Научная статья на тему 'Научно-педагогическое сотрудничество вуза с учреждениями дополнительного образования школьников как инновационный ресурс формирования единого образовательного пространства'

Научно-педагогическое сотрудничество вуза с учреждениями дополнительного образования школьников как инновационный ресурс формирования единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / AUTHOR''S EDUCATIONAL PROGRAMS / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ASPECTS OF COOPERATION / TECHNICAL AND DECORATIVE ARTS / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зименкова Ф. Н., Чернецова Н. Л.

Анализ опыта научно-педагогического сотрудничества факультета технологии и предпринимательства МПГУ с учреждениями дополнительного образования, в котором активно используется научный потенциал преподавателей университета и педагогов дополнительного образования школьников с целью формирования единой образовательно-воспитательной среды. Это сотрудничество охватывает разнообразные сферы образовательного пространства. Тесное взаимодействие образовательных учреждений помогает решать многие научно-практические проблемы, дополнять и обогащать друг друга в образовательном, научно-педагогическом и интеллектуальном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зименкова Ф. Н., Чернецова Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое сотрудничество вуза с учреждениями дополнительного образования школьников как инновационный ресурс формирования единого образовательного пространства»

Зименкова Ф.Н.1, Чернецова Н.Л.2 ©

'Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания ОТД и ТО, зам. декана по научной работе; 2кандидат педагогических наук, доцент кафедры машиноведения, 1,2 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», 2учитель технологии и черчения НОУ СОШ «Интеграция»,

г. Москва

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация

Анализ опыта научно-педагогического сотрудничества факультета технологии и предпринимательства МПГУ с учреждениями дополнительного образования, в котором активно используется научный потенциал преподавателей университета и педагогов дополнительного образования школьников с целью формирования единой образовательно-воспитательной среды. Это сотрудничество охватывает разнообразные сферы

образовательного пространства. Тесное взаимодействие образовательных учреждений помогает решать многие научно-практические проблемы, дополнять и обогащать друг друга в образовательном, научно-педагогическом и интеллектуальном плане.

Ключевые слова: грани сотрудничества, техническое и декоративно-прикладное творчество, авторские образовательные программы, современные педагогические технологии, единое образовательное пространство

Keywords: aspects of cooperation, technical and decorative arts, author's educational programs, modern educational technologies, unified educational space

Дополнительное образование детей и молодежи на современном этапе развития общества рассматривается как «важнейшая составляющая образовательного пространства» и выступает одной из приоритетных составляющих в системе непрерывного вариативного образования, занимая в нем ведущие позиции.

Принимая вызовы времени и реализуя потребности школьников в творчестве, в профессиональном самоопределении, учреждения дополнительного образования предлагают сегодня разнообразные образовательные программы, направленные на развитие творческого потенциала подростков, так необходимого им в реальной взрослой жизни.

Очевидно, что сегодня дополнительное образование подрастающего поколения объективно играет роль одного из общественных институтов, способных, включить подростков в разнообразные виды творческой деятельности, которые могут удовлетворить и развить их способности, а также оказать помощь в их профессиональном самоопределении. А привлечение инновационных ресурсов, применение современных образовательных технологий для развития детей, создают реальные условия для организации процесса обучения на качественно новом уровне, содействуя преемственности общего и дополнительного образования, формированию единой образовательно-воспитательной среды, основанной на общечеловеческих ценностях.

В связи с этим опыт научно-педагогического сотрудничества факультета технологии и предпринимательства МПГУ с учреждениями дополнительного образования, в котором в полной мере используется научный потенциал преподавателей факультета и педагогов дополнительного образования школьников для формирования единой образовательно-воспитательной среды наших учреждений, заслуживает определенного внимания.

На протяжении многих лет факультет технологии и предпринимательства Московского государственного педагогического университета активно сотрудничает с Центром

© Зименкова Ф.Н., Чернецова Н.Л., 2014 г.

художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) и Центром детского творчества «На Псковской» СВАО г. Москвы.

