УДК: 070
ББК: 76. 03
Выровцева Е.В., Исакова Т.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО СТИЛЯ ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Vyrovсeva E. V., Isakovа T.B.
THE DEVELOPMENT OF HIS WRITING STYLE OF A JOURNALIST IN THE LEARNING PROCESS
Ключевые слова: автор, авторский стиль, авторская позиция, идиостиль, медиатекст, тип текста, колумнистика, формирование авторского стиля.
Keywords: author, author's style, author's position, author's style, the media text, type text, columnis-ta, the formation of the author's style.
Аннотация: трансформация журналистской профессии, связанная и с бурным ростом цифровых технологий, и с эстетикой постмодернизма обострили интерес к проблеме авторства в журналистском тексте и обусловили ее актуальность. В статье дается сравнительный анализ понятий «авторский» и «коллективный» журналистский текст, выделяются признаки авторского текста, такие как наличие авторской позиции, авторской рефлексии и др.
Особое внимание авторы статьи уделяют категории «стиль», которая является базовой для целого ряда смежных гуманитарных научных областей. В данной статье «стиль» рассматривается как универсальное понятие, объединяющее разные знаковъю системы Процесс формирования индивидуального - узнаваемого авторского - стиля сложен, но вместе с тем открывает практически неограниченные возможности для молодых журналистов, перед которыми стоит задача - найти свой способ создания «послания» массовой аудитории.
Авторами рассматривается одна из методик формирования авторского стиля будущего журналиста в процессе обучения в вузе.
Abstract: the transformation of the journalistic profession, associated with the rapid growth of digital technology and the aesthetics of postmodernism has heightened the interest in the problem of authorship in journalistic text, and explains its relevance. The article provides a comparative analysis of the concepts of "copyright" and "collective" of the journalistic text stand out signs of the author's text, such as the presence of the author's position, author's reflections, etc. Special attention the authors pay to the categories "style", which is the base for a number of related Humanities areas. In this article, "style" is regarded as a universal concept, combining different sign systems. The process of formation of the individual, a recognizable author's style is complex, however, opens up virtually unlimited opportunities for young journalists, the task is to find your own way to create a "message" to a mass audience. The authors consider one of the methods of forming the author's style of the future journalist in the learning process at the University.
Современная медиасистема, важнейшей частью которой остается журналистика, активно развивается: создаются новые способы и формы подачи информации; изменяются принципы взаимоотношений факт - автор, автор - текст, автор - реципиент; трансформируются традиционные жанры и формируются новые виды медиатекста. Бурный рост цифровых технологий и эстетика постмодернизма, провозгласившая «смерть автора», обострили интерес к проблеме авторства в журналистском тексте и обусловили ее актуальность. Профессор Л.Е. Крой-чик назвал одну из своих публикаций весьма символично - «Автора!» и выделил три «А», на которые опирается слово автора, его личностное высказывание, и которые «обеспечивают определяющую роль автора в коммуникативном
процессе»: «Авторитетность, Актуальность, Аргументированность»1. Не менее актуален в современном медиапространстве, ежесекундно поставляющем аудитории колоссальное количество информации, вопрос об узнаваемости Автора, т.к. без этого невозможен разговор об авторитетности и актуальности ее слова, его «послания», по выражению Л.Е. Кройчика.
Возникновение и закрепление в информационном пространстве новых видов медиатек-ста позволил С.С. Распоповой разделить их в
1 Кройчик Л.Е. Автора! (стратегические ресурсы воздействия на аудиторию // Жанровая стратегия современных российских масс -медиа): тезисы III Всероссийской научно -практической конференции. Самара, 2009. С. 6-9.
зависимости от «удельного веса» авторского начала на авторские и коллективные: «Автор медиатекста прежде всего социальный человек. Его социальность выражается в том, что он выступает не от своего имени, а всегда выражает коллективную позицию... К авторским текстам можно отнести произведения публицистов, бло-геров и колумнистов, к коллективным - тексты журналистов. Автором публицистического текста чаще всего выступает широко известный и авторитетный человек, который мастерски владеет словом, благодаря чему его тексты получают яркую, эмоциональную окраску»1. С.С. Распопова намеренно разводит принципы авторской позиции журналиста и публициста. Это обусловлено давно не прекращающимся спором о том, существуют ли журналистские тексты, или все тексты - это публицистика, а журналистика - это ряд профессиональных обязанностей, а написание текста является лишь их частью. В любом случае разговор об авторе остается важным, если не главным.
