7. Хамухин А.А. Система Интернет для пользователей: учебное пособие. - Томск: Томский политехнический университет, 2010. - 120 с.
© Нефедьев А.А., 2016
УДК 316.4
Телегин Артур Михайлович
Аспирант второго года обучения кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук АГПУ
г.Армавир, РФ E-mail: [email protected]
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье анализируется принцип коллективизма, являющийся характерной чертой русского архетипа, и индивидуализм как разновидность социальной ментальности.
Ключевые слова Индивидуализм, коллективизм, идеология, менталитет.
Реализующаяся сегодня в России индивидуалистическая идеология воспринимается частью социума как наиболее оптимистическая, а коллективистическая выступает в роли утопической и не состоятельной в современных реалиях социального бытия. Однако вопрос об истинности той или иной идеологии является весьма неоднозначным и актуальным в сегодняшней России.
Итак, коллективизм присущ русской цивилизации, его корни уходят еще в Древнюю Русь, именно там происходит процесс формирования древнерусской общины. Государственная ткань этой эпохи представляла собой сочетание соподчиненных общин, где общинный уклад жизни являлся исторически оправданным. Можно предположить, что коллективистские начала сформировались под воздействием следующих обстоятельств, во-первых, суровые природно-климатические условия и во-вторых, постоянные нападения враждебных племен. Эти и другие условия способствовали формированию принципа коллективизма.
Сегодняшняя либерально - индивидуалистическая идеология пытается вытеснить коллективистическое чувство, как нечто утопичное и ложное по своему духу. Человек по своей сути существо социальное, социальность выступает в роли закона существования всего живого. Человечество унаследовало от своих животных предков инстинкты взаимопомощи, таким образом, подобные качества являются фундаментальными. Однако социальность не является единственным элементом природы человека. Природа человека - целостна, представлена иерархией сущностей [2, с. 58]. Отечественные исследователи советского периода понимали социальность человека, прежде всего, в выражении его деятельности направленной на преобразование существующего мира и эта деятельность носила характер коллективно - предметной деятельности. Таким образом, коллективная деятельность выступает в качестве способности членов того или иного коллектива подчиняться сформированным сообществом правилам поведения [3, с.124]. Подобные правила сформировали принципы человеческой морали, которая ставила следующие цели, во-первых, благо общности и во-вторых, благо личности. И. Кант соединяет эти цели в одну - единство долга и счастья [1, с. 235].
Однако, в последние десятилетия в России стало распространенным явление клеймить коллективизм, который якобы обезличивает личность, который нивелирует лучшие качества личности и который, таким образом, обусловил отставание России в развитии от стран Запада. Да, действительно, принцип коллективизма имеет и ряд недостатков. Например, как коллективная ответственность, т.е. интересы индивида, приносятся в жертву коллективу. Яркий пример тому советская система государственности, когда
принцип коллективизма привел к тому, что произошло разделение частной и общественной жизни, когда рядовые граждане пытались противостоять вмешательству государства в личную жизнь.
Индивидуалистические тенденции современного российского общества осуществляются в условиях, когда оно общество не готово к индивидуальной ответственности, социальные институты недостаточно развиты, а правовое государство находится на стадии формирования. Оптимальное развитие государства должно быть обусловлено оптимальным сочетанием коллективных и индивидуальных интересов. Для решения подобных задач чрезвычайно важную роль играют общественные науки, которые должны выработать программы, методики для развития социального государства, ибо только четко сформулированная политика, учитывающая интересы всех социальных слоев общества, должна дать стабильное развитие общества в целом.
Таким образом, необходимо отметить, что коллективизм в современном индивидуализирующимся обществе находится в неустойчивом равновесии с индивидуализмом. Ценности индивидуализма, вытесняющие коллективистические установки, на самом деле не являются доминирующими. Наоборот, в условиях социальных трансформаций происходит видоизменения самого коллективизма, в результате чего происходит его социальная актуализация.
Список использованной литературы:
1. Гумницкий Г.Н. Основы этики: Учебное пособие. - Иваново,1992
2. Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. - Иваново,2001
3. Семенюк Ю.И. Как возникло человечество. - М.,1966
© Телегин А.М., 2016
УДК 1
Шафиков Сагит Гайлиевич,
доктор филологических наук, заведующий кафедрой, Башкирский государственный университет,
Г.Уфа,РФ [email protected]
ВЕРА В ЭПОХУ СВЕРХРАЗВИТОГО ОБЩЕСТВА Аннотация:
В отдаленном будущем человечество ожидает неизбежное изменение культуры, частью которой является вера. Известный фантаст, футуролог и философ Станислав Лем прогнозирует эволюцию в сфере религии, включая догматику, культ и мораль, а также образ всевышнего, таинство и чудо в эпоху сверхразвитой цивилизации.
Ключевые слова:
вера, знание, культура, мировоззрение, наука, научная фантастика, разрушение, эволюция
Sagit G. Shafikov, Bashkir State University, Doctor of Philology, Full Professor, Faculty of the Romance and Germanic Languages, Ufa, the Russian Federation
Faith in the era of overdeveloped society
Abstract: The mankind of a distant future shall face an inevitable change in faith that makes an integral part of culture. Stanislav Lem, a world-known fantasy writer, futurologist and philosopher, predicts an evolution in the