Научная статья на тему 'Комментарий в российской журналистике: особенности жанра, творческие приемы (на примере публикаций Ю. Щекочихина)'

Комментарий в российской журналистике: особенности жанра, творческие приемы (на примере публикаций Ю. Щекочихина) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5021
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОММЕНТАРИЙ / МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КОЛУМНИСТИКА / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПУБЛИЦИСТИКА / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / AUTHOR''S JOURNALISM / COMMENTARY / METHODS IMPACT ON THE AUDIENCE / INDIVIDUAL CREATIVE STYLE / AUTHOR''S POSITION / MASS MEDIA / COLUMNISM / GENRES OF JOURNALISM / PUBLICISM / THE HISTORY OF RUSSIAN JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина Д. А.

В статье автор исследует историю возникновения и содержание понятия «авторская журналистика», место комментария в системе жанров отечественных СМИ и выделяет характерные черты этих понятий. Автор анализирует особенности использования журналистом Ю. Щекочихиным жанра комментария на страницах «Новой газеты». Исследуются причины обращения к этому жанру как средству воздействия на аудиторию. Кроме того, автор проводит анализ стилистических приемов в текстах журналиста, определяющих индивидуально-творческий стиль автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMENTARY IN RUSSIAN JOURNALISM: THE GENRE FEATURES AND CREATIVE METHODS (ON EXAMPLE OF YU. SCHEKOCHIHIN PUBLICATIONS)

The author explores the history of the origin and content of the concept of «author's journalism», the place of «commentary» in the system of genres of domestic and highlights the characteristic features of these concepts The article is dedicated to studying the peculiarities of usage by Russia's famous journalist Yuriy Schekochikhin a commentary' genre in his material and publications in «Novaya Gazeta» newspaper. The reasons of choosing the mentioned genre as a way to influence the target audience are also looked into. And with it, author analyzes stylistic techniques in media texts of the chosen genre, which personifies a journalist individual style.

Текст научной работы на тему «Комментарий в российской журналистике: особенности жанра, творческие приемы (на примере публикаций Ю. Щекочихина)»

УДК: 070 ББК: 76.0

Фомина Д.А.

КОММЕНТАРИЙ В РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА, ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ Ю. ЩЕКОЧИХИНА)

Fomina D.A.

COMMENTARY IN RUSSIAN JOURNALISM: THE GENRE FEATURES AND CREATIVE METHODS (ON EXAMPLE OF YU. SCHEKOCHIHIN

PUBLICATIONS)

Ключевые слова: авторская журналистика, комментарий, методы воздействия на аудиторию, индивидуально-творческий стиль, авторская позиция, средства массовой информации, колумнистика, жанры журналистики, публицистика, история отечественной журналистики.

Keywords: author's journalism, commentary, methods impact on the audience, individual creative style, author's position, mass media, columnism, genres ofjournalism, publicism, the history of Russian journalism.

Аннотация: в статье автор исследует историю возникновения и содержание понятия «авторская журналистика», место комментария в системе жанров отечественных СМИ и выделяет характерные черты этих понятий. Автор анализирует особенности использования журналистом Ю. Щекочихиным жанра комментария на страницах «Новой газеты». Исследуются причины обращения к этому жанру как средству воздействия на аудиторию. Кроме того, автор проводит анализ стилистических приемов в текстах журналиста, определяющих индивидуально-творческий стиль автора.

Abstract: the author explores the history of the origin and content of the concept of «author's journalism», the place of «commentary» in the system of genres of domestic and highlights the characteristic features of these concepts The article is dedicated to studying the peculiarities of usage by Russia's famous journalist Yuriy Schekochikhin a commentary' genre in his material and publications in «Novaya Gazeta» newspaper. The reasons of choosing the mentioned genre as a way to influence the target audience are also looked into. And with it, author analyzes stylistic techniques in media texts of the chosen genre, which personifies a journalist individual style.

В современном информационном обществе важную роль играют не только новые знания, идеи, факты, но и различные взгляды, оценки, мнения. С учетом меняющихся условий действительности (экономических, политических, технических), технологических трансформаций реализация социальноориентирующей или идеологической функ-ции1 журналистики становится важнейшей задачей СМИ. Любое новое знание нуждается в проверке, осмыслении, комментировании. Исследователи отмечают повышение роли авторской журналистики в условиях современных медиареалий1 2. Отвечая на запросы време-

1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2011.

