Научная статья на тему 'Количественная оценка управленческих и информационных ресурсов туризма на северных территориях (на примере республики Саха Якутия)'

Количественная оценка управленческих и информационных ресурсов туризма на северных территориях (на примере республики Саха Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ НА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ADMINISTRATIVE (MANAGEMENT) POTENTIAL / TOURIST RESOURCES / TOURISM INFORMATION RESOURCES / TOURISM MANAGEMENT RESOURCES / TOURISM IN THE NORTHERN TERRITORIES / INCOMING TOURISM / INFORMATION POTENTIAL / ESTIMATE OF MANAGEMENT RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурова Татьяна Георгиевна

Посвящена определению роли управленческих и информационных ресурсов в развитии туризма на северных территориях. В целях изучения их влияния на развитие туризма в регионе обозначены потенциалы, из состава которых формируются названные ресурсы. Дана функциональная характеристика управленческих и информационных потенциалов, предложена система укрупненных показателей для оценки состояния управленческого ресурса, определены основные цели управления информационными туристскими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винокурова Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATE OF MANAGEMENT AND INFORMATION RESOURCES OF TOURISM IN THE NORTHERN TERRITORIES (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA)

The article determines the role of management and information resources in the aspect of tourism development in the northern territories. With the purpose of studying their influence on tourism development in the region, the author identifies potentials which comprise the studied resources, and gives functional characteristics of the latter. The author also suggests a system of the integrated indicators for estimation of administrative resources, and determines the main objectives of tourism information resources management.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка управленческих и информационных ресурсов туризма на северных территориях (на примере республики Саха Якутия)»

©

тН

О

(N

УДК 338.48(571.56) ББК 65.433

Т.Г. Винокурова

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ТУРИЗМА НА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ)

Посвящена определению роли управленческих и информационных ресурсов в развитии туризма на северных территориях. В целях изучения их влияния на развитие туризма в регионе обозначены потенциалы, из состава которых формируются названные ресурсы. Дана функциональная характеристика управленческих и информационных потенциалов, предложена система укрупненных показателей для оценки состояния управленческого ресурса, определены основные цели управления информационными туристскими ресурсами.

Ключевые слова: туристские ресурсы, информационные ресурсы туризма, управленческие ресурсы туризма, туризм на северных территориях, въездной туризм, потенциал управления, информационный потенциал, оценка управленческих ресурсов.

T.G. Vinokurovа

ESTIMATE OF MANAGEMENT AND INFORMATION RESOURCES OF TOURISM IN THE NORTHERN TERRITORIES (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA)

ssi Д s =

is1

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

« tf I

8s! ИН 25 о

СнО!

£мц

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article determines the role of management and information resources in the aspect of tourism development in the northern territories. With the purpose of studying their influence on tourism development in the region, the author identifies potentials which comprise the studied resources, and gives functional characteristics of the latter. The author also suggests a system of the integrated indicators for estimation of administrative resources, and determines the main objectives of tourism information resources management.

Keywords: tourist resources, tourism information resources, tourism management resources, tourism in the northern territories, incoming tourism, administrative (management) potential, information potential, estimate of management resources.

Мировой экономический кризис затронул все сферы экономической деятельности, отразившись и на спросе на туристские услуги. Негативные тенденции в международном туризме, проявившиеся в течение второй половины 2008 г., усилились в 2009 г. под воздействием быстрого ухудшения состояния мировой экономики. Вместе с тем по прогнозам ЮНВТО в складывающейся на рынке туризма ситуации появляются признаки, свидетельствующие о перспективах восстановления в 2010 г. Согласно данным последнего выпуска Всемирного барометра туризма ЮНВТО, рост количества международных туристских прибытий возобновился в последнем квартале 2009 г., что позитивно повлияло на результаты всего года. Также улучшились перспективы на 2010 г. — по прогнозам темпы роста количества международных туристских прибытий в этом году возрастут на 3-4% [5].