В настоящее время сотрудничество охватывает разнообразные сферы

образовательного пространства, в котором участвуют преподаватели нашего факультета, педагоги Центров дополнительного образования, студенты факультета технологии и предпринимательства и школьники. Тесное взаимодействие этих образовательных учреждений помогает решать многие научно-практические проблемы и дополнять друг друга в образовательном, научно-педагогическом и интеллектуальном плане. Так, например, на базе Центра детского творчества «На Псковской» факультет организовал экспериментальную площадку, в которой успешно отрабатывается модель структуры дополнительного образования школьников [3, с.141], в декабре 2013 года доцент кафедры методики преподавания ОТД и ТО Зименкова Ф.Н. подготовила и провела научно-методический семинар для педагогов дополнительного образования на тему: «Методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности в дополнительном образовании школьников»; на базе Центра художественного образования МГДД(Ю)Т регулярно проводятся традиционные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, в котором принимают активное участие преподаватели и студенты факультета, ведущие педагоги Центра дополнительного образования, а также школьники НОУ СОШ «Интеграция».

В новом учебном году наметились новые горизонты сотрудничества с отделом технического творчества МГДД(Ю)Т. Впервые студенты старших курсов ФТиП проходят на базе этого отдела педагогическую практику, где вместе с опытными педагогами дополнительного образования обучаются сами, совершенствуя свои профессиональные и технологические компетенции в секциях начального авиа-, авто-, судомоделирования. На кружковых занятиях студенты собственными руками учатся конструировать и строить модели планеров, самолетов, автомобилей, судов; продолжают знакомиться со свойствами и особенностями технологии обработки используемых материалов, учатся правильно использовать разнообразные материалы и инструменты, а затем успешно применяют полученные знания и практические навыки в обучении этому школьников.

Приоритетными направлениями научно-педагогического сотрудничества

образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного образования является обновление содержания дополнительного образования детей Центров, поиск дополнительных ресурсов для развития инновационной базы учебных заведений, повышения квалификации работников образования, внедрение интерактивных педагогических технологий обучения. А также разработка, рецензирование и популяризация современных авторских образовательных программ, проведение педагогической экспертизы учебных пособий по технологическому образованию и декоративно-прикладному творчеству студентов и школьников, освещение передового опыта научно-педагогической деятельности преподавателей факультета и педагогов дополнительного образования, и совместная издательская деятельность.

Актуальность тесного взаимодействия ФТиП МИГУ с учреждениями дополнительного образования состоит сегодня и в том, что на факультете в 2012-2013 учебном году введена новая специализация «Технология и дополнительное образование», которая привнесла и новые формы сотрудничества, направленные на различные виды совместной деятельности в решении актуальных научно-педагогических проблем.

Нельзя не отметить и такие формы совместной работы, как проведение методических и обучающих семинаров для учителей школ, участие в работе городских конференций проектно-исследовательских работ в области искусства костюма, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, методических объединениях, выставках детского творчества. А также участие в выездных экспедициях в различные регионы нашей страны для сбора материалов по декоративно-прикладному творчеству и пр.

Плодотворное сотрудничество ФТиП университета с Центром детского творчества «На Псковской» и ЦХО, ОТТ МГДД(Ю)Д, помогает преподавателям вуза и педагогам Центров в полной мере реализовать свой научный потенциал для формирования единого

образовательного пространства учреждений общего и дополнительного образования, и успешно формировать творческую личность современного школьника и будущего педагога, осуществляя в своей работе преемственность программ обучения общего и дополнительного образования, углубляя знания молодежи в области декоративно-прикладного и технического творчества, технологической культуры и технологического образования на современном этапе развития общества [6, с.206].

Педагоги Центров являются постоянными участниками международных и общероссийских научно-практических конференций, круглых столов, проводимых на факультете технологии и предпринимательства МПГУ, авторами актуальных научно-методических статей в научных сборниках.

В свою очередь, преподаватели факультета принимали активное участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «МГДД(Ю)Т в системе

дополнительного образования детей: история и современность», посвященной 75-летию Дворца детского творчества (ноябрь 2011г.), и VI Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», которая проходила в ноябре 2012 г. в МГДД(Ю)Т. Стало также традиционным участие наших преподавателей и выпускников факультета в работе российских семинаров для руководителей театров моды «Новые тенденции в дизайн-образовании и дизайн-моделировании костюма».

