Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СТРУКТУРА ПРОДАЖИ / КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю.

Одной из важных задач, стоящих перед товаропроизводителями, является изменение структуры произведенной продукции и поиск рынков сбыта продукции, которые обеспечивают более высокую прибыль. В статье проведен аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области, выявлены выгодные каналы сбыта продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

технологии производства. В результате этого повышается эффективность производства, приводящая к снижению себестоимости зерновых культур.

Использованные источники:

1. Гоник Г.Г, Давыденко Н.Г., Бананников А.А. Анализ факторов, влияющих на себестоимость производства озимых зерновых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2013.- № 91.-С. 1589-1604.

2. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика.- 2013.- №9/1.- С. 38-48.

3. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области и анализ финансовых результатов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.- 2015. - С. 227- 240.

Пономарева Н.В., к. э.н.

доцент

кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

Чеверёва Д.Ю. студент 3 курса ФГБОУВПО «Орел ГАУ» Россия, г. Орел

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: Одной из важных задач, стоящих перед товаропроизводителями, является изменение структуры произведенной продукции и поиск рынков сбыта продукции, которые обеспечивают более высокую прибыль. В статье проведен аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области, выявлены выгодные каналы сбыта продукции.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, структура продажи, каналы реализации, аналитический обзор.

Развитие сельскохозяйственного производства нельзя рассматривать как стихийный процесс, когда сбыт продукции товаропроизводителей ориентирован на случайных и временных потребителей. Устойчивый рост сельского хозяйства требует организации рыночных связей с постоянными и крупными потребителями, обеспечивающих гарантированный и бесперебойный сбыт всей массы произведённой продукции. Для этого в условиях рынка, с учётом динамики соотношения спроса, предложения и цен, товаропроизводители перестраивают структуру произведённой продукции, ищут и находят такие рынки сбыта продукции, которые в

большей мере соответствуют их интересам и обеспечивают более высокую прибыль и уровень рентабельности [3, с. 143].

В современных условиях развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономики страны. Являясь необходимым элементом создания конкурентной среды, малый бизнес наполняет потребительский рынок товарами, создает новые рабочие места, способствует выравниванию доходов различных социальных групп [1,с. 34].

Структура продажи продукции сельскохозяйственными организациями Орловской области заготовителям по отдельным каналам в общем объёме продаж отражена в таблице 1. В последние три года основным каналом реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями Орловской области является продажа перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. Так, данный канал является основным и занимает долю более 95% от продажи продукции для продажи зерновой и зернобобовой продукции (пшеницы, ржи, гречихи, кукурузы, ячменя, зернобобовых культур), семян и плодов масличных культур, сахарной свеклы, картофеля, скота и птицы, молока, яиц. Меньше 95%, но более 75% занимает удельный вес от продажи ржи, овса, овощей. И только около 50% меда пчелиного продается через данный канал и то исключительно через собственные магазины, палатки и киоски. В целом удельный вес продаж на рынке, через собственные магазины, палатки и киоски довольно низкий.

Таблица 1- Удельный вес продажи продукции по отдельным каналам в сельскохозяйственных организациях Орловской области, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (в % от общего объема реализации соответствующего вида продукции в натуральном выражении)_

Продукц ия Продано, всего из них

перерабатываю щим организациям и организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. в том числе на рынке, через собственные магазины, палатки, киоски населению (через систему общественного питания хозяйства, выдача и продажа в счет оплаты труда)

2011 г. 2012 г. 20 13г 2011 г. 2012 г. 201 3г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 201 1 г. 2012 г. 201 3г.