© Т.Г. Винокурова, 2010

%

Ю Таким образом, туризм, несмотря на сложную экономическую ситу-

ацию в мире, продолжает оставаться динамично развивающимся межотраслевым комплексом, который может сыграть существенную роль в О | восстановлении экономики. Для северных территорий России, имеющих

сырьевую специализацию и низкий уровень инновационности, альтер-£5 | нативным способом природопользования и диверсификации экономики

представляется туризм. Для его развития на российском севере имеются оригинальные природные и культурно-исторические, т.е. специфические туристские ресурсы, но недостаточно финансовых, трудовых, материально-вещественных и информационных, т.е. туристских ресурсов в широком смысле.

В исследованиях экономистов по развитию туристской индустрии, по определению характерных особенностей туристских ресурсов не было предпринято попытки установления приоритетности определенных ресурсов, особенно для дискомфортных территорий. В работах В.Г. Гуляева [1], Н.Н. Даниленко [2], Е.Л. Драчевой, Ю.В. Забаева, Д.К. Исмаева [4], Л.П. Людвиг, С.А. Севастяновой [3] и др. даны определения туристских ресурсов, изучаются проблемы ресурсного обеспечения развития туризма. Однако не рассматривается информационнологическая связь и влияние определенных ресурсов на другие ресурсы; не изучаются вопросы оценки информационных туристских ресурсов и управленческого ресурса туризма.

В целях изучения влияния управленческих и информационных ресурсов на развитие туризма в регионе предлагается выявление потенциалов, из состава которых формируются названные ресурсы, определение их функций и, соответственно, состава ресурсов. Содержание потенциалов может быть представлено в виде иерархической структуры. Гармоничное сочетание этих потенциалов или их системное единство приводит к максимальному использованию каждого из них в процессе управления §ЦЦ¥ туризмом. Уровень существующего развития выявленных потенциалов

; может быть оценен через систему укрупненных базовых показателей.

Если потенциал для развития определенных управленческих ресурсов ой § имеется, то в дальнейшем необходимо исследование его количественных

^ ^ | и качественных характеристик.

^ | Управленческий ресурс формируют следующие потенциалы: страте-

1 гический, системно-организационный, организационный, кадровый и

в ^ | потенциал взаимодействия на различных уровнях. Состав управленчески | ких потенциалов с указанием их функций и формируемых управленчество в ких ресурсов отражен на рис. 1.

йоэ Основой для количественной оценки базовой структуры управление! ческих потенциалов могут служить следующие показатели:

- для стратегического потенциала: наличие стратегии развития туризма и Государственной целевой программы развития туризма в

23 регионе;

- для системно-организационного потенциала: наличие и количество органов управления туризмом в регионе;

- для организационного потенциала: количество отделов (управленческих единиц) в муниципалитетах региона;

- для кадрового потенциала: количество сотрудников в органах уп-

со равления туризмом, уровень их профессионального образования;

Н- для потенциала взаимодействия: наличие совместно реализуемых программ, подписанных соглашений о взаимодействии, участие в меж-

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к 1

«Л* ё§! ь Е

« ЦТ I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

дународных и межрегиональных мероприятиях, доступность статистических и маркетинговых исследований для субъектов взаимодействия.

Управленческие потенциалы

Функции потенциала

0

В

В

Ш

0

Формируемые из потенциалов управленческие туристские ресурсы

Стратегический потенциал _ Обеспечения стратегического планирования, формирования туристской политики Стратегия развития туризма в регионе; целевая программа развития туризма в регионе

Системно-организационный потенциал

Обеспечения государственного регулирования туризма, аналитическая

Организационный

потенциал

Организационная, обеспечения реализации государственной и региональной туристской политики

Национальная туристская администрация, региональная туристская администрация, общественные объединения, участвующие в формировании туристской политики

Отделы по развитию туризма в муниципальных образованиях

Кадровый потенциал

Аналитическая и принятия управленческого решения

Сотрудники органов управления туризмом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциал

взаимодействия:

межотраслевого,

межрегионального,

международного

Межотраслевой координации и продвижения регионального турпродукта на национальном и международном туррынках

Свободный потенциал, выраженный через информационные туристские ресурсы соответствующего информационного потенциала

Рис. 1. Функциональная характеристика управленческих туристских ресурсов в составе управленческих потенциалов

Показатели укрупненной оценки развития управленческих потенциалов Республики Саха (Якутия), являющихся основанием для формирования управленческих туристских ресурсов, абсолютные значения которых переведены в относительные, к диапазону [0; 1], позволяют сделать вывод о наличии определенного потенциала для развития управленческих ресурсов взаимодействия (Д — 0,75), системно-организационного (Б — 0,75) и кадрового (Г — 0,74) потенциалов. Недостаточность стратегического потенциала (А — 0,5) и очень низкий уровень организационного потенциала (В — 0,21) свидетельствуют о том, что для эффективного управления туризмом в республике необходимо обратить внимание, в первую очередь, на организацию управления на местном уровне, в муниципалитетах (районах республики), а во-вторых, на разработку Государственной целевой программы развития туризма.

