Научная статья на тему 'Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников'

Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА РЕБЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / АВТОРСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МЫ ВМЕСТЕ!"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горланова Светлана Алексеевна

Одним из приоритетов утвержденных ФГОС начального общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. На примере своей воспитательной программы «Мы вместе!» автор знакомит с собственным опытом организации воспитательной работы в начальном звене общеобразовательной школы, направленной на развитие личностных и социальных навыков учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горланова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников»

Одним из приоритетов утвержденных ФГОС начального общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. На примере своей воспитательной программы «Мы вместе!» автор знакомит с собственным опытом организации воспитательной работы в начальном звене общеобразовательной школы, направленной на развитие личностных и социальных навыков учащихся.

Горланова Светлана Алексеевна

учитель начальных классов МОУСОШ №5 г. Королёв Московская область

Федеральные образовательные стандарты -мода или необходимость?

Как известно своим приказом № 373 от 06 октября 2009 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило федеральный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС). Пока только для начального образования. Остальные на очереди.

И эти стандарты, и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», подписанная Президентом Д.А.Медведевым, рассматривают образование как важнейшую социальную деятельность и ресурс развития гражданского общества, важный фактор решения задач модернизации и развития страны.

Говоря о целях и задачах школьного образования стоит вспомнить о том, что за этими категориями, как правило, скрываются базовые человеческие и общественные ценности, соответствующие знания, умения и навыки, которые учителям надлежит передать подрастающему поколению. Это было во все времена, даже когда это приходилось делать в условиях «руководящей и направляющей» роли партии.

Но я хотела бы остановиться на таких актуальных вопросах, как:

• практика реализации систем но-деятельностного подхода в школе;

• показатели и методы комплексной оценки качества образовательного процесса.

Как следует из содержания ФГОС, системно-дея-тельностный подход, лежащий в основе нового образовательного стандарта, в том числе предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности,

отвечающих современным требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;

• использование стратегии и методов социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

• ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

• признание решающей роли содержания образования (1), способов организации образовательной деятельности (2) и взаимодействия участников образовательного процесса (3) в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

При этом в широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как «умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознатель-

ного и активного присвоения нового социального опыта».

Задачи, безусловно, обозначены масштабные, но, по моему мнению, революционных изменений в подходах и содержании образования в начальной школе в утвержденных стандартах нет, В свое время в советской, а потом и в российской школе было много пе-дагогов-новаторов, чья подвижническая деятельность и нацеленность на приоритет воспитательных начал давала замечательные результаты. Можно привести и «Педагогику сотрудничества» Симона Соловейчика, и «Школу будущего» Владимира Караковского.

Но, пожалуй, впервые за многие годы так системно и так заметно приоритеты в новых стандартах смещены именно на воспитательную работу и дополнительное образование младших школьников. И это, пожалуй, самое главное и ценное.

Зачем, за что и почему...

Можно полностью согласиться с нашим Президентом в том, что «ряд достижений в образовании мы потеряли». Можно понять причины непростого положения дел в нашей школе, которая как увеличительное стекло проецирует те проблемы, которые накопились в обществе.

Но в каких условиях и как на практике учителю обычной российской школы сегодня приходится формировать образовательную среду для развития творческих, свободных и толерантных личностей? Какими средствами и методами он может осуществлять социальное проектирование в наше столь неспокойное время? Сможет ли наша массовая школа и школьное воспитание заполнить социальный ценностный вакуум? Эти и другие вопросы для большинства российских учителей являются не праздными. Актуальными они признаны и в новых стандартах.

Некоторое время назад на аттестации я рассказывала о своей программе и своем опыте воспитания и развития младших школьников, показывала наши достижения и творческие победы детей класса. Все то, что сегодня получило свое отражение в ФГОС.

И получила неожиданную реакцию со стороны представителя нашего педагогического сообщества: «Это ваше хобби. Нам нужны другие результаты».

К сожалению, провозгласив ценности воспитания и развития учащихся, методы оценивания уровня и качества такой работы новый ФГОС дипломатично перевел в категорию «необходимо строить с учетом...». По своей сути система оценивания качества педагогического труда, может оказаться прежней, построенной, в первую очередь, на таких удобных для администраций и считабельных показателях как коэффициент обученности и коэффициент качества, количество отличников и т.п. Сведя тем самым ту важную составляющую в развитии и воспитании всех школьников в уже упомянутый разряд малозначимого учительского «хобби».

Совсем в немногих наших школах выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Чаще всего педагогам приходится решать образовательные задачи с детьми с разными способностями и возможностями, порой даже без какой-либо участия со стороны родителей в школьной жизни своих детей.