Весьма подробно и убедительно данная проблема рассмотрена в работах Г.Я. Солгани-ка: «Публицистический текст, по определению, по природе должен содержать в себе в большей или меньшей степени черты, приметы авторской личности. В этом суть и специфика публицистики - речи непосредственно авторской, личностной, субъективной, документальной, подлинной»2. В данном высказывании особого внимания заслуживает интерес авторитетного ученого к речи как к наиболее существенному способу выражения авторской личности. Сегодня в поле зрения исследователей массмедиа, ученых попадают и другие понятия: «образ автора», «авторская модальность», «авторская позиция», «авторская концепция», «авторское Я» и т.а Например, С.И. Сметанина характеризует авторскую рефлексию. Именно она, «добавляя субъективное в изложение, становится способом экспрессии и одновременно вводит новую информацию - об авторе и о реальном мире, которому он принадлежит»3. Если художественные тексты, безусловно, имея исторические особенности, все же сохраняют вневременную эстетическую ценность, то журналистские тек-
1 Распопова С.С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. T. 4. № 2. С. 151. С. 149-158
2 Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Моск. унта. Серия 10. Журналистика 2001. № 3. С. 78.
3 Сметанина С.И. Медиатекст в системе куль-
туры (динамические процессы в языке и системе
журналистики XX века): Научное издание. СПб.,
2002. С. 279.
сты всегда прочно привязаны к определенному историческому периоду, гораздо сильнее зависимы от политических, экономических, социально-культурных условий, в которых живет и работает автор. Особенно значимым условием диалога становится конкретная ситуация авторского «послания» массовой аудитории: тип издания; непосредственный (на полосе, в программе, в номере) и исторический контекст; фоновые знания реципиента. В свою очередь, опыт предшествующих поколений, творчество предшественников, полифункциональность и много-темность журналистской деятельности открывают перед автором практически безграничные возможности, что в настоящее время поддерживается и непрерывным развитием мультимедийных технологий. Именно поэтому жанры публицистики оказываются наиболее подвижными: они быстрее и охотнее других трансформируются, взаимодействуют друг с другом и с другими типами медиатекста.
Совершенно очевидно, что все эти объективные, «внешние», процессы неразрывно связаны с «внутренней» ситуацией: от таланта журналиста напрямую зависит развитие традиционных и рождение новых жанров, формирование так называемых гибридных видов текста, популярность одних жанровых форм и угасание других. Особенность массовой коммуникации обусловлена двунаправленностью и медиатекстов, и позиции автора: «в авторских медиатекстах категория автора носит индивидуальный характер, а автор при этом выступает как человек частный и социальный»4. Еще в конце прошлого века Л.Г. Кайда на основе анализа функционально-стилистичес-ких особенностей газетных жанров разработала концепцию авторской позиции в публицистике, доказав, что «авторская позиция - основная стилеоб-разуюшая категория документальной системы газетной публицистики»5. Эта концепция получила развитие, и в результате в научный дискурс введены новые категории - «риторическая позиция журналистика», «журналист-ритор»6. И.В. Анненкова в монографии исследует эти категории, объясняя, почему сегодня, с одной стороны, очевидна персонализация журналистского текста, а с другой стороны, заметна «минимизация собственно авторского начала в структуре медиатек-
4 Чичерина Н. В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2007. № 47, т. 9. С. 159-165.
Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике (функционально-стилистическое исследование современных газетных жанров): автореферат дис. М., 1991.
6 Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века-Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011.
ста»1, проявляющаяся в частности в актуализации приема «речевой маски». Так или иначе сейчас складывается свойственный новой - цифровой, мультимедийной - эпохе тип автора журналистского/публицистического произведения.