Особая значимость в обеспечении взаимосвязи между элементами системы туризма придается информационным туристским ресурсам. Их развитие осуществляется на основе следующих информационных потенциалов: технического, информационно-технологического, потенциала передачи информации, потенциала информационного сопровождения каждого турпродукта в регионе и потенциала информационного взаимодействия (рис. 2). От того, насколько развит тот или иной уровень системы информационного обеспечения, зависит уровень управляющего воздействия и развития остальных туристских ресурсов и других элементов системы туризма в регионе.

Основой для количественной оценки информационных потенциалов могут служить следующие укрупненные показатели:

- для технического потенциала: количество станций спутниковой связи; число персональных компьютеров в турфирмах на 10 сотрудников; обеспеченность доступа к сети Интернет туристских фирм (%);

©

тН

О

«351

2нё Яч г

нйе

«31

На

ОЙ"

^ 1

р« 1 ^ Л £

ё§|

« VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

- для информационно-технологического потенциала: число турфирм, использующих специализированное программное обеспечение для создания турпродукта; число турфирм, имеющих на своих сайтах систему он-лайн бронирования туров; число гостиниц, использующих специализированные системы бронирования; наличие геоинформаци-онной системы (ГИС) туристских ресурсов; доступность ГИС туристских ресурсов для субъектов туристского рынка;

- для потенциала передачи информации (каналы передачи): число статей в туристских газетах и журналах; число туристских сайтов с предложениями региональных турфирм; наличие регионального туристского портала; число предлагаемых на региональном сайте туристских маршрутов; участие в выставочных мероприятиях с предложением регионального турпродукта; число профессиональных экскурсоводов, гидов-проводников;

- для потенциала информационного сопровождения турпродукта: число зарегистрированных маршрутов; число информационных пакетов турпродуктов; наличие в информационных пакетах экскурсионных текстов, полного описания маршрута, правил безопасности на маршруте;

- для потенциала взаимодействия: наличие совместных документов (мероприятий), направленных на развитие туризма на межотраслевом, межрегиональном и международном уровне; наличие маркетинговых исследований туристского рынка; доступность информации по маркетинговым исследованиям субъектам туристского рынка; достаточность статистических показателей по развитию туризма для целей планирования; доступность статистических исследований для субъектов туристского рынка.

Информационные потенциалы

Функции потенциала

Формируемые из потенциалов информационные туристские ресурсы

Д1

Потенциал

взаимодействия:

межотраслевого,

межрегионального,

международного

— Эффективного управления —

Статистические, маркетинговые отчеты, совместные документы (мероприятия), презентации РС (Я)

[гЛ

В1

Потенциал

информационного

сопровождения

турпродукта

Повышения качества турпро-дукта, активной пропаганды и агрессивного продвижения

Б1

Потенциал передачи информации (каналы передачи)

Активной пропаганды и агрессивного продвижения

А1

Информационно-

технологический

потенциал

Эффективного управления и повышения качества турпродукта

Технический

потенциал

Обеспечения передачи информации

Информационные пакеты турпродуктов: описание маршрута, экскурсионные тексты, рекламноинформационные материалы

Туристские карты, туристский журнал, туристский портал, реклама в СМИ, печатная, на выставках, в работе туристско-информа-ционных центров, конгрессов

Специализированные системы бронирования, туристские ГИС, программы для турагентов и туроператоров

Компьютерная техника, высокоскоростные каналы передачи информации, система спутниковой связи

Рис. 2. Функциональная характеристика информационных туристских ресурсов в составе информационных потенциалов

На основании проведенной оценки показателей можно сделать вывод, что в республике существует определенный базис для развития информационных ресурсов — это технический потенциал, показатель