Педагоги Центров детского и художественного творчества совместно с преподавателями университета проводят большую учебно-исследовательскую и воспитательную работу со школьниками, используя в своей деятельности проектно-исследовательские, продуктивно-творческие, информационно-коммуникационные, игровые образовательные технологии. Это позволяет каждому ребенку максимально проявить свои творческие возможности, выбирать интересующий его конкретный вид деятельности, который, как показало время, превращается в дальнейшем - в профессию.

Многие воспитанники ЦХО МГДД(Ю)Т связали свою жизнь с модной индустрией, легкой промышленностью, педагогической деятельностью. Сегодня они являются студентами техникумов легкой промышленности №5, №24, Московской государственной академии технологии и дизайна, Московского текстильного университета имени А.Н.Косыгина, факультета технологии и предпринимательства МПГУ и др. [2, с.206].

Рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как одну из приоритетных интерактивных образовательных технологий, усиливающих результативность процесса обучения и преемственность дополнительных образовательных программ, преподаватели факультета принимают ежегодное участие в работе жюри городских конференций проектно-исследовательских работ в области искусства костюма ЦХО МГДД(Ю)Т, а с 2013 года в области моды и дизайна.

Лауреаты городской конференции проектно-исследовательских работ в области истории костюма в 2012-2013 году учащиеся Воеводина Люба (тема проекта: «Льняная палитра (на основе разработки коллекции «А-лён-А»), Карпухина Света (тема проекта: «Параллели моды: сравнительный анализ творчества Надежды Ламановой и Поля Пуаре») стали победителями конференций по различным направлениям исследовательских работ МГДД(Ю)Т. В рамках программы «Одарённые дети» и активного сотрудничества МГДД(Ю)Т с «МИЛСЕТ» в сфере развития научной культуры молодёжи, Карпухина С. и Воеводина Л. приняли участие в 2013 году в работе Международной конференции в Бельгии, где выступали в Брюсселе со стендовыми докладами и проводили мастер-классы для всех желающих.

В настоящее время Центр художественного образования МГДД(Ю)Т предоставляет широкий спектр образовательных программ художественного и технического творчества. Здесь работают службы информационно-методического обеспечения, социокультурных программ, психологической поддержки молодежи, действует городское методическое объединение педагогов дополнительного художественного образования. Педагогами-организаторами проводится большая работа на уровне города и в рамках различных межрегиональных и международных проектов.

ЦДТ «На Псковской» также проводит свою образовательную деятельность по семи направленностям: техническое творчество, краеведение и страноведение, физическое совершенствование, художественно-эстетическое воспитание, эколого-биологическая и естественнонаучная деятельность и дошкольное образование, реализуя весь спектр содержания дополнительного образования.

Педагогическим коллективом разработан инновационный проект «ЦДТ - центр социализации субъектов образования». В рамках проекта создана комплексная целевая программа, целью которой является создание единого воспитательного пространства в районе «Лианозово», содействующего саморазвитию личности детей и подростков, организация профилактической работы и защиты детства. Среди обучающихся в Центре дети из 17 школ Северо-Восточного административного округа г. Москвы.

Сегодня в ЦХО, ОТТ МГДД(Ю)Т и ЦДТ на «Псковской» получают дополнительное образование по разным направлениям дети в возрасте от шести до восемнадцати лет.

Преподавателям факультета и педагогам дополнительного образования ЦДТ удалось создать удивительную образовательную среду, пропитанную духом творческого сотрудничества, взаимопомощи, которая дает заряд для профессионального и творческого роста по всем направлениям деятельности.

Педагоги Центров неоднократно участвовали в конкурсах профессионального мастерства, становились лауреатами конкурсов «Педагог-Внешкольник», фестиваля «Признание», конкурса образовательных программ, Гранта Москвы и др. Наиболее опытные из них ведут активную методическую работу, проводят мастер-классы, семинары, круглые столы окружного и городского уровней, участвуют в конференциях, проблемных семинарах, выставках, организованных МИОО и Департаментом образования г. Москвы [7, с. 416].

Как показал наш педагогический опыт, занятия детей в этих Центрах способствуют формированию у них углубленного интереса к различным отраслям знаний, культуре и искусству. На это нацелены обе составляющие - образовательная и культурно-досуговая деятельности. Оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, но делают это различными способами.