Каждая эпоха формирует свой тип автора, а уже он «определяет не только стиль конкретных текстов, но и стиль эпохи»2. Сегодня само понятие «стиль», как и многие другие категории, трансформируется, что обусловлено взаимодействием разных знаковых систем - вербальной и аудиовизуальной, например. Кроме того, особую роль сегодня играет диффузия, взаимовлияние разных видов творческой и массово-коммуникативной деятельности, разных типов медиатекста и разных стилей. Размываются границы таких видов деятельности, как журналистика, реклама и паблик рилейшнз. Все труднее обнаружить границу между политическим, пропагандистским и публицистическим дискурсами. Многофункциональность медиатекста стала одной из самых заметных его характеристик. Это позволяет сегодня говорить о трансформации профессии журналиста, «на основе которой происходит изменение стиля в журна-
3
листике и журналистском тексте» .
Эти и другие тенденции обусловили особое внимание к категории «стиль», которую ученые называют «мигрирующим» понятием: «для целого ряда смежных гуманитарных научных областей -философии, языкознания, литературоведения, искусствоведения, общей и ряда частных риторик (педагогической, юридической), социологии, психологии, теории коммуникаций и других - термин "стиль" является базовым. В каждой из перечисленных научных областей понятие стиль занимает одно из центральных положений, входя в категориальный аппарат соответствующей научной области и образуя разветвленную сеть терминов-словосочетаний: стиль эпохи, стиль мышления, стиль жизни, стиль Цветаевой, лирический стиль, функциональный стиль, стиль рококо, Екатерининский стиль, стиль управления, стиль общения,
4
стиль педагогического взаимодействия и т.д.» . Для журналистского текста всегда был характерен полистилизм - «знак дискурсивной практики,
1 Там же. С. 105.
2 Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Моск. унта. Серия 10. Журналистика. 2001. № 3. С. 77.
3 Дорощук Е.С. Стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансофрмации профессии // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 376
4 Полонская О.Е. Стиль как прототипическая ка-
тегория гуманитарных наук (системно -терминологичес-
кий аспект): автореферат дис... Краснодар, 2007. С. 4.
дающий адресату максимальные возможности приспособления текста к себе, структурирования его по правилам собственных кодов, так как смешение различных семиотических систем повышает структурную неопределенность текста, позволяет адресату выбрать знакомые коды»5. Однако сегодня эта особенность стала особенно заметной и обсуждаемой6.
Многозначность термина «стиль», с одной стороны, делает его «неопределенным и расплывчатым», а с другой стороны, универсальным при характеристике современного медиа-текста, объединяющего как уже отмечалось, разные знаковые системы: «Если рассматривать СМИ как среду коммуникации, то мы увидим, что здесь присутствует речевой материал, который с точки зрения функциональной стилистики принадлежит разным функциональным стилям. С одной стороны, здесь представлены материалы, которые созданы самими средствами массовой информации. С другой стороны, в этой коммуникативной среде воспроизводится речевой материал, созданный в других коммуникативных средах»7. Это, несомненно, усложняет процесс формирования индивидуального - узнаваемого авторского - стиля, но вместе с тем открывает практически неограниченные возможности для молодых журналистов, перед которыми стоит нелегкая задача - найти свой способ создания «послания» массовой аудитории.
Требования универсализма только обостряет проблему: необходимо найти и освоить яркие элементы - вербальные, визуальные, мультимедийные, способные одинаково эффективно участвовать в создании медиаобраза. На эту тенденцию еще в начале XXI века обратила внимание С.И. Сметанина: «Обращение прессы к новым для нее темам, к новым жанрам, доступ
5 Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995— 2000). Екатеринбург, 2000. С. 83.
6 Казак М.Ю. Об основных тенденциях развития языка СМИ // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2006. С. 250-254; Казак М.Ю. О функционально-стилистическом статусе языка массовых коммуникаций // Вестник ВГУ. Серия филология и журналистка. 2006. № 2. С. 176-180; Вы-ровцева Е.В. Полистилизм как особенность современного публицистического дискурса // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года // http://jf.spbu.ru/conference/6860/6875.html и др.
