Научная статья на тему 'Специфика реплики как жанра современного телевидения'

Специфика реплики как жанра современного телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2496
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / РЕПЛИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / СПИКЕР / ОПЕРАТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / GENRE / UTTERANCE / NEWSBREAK / SPEAKER / OPERATIONAL COMMENTARY / ANALYTICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шашкова Елена Викторовна

Исследуются жанровые особенности реплики (на примере аналитической передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24»). Демонстрируется уникальность реплики как жанра журналистской деятельности, решаются следующие задачи: изучение имеющихся теоретических материалов, посвященных реплике; определение места реплики в современной системе жанров; выявление жанрово-тематических и композиционных особенностей реплики; выяснение роли автора в данном жанре. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью специфики реплики как жанра журналистики, несмотря на его распространенность. Эмпирическим материалом исследования послужили 511 выпусков телепрограммы «Реплика» на канале «Россия-24», выходившие в эфир в период с 10 февраля 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Теоретической основой исследования стали работы М.И. Шостак, А.А. Тертычного. Методологическая основа исследования: сравнительный метод, метод классификации, исторический метод, типологический метод, метод контент-анализа. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке пособий для начинающих журналистов по работе с репликой как жанром журналистской деятельности. В работе были проанализированы композиционные и структурные особенности жанра реплики, специфика работы спикера с аудиторией, своеобразие информационных поводов. Рассмотрены исторические предпосылки появления реплики как жанра журналистской деятельности, объяснены причины актуальности и популярности этого жанра в современных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of utterance as a genre of modern television

This article is devoted to studying genre features of utterance (for example, the analytical program ‘Replica’ on TV channel Russia-24). The purpose of this work: to analyze the genre features of utterance; to demonstrate the uniqueness of utterance as a genre of journalistic activity. Problematics of the study determined the formulation of the following tasks: to study the existing theoretical materials on utterance; determine the location of utterance in the modern system of genres; identify the genre, thematic and compositional features of utterance; to clarify the role of the author in this genre. Despite the fact that utterance is a common genre in journalism, there are not enough studies devoted to its specificity. It is this fact that estimates relevance of the study. Analysis of works devoted to the issues of development and dynamics of formation of utterance as a genre of journalism revealed the lack of scientific development of the research topic. The empiric material of the study consists of 511 episodes of the TV program ‘Replica’ on TV channel Russia 24 aired in the period from February 10, 2015 to December 31, 2016. Theoretical basis of research are the works of M.I. Shostak, A.A. Tertychny. Methodological basis of research is comparative method, classification method, historical method, typological method, the method of content analysis. The practical significance of the research is that the results can be used to develop guides for young journalists to work with utterance as a genre of journalistic activities. Compositional and structural features of utterance genre, specificity of speaker's work with the audience, originality of a newsbreak were analysed in this work. There were described historical background of utterance as genre of journalistic activity, explained reasons of relevance and popularity of such a genre in modern mass media.

Текст научной работы на тему «Специфика реплики как жанра современного телевидения»

УДК 808.2-085 (082)

ВО! 10.25513/2413-6182.2018.4.165-176

СПЕЦИФИКА РЕПЛИКИ КАК ЖАНРА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Е.В. Шишкова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: Исследуются жанровые особенности реплики (на примере аналитической передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24»). Демонстрируется уникальность реплики как жанра журналистской деятельности, решаются следующие задачи: изучение имеющихся теоретических материалов, посвященных реплике; определение места реплики в современной системе жанров; выявление жанрово-тематических и композиционных особенностей реплики; выяснение роли автора в данном жанре. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью специфики реплики как жанра журналистики, несмотря на его распространенность. Эмпирическим материалом исследования послужили 511 выпусков телепрограммы «Реплика» на канале «Россия-24», выходившие в эфир в период с 10 февраля 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Теоретической основой исследования стали работы М.И. Шостак, А.А. Тертычного. Методологическая основа исследования: сравнительный метод, метод классификации, исторический метод, типологический метод, метод контент-анализа. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке пособий для начинающих журналистов по работе с репликой как жанром журналистской деятельности. В работе были проанализированы композиционные и структурные особенности жанра реплики, специфика работы спикера с аудиторией, своеобразие информационных поводов. Рассмотрены исторические предпосылки появления реплики как жанра журналистской деятельности, объяснены причины актуальности и популярности этого жанра в современных СМИ.