В подобных ситуациях одним из немногих действенных путей является формирование комфортной социокультурной среды класса. Той самой среды, в которой дети могут чувствовать себя уютно и раскрепощенно, в которой они смогут познавать, созидать и творить, используя для этого активные игровые формы, творческую атмосферу, новые информационные технологии. Будет ли за этим стоять тьюторство, о котором упомянуто в новых стандартах и котором мало кто имеет представление, или это станет результатом сотрудничества классного руководителя со своими учениками не суть важно.

Важно то, что результатом такого воплощения «педагогики сотрудничества» должна стать эмоционально наполненная среда увлечённых детей, в которой и раскроются их таланты, в которой они будут постигать науку добра и нравственных отношений, узнавать и открывать для себя новые горизонты.

Такая среда станет основой формирования ученического сообщества, построенного на принципах сотрудничества и взаимовыручки, которая эффективно дополнит классно-урочную форму обучения и поможет активно формировать социальные и личностные компетенции у детей младшего школьного возраста.

Из личного опыта

Общеизвестно, что учебная успешность не всегда является залогом социальной успешности человека. Но эмоциональная и ценностная сфера - это фундамент любой активной, творческой, созидательной личности.

Индивидуальные склонности, интеллектуальные и творческие способности учащихся начальной школы наиболее успешно развиваются именно в ситуациях неформального общения, игр, участия в творческих и познавательных мероприятиях. Активизация социальных коммуникаций между детьми в таких мероприятиях наряду с сотрудничеством, стимулирует и здоровую конкуренцию, и соперничество, столь необходимое для их личностного роста. Причем это касается всех без исключения детей, невзирая на социальный статус их родителей, уровень достатка в семье, личностных качеств и способностей ребенка. Тем самым в классе будут созданы благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений: взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности.

На основе обобщения и систематизации своего педагогического опыта была подготовлена воспитательная и развивающая программа младших школьников «Мы вместе!». Основной направленностью этой программы и стало создание той самой комфортной социокультурной среды класса, учитывающей социальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. В основу этой программы легло понимание тесной взаимосвязи и взаимообусловленности эмоционального и интеллектуального развития детей в начальном звене общеобразовательной школы, значительного влияния социального опыта на формирование личностных качества ребенка, сферы его познавательных интересов и его компетенций.

Общие направления программы «Мы вместе!» созвучны тем направлениям и базовым ценностям, которые определены в образовательных стандартах 2-го поколения, Они включают в себя наряду с воспитательным эффектом развитие эстетическо-художественных, эмоциональных, коммуникативных черт личности.

В программе «Мы вместе!» специально не выделяется какое-либо отдельное направление в качестве приоритетного или ведущего. Наоборот, сделана попытка синтезировать и интегрировать все указанные направления в рамках организации сбалансированного учебного и внеурочного процессов обучения, развития и воспитания младших школьников.

Структура программы «Мы вместе!» включает в себя 4 взаимосвязанные основные подпрограммы:

• Подпрограмма «Моя Родина - Россия»;

• Подпрограмма «Как прекрасен этот мир!»,

• Подпрограмма «Деревня Припевайка»,

• Подпрограмма «Шедевры мирового искусства».

Основным содержательным ядром является активное включение детей в мир культуры, народных традиций, мирового и российского творчества, включение их в процесс познания окружающего мира, истории страны, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении актуальных и посильных для детей младшего школьного возраста задач.

Через активное познание как отечественной, так и мировой культуры, истории своей страны, народных традиций, окружающего мира как в рамках классной, так и внеклассной работы формируются условия и предпосылки для эффективного воспитания и развития младших школьников, формирования познавательных мотивов учения.

На протяжении 4-х лет обучения в начальном звене общеобразовательной школы разнообразные мероприятия, проводимые в формате программы «Мы вместе!», позволяют каждому ученику прикоснуться к прекрасному, помогают на эмоциональном уровне познать многие культурные традиции и обычаи своего народа, дают возможность ощутить себя частичкой замечательного мира и великой страны. Терпимость и доверие, взаимоуважение и гуманное отношение друг к другу надолго становятся их жизненной позицией, их внутренней потребностью и нравственным стержнем

А на основе комфортной среды в классе удается снижать факторы риска для многих учащихся класса, активно развивать их познавательные способности, формировать в них нравственные начала,

Другой важной частью достигаемых результатов является формирование эмоционального интеллекта, который в значительной мере развивает многие когнитивные способности и личностные характеристики детей. Это, в первую очередь, касается самосознания, самоконтроля, социальной компетенции, которые определяют целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности.