7 Коньков В.И. Структура медиасферы в аспекте категории стиля // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года // http://jf.spbu.ru/conference/6860/6875.html
к новым источникам информации творчески подстегнули журналистов к созданию принципиально иных текстов, к поискам речевых эквивалентов, адекватно передающих новое содержание»1. Поиск и объединение разных речевых эквивалентов стало еще одной характерной чертой современных журналистских текстов. И здесь вновь приходится говорить о диалектическом развитии противоречивых, как кажется на первый взгляд, тенденций. Например, персонификация журналистского творчества, на которую справедливо указывает Л.Е. Кройчик, - в современных медиа такое же характерное явление, как и усиление роли новостной журналистики, в некоторых интернет-изданиях сводящаяся к журналистике заголовков. Результатом развития мультимедийных технологий стало рождение новых видов текста - лонгрид, мультимедийная история, web dokumentary и т.п. При этом объединяет данные виды текста именно история, А.В. Колес-ниченко даже вводит специальный термин «фиче», как способ организации информации о событии, факте, процессе, ситуации, личности. Несмотря на то, что все эти новые мультимедийные форматы основаны на визуализации, связующим звеном, объединяющим все модули «длинного текста», становится Слово, а цифровые технологии лишь подчеркивают его универсальность, его безграничные возможности, его авторитет. И.В. Анненкова справедливо замечает, что для журналиста «основным атрибутом бытия человека будет речевая, дискурсивная деятельность, т.к. именно язык является главным его инструментом в процессе медийной коммуникации»2. В творчестве того или иного публициста формируется «стилистическая модель» (Л.Г. Кайда), отражающая его тематические, жанровые, языковые предпочтения. Иначе эту модель называют идиостилем, который определяет отбор языковых средств, их систематизацию, способы комбинирования.
Наиболее узнаваемы стилистические модели, идиостиль колумнистов - Александра Гениса, Ирины Петровской, Михаила Леонтьева, Дмитрия Быкова, Максима Соколова и др. Это не исключает каких-то общих черт, Е.А. Барашкина выделяет стилистические доминанты колумнистики: «Колонка как вид медиатекста, несмотря на разнообразие оригинальных авторских стилей, обладает стилистическим своеобразием, обусловленным её сущностными характеристиками, среди которых -
1 Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века): Научное издание. СПб., 2002. С. 50.
2 Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. С. 108.
концептуально-эмоциональное осмысление действительности, авторское мнение как предмет колонки, парадоксальность, диалогичность. К стилистическим доминантам колонки можно отнести, на наш взгляд, активное обращение колумнистов к стилистическим приемам, которые разрушают известный автоматизм речевой коммуникации, связанный с воспроизводимостью языковых единиц. Среди подобных приемов, часто встречающихся в современных текстах, окказиональное словообразование, индивидуально-авторские метафоры и антосинонимы»3. Однако наличие таких доминант не противоречит оригинальности и узнаваемости идиостиля хотя бы потому, что «авторское "я" в такого рода текстах многоликое и объемное»4, что язык обеспечивает бесконечное многообразие средств, приемов и методов, позволяющее создавать самые разные стилистические авторские модели.
Например, идиостиль Дм. Быкова весьма узнаваем, хотя и оценивается неоднозначно. Особенно ярко его риторическая позиция проявляется на лексическом и стилистическом уровнях. Главной особенностью авторской позиции Дм. Быкова можно назвать экспрессивно-оценочный анализ наиболее значимых событий, явлений, фактов, героев, но степень их значимости определяется субъективно. Среди самых заметных приемов индивидуального стиля этого колумниста-сатирика можно выделить такие: «большое количество метафор, в том числе ономастических; в частности, метонимия как способ и обезличивания презрительного отношения к объекту; смещение (иногда разрушение) фразеологических стандартов; нарушение фонетической, грамматической, лексико-фразеологичес-кой (прибавление, убавление, перенос), синтаксической нормы; словомейкество; речевая агрессия -грубые просторечные выражения, навешивание ярлыков, сниженная лексика и жаргон»5. А вот идиостиль М. Соколова характеризуется прежде всего интертекстуальностью, что порой затрудняет понимание авторского текста, а также «иронический цинизм» (Э.В. Чепкина), чаще всего основан-
3 Барашкина Е.А. Стилистические доминанты колумнистики // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года // http://jf.spbu.ru/ conference/6860/6875 .html
4 Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008. С. 148.