Ключевые слова: жанр, реплика, информационный повод, спикер, оперативный комментарий, аналитическая журналистика.

Для цитирования:

Шашкова Е.В. Специфика реплики как жанра современного телевидения // Коммуникативные исследования. 2018. № 4 (18). С. 165-176. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.4.165-176.

Сведения об авторе:

Шашкова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики

© Е.В. Шашкова, 2018

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: shashkova-lenochka@list.ru Дата поступления статьи: 05.06.2018

Определение реплики в журналистике имеет нечто общее со значением этого же слова в других областях человеческой деятельности. Это краткое возражение, выражение несогласия с кем-либо или чем-либо. Реплика в журналистской деятельности - «уникальное критическое выступление, чаще всего по поводу какого-либо негативного, отрицательного явления, замеченного журналистом» [Тертычный 2010: 120].

Реплика является достаточно распространенным жанром журналистики. Но анализ работ, посвященных вопросам развития и динамики становления реплики как жанра журналистики, выявил недостаточную научную разработку темы исследования.

В данной работе мы придерживались точки зрения М.И. Шостак, которая охарактеризовала реплику как «монотемный комментарий, отделенный от факта, носящий характер спонтанного отклика» [Шостак 1998: 55].

Если говорить об истории становления реплики как жанра журналистской деятельности, стоит отметить, что многие исследователи связывают ее со становлением информационных агентств в середине и конце XIX в. Следует также обозначить прямого предшественника реплики -глоссу, относящуюся к комментирующим жанрам публицистики. Глосса характеризуется сравнительно небольшим объемом, многообразием приемов, универсальностью тематики и сатирической направленностью [Лебедева 2012: 26-33].

Общие черты реплика - как жанр журналистской деятельности -имеет с репликой в драматургии, где она является возражением либо опровержением, при котором используется материал аргументов противника.

Стоит отметить, что реплика пользуется большой популярностью среди журналистов. Реплики печатают не только разные периодические издания. Востребован данный жанр на радио и на телевидении [Шостак 1999: 87]. Вспомним телевизионные передачи «Реплика» («Россия-24»] и «Однако» (Первый канал) «Реплика» («Эхо Москвы»], «Взгляд Максима Кононенко» («Вести FM»), реплика Станислава Кучера («Коммерсант FM»), «Реплика» Андрея Норкина (радио «Комсомольская правда»].

Целью материалов данного жанра является попытка вызвать повышенную эмоциональную реакцию зрителя, читателя или слушателя, настроить его на определенный лад, ознакомить с какой-либо сложившейся ситуацией, либо представить конкретное, определенное мнение по освещаемому вопросу.

Реплика в СМИ - компетентное мнение человека, обладающего основательными знаниями, хорошо осведомлённого в какой-либо области. Подобного рода комментарий значительно облегчает аудитории выработку собственного мнения об актуальных событиях или проблемах [Ко-лесниченко 2008: 125].

Фундаментальная черта реплики - субъективность. Она требует, чтобы ее произносил сам журналист, приложивший руку к созданию текста. Именно поэтому этот жанр журналистской деятельности отличает эмоциональный, выразительный, темпераментный тон. На комментаторе лежит обязанность убедить аудиторию - не только логикой аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями, уверенностью в себе, умением правильно подать материал. Выступлениям в подобном случае присуща определенная периодичность, и в этом качестве выступают одни и те же спикеры, хорошо знакомые аудитории [В1оог, В1оог 2007: 117].

Реплика в целом локальна по материалу, касается конкретной новости, определённого события, единичного факта. Если, например, спикер решил осветить проблему финансирования какого-либо вида спорта в стране, то он обязан сосредоточиться именно на этом вопросе. Иногда же реплика может представлять собой рассмотрение цепи взаимосвязанных событий. Так, спикер, затронувший проблемы финансирования футбола, может привести примеры рационального использования бюджета в области хоккея [Шостак 2017: 92].