Зерно злаковых и бобовых культур 100 100 10 0 95,7 96,9 97,1 0 0,00 4 0,03 3,8 2,7 2,8

пшеница 100 100 10 0 97,3 97,9 97,5 0 0,00 3 0,01 2,2 1,7 2,4

рожь 100 100 10 0 94,5 94,5 95,6 - 0,02 0,1 5,4 5,4 3,4

просо 100 100 10 0 93,1 56,8 85,2 - - - 6,9 43,2 14,8

гречиха 100 100 10 0 98,9 99,1 99,9 0,02 0,02 0,1 1,1 0,8 0,1

кукуруза 100 100 10 0 99,6 99,9 99,5 - 0,01 0,02 0,4 0,1 0,5

ячмень 100 100 10 0 93,3 95,2 96,3 0,01 0,00 1 0,05 6,5 4,1 3,6

овес 100 100 10 0 82,6 83,4 89,3 - 0,1 0,4 12, 1 15,3 9,2

зернобобо вые 100 100 10 0 98,1 96,9 98 - - 0,00 4 1,9 3,1 2

Семена и плоды масличны х культур-всего 100 100 10 0 99,9 100 99,9 - - 0,00 1 0,1 0,00 4 0,1

Свекла сахарная 100 100 10 0 86,3 96,3 96,4 0 0 0,00 1 0,5 0,7 0,9

Картофел ь 100 100 10 0 90,9 84,6 95,3 0,2 0,1 0,4 9,1 15,3 4,7

Овощи 100 100 10 0 97,9 98 75,7 11,3 19,1 - 2,1 2 24,3

Скот и птица (в живом весе) 100 100 10 0 98,5 98,4 98,7 1,2 1,1 1,3 1,5 1,6 1,3

Молоко 100 100 10 0 99,3 99,3 99,3 1,7 1,5 1,5 0,7 0,7 0,7

Яйца: пищевые для инкубаци и 100 100 100 100 10 0 10 0 66,3 99,9 52,0 99,5 99,9 100, 0 38,5 - 35,7 0,3 33, 7 0,1 48,0 0,5 0,1

Мёд пчелиный 100 100 10 0 50 20 57,1 50 20 57,1 50 80 42,9

Исключение помимо меда составляет продажа овощей, доля которых в общем объеме продаж в 2011 г. и 2012 г. составляет 11,3% и 19,1% соответственно, тогда в 2013 г. данный вид продукции не реализовывался через данный канал, кроме того значительный удельный вес имеет продажа яиц на рынке, через собственные магазины, палатки и киоски в 2013 г. - 35,7%.

Положительно можно охарактеризовать невысокий удельный вес реализации сельскохозяйственной продукции населению (через систему общественного питания хозяйства, выдачу и продажу в счет

оплаты труда), в основном удельный вес сельскохозяйственной продукции составляет менее 10% (по зерновым и зернобобовым, семенам и плодам масличных культур, сахарной свекле, картофелю, скоту и птице, молоку.

Положительная динамика роста удельного веса выручки от продаж перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. наблюдается по зерновым зернобобовым культурам (на 1,4 п.п.), сахарной свекле (на 10,1 п.п.), картофелю (4,4 п.п.), яйцам пищевым (на 33,6 п.п.), меду пчелиному (на 7,1 п.п.).

Улучшение финансового состояния предприятий Орловской области во многом зависит от увеличения объёма продажи сельскохозяйственной продукции, данную положительную динамику реализации сельскохозяйственной продукции организациями Орловской области по каналам сбыта можно проанализировать по данным таблицы 2.

Таблица 2 - Реализация сельскохозяйственной продукции организациями Орловской области по каналам сбыта, тонн_

Продук ция Продано, всего В том числе

Перерабатываю щим организациям и организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. в том числе на рынк, через собственные магазины, палатки, киоски населению (через систему общественного питания хозяйства, выдача и продажа в счет оплаты труда)

2011 г. 2012 г. 201 3 г. 201 1 г. 2012 г. 2013 г. 201 1 г. 201 2 г. 201 3 г. 201 1 г. 201 2 г. 201 3 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Зерно злаковы х и бобовых культур 84245 4 1321 937 125 743 5 806 406 1281 238 1221 165 29 53 309 322 22 351 21 351 99

пшениц а 57479 4 7987 37 791 008 559 257 7820 99 7713 41 12 26 100 126 31 134 99 190 84