5 Выровцева Е.В. Идиостиль как выражение позиции автора (на примере публицистики Дм. Быкова) // Коммуникация в современном мире: Материалы Всероссийской научно -практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 16-17 мая 2014 г. / Под общей ред. профессора В.В. Тулупова. Ч. I. Воронеж, 2014. С. 142-144.
ный на стилистическом контрасте.
Приведем примеры публицистического творчества, где узнаваемый стиль автора основан на взаимодействии разных знаковых систем. Полная креолизация вербальных и визуальных элементов делает узнаваемым стиль зарисовок Юрия Роста. Креолизованным текстом принято обозначать «сложное текстовое образование, в котором "вербальные" и "иконические" высказывания образуют одно визуальное структурное целое, оказывающее комплексное, прагматическое воздействие на адре-сата»1. Пространственное расположение элементов в зарисовках Ю. Роста обусловлено коммуникативным назначением текста, его содержанием, полиграфическими принципами, исторической традицией, авторским стилем. Практически ни одна зарисовка Юрия Роста не обходится без изображения пейзажа, а в одном из материалов серии «Групповой портрет на фоне мира» можно прочесть: «Тучи, изнемогая от тяжести, к вечеру добрались до Хевсуретии и, остановившись, свалили с плеч темень на сложенные из плоских камней дома, ставшие спина к спине в узком ущелье. В остатке дня показалось, что тонущая во мгле крепость выше гор. Темнота сходилась над Шати-ли. Еще были видны полтора десятка жителей, ослики, лошади и мэр деревни-крепости Ираклий Чинчараули, но обман масштаба исчезал, и это ощущалось как личная потеря» (Новая газета. 22.02.08). Вербальная часть превращается в комментарий к фотографии, который должен подчеркнуть значимость и необычность фотографии. И публицистический образ, и публицистический стиль отражают отношение автора к герою и к окружающему миру: это наполненное лиризмом восхищение человеком и природой, а в то же время трагическое мироощущение от потери гармонии и красоты. Эмоционально насыщенные фотообразы гармонируют с экспрессивной лексикой: «изнемогая от тяжести», «ощущалась личная потеря», «восторженные слушатели, блестящая критика», «облака всплывали, и ветер уносил их в море, открывая нещадному солнцу красную сухую землю».
Связность между вербальными и икониче-скими компонентами в зарисовках Ю. Роста проявляется на трех уровнях: содержательном, содержательно-языковом и содержательно-композиционном. Точно на таком же принципе основано объединение разных знаковых систем в публицистике А. Бильжо. Так, в рубрике «Визит Бильжо» (журнал «Вокруг света») позиция автора проявляется уже на уровне выбора жанра репортажа, который гармонично объединяет факты, детали и об-
1 Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. 1996. №5. С. 75.
разно-выразительные средства. Текст А. Бильжо занимает разворот и включает рисунки, что стилизует материал под записи из блокнота путешественники, а объединяет рисунки и вербальную часть оригинальный авторский стиль, благодаря которому на основе традиционного репортажа создается новый авторский жанр. Обобщая огромное количество разных фактов, мнений, точек зрения, Бильжо не стремится к объективности, к беспристрастности. А Бильжо как в тексте, так и в иллюстрациях использует такие средства выразительности, как метафора, сравнение, гипербола, экспрессивная оценка, перифраз, ирония. Реальное путешествие превращается в публицистический текст, в объемный образ, который включает личные воспоминания автора, обращение к личному опыту, интертекстуальные ассоциации. Рисунки Бильжо - своеобразные иллюстрации, выражающие личностное отношение автора к увиденному: вместо привычных фотографий памятников читателю предлагаются шаржевые, схематичные зарисовки с оригинальным комментарием.