Проводимый регулярный мониторинг качества знаний, личностных и социальных компетенций учащихся позволяет видеть зримые результаты влияния выбранных форм на развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним навыков.

Во-первых, происходит активное формирование личностных навыков в части:

+ Адекватной самооценки, понимания своих сильных качеств и пределов своих возможностей;

+ Готовности к ответственному поведению, способности к самостоятельным поступкам и пониманию меры ответственности за них;

+ Уверенности в себе и развитию чувства собственного достоинства без «привязки» к социальной среде и количеству отличных оценок в дневнике;

+ Повышения уровня самоконтроля, умения контролировать собственные разрушительные эмоции;

+ Жизненного оптимизма и инициативности, готовности учащихся к активным созидательным действиям, будь то классные, школьные или городские мероприятия;

+ Открытости и отзывчивости во взаимоотношениях в классе, с другими учащимися, взрослыми людьми.

Во-вторых, формируются социальные навыки в части:

+ Принятия нравственных начал; принятия ценностей семьи и общества;

+ Социальной чуткости, умения сопереживать и прислушиваться к чувствам других людей, способности понимать и воспринимать их позицию;

+ Уважительного отношения к своим одноклассникам, учителям, родителям;

+ Успешного управления взаимоотношениями, включая умения инициировать школьные активности, управлять разногласиями и конфликтами, достигать компромиссы;

+ Личных взаимоотношений на принципах уважения и сотрудничества;

+ Способности к формированию работоспособных команд и умения организовывать успешную командную работу.

Наши победы, признания коллег, активная жизненная и созидательная позиция детей класса являются зримым свидетельством эффективности выбранных форм и методов организации воспитательного и образовательного процесса.

Немаловажным является и то обстоятельство, что достигнуты эти результаты в обычной школе и в обычном классе с детьми, многие из которых пришли в школу, имея личностные, психологические и дидактические проблемы. Некоторые дети, к тому же, были слабо адаптированы к школе и в социальном плане. Вера в них, создание комфортной творческой и доброжелательной атмосферы, активное вовлечение всех без исключения детей класса в творческие и учебные проекты и стали необходимым условием в достижении ощутимых и значимых педагогических результатов.

Тех результатов, на которые и нацелены Федеральные образовательные стандарты начального общего образования.

Литература

1. Сайт Федерального государственного образовательного стан да рта : http://standart. edu. ru

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

3. Редакторская статья «Следующий век станет веком педагогики сотрудничества». Газета «Первое сентября». http://ps.1september.ru/1999/03/2-1.htm

4. Каракоеский В.А. «Школа будущего - школа воспита-ния». http://karakovski.msk.ru/page.php?id=6

5. Горланова С.А. Воспитательная и развивающая программа «Мы вместе!» http://www.sgorlanova.ru/index/ programma_quot_my_vmeste_quot/0-6

6. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе-2010. -№3.

В статье представлены подходы к развитию познавательной самостоятельности учащихся путем использования технологии дистанционного обучения.

Сидоренко Анна Феликсовна

кандидат педагогических наук, доцент зам. директора лицей № 130

г. Екатеринбург, Свердловская область Нсе_П30 @таП.ги

,-------------------------------------.------------------------------|

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕРКУ ИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Может ли использование различных элементов дистанционного образования способствовать формированию необходимых компетентностей выпускников?

Ключевые слова: дистанционное обучение, саморегуляция, самообразование, познавательная мотивация

Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом обновления знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Одним из вариантов выхода из этого противоречия является организация самостоятельной работы учащихся, которая способствует развитию их способностей к саморегуляции и самообразованию. Организованная определённым образом, такая работа способна сформировать внутреннюю потребность в знаниях, потребность в их углублении и расширении, но только в том случае, если работа учащихся будет оцениваться. Организация проверки и учёта знаний, полученных в ходе самостоятельной работы, существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы задание было прове-

рено, чтобы за процессом их труда следили, замечали ошибки и способствовали быстрому их исправлению. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения может быть осуществлена через проверку их знаний, умений и навыков (ЗУН). Проверка ЗУН является одним из важнейших структурных элементов процесса обучения. Если не понимать функцию проверки ЗУН узко, только как контролирующую, а в полной мере использовать её воспитывающую, обучающую и ориентирующую функции, создать условия для активного и сознательного участия школьников в процессе самой проверки, можно значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и, как следствие, повысить качество образования, а так же создать условия для формирования познавательной самостоятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.