Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

21ó

В процессе создания прогнозной модели могут постоянно изменяться факторы, которые претендуют на включение в схемы и влияют на устойчивость продовольственной системы (результат прогноза). Также стоит выделить риск невозможности применения прогнозной модели на практике. Может возникнуть ситуация, когда в муниципалитетах попросту будут отсутствовать специалисты компетентные в данной сфере.

Таким образом, разработка и обоснование проекта по созданию прогнозной модели устойчивости продовольственной системы Вологодской области на основе программно-целевого метода, подтверждают необходимость применения научных новаций к оценке уровня продовольственной безопасности на региональном уровне и соответственно страны. Предложенные подходы позволят обеспечить финансовую безопасность поступательного развития агропродовольствен-ных рынков, а так же могут быть полезными для применения в российской практике.

Список использованной литературы:

1. Анищенко А.Н. Оценка функционирования сельского хозяйства региона// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз . - 2013. - № 5. - С.156-168.

2. Баринова О.И., Юренева Т.Г. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Вологодской области в период внешнеэкономических санкций// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 1. С. 39-44.

3. Гавриленков Е.Е. Импортозамещение работает / Е.Е. Гавриленков, А.А. Стручневский // Эффективное антикризисное управление - 2014. - № 4 . - С. 38-42.

4. Семенова Н. И., Утяцкий С.П. Импортозамещение как основа обеспечения продовольственной безопасности России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 23. - С. 76-80. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95260.htm.

5. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. 2014. № 2. С. 9-21.

6. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 18. — с. 2947-2956.

7. Федоренко И.Н. Финансовый контроль импортоза-мещения в продовольственной безопасности региона с помощью метода системного анализа (на примере Вологодской области) //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М., 2018. - № 6 - С. 1109

8. Чалдаева Л.А., Федоренко И.Н.,Боговик О.В. Цели и сферы инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг в региональной финансовой системе //Финансовая аналитика: проблемы и решения.2012. № 39. С. 47-52

9. Fama, E. F. (1981). Stock Returns, Real Activity, Inflation, and Money. The American Economic Review, 71(4), 545-565.

10. Schwert, G. W. (1990). Stock returns and real activity: A century of evidence. The Journal of Finance, 45(4), 1237-1257.

11. Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 280 p.

12. Winter, R.A. Innovation and the dynamics of global warming [Text] / R.A. Winter // Journal of Environmental Economics and Management. - 2014. - V. 68. - P. 124140.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

И. А. Минаков, д. э. н., профессор, Мичуринский ГАУ г. Мичуринск, Россия, ekapk@yandex.ru, 84754594606

В условиях международных санкций решить проблему надежного обеспечения населения страны отечественным продовольствием возможно путем реализации стратегии импортозамеще-ния на агропродовольственном рынке. Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности России играет Тамбовская область, которая располагает благоприятными природно-климатическими и экономическими условиями для производства многих видов сельскохозяйственной продукции.

На региональном агропродовольственном рынке предложение определяется количеством производственной сельскохозяйственной про-

дукции и продовольствия, а также импортом и экспортом. Реализация приоритетного национального проекта «Развитее агропромышленного комплекса» и Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тамбовской области позволила увеличить производство многих видов сельскохозяйственной продукции. За 2000 - 2017 гг. производство зерна возросло с 1025 до 4146 тыс. т, или в 4,1 раза, семян подсолнечника - с 137 до 516 тыс. т, или в 3,8 раза, сахарной свеклы - с 784 до 5108 тыс. т, или в 6,5 раза, скота и птицы (в убойном весе) с 60 до 359 тыс. т, или в 6,0 раз.

Однако производство овощей в регионе сократилось с 156 до 84 тыс. т, или на 41,6%, плодов и ягод - с 54 до 35 тыс. т, или 35,2%, молока - с 314 до 195 тыс. т, или на 37,9%, яиц - с 319 до 152 млн. шт., или на 52,3%.

Не вся произведенная сельскохозяйственная продукция поступает на агропродовольствен-ный рынок, часть ее используется на производственное (семена, корма) и личное потребление, минуя сферу обмена. Наиболее высокий уровень товарности производства наблюдается по сахарной свекле (98,2%), скоту и птице (89,6%), зерну (84,4%), семенам подсолнечника (82,7%); наименьший - по картофелю (30,5%), фруктам (40,7%), овощам (46,4%).

Товарность сельскохозяйственного производства колеблется по категориям хозяйств. В сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах высокотоварное производство. Основная задача этих хозяйств является производство и реализация продукции с целью получения прибыли. Низкий уровень товарности производства наблюдается в хозяйства населения, где продукцию в основном выращивают для собственного потребления и только ее излишки они поставляют на агропродовольственный рынок [1].