Креолизация занимает сособое место и в авторских материалах «Новой газеты», где замечательные карикатуры Петра Саруханова не просто иллюстрируют журналистский текст Дмитрия Быкова или Ирины Петровской, но и активно участвуют в создании публицистического образа и публицистического стиля: «Авторская оценка изображаемого всегда связана с поиском адекватных способов выражения. Способы выражения этого отношения и оценки могут быть различными, избирательными для каждого автора и разновидности текста, они мотивированы и целенаправлены»2. Избалованный разнообразием форматов и уставший от новостного потока представитель массовой аудитории сегодня ищет своего автора, который бы смог обеспечить не только актуальную, полезную, интересную информацию, но и удовольствие от чтения, от общения и со-творчества: «когнитивной деятельности субъекта, начальным этапом которой является восприятие, а результатом - осмысливание текста»3.
Таким образом, цели и задачи современного автора - создателя журналистского текста, его мировоззрение и эстетические предпочтения обязательно находят отражение в особенностях стиля.
Формирование авторского стиля молодого журналиста начинается уже в стенах вуза. Одной из методик достижения вышеобозначенной цели является, на наш взгляд, методика «Зерка-
2 Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003. С. 97.
3 Кузьмина Н.А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены языка и культуры в интертекстуальной интерпретации. М., 2011. С. 67.
ло инновационных преобразований в практике». В основу данной методики была положена идея коллектива авторов Т.В. Светенко, И.В. Галков-ской, Е.Н. Яковлевой. Данная методика позволяет студенту быстро и эффективно планировать свою деятельность, разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу к каждому из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате. Внедрение данной методики позволит студентам самостоятельно проектировать свою образовательную траекторию, индивидуальный план своего профессионального становления, формирования своего авторского стиля.
Общий план методики:
1. Постановка проблемы;
2. Причины;
3. Цель;
4. Задачи;
5. Мероприятия;
6. Ресурсы;
7. Продукт;
8. Критерии эффективности;
Рассмотрим данную методику подробнее.
Постановка проблемы. Здесь кратко формулируется суть проблемы. Для этого нужно задать вопрос: «Что меня волнует в профессиональной деятельности?» Например: «как найти свой способ создания «послания» массовой аудитории?». На данном этапе преподаватель может оказать помощь студенту в осознании проблемы и в ее формулировке. Важно, чтобы проблема была обозначена четко и кратко.
Причины формулируются через «не» и «нет». Их может быть несколько. Например:
1. Я не знаю, как найти и освоить яркие элементы - вербальные, визуальные, мультимедийные, способные одинаково эффективно участвовать в создании медиаобраза;
2. Я не знаю, как сделать свой индивидуальный авторский стиль узнаваемым.
При формулировании причин рекомендуется оставлять только те, на которые сам студент может повлиять. Не имеет смысла формулировать причины, на которые невозможно повлиять.
Цель - это то, что отражается как в зеркале от проблемы. «Цель - это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - отсутствие информации о своем стиле журналистской работы, своем способе создания «послания» массовой аудитории, то цель - это получить информацию о своем авторском способе создания «послания» массовой аудитории.
Задачи - это зеркальное отражение причин. Сколько было причин, столько должно
быть и задач. Например:
1. Я не знаю, как найти и освоить яркие элементы - вербальные, визуальные, мультимедийные, способные одинаково эффективно участвовать в создании медиаобраза - задача: узнать, как найти и освоить яркие элементы - вербальные, визуальные, мультимедийные, способные одинаково эффективно участвовать в создании медиаобраза;
2. Я не знаю, как сделать свой индивидуальный авторский стиль узнаваемым - задача: узнать, как сделать свой индивидуальный авторский стиль узнаваемым;
Мероприятия. Для того, чтобы запланировать мероприятия, необходимо ответить на вопрос: «Как решить поставленную задачу? Какие нужны для этого действия?» Каждая задача решается в несколько этапов. Эти этапы и есть мероприятия. Придумать мероприятия не сложно, гораздо сложнее их выполнить. Должны быть определены и сроки исполнения. Приведем примеры.
Задача: узнать, как найти и освоить яркие элементы - вербальные, визуальные, мультимедийные, способные одинаково эффективно участвовать в создании медиаобраза.
