Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАНАЛЫ СБЫТА / ЭКСПОРТ / ЦЕНА / СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Минаков И.А., Гончаров А.А.

Приведен анализ коммерческой деятельности сельскохозяйственных организаций и обоснованы направления ее совершенствования. Основными, из которых являются поиск наиболее выгодных каналов сбыта продукции, реализация ее в наиболее выгодные сроки по более высоким ценам путем развития хранения продукции в местах ее производства, повышения качества продукции с использованием системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL ACTIVITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The analysis of commercial activity of agricultural organizations is given and the directions of its improvement are substantiated. The main ones are the search for the most profitable sales channels of products, its sale in the most favorable terms at higher prices by developing the storage of products in the places of its production, improving the quality of products using a quality management system.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 339.13:338.439

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Иван Алексеевич Минаков1

доктор экономических наук, профессор

ekapk@yandex.ru Александр Андреевич Гончаров2

генеральный директор Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2Акционерное Общество «Подъем» Тамбовская область, Россия

Аннотация. Приведен анализ коммерческой деятельности сельскохозяйственных организаций и обоснованы направления ее совершенствования. Основными, из которых являются поиск наиболее выгодных каналов сбыта продукции, реализация ее в наиболее выгодные сроки по более высоким ценам путем развития хранения продукции в местах ее производства, повышения качества продукции с использованием системы менеджмента качества.

Ключевые слова: коммерческая деятельность, каналы сбыта, экспорт, цена, сроки реализации, качество.

Коммерческая деятельность в значительной степени определяет экономическую эффективность работы сельскохозяйственных предприятий. В условиях рыночной экономики важно не только произвести продукцию, но и ее реализовать по ценам, превышающим полную себестоимость. Только в этом случае сельскохозяйственные товаропроизводители могут вести расширенное воспроизводство. В этой связи особую актуальность приобретают исследования по изучению коммерческой деятельности сельскохозяйственных организаций и обоснованию предложений по ее совершенствованию с учетом усиления международных санкций.

С целью удовлетворения перерабатывающей промышленности в сырье, а население в продуктах питания сельскохозяйственные предприятия нарастили объем реализации многих видов продукции (табл. 1). За 2016-2021 гг. реализация зерна увеличилась с 60326 до 63618 тыс. т, или на 5,5%, семян подсолнечника - с 6074 до 7280 тыс. т, или на 19,9%, овощей - с 2365 до 3496 тыс. т, или на 47,8%, плодов и ягод - с 581 до 994 тыс. т, или на 71,1%, скота и птице (в живом весе) - с 10253 до 12461 тыс. т, или на 21,5%, молока - с 14209 до 17343 тыс. т, или на 22,1%. В то же время объем реализации корнеплодов сахарной свеклы сократился с 38370 до 35005 тыс. т, или на 8,8%, картофеля - с 2734 до 2641 тыс. т, или на 3,4%. Следовательно, принимаемые государством меры по развитию рынка сельскохозяйственной продукции не обеспечили рост предложения на нем некоторых ее видов.

Таблица 1

Реализация продукции сельскохозяйственными организациями России, тыс. т

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Зерно 60326 66664 7007 62637 69692 63618

Подсолнечник 6074 6590 7225 8962 9096 7280

Сахарная свекла 38370 40866 37157 42381 32353 35005

Картофель 2734 2728 2694 2739 2886 2641

Овощи 2365 2675 2938 3034 3157 3496

Плоды и ягоды 581 663 851 853 840 994

Скот и птица (в живом весе) 10253 10897 11416 11695 12220 12461

Молоко 14209 14819 15376 16142 17030 17343

На изменения объема реализации сельскохозяйственной продукции повлияли такие факторы как уровень ее производства и товарность. За рассматриваемый период в сельскохозяйственных предприятиях производство овощей увеличилось с 3078 до 3828 тыс. т, или на 24,4%, а уровень его товарности с 79,3 до 95,3%, производство молока соответственно с 15061 до 18162 тыс. т, или 20,6% и товарности - с 94,9 до 95,8%; валовой сбор семян подсолнечника возрос с 7566 до 9963 тыс. т, или на 31,7%, а товарность продукции снизилась с 93,3 до 69,3%, валовой сбор плодов и ягод соответственно - с 785 до1238 тыс. т, или на 57,7% и товарности - с 91,3 до 81,5%; производство корнеплодов сахарной свеклы сократилось с 45520 до 37519 тыс. т, или на 17,6%, а уровень его товарности повысился с 89,5 до 93,3%, производство картофеля соответственно - с 4210 до 4063 тыс. т, или на 3,5%, а уровень товарности не изменился и составлял 65,5%.