рожь 9792 9861 751 2 925 7 9322 7182 - 2 6 530 532 256

просо 114 41 211 106 23 180 - - - 8 18 31

гречиха 22534 2425 3 318 30 222 98 2403 1 3181 0 4 5 22 237 193 21

кукуруз а 41161 1145 86 146 415 409 92 1144 27 1456 68 - 11 24 154 159 747

ячмень 15482 0 3301 25 231 030 144 439 3141 72 2223 83 13 4 112 100 43 136 75 840 7

овес 6737 9807 110 41 556 2 8181 9855 - 5 44 816 150 1 101 3

зернобо бовые 23497 2649 8 273 12 230 47 2568 3 2675 3 - - 1 450 815 559

Семена и плоды масличн ых культур-всего 71815 1243 18 145 878 717 58 1243 13 1457 86 - - 1 49 5 91

Свекла сахарна я 11325 77 1666 652 157 001 0 977 119 1605 416 1513 924 3 18 16 545 3 107 74 137 21

Картофе ль 5949 8105 181 81 540 9 6859 1733 3 11 9 79 539 124 6 847

Овощи 3543 1673 282 346 7 1640 213 401 320 - 76 33 68

Скот и птица (в живом весе) 68765 6965 3 682 22 677 64 6853 9 6734 8 798 789 854 100 0 111 2 875

Молоко 10338 5 1082 17 100 631 102 693 1074 50 9989 6 173 9 163 4 155 2 691 766 735

Яйца: пищевы е для инкубац ии 1916 10339 1668 1055 0 140 2 115 91 127 1 103 26 868 1049 8 1400 1159 1 737 - 500 39 645 13 800 52 2

Шерсть 1 - 0,7 1 - 0,7 - - - - - -

Мёд пчелины й 6 10 4 3 2 2 3 2 2 3 8 2

Как следует из таблицы 2, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. наблюдается рост продажи следующих видов сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации: зерновых и зернобобовых культур на 414981 т или в 1,5 раз, в том числе пшеницы - на 216214 т или на 37,6%, просо - на 97 т или в 1,9 раз, гречихи - на 9296 т или на 41,3%, кукурузы - на 105254 т или в 3,6 раз, ячменя - на 76210 т или в 1,5 раза, овса - на 4304 т или в 1,6 раз, зернобобовых культур - на 3815 т или на 16,2%; семян и плодов масличных культур - на 74063 т или в 2,03 раза, сахарной свеклы - на 437433 т или на 38,6%, картофеля - на 12232 или в 3,06 раз, яиц для инкубации - в 12.1%. Тогда как в анализируемом периоде сократилось количество проданной ржи - на 2280 т, овощей - на 3261 т, скота и птицы в живом весе - на 543 т, молока - на 2754 т., яиц пищевых - на 514 т, шерсти - на 0,3т, пчелиного меда на 2 т. [2, с. 231].

Мы уже отмечали, что основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции организациями является продажа перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли, на рынке, через

собственные магазины. Так, по данному каналу реализации наблюдается рост количества проданных зерновых и зернобобовых культур на 414759 т или в 1,5 раз, просо - на 74 т или в 1,7 раз, гречихи - на 9512 т или на 42,7%, кукурузы - на 104676 т или в 3,56 раз, ячменя - на 77944 т или в 1,5 раза, овса - на 4293 т или в 1,8 раз, зернобобовых культур - на 3706 т или на 16,1%; семян и плодов масличных культур - на 74028 т или в 2,03 раза, сахарной свеклы - на 536805 т или в 1,5 раз, картофеля - на 11924 или в 3,2 раза, яиц пищевых - на 10,1%, яиц для инкубации - в 12.3%. Тогда как в анализируемом периоде сократилось количество проданной ржи - на 2075 т, овощей - на 3254 т, скота и птицы в живом весе - на 416 т, молока - на 2797 т.