2 Коломина В.В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства // Вестник Чувашского универси-

ни и используя возможности современных средств связи, журналисты все чаще выступают на страницах изданий, телевидении, радио или в социальных сетях с авторской позицией. Под современной авторской журналистикой, вслед за В.В. Коломиной, мы понимаем журналистский продукт, в создании которого может принимать участие коллектив авторов или редакция, но воплощающий идею конкретного журналиста. Характерными чертами авторской журналистики, по мнению исследователя, являются:

- единоличное создание авторского продукта, участие в его распространении;

- четкая авторская позиция по рассматриваемому вопросу;

- индивидуальные стилистические

тета. - 2007. - № 4. - С. 295-298.

особенности построения текста;

- нетривиальный подход к освещению темы;

- обратная связь с аудиторией.

В отечественной теории журналистики главенствует мнение, что авторская журналистика в современной ее форме пришла к нам с Запада во время перестройки1. Однако персонифицированное письмо нельзя назвать новым явлением для российской печати. В отечественной журналистике, ли-тературоцентричной2 по своей природе, всегда большую роль играла личность автора. Редакции «толстых» журналов XIX в. являлись не просто коллективами авторов (а часто редактором, издателем, автором и распространителем в одном лице, как, например, И.А. Крылов в «Почте духов»), но и представляли идейные направления по отношению к политическому строю, положению классов и сословий, собственные взгляды на литературу и искусство3. По мнению С.С. Ярцевой4, исследующей традиции персональной журналистики, одним из первых российских колумнистов можно считать А.С. Суворина - издателя и редактора газеты «Новое время». В рубрике «Маленькие письма» под псевдонимом Незнакомец он публиковал остроумные отклики на политические темы. Главная особенность материалов - помимо изложения фактической информации - глубокое личное отношение автора к происходящему. Не менее важную роль для развития российской авторской журналистики сыграл издатель газеты «Московские ведомости», журналов «Русский вестник» и «Современная летопись» М.Н. Катков. Его передовые статьи, изданные затем в 25 томах, отличались стилистическим совершенством и остротой. Ярким представителем праколумнистики,

1 Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, 2000.

2 Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009. - С. 49.

3 Есин Б.И. История русской журналисти-ки(1703-1917). - М.: Флинта: Наука, 2009. - С. 6.

4 Ярцева С.С. Традиции персонифицированного письма в русской журналистике // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж: Ф-т журн. ВГУ, 2007. - С. 27-30.

по определению Ярцевой, стал и А.М. Горький, выступавший в цикле «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь». В исследовании автор приходит к выводу: «:...в дореволюционной России были все предпосылки к появлению колумнистики, и если бы не октябрьская революция, приведшая к возникновению тоталитарного государства, в котором интерес к отдельной личности был невозможен, то российская колумни-стика пошла бы по тому же пути и развивалась так же плодотворно, как и в западной журналистике. Однако этот процесс был искусственно остановлен. И именно этой искусственностью объясняется тот факт, что, как только российское общество стало более открытым, колумнистика быстро распространилась и прижилась на страницах отечественных изданий»5.

Комментарий как жанр относится к авторской журналистике. В настоящее время в комплексе основных журналистских жанров комментарий занимает важное место6 7. Исследователи отечественной теории журналистских жанров (В.В. Ворошилов, А.В. Колесниченко, Л.Е. Кройчик, А.А. Тертычный и др.) относят комментарий к аналитическим жанрам, в основе которого лежит анализ уже известного или прогнозируемого события и система аргументов. Комментарий как самостоятельный жанр в России появился в конце ХХ в. Л.Е. Кройчик отмечает, что в начале 1990-х гг. комментарий из метода обработки факта превращается в жанр в ответ на экспансию новостной журналистики . Жанр комментария, призванный расширить новость с целью комментирования или оценки, возник в западной журналистике, «где существует традиция разделения факта и мнения»8. Важно помнить о том, что зарубежные СМИ имеют два основных направления: «островное» (США и Великобритания) и европейско-континентальное9. По мнению

5 Ярцева С.С. Традиции персонифицированного письма в русской журналистике. - С. 28.

6 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2017. - С. 121.

7 Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров.

8 Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 73.

9 Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - СПб.: Изд-во

С.А. Михайлова, «в европейско-континентальной журналистике предпочтение отдавалось “мнению”, точке зрения автора, а в “островной” журналистике все большее и большее значение приобретал “факт”, т.е. предельно отстраненное сообщение посредством прессы общественно значимой новости»1.