Реплика - не абстрактное сообщение о каком-либо объекте, факте или происшествии, но - мнение, взгляд. Автор стремится не просто сообщить аудитории о каком-либо явлении нашей действительности, а стремится раскрыть его природу, указать, какое влияние окажет произошедшее событие на адресатов.

Определение места жанра «реплика» в существующей традиционной системе жанров отечественной журналистики стало главной сложностью для теоретиков. Одни исследователи характеризуют реплику как разновидность жанра «аналитический комментарий», другие относят к её жанрам оперативного комментирования, третьи - к жанру комментария. Некоторые исследователи также отмечали признаки реплики, из-за которых ее можно было бы отнести к колумнистике [Иванова 2009].

Мы в данной статье рассматриваем реплику как монотемный комментарий. Под монотемностью понимается то, что реплика привязана к какой-либо конкретной, определенной теме, опирается на один факт, событие или изречение. Спонтанный отклик же говорит о том, что реплика, безусловно, жанр оперативного комментирования, ведь «спонтанный» в данном контексте обозначает «эмоциональный, животрепещущий, актуальный».

Реплика сохраняет связь с фактом, но должна восприниматься и читаться как самостоятельное произведение, представляя собой эмо-

циональное и фрагментарное мнение. Реплика должна создавать эффект общения.

Реплика - жанр, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, то есть искусства рассуждения, логики, анализа. К аналитической журналистике реплика близка и по своим функциям - она знакомит слушателя, зрителя, читателя с конкретным информационным поводом и помогает выработать на его счет собственное мнение. Автор же реплики в этом случае выступает в роли так называемого «лидера мнений» со своим персонифицированным авторским «я», которое в реплике выражено гораздо сильнее, чем в каком бы то ни было другом жанре.

Реплика - реакция на негативные, неправильные стороны какого-либо факта, события, которые привлекли внимание журналиста. Рассказывая о них, автор реплики всё же считает своей главной целью дать определенную оценку происходящему. Важными чертами реплики являются эмоциональность, критичность, пристрастность, заинтересованность в теме и изложении своего мнения по данному вопросу.

Как и в любом жанре аналитической журналистики, предметом рассмотрения реплики могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий [Тертычный 2000: 78]. В каком-то смысле реплика может помочь читателю сориентироваться в сложном и многогранном современном мире. Трудясь в этом жанре, журналист без посторонней помощи пытается осознать произошедшее и интерпретировать факты, пытается сопоставить причину и следствие, рассмотреть все возможные варианты развития событий, что позволяет разобраться в данном вопросе и аудитории.

Толчком к созданию реплики служит информационный повод - событие, которое может заинтересовать публику. В качестве информационного повода могут выступать различные актуальные события, случаи, происшествия, ситуации. Явление, заинтересовавшее журналиста в качестве повода для написания реплики, должно удовлетворять двум положениям. Во-первых, произошедшее событие должно быть негативным, из ряда вон выходящим. Во-вторых, степень общественной значимости явления должна быть велика [Щостак 2004: 48-50].

Создатели передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24» обратились к «выступлению в кадре», «монологу в кадре» для определённого воздействия на аудиторию.

Выступающий (в данном случае - спикер выпуска передачи «Реплика»] обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним сосредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию. Человек, выступающий в кадре, должен привлекать зрителя своим общественным положением, родом деятельности, обладать

интересной, необычной информацией, иметь желание поделиться ею со зрителем.

Мы проанализировали основные жанрово-тематические особенности телевизионной передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24». Всего отсмотрен 511 выпуск передачи в период с 10 февраля 2015 г. по 31 декабря 2016 г. На основе проведенного анализа удалось выявить целевую установку телепередачи и ряд основных задач, стоящих перед ее ведущими.

Целевой установкой передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24» является привлечение широкого общественного внимания к тем или иным негативным явлениям или проблемным ситуациям, возникшим в мире.

В соответствии с целевой установкой перед спикерами передачи стоит ряд задач. Во-первых, найти в информационном пространстве наиболее, по их мнению, резонансные негативные и проблемные явления действительности. Во-вторых, продумать композицию своего выступления и вектор обсуждения данной темы в своем выступлении. В-третьих, разработать структуру и оформление реплики, которые наиболее успешно и полноценно раскроют авторское мнение и легко будут восприняты аудиторией.