Основным каналом реализация продукции сельскохозяйственными организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, являются перерабатывающие организации, оптовая торговля и бартерные сделки (табл. 2). В 2021 г. по указанному каналу было реализовано сельскохозяйственной продукции от 72,5 % (скот и птица в живом весе) до 97,5% (семян подсолнечника). Значительная часть некоторых видов продукции передается в собственные несельскохозяйственные подразделения на переработку: скота и птице (в живом весе) - 23,3%, плодов и ягод - 6,0%, корнеплодов сахарной свеклы - 5,7%. Значительно меньше продукции реализуют на рынке через собственные магазины и палатки: плодов и ягод -5,3%, картофеля - 2,7%, овощей - 1,9%, молока - 1,4%. Совсем мало продукции реализуют населению и потребительской кооперации. Населению через систему общественного питания хозяйства и выдачу в счет оплаты труда продают 2,5% зерна, 1,4% картофеля, 0,5% плодово-ягодной продукции. Потребкооперации реализуют менее 1% сельскохозяйственной продукции: семян подсолнечника - 0,3%, зерна и картофеля - 0,2%, скота и птице в живом весе - 0,1%. Таким образом, основную часть произведенной продукции

сельскохозяйственные организации реализуют перерабатывающим предприятиям и оптовой торговле и мало вниманию уделяют другим каналам ее сбыта.

Таблица 2

Реализация продукции сельскохозяйственными организациями России, не

относящимися к субъектам малого предпринимательства, 2021 г.

Показатели Всего перерабатываю на рынке, потреб населе передано в

щим через коопер нию собственн

организациям собствен ации ые

и оптовой ные подразделе

торговле, по магазины ния на

бартерным , палатки переработк

сделкам у

Зерно, тыс. т 40245 37890 133 95 989 1122

% 100 94,2 0,3 0,2 2,5 2,8

Подсолнечник, тыс. т 3871 3773 2 10 11 53

% 100 97,5 0,1 0,3 0,3 1,4

Сахарная свекла, тыс. т 31763 29409 4 - 40 1799

% 100 92,6 0,01 - 0,1 5,7

Картофель, тыс. т 1739 1613 47 3 24 16

% 100 92,3 2,7 0,2 1,4 0,9

Овощи, тыс. т 2475 2307 47 1 8 94

% 100 93,2 1,9 0,0 0,3 3,8

Плоды и ягоды, тыс. т 655 577 35 - 3 39

% 100 88,1 5,3 - 0,5 6,0

Скот и птица (в живом

весе), тыс. т 11672 8472 106 17 44 2721

% 100 72,6 0,9 0,1 0,4 23,3

Молоко, тыс. т 12925 11349 180 5 35 252

% 100 87,8 1,4 0,0 0,3 2,0

Важным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции на современном этапе является ее экспорт. Государство стимулирует развитие аграрного экспорта путем бюджетной его поддержки в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». В 2021 г. экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия составил 37,1 млрд руб. или по отношению к 2020 г. он возрос на 21,4%. В структуре аграрного экспорта наибольшую долю занимает пшеница - 24,1%. Развитие экспорта способствует наращиванию производства сельскохозяйственной продукции, так как он является наиболее эффективным каналом ее сбыта [3].

Рентабельность сельскохозяйственного производства в значительной степени определяется ценой реализации, которая колеблется по каналам сбыта продукции (табл. 3). Наиболее высокая цена продукции наблюдалась при реализации перерабатывающим организациям и оптовой торговле: зерна -14644 руб. за 1 т, семян подсолнечника - 40775руб., плодов и ягод - 32605 руб.; на рынке через собственные магазины и палатки: корнеплодов сахарной свеклы - 4500 руб., овощей - 75106 руб., скота и птицы в живом весе - 153528 руб., молока - 39433 руб.; собственным подразделениям на переработку: картофеля -20250 руб. за 1 т.

Наиболее низкая цена была при реализации продукции потребительской кооперации: овощей - 13000 руб. за 1 т, скота и птицы в живом весе - 77176 руб.; населению через систему общественного питания хозяйства и выдачу в счет оплаты труда: зерна - 8465 руб., картофеля - 13333 руб.; собственным подразделениям на переработку: семян подсолнечника - 13208 руб., корнеплодов сахарной свеклы - 1814 руб., плодов и ягод - 9308 руб., молока -28036 руб. за 1 т. Средняя цена реализации сельскохозяйственной продукции определяется ценой ее реализации перерабатывающим организациям и оптовой торговле, так как по этому каналу сбывается основная часть произведенной продукции.