В работе Центров активное участие принимают и студенты факультета, привнося в работе с детьми свои знания, энтузиазм и молодой задор. Они работают по разным направлениям творчества, проходят здесь преддипломную педагогическую практику, проводят опытно-экспериментальную работу по темам своих дипломных проектов, ведут кружковую работу с детьми. Процесс обучения детей молодые педагоги тесно связывают с историей национальной культуры, возрождением художественных традиций народа, разнообразными видами декоративно-прикладного творчества [6, с.139].

Не случайно, после завершения обучения на факультете, многие наши выпускники связывают свою профессиональную деятельность с учреждениями дополнительного образования школьников, среди них: Воропаева Н.В. - педагог дополнительного образования высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, руководитель образцового детского коллектива «Театр моды «Василиса», куратор жанра «Театры моды» фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» (Центр художественного образования МГДД(Ю)Т), Романов А.Б. - педагог дополнительного образования высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, Грант Москвы в сфере образования, лауреат ВВЦ, серебряный медалист международного салона изобретений «Архимед», член московского Городского Совета директоров учреждений дополнительного образования, судья по авиамодельному спорту всероссийской категории (директор ГБОУ «Центр развития творчества детей и юношества Киевский»), Емельянова Т.Б., Дигурова Т.М. - педагоги дополнительного образования высшей категории (Центр художественного образования МГДД(Ю)Т), Назаров Р. - педагог дополнительного образования (МУК № 15 «Мещанский» г. Москвы) и др.

Также студенты нашего факультета вместе с преподавателями принимают активное участие в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий для детей Центров. Под руководством преподавателей факультета и педагогов Центров они разрабатывают сценарии,

готовят вместе с ребятами песни, стихотворения, шьют костюмы, помогают в организации выставки детских работ и пр. Все эти мероприятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей, и нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у будущих учителей профессиональных и межкультурных компетенций, на выработку потенциальных возможностей для самосовершенствования и самореализации.

В ноябре 2013 года преподаватели и студенты факультета участвовали в работе традиционного Дня Моды на Воробьевых горах, в рамках которого состоялся показ лучших коллекций работ детских Театров моды города Москвы. А в конце декабря этого же года Студия моды и дизайна Центра художественного образования МГДД(Ю)Т проводила в преддверии Нового года традиционный конкурс мастерства, проходивший под девизом «Сине-белая фантазия». И снова активными участниками этого мероприятия вместе с педагогами дополнительного образования, школьниками стали преподаватели и студенты ФТиП университета.

Большое значение в совместной работе факультета с Центрами уделяется обновлению образовательных программ для учреждений дополнительного образования. В течение ряда лет педагогами Центров разработаны и активно реализуются авторские образовательные программы, которые могут стать основой предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), и которые рецензируются преподавателями факультета. Например, авторские программы, реализуемые в ЦХО МГДД(Т)Ю: это - образовательная программа ДО «Берегиня» по кулинарии, педагога дополнительного образования Е.Е. Лебедевой, а также, комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Театр Моды», педагогов дополнительного образования МГДД(Ю)Т Н.В.Воропаевой, Н.В. Ермолаевой, Н.М. Годз, Д.С. Лобаневой, Е.Е. Деркач, Н.Н. Суриковой. [1, с.227]. Эти и другие программы позволяют школьникам составить представление о различных профессиональных сферах, и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, а также элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля. Многие программы педагогов Центров детского творчества принимали участие в районных, городских и Всероссийских конкурсах авторских образовательных программ. Лучшие образовательные программы, прошедшую полную апробацию опытными педагогами Центров творчества (Н.Д. Ивко, Н.А. Терентьева, И.В. Ахрамеев, Н.П. Макась, М.В. Зубкова и др.), были изданы отдельным сборником, и пользуются большим спросом среди педагогов других учреждений дополнительного образования школьников. [

Нельзя не отметить, что в течение 2012-2014 г. расширились границы нашего научно-педагогического сотрудничества с учреждениями дополнительного образования. В настоящее время мы взаимодействуем с Дворцом детского творчества школьников города Зеленограда, где доцент кафедры методики преподавания ОТД и ТО Максимкина И.В., проводит занятия со школьниками по направлению «Обработка текстильных материалов», а в декабре прошлого года на базе этого Дворца она организовала мастер-класс для педагогов дополнительного образования и учащихся по теме: «Изготовление аксессуаров из фетра».