Данная телепередача является ответом на событие, попыткой сориентировать аудиторию в том или ином вопросе, указать на негативные, неправильные нюансы сложившейся ситуации. Передачу отличают глубокая степень рассуждения и анализа, твердая гражданская позиция спикеров, сильная степень заинтересованности в обсуждаемом вопросе, большая доля субъективности в оценке события.

Для лучшего понимания концепции передачи стоит попытаться классифицировать ее выпуски по поднимаемым в них вопросам. Условно дифференцировать темы выпусков можно на четыре группы - политические, социальные, культурные и экономические.

Всего за время существования передачи свет увидели 511 выпусков. Они могут быть разделены на четыре группы с точки зрения тематики: социальная, политическая, экономическая, культурная. Тематика выступлений конкретных спикеров отражена на рисунке.

По результатам контент-анализа можно сделать следующие выводы. Большинство выпусков передачи «Реплика» на телеканале «Россия-24» были посвящены экономической тематике - 215. Затем идут выпуски, посвященные различным проблемам социума и взаимоотношениям в нем - 151, и выпуски, освещающие вопросы политики - 123. Выпусков, посвященных проблемам культуры, оказалось сравнительно немного -39. Передача представляет собой краткие выпуски по 5-8 минут.

Выступления спикеров являются не импровизацией, а заранее подготовленным устным текстом. От неподготовленной устной речи он выгодно отличается отсутствием повторов мысли и слов, прерывистости, незаконченности фразы или предложения, непоследовательности изложе-

ния. Речь спикеров стройна и лаконична, композиционно оформлена, в ней отсутствуют стилистические и речевые ошибки. Как следствие, спикер доносит свои мысли до зрителя очень уверенно, веско, эмоционально и стройно, ему ничего не мешает завладеть вниманием аудитории, легко идти с ней на контакт. Благодаря этому у зрителя создается впечатление, словно комментатор обращается непосредственно к нему, делится именно с ним своими взглядами на какую-либо тему.

Георгий Бовт Ж Николай Николаев ^И Алена Березовская | Николай Корженевский Апккслндр ТСяреевский

Александр Проханов И _

Алскссй Бобровский Борис Тягов Марек Хальтер | Григорий Бегларян

Андрей ГГорктш И _

Николай Сванидзе I

Максим Кононснко И___

Пётр Лндов

Александр Привалов И _

0 10 20 30 40 50 60 70 80

■ Сгщиапъняя ■ Поттгичеягкая ■ ГЭктгпмичеяжяя ■ Культурная

Тематика выступлений спикеров программы «Реплика»

Если же говорить о специфике работы журналиста, работающего в жанре реплики, то стоит выделить основные задачи, стоящие перед ним: сосредоточить внимание аудитории на значимых событиях, заявлениях, ситуациях; представить вниманию аудитории собственное видение произошедшего и дать субъективную трактовку случившемуся; обсудить перспективы завтрашнего дня ввиду произошедших событий; представить свою точку зрения по поводу того, как обсуждаемое событие может повлиять на общественную жизнь [МсСот^ 2004: 143].

Всех спикеров телепередачи «Реплика» на телеканале «Россия-24» отличает активная гражданская позиция, интерес к анализу и размышлениям над тем, что происходит сегодня в окружающем нас мире (Петр Лидов, Максим Кононенко, Александр Проханов, Николай Сванидзе, Андрей Норкин, Георгий Бовт и др.].

Самобытность и уникальность авторского взгляда ведущих телепередачи проявляется не только в названиях передачи и выборе тем, но и в

способе подаче информации. Например, Петр Лидов творчески подошел к созданию выпуска «Итоги года глазами Запада: что удалось, а что не очень», вышедшему в канун Рождества. Итоги года спикер подводил, обращаясь не к россиянам, а к воображаемым гражданам несуществующей страны под названием «Запад», от имени условного, авторитетного руководителя этого самого несуществующего государства. Для того чтобы лучше «вжиться» в образ, Петр Лидов прямо по ходу своего выступления облачился в строгий черный пиджак, как подобает руководителю государства. Изменил также спикер манеру речи и мимику, постаравшись соответствовать официально-деловому стилю речи, в которой подводятся итоги года. Неприкрытая ирония присутствовала в этом выпуске не только в виде перевоплощения предпринимателя и общественного деятеля в главу несуществующего государства, но и в видеоряде, предлагаемом зрителю. Под словами Петра Лидова о том, что «мы по-прежнему впереди планеты всей по уровню жизни и достатка граждан», зритель мог наблюдать огромные очереди беженцев на границах европейских стран, бездомных людей на улицах городов, столкновения граждан с полицией.