В современных российских СМИ комментарий представлен в виде редакционных статей, авторских колонок в печатных и интернет-СМИ, авторских программ на радио, телевидении, в интернете* 1 2. Некоторые исследователи не выделяют авторскую колонку в самостоятельный жанр, а относят ее к жанру комментария (А.В. Колесниченко, М.И. Шостак3 4). Отличительной чертой жанра, по мнению А.В. Колесниченко, является то, что он позволяет автору не только высказывать собственное мнение по какому-либо поводу, но и ставить данное суждение в центр материала, чего не позволяет ни один другой жанр .

Цели современного комментария (по А.А. Тертычному)5:

- направлять внимание аудитории на важные новые факты, оценивать их;

- ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

- формулировать прогноз развития комментируемого события;

- обосновывать необходимые способы поведения или решения задач.

Написание качественного комментария требует от журналиста особых компетенций, поэтому авторами колонок чаще всего становятся главные редакторы, обозреватели и лидеры мнений6 7 8. Как отмечает А.В. Колесниченко, в журналистике ком-

Михайлова В.А., 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/91.htm

1 См.: Там же.

2 Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 188.

3 Шостак М. Журналист и его произведение. -М.: Гендальф, 1998.

4 Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - С. 182.

5 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - С. 121.

6 Lazarsfeld P. Personal Influence. - N. Y., 1955,

ментарий считается элитным жанром .

Одной из важнейших задач теории журналистики остается углубленное изучение закономерностей журналистского творчества. Изучение наследия выдающихся журналистов прошлого и современности позволяет начинающим авторам использовать секреты их творчества в своей деятельности.

Нельзя говорить о современной публицистике, не упомянув имени Юрия Ще-кочихина. Начав журналистскую деятельность в 17 лет, он до последних дней своей жизни был предан слову. В поздний период журналистской деятельности Щекочихин часто использовал форму комментария для общения с читателем. Из 127 его публикаций в «Новой газете» в период с 1997 г. по 2003 г. в жанре комментария написано 43 материала. Журналист не случайно обращался именно к этой жанровой форме: в условиях социально-политических трансформаций рубежа веков крайне важно было оперативно, лаконично, экспрессивно откликнуться на происходящие события, разъяснить читателю их суть, поставить анализируемые факты в цепочку других, выразить свое отношение к ним.

По мнению профессора А.А. Тертыч-ного, чтобы текст успешно реализовывал основные функции публицистики - убеждение и воздействие, он должен содержать

8

следующие «секретные ингредиенты» :

- привязка к опыту аудитории;

- опора на представления о логической правильности мышления. Соблюдение требований, предъявляемых к каждой «составной части» доказательного рассуждения (логики к тезису, аргументам, демонстрации);

- предоставление читателю возмож-н ости практической проверки сообщений;

- доверие к автору, изданию, источнику.

При анализе публикаций выявлена склонность автора к определенной методологии обоснования своих утверждений. Щекочихин использует доверие к автору,

7 Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - С. 188.

8 Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 58.

изданию чаще других методов. Обычно журналист не называет источник информации, но обращается к общему историческому прошлому, общечеловеческому опыту, к признанным коллективным ценностям и нравственным категориям1. «...Я думаю об этом. Да, наверное, каждый из нас, кто в детстве научился читать, думает об этом»2. Использование этого метода при помощи изобразительно-выразительных средств, аналогий с бытовыми реалиями делало сложные аналитические высказывания доступными широкому кругу читателей.

Отличительной чертой комментария Ю. Щекочихина является ярко выраженное авторское «я», что можно наблюдать в построении фраз, темпоритме изложения, эмоциональном накале материала. Автор не скрывается за безличными или неопределенно-личными предложениями, редко употребляет модальные слова. Его оценка фактов и событий всегда явная. В публицистических произведениях присутствует дихотомия автор - человек частный и автор -человек общественный3. Но, тем не менее, он персонифицирован, он всегда - яркая личность4. Читателю Щекочихина очевидна личная оценка раскрываемого им факта или явления. Эмоциональная палитра весьма разнообразна, но главное качество остается неизменным: высказывание всегда от лица конкретной личности, отношение к действительности субъективно-объективное, прямое, анализирующее и оценивающее, имеющее политическую, философскую и социально-идеологическую подоплеку. Стоит отметить, что часто комментарий давался в логике проводимых на тот момент расследований, заключая в себе промежуточный итог или впечатления от только что полученного документа.

