
Рис. 2. Взаимодействие субъектов стратегических инновационных сетей
Трансформация научных идей, разработок в инновационные продукты и технологии, является самым сложным этапом инновационного процесса, реализуемых в инновационной экосистеме российских университетов, что во многом объясняется отсутствием у исследователей опыта инновационного предпринимательства,
способности проведения комплексного изучения технологических, финансовых и рыночных перспектив научных разработок и выявление их преимуществ [5], а также недостаточный уровень компетенций в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Сложность организации технологического трансфера определяется в том числе и неоднозначностью подходов к определению трансфера технологий.
Трансфер технологий означает передачу без обратного движения технологий реципиенту (пользователю), который осуществляет ее промышленное освоение, технологический обмен и др. В соответствии с
проектом Федерального закона РФ «О передаче технологий» под трансфером технологий понимают введение в гражданский оборот объектов вновь созданной технологии, разработок и др. Основные задачи трансфера технологий - обеспечить наиболее эффективные пути передачи идей, изобретений, технологий в бизнес-среду через исследование инновационных рынков и поиск инвесторов для реализации инновационных проектов. Трансфер может осуществляться в двух формах коммерческого и некоммерческого трансфера. Объектами некоммерческого трансфера технологий является научно-техническая информация (справочники, обзоры, описания патентов, стандартов и др.), доклады и выступления на симпозиумах, конференциях, а также обучение и стажировки ученых и студентов. К объектам коммерческого трансфера технологий относятся объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы), ноу-хау, технико-экономическое
обоснование моделей оборудования, инструментов, чертежей и др., технические и технологические знания.
Одной из причин неразвитости рынка лицензий является отставание в развитии опытно-промышленного производства в России по сравнению со странами с развитым технологическим рынком [6]. Другая причина преобладания трансфера технологий в форме создания стартапов — активная государственная идеологическая и финансовая поддержка процесса создания малых инновационных предприятий на основе университетских технологий. Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что наиболее распространенной формой коммерциализации технологий в России будет создание малых инновационных предприятий. В этой связи создание совместных инновационных проектов и малых предприятий с российскими и зарубежными вузами и компаниями является актуальной задачей, способствующей активному развитию инновационного предпринимательства в России и превращению накопленных научных результатов в инновации.
Процессы трансфера и коммерциализации технологий являются многокомпонентными, т.к. включают разнообразное количество этапов, партнеров, ресурсов в следствии чего результатами коммерциализации могут быть: продажа лицензии, заключение контракта на дальнейшие работы, совместное производство и др. Таким образом, доход от коммерциализации технологий может быть получен от любых коммерческих соглашений по использованию технологий, от продажи лицензий на использование технологий, за выполнение НИОКР по доведению технологий до инновационного продукта, рыночного обоснования от создания стартап-компаний и продажи их стратегическим партнерам для производства инновационной продукции на основе разработанных технологий и др.
Существует несколько методов и инструментов трансфера технологий (продвижения технологий): использование Интернет-ресурсов для продвижения проектов новых технологий; технологические брокерские события; инвестиционные меморандум; сети: российские и европейские сетитрансфера технологий; офисы трансфера технологий предпринимательских университетов.
Формируется и новая модель трансфера технологий и продвижения проектов -инновационные хабы (НИУ ИТМО, г. Санкт-Петербург, инновационная экосистема г. Москва).
Информационное сопровождение
процессов функционирования
предпринимательских университетов включает [7] информатизацию всех бизнес-процессов: развитие проектной деятельности;
продвижение проектов коммерциализации технологий; взаимодействие участников инновационной экосистемы и др. Информатизация проектной деятельности [8] предполагает создание департамента проектной инновационной деятельности, в состав которого входят: управление по развитию проектной деятельности, отдел информационного сопровождения, управление инновационной деятельностью, центры трансфера и коммерциализации технологий и др.; формирование информационного пространства инновационной экосистемы путем внедрения информационной системы поддержки инновационной деятельности предпринимательского университета,
обеспечивающей информационное
сопровождение всех участников
инновационного процесса и позволяющей привлекать необходимые Интернет-ресурсы.
Заключение
Представленные элементы и их характеристики (тип, назначение, возможности, преимущества, инструментарий, ограничения) имеют существенное значение для развития моделей инновационной экосистемы предпринимательских университетов,
отличающихся выраженной возможностью исследования и решения специфических проблем в данной сфере, ключевая из которых связана с обеспечением информационное сопровождение всех участников
инновационного процесса, ориентированных на инновационный результат.
Библиографический список
1. Трофимова, Л. А. Особенности формирования технологических платформ в инновационной сфере России / Л. А. Трофимова // Экономика и управление. - 2012. - №3 (77)- С.61-65.
2. Ицковиц, Г. Волна предпринимательских университетов: от самых истоков к двигателю глобальной экономики / Г. Ицковиц // Инновации. -2014. - №8 (190). - С.3-13.
3. Стив Бланк, Боб Дорф. Стартап: Настольная книга основателя / Стив Бланк, Боб Дорф. - М.: Изд-во: Альпина Паблишер, 2013. - 616 с.
4. Ицковиц, Г. Тройная спираль. Университет -предприятие - государство. Инновации в действии. Пер. с англ. / Г. Ицковиц.- Томск: ТУСУР, 2010. - 234 с.