В телепередаче «Реплика» на канале «Россия-24», как и во всей современной журналистике, образ автора журналистского произведения велик. Авторы открыты перед аудиторией, выступают от собственного «я». Мы приходим к выводу, что в реплике как жанре журналистской деятельности, образ автора является основным жанрообразующим элементом.

Перед спикерами телепередачи «Реплика» стоит задача вовлечь аудиторию в изучение освещаемого события. Необходимо «заставить» зрителей выдвигать различные тезисы, формировать собственное мнение, размышлять над произошедшим, выносить собственные вердикты [Цвик 2004: 187].

Мировоззренческая установка может проявляться как в тематических пристрастиях журналиста, в выборе освещаемого объекта, так и в определении идейной направленности произведения. Например, в освещаемой нами телепередаче можно составить целый ряд спикеров, у которых есть свои излюбленные темы для выступлений. Николай Сванидзе тяготеет к вопросам культуры и истории; Григорий Бегларян - ответственный за новости рынка, экономики и курса валют; Георгий Бовт и Александр Привалов - приверженцы освещения внешнеполитической ситуации в мире.

У каждого автора телепередачи имеется свой собственный индивидуальный почерк. Например, в выступлениях Петра Лидова присутствует очень много эссеистики. Личные переживания и заинтересованность этого спикера проявляется в большей степени, чем в выступлениях других; мировоззрение, мысли и чувства автора здесь выражены гораздо ярче.

Стараниями спикеров передачи каждая из представленных ими новостей становится значительнее, весомей. О подобном методе работы

над журналистским материалом говорила в своей работе «Журналист и его произведение» М.И. Шостак: «Новость «заостряется» с помощью ком-ментарийных ссылок, уточнения масштаба события, тщательной и целеустремленной обработки цифр и цитат, умело выстроенных заходов» [Шостак 1997: 60].

Каким именно образом спикеры телепередачи могут «заострить» новость? [Reinemann et al. 2012: 221]. Примером такого метода журналистской деятельности может служить выступление Петра Лидова «Одна система - две страны», где он говорит о столкновении автобуса с детьми, направлявшегося из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск, с грузовиком, шедшим по встречной полосе. По предварительной версии следствия, в случившемся виноваты те, кто организовал поездку детей - автобус не был оборудован положенным в таких случаях образом. Дальше Петр Лидов высказывает свое мнение о неслучайности произошедшего, о регулярности подобных происшествий в нашей стране. Тем самым спикер «заостряет» проблему, показывая ее глубину, значимость, целенаправленно указывая на то, что это не единичный несчастный случай, а системная проблема, над которой нужно работать.

Поводы для создания реплики могут быть самыми разными - от всемирно известной популярной игры Pokémon Go до попытки военного переворота в Турции. Кто-то анализирует эпоху Дэвида Боуи, кто-то делится последними новостями с Донбасса, другого же больше занимает девальвация рубля. Также реплика, например, может являть собой некий ответ на высказывание, поступок или какое-либо иное действие политических лидеров. Реплика может брать на себя критику политической кампании или политической агитации, служить для развенчания имиджа политического деятеля. Подобного рода краткие комментарии страстны, односторонни, предвзяты. Комментатор волен выражаться на любую тему, которая так или иначе тронула его или заинтересовала. То, что их объединяет, - экстраординарность с точки зрения спикера событий, которые он решил осветить в своем выступлении. О чем бы ни шла речь в передаче, тема выпуска всегда будет актуальной и животрепещущей. Реплика всегда представляет собой реакцию на негативные стороны того или иного события, привлекшие внимание журналиста.