Можно с уверенностью сказать, что инновационные технологии, образовательные авторские программы дополнительного образования детей и их методическое обеспечение, разнообразие организационных форм и методов, активная исследовательская, научно-педагогическая работа преподавателей факультета и педагогов Центров детского и художественного творчества являются важным условием высокого качества образования, которое ребенок сегодня получает в ЦДТ «На Псковской», в ЦХО и ОТТ МГДД(Ю)Т, а также во Дворце детского творчества города Зеленограда.

Включенность преподавателей ФТиП МПГУ, педагогов дополнительного образования школьников и студентов в единое образовательное и социокультурное пространство, в решение значимых научно-педагогических проблем, передачи передового опыта, сохраняющего свою актуальность в дальнейшей педагогической деятельности, формирование профессиональной культуры педагога, позволяет рассматривать это сотрудничество, как

огромный инновационный ресурс развития непрерывного образования, самосовершенствования и саморазвития каждого участника образовательно-воспитательной среды.

Таким образом, формирование единого открытого образовательного пространства учреждений высшего и дополнительного образования создаёт сегодня реальные условия для эффективного взаимодействия ФТиП университета с учреждениями дополнительного образования школьников. При этом, помогая преподавателям вуза и педагогам Центров в полной мере реализовать свой научный потенциал и успешно формировать творческую, профессионально ориентированную личность современного школьника и будущего учителя, а также способствует выработке у обучающихся надежных ориентиров в окружающем их предметном мире, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.

Сегодня успехи нашего научно-педагогического сотрудничества очевидны, но мы не останавливаемся на достигнутом. Мы продолжаем активный поиск новых граней сотрудничества и форм работы, направленных на различные виды совместной деятельности в решении актуальных научно-педагогических проблем, использование и распространение передового опыта, новых педагогических технологий и многое другое.

Литература

1. Воропаева Н.В., Чернецова Н.Л. Грани сотрудничества факультета технологии и предпринимательства МПГУ с Центром художественного образования МГДД(Ю)Т. Актуальные проблемы инновационно-технологического образования: материалы международной научно-практической конференции МПГУ 3-4 февраля 2012 г. /Под ред. проф. Карачева А.А. доц. Козлова В.Г., доц. Зименковой Ф.Н. - М.: МПГУ, 2012. С.224-230.

2. Воропаева Н.В., Чернецова Н.Л. Технологическое образование молодежи на занятиях студии «Театр моды «Василиса». Инновационные подходы к организации технологического образования молодежи, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 1-3 марта 2012 г.) / под ред. А.Н.Ильина, Е.А.Гилёвой; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2012 г. С . 204-208.

3. Зименкова Ф.Н. Факультет технологии и предпринимательства МПГУ и Центр детского творчества «На Псковской»: формирование единого образовательного пространства. МПГУ на образовательном поле Москвы Сборник статей, посвященный 140-летию вуза (1872-2012). Москва, изд-во «Прометей», 2012. С.136-148.

4. Зименкова Ф.Н. Художественно-эстетические факторы формирования творческой личности современного школьника. Журнал «Известия Российской Академии образования». Научный журнал. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва. 20-21 апреля 2012. С. 2058-2065.

5. Зименкова Ф.Н. Развитие творческого потенциала школьника и формирование его эстетической культуры и духовности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов «Социально-экономические и культурные аспекты регионального развития». Старая Русса, 26 апреля 2012. С.174-180.

6. Зименкова Ф.Н. Дополнительное образование детей - ориентация на развивающуюся личность. Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Вып.14. В.Новгород, НовГу им. Я. Мудрого, июнь, 2012. С.138-141.

7. Кутузова Т.Н. Культурно-досуговая деятельность Центра детского творчества «На Псковской». Актуальные проблемы инновационно-технологического образования: материалы Международной научно-практической конференции МПГУ 3-4 февраля 2012г. /Под ред. проф. Карачева А.А. доц. Козлова В.Г., доц. Зименковой Ф.Н. - М.: МПГУ, 2012. С.414-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.