В Тамбовской области по многим продуктам вывоз, включая экспорт, значительно превышает ввоз, включая импорт. Так, в 2017 г. из области было вывезено мяса и мясопродуктов 322,4 тыс. т, а ввезено 45,6 тыс. т, картофеля соответственно 105,9 и 6,2 тыс. т., молока 89,2 и 88,2 тыс. т. Но есть продукты, по которым наоборот ввоз превышает вывоз. Фруктов было ввезено 49,2 тыс. т, а вывезено 21,2 тыс. т, овощей соответственно 54,9 и 14,2 тыс. т, яиц - 166,0 и 5,4 млн. шт. Следовательно, предложение на региональном рынке по некоторым видам продуктов в значительной степени определяется импортом.

Достигнутый уровень производства и ввоз, включая импорт, позволяет полностью удовлетворить потребности населения региона в большинстве продуктов питания. В 2017 г. фактическое потребление хлебных продуктов на душу населения в год составило 155 кг при рациональной норме питания 96 кг, картофеля соответственно 119 и 90 кг, сахара - 54 и 24 кг, масла растительного - 17,1 и 12 кг, мяса и мясопродуктов - 81 и 73 кг. Потребности населения региона в некоторых продуктах не удовлетворяются. Так, фактическое потребление фруктов на душу населения в год было 52 кг при рациональной норме питания 100 кг, овощей соответственно 103 и 140 кг, мо-

лока и молокопродуктов - 161 и 325 кг, яиц - 194 и 260 шт.

Важным показателем, характеризующий продовольственную безопасность региона, является уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, который определяется как отношение производства продукции на территории региона к внутреннему ее потреблению (производственное и личное потребление, потери продукции, переработка на непищевые цели). В 2017 г. уровень самообеспечения Тамбовской области мясом и мясопродуктами составил 427%, картофелем - 150%, молоком и молокопродуктами - 101%, фруктами - 52%, яйцами - 51%.

Решению проблемы импортозамещения на региональном агропродовольственном рынке будет способствовать совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства. Недостаточный уровень государственной поддержки приводит к снижению прибыли (росту убытков) товаропроизводителей и инвестиционной привлекательности некоторых отраслей сельского хозяйства, а это оказывает негативное влияние на конкурентоспособность отечественной продукции. Поэтому для наполнения рынка необходимым объемом качественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия требуется своевременная государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].

Особенно остро стоит проблема импорто-замещения молока, овощей и фруктов на региональном агропродовольственном рынке. Почти повсеместно молочное производство малорентабельно, которое без мер государственного стимулирования не может развиваться.

Основными направлениями поддержки развития молочного скотоводства являются:

- субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

- субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).

- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства;

- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.

- предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с идентификацией ма-

точного поголовья крупного рогатого скота молочного направления.

- субсидии молокоперерабатывающим предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим переработку молока, на возмещение части затрат на закупку молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных товаропроизводителей области;

- субсидии на приобретение семени быков производителей;

- субсидирование приобретения оборудования, машин и механизмов, кормозаготовительной техники для молочного скотоводства [3].

Общий объем финансирования указанных мероприятий в 2016-2020 годах составит 8842,3 млн. руб., что позволит обеспечить увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий до 250 тыс. т. Для обеспечения населения региона молоком за счет собственного производства необходимо его довести до 340 тыс. т. Для этого нужно увеличить государственную поддержку молочного скотоводства.

Одной из самых капиталоемких отраслей сельского хозяйства является садоводство. Закладка сада, уход за молодыми насаждениями, раскорчевка старого сада требуют существенных капитальных вложений, а срок их окупаемости колеблется от 7 до 9 лет.

Основными направлениями государственной поддержки развития садоводства являются:

- субсидии на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей;

- субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;

- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам полученных на закладку многолетних насаждений;

- субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию плодохранилищ.

В 2016-2020 г. на финансирование указанных мероприятий предусмотрено 1036,5 млн. руб., что позволит раскорчевать 2026,8 га выбывших из эксплуатации старых садов, заложить 4342,4 га многолетних плодовых и ягодных насаждений, ввести мощности по хранению плодов и ягод 2,35 тыс. т, увеличить объем производства плодов и ягод до 56,0 тыс. т. Однако это не позволит

удовлетворить потребности населения региона в плодовой продукции за счет собственного производства. Для самообеспечения региона необходимо производство фруктов увеличить до 105 тыс. т. Такой объем производства плодов и ягод невозможно достичь в ближайшие годы, а, следовательно, нельзя полностью решить проблему ипортозамещения на региональном рынке фруктов.

Компенсация затрат на закладку, уход и раскорчевку составляет от 28 до 40% от фактической суммы затрат. С целью повышения инвестиционной привлекательности садоводства необходимо увеличить финансирование отрасли. Для стимулирования закладки насаждений предлагаем уровень государственной поддержки довести до 60%, раскорчевки садов - до 80% затрат. Кроме того, необходимо дифференцировать уровень государственной поддержки в зависимости от плотности посадки насаждений [4].