Передачу отличает оперативность. Например, реплика Георгия Бовта «Сколько стоит "совратить" ученого из Гарварда» увидела свет буквально на следующий день после того, как стали известны результаты исследования ученых из Сан-Франциско о влиянии сахара на здоровье человека.

Также отличительной чертой всех выпусков передачи «Реплика» на канале «Россия-24» является краткость изложения. Ведущие описывают проблему лаконично и немногословно, но информативно.

Акцент в каждом выступлении делается не на фактах и статистике, а на том, что является неправильным в сложившейся ситуации, как это повлияет на нашу жизнь и каковы возможные пути решения данной проблемы. Неотъемлемой частью любой реплики является прогнозирование, взгляд в будущее, попытка предугадать, к каким последствиям приведет освещаемое журналистом событие.

Так, в выпуске «Покемоны среди нас» Андрей Норкин сначала представляет краткую информацию о популярной игре, о ее создателях, о концепции дополненной реальности, стимуле быть более активным в реальном мире. Но затем спикер обозначает проблему, связанную с теми ситуациями, в которые попадали игроки Pokémon Go и которые не всегда были просто комичны, но в них имела место угроза жизни человеку или же игроками нарушались правила общественного поведения.

Что же касается структуры каждого выпуска передачи «Реплика», то большинство из них имеют схожее строение, определенную схему. Универсальное устройство большинства выпусков выглядит следующим образом. Сначала спикер представляет новость, о которой будет вестись беседа, тем самым вводя зрителя в курс дела, затем акцентирует внимание на том, что в данной новости показалось ему неправильным или неверным, странным, тем самым выражая свою точку зрения по данному вопросу. Неотъемлемой частью каждого выпуска является прогноз - ведущий предсказывает влияние произошедшего события на общественную жизнь в целом. По этому принципу, например, построен выпуск под названием «Одна система - две страны» Петра Лидова.

Реплика - уникальный жанр современной журналистской деятельности. Это эмоциональное, субъективное выражение оценочного суждения журналиста о каком-либо резонансном общественном событии. Основные особенности реплики как жанра журналистской деятельности: монотемность, критичность, информативность, лаконичность, субъективность и эмоциональность, наличие футурологического прогноза.

Реплика заслуженно занимает свое место в современной журналистике, пользуясь большим спросом в средствах массовой информации. Это универсальный, уникальный и самобытный жанр, представляющий интерес для журналистов большими возможностями для творчества и самовыражения.

Список литературы

Иванова Л. В. Реплика - жанр современной колумнистики // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, 16-19 апреля 2009 г.): правоотношения и юридическая ответственность. Тольятти: Волж. ун-т им. В.Н. Татищева, 2009. С. 162-170. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 200 с.

Лебедева Т.В. Глосса выходит из тени // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2012. № 1-2. С. 26-33.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 352 с.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 382 с.

Шостак М.И. Новостная журналистика. Новости прессы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2017. 237 с.

Шостак М.И. В жанре реплики // Журналистика и медиарынок. 2004. № 10. С. 48-58.

Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры: учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 1999. 189 с.

Шостак М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие. М.: Ген-дальф, 1998. 96 с.

Шостак М.И. Оперативное комментирование // Журналист. 1997. № 12. С. 58-61.

Bloor M., Bloor Th. The Practice of Critical Discourse Analysis. London: Hodder Arnold, 2007. 207 p.

McCombs M. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. Cambridge: Polity Press, 2004. 184 с.

Reinemann C., Stenyer J., Scherr S., Legnante G. Hard and soft news: A review of concepts, operationalizations and key findings // Journalism. 2012. Vol. 13, iss. 2. P. 221-239.

References

Bloor, M., Bloor, Th. (2007), The Practice of Critical Discourse Analysis, London, Hodder Arnold Publ., 2007, 207 p.

Ivanova, L.V. (2009), Replika - zhanr sovremennoi kolumnistiki [Utterance - the genre of modern columnists]. Tatishchevskie chtenija: aktual'nye problemy nauki i praktiki [Tatishchev Readings: Actual Problems of Science and Practice]. Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Conference (Tolyatti, April 16-19, 2009), Tolyatti, Tatishcheva Volzhsky University Publ., pp. 162170. (in Russian)

Kolesnichenko, A.V. (2008), Prakticheskaya zhurnalistika [Practical journalism], Textbook, Moscow, Moscow University Publ., 200 p. (in Russian)

Lebedeva, T.V. (2012), Glossa vykhodit iz teni [Voices emerges from the shadow]. Aktsenty. Novoe v massovoi kommunikatsii [Accents. Innovationas in Mass Communication], No. 1-2, pp. 26-33. (in Russian)

McCombs, M. (2004), Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion, Cambridge, Polity Press, 184 p.