Рубленые, емкие, простые по составу предложения - основа синтаксиса публика-

1 Щекочихин Ю. Три эпохи российской журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

2 Щекочихин Ю. П. Сердечная недостаточность // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 27.

3 Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: Сб. статей. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 15.

4 Соколов С. Мы ставим точку // Новая газета. - 2013. - № 71.

ций Щекочихина. Короткие фразы без лишних «украшений», фокус, как в фотографии, на самой важной детали1 2 3 4 5 6. Журналист часто использует разговорно-бытовой стиль, жаргонизмы, но не заигрывает с читателем, а «сообщает» ему, что автор - такой же обычный человек. «...Мы поднимаемся на пятый этаж “хрущобы”... Поднимаемся, поднимаемся, все приближаясь к тому, от чего уже не уйти. Парень с черной повязкой на руке... Бородатый фотограф, не наводящий на нас объектива... Бабушка причитает. Крышка гроба. Как много раз нам

довелось это испытать. Нам, которые

6

живы.» .

Значительное количество комментариев журналиста начинается с фразы «что меня поразило на прошлой неделе». Порой эмоциональность материала, вызванная очередным шокирующим информационным поводом, скрывает логические ошибки в его построении. Так, например, в публикации «Бычьи шеи венчают головы ослов»7, рассказывающей об оказании охранных услуг представителями РООП и ФСБ, обоснование основного тезиса осуществляется не предъявлением логически выверенных аргументов, а «как будто» аксиомами.

О высокой степени эмоциональности текстов также говорит частое употребление восклицательных, вопросительных знаков, многоточий в заголовках публикаций: «Клонирование в России началось!», «Вор должен сидеть в Кремле?», «Неужели эти огни - вечные?» и др.

Щекочихин часто прибегает к иронии, выстраивая ассоциативные ряды. Рождающиеся метафоры выполняют характеризующую функцию. Излюбленные метафоры такого типа у журналиста - зооморфные: «Баранов много, овец для генеральских папах не хватает», «Страна трех китов - Коррупции, Криминала, Казнокрадства» и др.

Предельная искренность и эмоциональность текстов Щекочихина делает его

5 Щекочихин Ю.П. Сердечная недостаточность // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 27.

6 Щекочихин Ю.П. В Калмыкии можно убить всех - электорат президента от этого не уменьшится // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 23.

7 Щекочихин Ю.П. Бычьи шеи венчают головы ослов // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 25.

публикации узнаваемыми. Он не заигрывает с читателем, не читает ему наставлений, не учит, как жить. По содержанию они скорее напоминают дружеский диалог на кухне.

Стилистические особенности построения текста, лексические средства, эмоциональность и категоричность подачи информации делают публикации Щекочихина узнаваемыми. Анализ произведений

Ю. Щекочихина позволяет говорить о выработке им своеобразных приемов и способов авторской журналистской деятельности. Они позволили журналисту достичь оптимальных результатов в творчестве, обеспечить наличие в нем новаторских элементов и долгосрочность действия своих произведений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009.

2. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917). - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009.

3. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013.

4. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

5. Коломина, В.В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства // Вестник Чувашского университета. - 2007. - № 4. - С. 295-298.

6. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, 2000.

7. Михайлов, С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -

СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://evartist.narod.ru/text3/91.htm

8. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2011.

9. Соколов, С. Мы ставим точку // Новая газета. - 2013. - № 71.

10. Солганик, Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб.: статей / сост. Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 13-31.

11. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017.

12. Тертычный, А.А. Расследовательская журналистика. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002.

13. Шостак, М. Журналист и его произведение. - М.: Гендальф, 1998.

14. Щекочихин, Ю. Три эпохи российской журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та,

2010.

15. Щекочихин, Ю.П. Бычьи шеи венчают головы ослов // Новая газета Понедельник. -1998. - № 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Щекочихин, Ю.П. В Калмыкии можно убить всех - электорат президента от этого не уменьшится // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 23.

17. Щекочихин, Ю.П. Сердечная недостаточность // Новая газета Понедельник. - 1998. - № 27.

18. Ярцева, С.С. Традиции персонифицированного письма в русской журналистике // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 2. 29-31 октября 2007 г. / под ред. В.В. Тулупова. - Воронеж: Ф-т журн. ВГУ, 2007. -С. 27-30.

19. Lazarsfeld, P. Personal Influence. - N. Y., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.