Научная статья на тему 'Коллективное творчество как метод формирования ключевых компетенций в детском театре моды «Берегиня»'

Коллективное творчество как метод формирования ключевых компетенций в детском театре моды «Берегиня» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА / ДЕТСКИЙ ТЕАТР МОДЫ / ТРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганова М. В., Пономарева Е. В.

Статья посвящена проблемам формирования ключевых образовательных компетенций у учащихся детского театра моды. Авторы показывают, что организация коллективного творчества, соблюдение необходимого ряда условий способствует формированию ключевых компетенций. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективное творчество как метод формирования ключевых компетенций в детском театре моды «Берегиня»»

нопедагога // Учитель-дефектолог: проблемы подготовки. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ имени В.И. Ленина, 1989. - 215 с.

4. Лынская М.И. Информационные технологии в контексте подготовки бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования / М.И. Лынская // Логопедия сегодня. - 2010. - N 1 (январь-март). - С. 29-32.

5. Рау Ф.А. Профиль подготовки специалиста-логопеда / Ф.А. Рау // Логопедия сегодня. - 2010. - N 1 (январь-март). - С. 33-36.

6. Шипилова Е.В. Особенности подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с речевыми нарушениями // Школьный логопед. - 2005. -№ 2. - С. 23-27.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДЕТСКОМ ТЕАТРЕ МОДЫ «БЕРЕГИНЯ»

© Цыганова М.В.*, Пономарева Е.В.*

Детско-юношеский центр Волгограда, г. Волгоград

Статья посвящена проблемам формирования ключевых образовательных компетенций у учащихся детского театра моды. Авторы показывают, что организация коллективного творчества, соблюдение необходимого ряда условий способствует формированию ключевых компетенций. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетенции.

Ключевые слова: ключевые образовательные компетенции; продукт коллективного творчества; детский театр моды; три образовательных модуля.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Жан Жак Руссо видел в ребенке существо особой телесной и духовной организации. При формировании и развитии ребенка следует учитывать его

* Заведующий отделом, педагог дополнительного образования.

* Педагог дополнительного образования, педагог-организатор.

возраст и интересы, организовывать его побудительные условия для поступков и суждений так, чтобы обеспечить переход от естественного, природного состояния к состоянию общественному [1].

На занятиях детского театра моды главной целью является развитие мотивации включения личности в многогранную, интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Следовательно, вытекает ряд задач перед педагогом, родителями и обучающимися: раскрытие позитивного внутреннего мира ребенка, желания творить, научиться достигать поставленной в творческом поиске проблемы.

В театре моды главная задача научить создавать продукт коллективного творчества: идея + коллекция + технология + представление коллекции на сцене, то данная задача оказывается достаточно сложной. У учащихся должно формироваться понятие, что только цельный образ донесет главную мысль идеи коллекции до зрителя.

В детский театр моды приходят дети с разной подготовкой, не технологической подготовкой, а подготовкой внутреннего мира ребенка. Современные дети хотят жить в коллективе, очень хотят что-то придумывать, творить, что-то изменить в своем представление о жизни на данном этапе. Они хотят пробовать собственные силы не в конкретном виде творчества, а в самоидентификации в современном обществе.

Педагоги выстраивают отношения с родителями и ребенком так, чтобы был найден взаимный контакт для создания условий формирования и развития ключевых компетенций будущего выпускника.

Особое место в образовательном процессе Детского театра моды занимает коллективное творчество.

Для развития ключевых компетенций по созданию коллективного творческого продукта (коллекции моделей одежды или изделия декоративно-прикладного творчества) необходимы следующие условия:

- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

- предлагать детям больше делать свободных зарисовок, эскизов, словесных, звуковых образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон общения - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

- для внесения большего разнообразия в жизнь детского коллектива и изучения творческих способностей детей использовать психологические «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, зрительными образами, тактильными ощущениями.

В коллективе эти качества приобрести проще, а в творческом коллективе вдвойне. Дети в процессе общения учатся помогать друг другу, подсказывают, как легче преодолеть страх, волнение на репетициях и выступлениях.

Таким образом, при формировании ключевых компетенций, возможна своевременная помощь педагога в продвижение обучающегося, основные пробелы и успехи в освоении коллективно-творческой деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится обучающийся той или иной ступени обучения.

Объектами оценки являются портфолио деятельности обучающегося, а также наблюдение за презентацией творческого продукта на сцене, работой в группе и консультацией.