Reinemann, C., Stenyer, J., Scherr, S., Legnante, G. (2012), Hard and soft news: A review of concepts, operationalizations and key findings. Journalism, Vol. 13, Iss. 2, pp. 221-239.

Shostak, M.I. (2017), Novostnaya zhurnalistika. Novosti pressy [News journalism. Press News], Textbook, Moscow, Yurait Publ., 237 p. (in Russian)

Shostak, M.I. (2004), V zhanre repliki [In the genre of the replica]. Zhurnalistika i me-

diarynok [Journalism and media market], No. 10, pp. 48-58. (in Russian) Shostak, M.I. (1999), Analiticheskaya publitsistika: metody i zhanry [Analytical journalism: methods and genres], Textbook, Moscow, A.S. Griboedov IMPE Publ., 189 p. (in Russian)

Shostak, M.I. (1998), Zhurnalist i ego proizvedenie [Journalist and his work], Manual,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow, Gendalf Publ., 96 p. (in Russian) Shostak, M.I. (1997), Operativnoe kommentirovanie [Quick commenting]. Zhurnalist

[Journalist], No. 12, pp. 58-61. (in Russian) Tertychnyi, A.A. (2010), Analiticheskaya zhurnalistika [Analytical Journalism], Textbook, Moscow, Aspekt Press, 352 p. (in Russian) Tertychnyi, A.A. (2000), Zhanry periodicheskoi pechati [Genres of periodicals], Textbook, Moscow, Aspekt Press, 312 p. (in Russian) Tsvick, V.L. (2004), Televizionnaya zhurnalistika. Istoriya. Teoriya. Praktika [Television Journalism. History. Theory. Practice], Textbook, Moscow, Aspekt Press, 382 p. (in Russian).

SPECIFIC FEATURES OF UTTERANCE AS A GENRE OF MODERN TELEVISION

E.V. Shashkova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: This article is devoted to studying genre features of utterance (for example, the analytical program 'Replica' on TV channel Russia-24). The purpose of this work: to analyze the genre features of utterance; to demonstrate the uniqueness of utterance as a genre of journalistic activity. Problematics of the study determined the formulation of the following tasks: to study the existing theoretical materials on utterance; determine the location of utterance in the modern system of genres; identify the genre, thematic and compositional features of utterance; to clarify the role of the author in this genre. Despite the fact that utterance is a common genre in journalism, there are not enough studies devoted to its specificity. It is this fact that estimates relevance of the study. Analysis of works devoted to the issues of development and dynamics of formation of utterance as a genre of journalism revealed the lack of scientific development of the research topic. The empiric material of the study consists of 511 episodes of the TV program 'Replica' on TV channel Russia 24 aired in the period from February 10, 2015 to December 31, 2016. Theoretical basis of research are the works of M.I. Shostak, A.A. Tertychny. Methodological basis of research is comparative method, classification method, historical method, typological method, the method of content analysis. The practical significance of the research is that the results can be used to develop guides for young journalists to work with utterance as a genre of journalistic activities. Compositional and structural features of utterance genre, specificity of speaker's work with the audience, originality of a newsbreak were analysed in this work. There were described historical background of utterance as genre of journalistic activity, explained reasons of relevance and popularity of such a genre in modern mass media.

Key words: genre, utterance, newsbreak, speaker, operational commentary, analytical journalism.

For citation:

Shashkova, E.V. (2018), Specific features of utterance as a genre of modern television. Communication Studies, No. 4 (18), pp. 165-176. DOI: 10.25513/24136182.2018.4.165-176. (in Russian)

About the author:

Shashkova Elena Viktorovna, Dr., Associate Professor of the Chair of Journalism and Medialinguistics

Corresponding author:

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: shashkova-lenochka@list.ru

Received: June 5, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.