5. Миллер, А. Е. Функционирование промышленных организаций в условиях становления «контактной» экономики / А. Е.
Миллер // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 5 (33).- С. 135 -139.
6. Черковец, В. Особенности нового этапа инновационного развития. Экономический портал. -Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/895-osobennosti-novogo-jetapa-innovacionnogo-razvitija-rossii.html?showall=1
7. Трофимов, В. В. Конвергенция ИТ. Методологические аспекты эволюции. / В. В. Трофимов, Е. В. Трофимова. - Saarbrucken, Deutschland: Изд-во: LAPLAMBERTAcademicPublishing. 2014. - 92с.
8. Трофимов, В. В. Комплексный подход к описанию процессов проекта / В. В. Трофимов // Вестник ПМСофт. - 2014. - №10. - С.2-6.
INFORMATION SUPPORT IN CREATING AND DEVELOPING INNOVATIVE ECOSYSTEM OF RUSSIAN UNIVERSITIES
L.A. Trofimova, V.V. Trofimov, A.Y. Kulev
Abstract. The author investigated nonlinear models of innovation processes; justified the conditions of creating innovation ecosystem as a net community, focused on the organization of interaction between participants of the innovation process, contributing to joining resources and competencies of its agents, to achieve their group and local goals which they can't achieve individually due to lack of their own resources. There are identified and argued approaches to management of creating and functioning of start-ups, disclosured their types and content of the information support of developing innovation ecosystem of entrepreneurial universities.
Keywords: innovation activity, innovation ecosystem, a start-up company, model of strategic innovation networks, internet tools of transfer and commercialization technologies.
References
1. Trofimova L. A. Osobennosti formirovanija tehnologicheskih platform v innovacionnoj sfere Rossii [Peculiarities of forming technological platforms in innovative sphere of Russia]. Jekonomika i upravlenie, 2012, no3 (77). Pp. 61-65.
2. Itskovits G. Volna predprinimatel'skih universitetov: ot samyh istokov k dvigatelju global'noj jekonomiki [Entrepreneurial universities' wave: from the beginning to the engine of the global economy]. Innovacii, 2014, no8 (190). pp. 3-13.
3. Stiv Blank, Bob Dorf. Startap: Nastol'naja kniga osnovatelja [Startup: Handbook of a founder]. Moscow, Izd-vo: Al'pina Pablisher, 2013. 616 p.
4. Itskovits G. Trojnaja spiral'. Universitet -predprijatie - gosudarstvo. Innovacii v dejstvii. [Triple spiral. University - enterprise - state. Innovations in action]. Per. s angl. Tomsk: TUSUR, 2010. 234 p.
5. Miller A. E. Funkcionirovanie promyshlennyh organizacij v uslovijah stanovlenija «kontaktnoj»
jekonomiki [Functioning of industrial organizations in the conditions of forming "contact" economy]. Vestnik SibADI, 2013, no 5 (33). Pp. 135 -139.
6. Cherkovets V. Osobennosti novogo jetapa innovacionnogo razvitija. Jekonomicheskij portal. [Peculiarities of the new stage of innovation development. Economic Portal] Available at: http://institutiones.com/innovations/895-osobennosti-novogo-jetapa-innovacionnogo-razvitija-rossii.html?showall=1
7. Trofimov V. V., Trofimov E. V. Konvergencija IT. Metodologicheskie aspekty jevoljuci [The IT convergence. Methodological aspects of evolution]. Saarbrucken, Deutschland: Izd-vo: LAPLAMBERTAcademicPublishing. 2014. 92p.
8. Trofimov V. V. Kompleksnyj podhod k opisaniju processov proekta [A complex approach to description of project's processes]. Vestnik PMSoft, 2014, no.10. Pp. 2-6.
Трофимова Людмила Афанасьевна (Санкт-Петербург, Россия) - доктор экономических наук, профессор кафедры Менеджмент организации, Санкт-Петербургский государственный
экономический университет. (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 ,e-mail:trofimova@bk. ru)
Трофимов Валерий Владимирович (Санкт-Петербург, Россия) - доктор технических наук, профессор кафедры Информатика, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., 21, e-mail: [email protected])
Кулев Антон Юрьевич (Санкт-Петербург, Россия) - аспирант кафедры Менеджмент организации, Санкт-Петербургский
государственный экономический университет. (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., 21, e-mail: [email protected])
Trofimova Lyudmila Afanasievna (St. Petersburg, Russian Federation) - doctor of economic sciences, professor of the department "Management of organization", St. Petersburg State University of Economics, 191023, Russia, Saint-Petersburg, Sadovaya Str. 21, e-mail: l [email protected]
Trofimov Valeriy Vladimirovich (St. Petersburg, Russian Federation) - doctor of technical sciences, professor of the department "Informatics", St. Petersburg State University of Economics, 191023, Russia, Saint-Petersburg, Sadovaya Str. 21, e-mail: [email protected]
Kulev Anton Yurievich (St. Petersburg, Russian Federation) - postgraduate student of the department "Management of an organization", St. Petersburg State University of Economics, 191023, Russia, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21, e-mail: l trofimova @ bk. ru