©

тН

©

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

H3i

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

5к 1

«Л* ё§! h Е

« V I

8s! й§ о

ЕнО а

£мц

МО I £И4

нее

К

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о

н

PQ

со

Н

которого приближен к максимальному показателю (А1 — 0,95). Однако все остальные потенциалы развития информационного обеспечения туризма в регионе требуют особого управляющего воздействия. Самыми низкими показателями характеризуются потенциалы использования информационных технологий в создании и продвижении регионального туристского продукта (Б1 — 0,01) и информационного сопровождения турпродукта (Г1 — 0,16). Показатели состояния потенциала передачи информации (В1 — 0,49) и потенциала взаимодействия (Д1 — 0,42) также являются недостаточными для выполнения функций информационного обеспечения туризма в регионе.

Важным является, на взгляд автора, непосредственное управление информационными туристскими ресурсами (ИТР). Для обеспечения эффективности, консолидации интересов и кооперации взаимных действий элементов системы туризма в регионе необходимо определить систему целей данного уровня управления.

Основными целями управления ИТР в системе туризма в республике являются: создание в ней общего и единого информационного пространства, удовлетворение информационных потребностей объектов и субъектов туристской системы, модернизация систем регионального и муниципального управления туризмом на основе использования информационных продуктов, повышение качества профессионального туристского образования, уровня научно-технического и культурного развития человеческих ресурсов туризма.

Таким образом, управление информационным развитием туристской сферы основывается как на управленческих ресурсах, так и на самих информационных ресурсах. С одной стороны, повышение эффективности управления туризмом зависит от уровня обеспеченности информационными туристскими ресурсами, снижение которого ведет к увеличению необоснованных управленческих решений. С другой стороны, управление информационным развитием сферы туризма является многоплановым и комплексным процессом, частью целостной системы управления туризмом в регионе.

Список использованной литературы

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.

2. Даниленко Н.Н. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, стратегии управления / Н.Н. Даниленко, Л.П. Людвиг. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — 210 с.

3. Севастьянова С.А. Аттракторы как системообразующие факторы туризма / С.А. Севастьянова, К.В. Масленникова // Вестник ИНЖЕКОНа. — Сер.: Экономика. — 2007. — Вып. 5. — С. 71-76.

4. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Дра-чева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.

5. URL: www.unwto.org/facts/eng/barometer.htm.

Bibliography (transliterated)

1. Gulyaev V.G. Turizm: ekonomika i sotsial’noe razvitie / V.G. Gulyaev. — M.: Finansy i statistika, 2003. — 304 s.

2. Danilenko N.N. Regional’nye turistskie resursy: ponyatie, vliyanie na razvitie turizma, strategii upravleniya / N.N. Danilenko, L.P. Lyudvig. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2008. — 210 s.

©

тН

О

(N

3. Sevast’yanova S.A. Attraktory kak sistemoobrazuyushchie faktory turiz-ma / S.A. Sevast’yanova, K.V. Maslennikova // Vestnik INZhEKONa. — Ser.: Ekonomika. — 2007. — Vyp. 5. — S. 71-76.

4. Ekonomika i organizatsiya turizma. Mezhdunarodnyi turizm / E.L. Dra-cheva, Yu.V. Zabaev, D.K. Ismaev i dr.; pod red. I.A. Ryabovoi, Yu.V. Zabaeva, E.L. Drachevoi. — M.: KNORUS, 2005. — 576 s.

5. URL: www.unwto.org/facts/eng/barometer.htm.

Информация об авторе

Винокурова Татьяна Георгиевна — доцент кафедры маркетинга и коммерции, начальник учебно-методического отдела филиала ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске, e-mail: bguep@mail.ru.

Author

Vinokurovа Tatyana Georgiyevna — Associate Professor, Chair of Marketing and Commerce, Head of educational and methodical department, Yakutsk branch of Baikal National University of Economics and Law, Yakutsk, the Republic of Sakha Yakutia, e-mail: bguep@mail.ru.

SS?

2s!

K4!S

«21

ОЙ"

°i<s ^ I

1 ;E

gS I

« t

8s!

M g! is

Е-Ю!

kE!

H

H

о

H P3

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.