Таблица 3

Цена реализации 1 т продукции сельскохозяйственными организациями России,

не относящимися к субъектам малого предпринимательства в 2021 г., руб.

Показатели Всего перерабатываю на рынке, потребк населе передано в

щим через ооперац нию собственные

организациям и собственн ии подразделени

оптовой ые я на

торговле, по магазины, переработку

бартерным палатки

сделкам

Зерно 14372 14544 12271 12821 8465 9207

Подсолнечник 40074 40775 31500 25000 29727 13208

Сахарная свекла 3650 3766 4500 - 3075 1814

Картофель 16637 16712 17257 15667 13333 20250

Овощи 53627 55145 75106 13000 13875 14702

Плоды и ягоды 30956 32605 27800 - 22667 9308

Скот и птица (в 99573 104655 153528 77176 91795 82015

живом весе)

Молоко 28746 28700 39433 30600 28429 28036

Уровень цен на сельскохозяйственную продукцию определяется не только каналом сбыта, но и ее качеством и сроками реализации. Сельскохозяйственные предприятия имеют значительные резервы по повышению цены реализации продукции за счет улучшения ее качества. В 2020 г. они реализовали молока высшего сорта 75,6%, крупного рогатого скота на убой первой категории упитанности - 73,2%, свиней на убой первой категории -55,4%, птицы первой категории - 83,2%, овец и коз высшей упитанности -57,8%. Повышение качества сельскохозяйственной продукции возможно за счет применения системы менеджмента качества, проведение всех технологических процессов по выращиванию растений и животных своевременно и качественно [1,5].

Самые низкие цены на сельскохозяйственную продукцию складываются в период ее уборки, а самые высокие цены - в зимние и весенние месяцы. В 2021 г. средняя цена производителей зерна в августе составляла 12872 руб., а декабре - 15100 руб. за 1 т. или была выше на 17,3% выше, картофеля соответственно - 15779 руб., 21152 руб. и 34,1%, молока - 26720 руб., 29632 руб. и 10,9%; цена капусты в сентябре составляла 21785 руб., а в декабре -31366 руб. т, или выше на 44,0%, свеклы столовой соответственно - 16700 руб., 18540 руб. и 11,0%, моркови - 18186 руб., 19899 руб. и 9,4%, семечковых плодов - 3554руб., 38364 руб. и 8,0%. Следовательно, росту цен будет способствовать организация хранения сельскохозяйственной продукции в местах ее хранения и реализация в более поздние сроки [2,4].

Таким образом, основными направлениями совершенствования коммерческой деятельности сельскохозяйственных предприятий являются поиск наиболее выгодных каналов сбыта продукции, реализация ее в наиболее выгодные сроки по более высоким ценам путем развития хранения продукции в местах ее производства, повышения качества продукции с использованием системы менеджмента качества.

Список литературы:

1. Касторнов Н. П., Архипова Е.В. Направления и результаты государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4(63). С. 203-208. - EDN TWCSFU.

2. Минаков И. А. Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК. Санкт-Петербург: Лань, 2020. 404 с. ISBN 978-5-81145206-4. - EDN HFSOSN.

3. Минаков И. А. Проблемы повышения эффективности садоводства в новых экономических условиях //Садоводство и виноградарство. 2001. №1. С. 18.

4. Минаков И. А., Бекетов А.В. Экспортно-импортная деятельность сельскохозяйственных организаций // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. EDN HYYWAE.

5. Минаков И. А., Евдокимов Н.Н. Повышение эффективности производства зерна в условиях становления рыночных отношений //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. №3. С. 10

6. Минаков И.А., Курьянов В.А. Повышение эффективности садоводства в условиях перехода к рыночным отношениям //Садоводство и виноградарство. 1995. №3. С. 3.

UDC 339.13:338.439

COMMERCIAL ACTIVITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Ivan A. Minakov1

Doctorof Economics, Professor ekapk@yandex.ru Alexander A. Goncharov2

General Director 1Michurinsk state agrarian University Michurinsk, Russia 2JSC "Rise" Tambov region, Russia

Abstract. The analysis of commercial activity of agricultural organizations is given and the directions of its improvement are substantiated. The main ones are the search for the most profitable sales channels of products, its sale in the most favorable terms at higher prices by developing the storage of products in the places of its production, improving the quality of products using a quality management system.

Keywords: commercial activity, sales channels, export, price, terms of implementation, quality.

Статья поступила в редакцию 02.10.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.