В анализируемом периоде количество реализованной продукции на рынке, через собственные магазины, палатки и киоски было небольшим, но несмотря на это наблюдается рост количества реализованной пшеницы с помощью данного канала реализации - на 280 т или в 10,7 раз, ржи - на 88 т .или в 8,3 раза, гречихи - на 18 т или в 5,5 раз, .ячменя - на 99 т или в 8,6 раз, сахарной свеклы - на 13 т или в 5,3 раза, картофеля - на 68 т или в 7,2 раза, скота и птицы (в живом весе) - на 56 т или 7%. При этом одновременно по данному каналу сократилась реализация молока, яиц и меда.

За последние три года увеличилась реализация населению следующих видов сельскохозяйственной продукции: зерновых и зернобобовых культур на 2977 т или на 9%, просо - на 23 т или в 3,9 раз, кукурузы - на 593 т или в 4,85 раз, овса - на 197 т или на 24,1%, зернобобовых культур - на 109 т или на 24,2%; сахарной свеклы - на 8268 т или в 2,51 раз, молока - на 44 т или 6,3%. При этом по данному каналу сократилось количество продаж ржи на 274 т или на 51,7%, гречихи - на 216 т или 91%, ячменя - на 1636 т или на 16,3%, овощей - на 8 т или на 10,5%, скота и птицы - на 125 т или на 12,5%.

Таким образом, за последние три года, увеличивая поставки сельхозпродукции, сельскохозяйственные предприятия предпочитали поставку сельскохозяйственной продукции перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли. Это нашло отражение в структуре товарной сельскохозяйственной продукции по каналам продовольственного рынка в Орловской области.

Использованные источники:

1. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика.- 2013.- №9/1.- С. 38-48.

2. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области и анализ финансовых результатов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.- 2015. - С. 227- 240.

3. Рахматуллин Ю.Я. Анализ увеличения продажи сельскохозяйственной продукции и механизма ценообразования в реальном секторе экономики // Известия Оренбургского государственного аграрного университета.- 2013.-№1(39).- С.143-145.

Попов А.Г.

Томский политехнический университет

Россия, г. Томск

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И КОМЕТЕНЦИИ ЕЕ РАБОТНИКОВ

Иерархическая функциональная организационная структура тормозит осведомленность о внутренней среде. [1] Жесткость организационного каркаса и стремление системы к самосохранению пресекают любой выход отдельных ее элементов (сотрудников) за рамки. В качестве таких выступают формализованные отношения (должности с более или менее очерченным кругом обязанностей) или/и внутренняя корпоративная культура. При это вектор их действия может совпадать, а может быть и противоположен. Оба этих механизма - формальный и неформальный, однако, имеют своей целью не допустить изменения сложившегося положения вещей, и, в явном или неявном виде находятся под управлением руководством компании. Здесь интерес топ-менеджмента в сохранении действующего порядка вещей оправдывается до тех пор, пока организация успешно достигает заданных собственниками компании показателей.

Однако, иерархическая структура не способна полностью исключить внутренние конфликты интересов. Конфликты возникают на уровне подразделений - в борьбе за выделяемые ресурсы, конфликты возникают на уровне линейного персонала, желающего карьерного или горизонтального роста. Их могут приносить извне вновь принятые сотрудники. Усиливаются противоречия между внешней и внутренней средой организации. Все это приводит к нарушению установленных некогда границ. Отдельный сотрудник, а порой и целый департамент выступает в качестве антагониста своей собственной организации и тем самым грозит нарушить ее стабильность. При достижении некоего критического уровня ради сохранения своей целостности организация отторгает от себя конфликтующий элемент - через его ликвидацию (увольнение, реорганизация).

В данном случае становится не принципиальным вопрос о том, насколько этот выход за внутренние нормы (формальные или неформальные) оправдан. Систему не интересует мотив или новые перспективы, которые могут открыться в ответ на выход за рамки шаблонов. И потому исход любого «неформата» - только вопрос времени. Остаться в организации такие люди могут, только приняв установленные границы и близкий горизонт обозреваемых возможностей, не выделяясь на общем фоне. Прочие неизбежно оказываются на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.