Государственная поддержка овощеводства открытого и защищенного грунта проводится по следующим направлениям:

- оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта;

- субсидирование на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ;

-субсидирование на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов.

Общий объем финансирования мероприятий в 2016-2020 гг. составит 850,6 млн. руб., что позволит довести производство овощей в хозяйствах всех категорий до 138,5 тыс. т. Для решения проблемы импортозамещения на региональном рынке необходимо их производство увеличить до 147,0 тыс. т.

Наращиванию производства фруктов, овощей и молока способствует его концентрация в специализированных предприятиях и фермерских хозяйствах. Специализация имеет большое экономическое значение: во-первых, способствует концентрации материальных и финансовых ресурсов на производстве конкурентоспособной продукции; во-вторых, создает благоприятные условия для научно-технического прогресса, перевода отрасли на инновационный путь развития; в-третьих, дает возможность совершенствовать формы организации труда; в-четвертых, способствует повышению экономической эффективности производства.

Важную роль в увеличении производства плодоовощной продукции и молока играет агропромышленная интеграция. Она позволяет рационально использовать всю выращенную сельскохозяйственную продукцию, в том числе и нестандартную за счет своевременной ее переработки и длительного хранения. Перспективными организационными формами интеграции в агропромышленном комплексе Тамбовской области являются агропромышленные предприятия, агрофирмы, холдинги, кластеры, ассоциации (союзы).

Список использованной литературы:

1. Минаков И.А. Особенности формирования и функционирования агропродовольственного рынка //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014.- № 4. - С. 29-33.

2. Минаков И.А. Формирование и развитие агропродовольственного рынка. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета. - 2013 - 225 с.

3. Минаков И.А., Азжеурова М.В., Кувшинов В.А. Государственная поддержка развития молочного скотоводства в Тамбовской области //Аграрная Россия. - 2016. - № 10. - С. 35-40.

4. Минаков И.А. Основные направления развития садоводства в России // Аграрная Россия. - 2009. - № 2. - С. 11-16.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.А. Холодова, к.э.н., доцент ВНИИЭиН - филиал ФГБНУ ФРАНЦ Адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52, E-mail: agroec@bk.ru, тел. 8(863)264-89-61, kholodovama@rambler.ru,

тел. 8(906)1839031

Проблема продовольственного обеспечения в современных условиях хозяйствования, характеризующихся высокой динамичностью проявления негативных макроэкономических явления, противоречивостью и неоднозначностью геополитических процессов в мировой экономике, сопровождающиеся режимом санкционных ограничений в сфере продовольствия, приобретает особую актуальность.

Важность настоящего исследования обусловлена влиянием кризисных явлений на экономику России (российский финансовый кризис 1998 г.; потом - мировой финансовый кризис 2008 г.; макроэкономическая нестабильность и продовольственное эмбарго 2014 г.), сопровождающихся девальвацией национальной валюты, на активизацию политики импортозаме-щения в сфере продовольствия, которая только через два десятилетия спустя, стала стратегической целью развития государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и недопущение снижения качества жизни населения.

В работе дана оценка уровня продовольственной обеспеченности населения юга России; предложен расчетно-аналитический инструментарий разработки и обоснования количественных параметров продовольственной независимости ЮФО по определенным видам продовольствия на среднесрочную перспективу (до 2025 г.) на основе комплекса экономико-математических методов трендового моделирования (линейные и нелинейные тренды), предпо-

лагающих использование способа построения сценариев (вариантов). Эмпирической базой прогнозных расчетов стала оценка тенденций развития сельхозтоваропроизводителей ЮФО период 2007-2017 гг. Прогнозные расчеты проводились с использованием программного продукта FAR-AREA, 4.0.

Анализ реализации политики импортозаме-щения позволил установить, что в современный период на федеральном и региональном уровнях уделяется большое внимание вопросам производства необходимого количества продовольствия, а не проблеме обеспечения физического и экономического доступа населения к продуктам питания. Например, в качестве критериев обеспечения продовольственной безопасности выступают коэффициенты, отражающие самообеспеченность продукцией собственного производства, а задачи обеспечения физической и экономической доступности, качества и безопасности продуктов питания не являются первостепенными.

За годы кардинальных изменений в политике государственного регулирования аграрного сектора России, среди которых реализация Нацпро-екта, трансформировавшегося в Госпрограммы развития сельского хозяйства, в отдельных регионах страны удалось коренным образом изменить ситуацию, касающуюся производства определенных видов продукции. Так, в настоящее время уровень продовольственной независимости по молоку, овощам, фруктам в ЮФО значительно выше показателей Доктрины (рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.