На занятиях Детского театра моды обучающиеся, осваивая такие сферы жизнедеятельности как коммуникация, творчество и познание, овладевают ключевыми образовательными компетенциями:

1. коммуникативные (освоение социальных ролей при презентации коллективного творчества на сцене, развитие социальной активности при работе над коллективным творческим продуктом, овладение навыками работы в коллективе);

2. личностного самосовершенствования (самоутверждение, развитие критического и креативного мышления, инициативы, мотивации к самостоятельной деятельности в создании творческого продукта на любом этапе его создания);

3. ценностно-смысловые (формирование новых смыслов при работе над концепцией создания творческого продукта, ориентации в мире современных технологий и модной индустрии, принятие решений нестандартных и проблемных ситуациях);

4. общекультурные (ситуация успеха для здорового образа жизни, ориентация в социокультурной среде).

В Детском театре моды три возрастных группы обучающихся, и, согласно образовательной программы, определены три образовательных модуля: обучающе-развивающий, овладение мастерством, творческий модуль.

Уровни сформированности ключевых компетенций выделены сообразно возрасту обучающихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетенции на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). На занятиях в театре моды по образовательным модулям предполагается, что первый уровень осваивается обучающимися в начальной школе, второй - в 5-8 классах, третий - в 9-11 классах.

Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетенций при оценке любой деятельности обучающихся, а в данном конкрет-

ном случае коллективной творческой деятельности и критерии оценки, позволяют помочь в продвижении обучающегося к формированию ему необходимых компетенций.

Достаточно часто на занятиях дети произносят такие фразы: «не могу», «у меня не получиться», «я не умею». На что педагоги говорят: «Ты пришел к нам, чтобы научиться, познакомиться, попробовать...», «Если бы ты уже все умел, не пришел бы к нам.», «Я тоже думала, что не умею, а попыталась, и у меня получилось!», «Ты попробуй, а я помогу!». Здесь очень тонкая грань, необходимо уметь и успеть услышать и разрешить проблему каждого отдельного ребенка. Психотипы у детей бывают разные: лидеры и псевдолидеры, скромные и замкнутые, и все в одном коллективе. Необходимо учитывать и возрастную психофизиологию. В зависимости от возрастного периода жизни меняются жизненные приоритеты, ценности, взгляды.

Из этого вытекает потребность в овладении разного рода компетенциями:

- открытие знаний - творческое самовыражение: изготовление сю-жетно-ролевых игрушек-закруток, моделирование исторической реальности, взаимодействие педагог-ребенок-родитель (обучающе-развивающий модуль);

- творческое саморазвитие - работа с темой, эскизы моделей одежды по заданной теме, формирование образного мышления, овладение палитрой технологических умений (модуль - овладение мастерством);

- творческое самовыражение - создание авторских коллекций, работа в коллективе и с коллективом, поразить воображение зрителя и показать богатство формы в моделях одежды (творческий модуль).

При работе над созданием и воплощением идеи коллекции ребенок проживает полную непредсказуемых событий жизнь. Ему необходимо решить такие задачи: будет ли у него помощник в создании эскизов, весь коллектив детей будет участвовать в изготовлении его коллекции, какая музыка будет сопровождать показ коллекции, какие идеи могли бы возникнуть для построения выхода этой коллекции, и, наконец, решительная задача, кто, подходящий по образу сможет участвовать при демонстрации коллекции. И все эти задачи мы обсуждаем с детьми на занятии, объясняя друг другу насколько важна помощь коллектива в решении данного вопроса. Дети оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность, здесь они могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

В связи с этим, в процессе занятий, выделяются следующие группы учащихся: сценичные, способные к демонстрации одежды; достигшие мастерства в пошиве одежды; способные к постановке сценического действия; создающие образ модели; умеющие создавать авторские коллекции.

Независимо от группы, ребенок совершенствуется в рамках базисного уровня усвоения образовательного курса. Это позволяет учащимся удовле-

творять и реализовывать полностью свои индивидуальные потребности и амбиции в личном пространстве.

Умеющий учиться приобретает:

1. Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы понять новую тему разработки творческого продукта и ответить на первый вопрос самообучения: умение самостоятельно критически мыслить, через какие ассоциации рассматривать тему?

2. Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного процесса, как подойти к созданию творческого продукта, какие технологии использовать?

Список литературы:

1. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х томах / Ж.Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 653 с.

2. Архив Образцового детского коллектива «Театр моды «Берегиня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.