Мероприятия:
1. Найти в литературе информацию о вербальных, визуальных, мультимедийных средствах создания медиаобраза.
2. Посетить тренинг или мастер-класс известного журналиста.
3. Пройти индивидуальную консультацию у преподавателя.
4. Изучить идиостиль колумнистов -Александра Гениса, Ирины Петровской, Михаила Леонтьева, Дмитрия Быкова, Максима Соколова и др.
Ресурс - это то, чем мы обладаем для решения проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Ресурсы бывают внешние (литература, информационные технологии, время) и внутренние (желание, мотивация).
Продукт. Продуктом можно считать то, что получаем от решения проблемы. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что нового появится в моей профессиональной деятельности? В жиз ни?» Продукт формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос «кто»? «что»? В нашем примере продуктом будет индивидуальный авторский стиль. Кроме основного продукта, студент получает и дополнительные продукты: конспекты, набор методик, материалы для написания статей и т.п.
Критерии эффективности. Чтобы заполнить этот пункт, нужно ответить на вопрос «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю,
что продукт хороший?». В нашем примере крите- 4. Умение создавать узнаваемые тексты.
риями эффективности могут быть: Здесь педагогу важно подобрать комплект
1. Умение анализировать медиатексты и контрольно-измерительных материалов, для выявлять особенности авторского стиля. оценки эффективности проделанной студентом
2. Знание стилистического своеобразия самостоятельной работы. Результаты оценки колонки, как вида медиатекста. преподавателя целесообразно сравнивать с ре-
3. Умение создавать медиаобразы с ис- зультатами самооценки студента. пользованием различных средств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимова, Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. - 1996. - №5.
2. Анненкова, И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский апескт языка СМИ. - М.,
2011.
3. Барашкина, Е.А. Стилистические доминанты колумнистики // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года. - URL: http ://jf. spbu. ru/conference/6860/6875. html
4. Валгина, Н.С. Теория текста. - М., 2003.
5. Витковская, Н.Г. Использование технологии проблемного обучения при подготовке журналистов // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - №4(14). Том 2. - С. 77-85.
6. Выровцева, Е.В. Полистилизм как особенность современного публицистического дискурса // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года. - URL: http://jf.spbu.ru/conference/6860/6875.html и др.
7. Выровцева, Е.В. Идиостиль как выражение позиции автора (на примере публицистики Дм. Быкова) // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 16-17 мая 2014 г. / под общей ред. профессора В В. Тулупова. Ч. I. - Воронеж, 2014. - С. 142-144.
8. Дорощук, Е.С. Стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансформации профессии // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. -№ 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 372-376.
9. Исакова, Т.Б. Самообразование - одна из стратегических целей модернизации отечественного профессионального образования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - №4(14). Том 2. - С. 93-101.
10. Кайда, Л.Г. Авторская позиция в публицистике (функционально-стилистическое исследование современных газетных жанров): автореферат дис. - М, 1991.
11. Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М, 2008.
12. Коньков, В.И. Структура медиасферы в аспекте категории стиля // Международный научный форум «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 13-14 апреля 2017 года. - URL: http ://jf. spbu. ru/conference/6860/6875. html
13. Кройчик, Л.Е. Автора! (стратегические ресурсы воздействия на аудиторию // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа): тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, 2009. - C. 6-9.
14. Кузьмина, Н.А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены языка и культуры в интертекстуальной интерпретации. - М., 2011. - С. 67.
15. Полонская, О.Е. Стиль как прототипическая категория гуманитарных наук (системно-терминологический аспект): автореферат дис... - Краснодар, 2007. - С. 4.
16. Распопова, С.С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - T. 4. № 2. - С. 151, 149-158.
17. Сметанина, С.И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и системе журналистики XX века) //Научное издание. - СПб., 2002.
18. Современное журналистское образование: компетентностный подход [Текст] / под ред. Г.В. Лазутиной - М.: МедиаМир, 2011. - 230 с.
19. Солганик, Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. - 2001. - № 3.
20. Чепкина, Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). - Екатеринбург, 2000.
21. Чичерина, Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности //
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 2, 2017 Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2007. № 47, т. 9. С. 159-165.