Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий «Ресурсы территории» и ресурсы туризма'

К вопросу о соотношении понятий «Ресурсы территории» и ресурсы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ / РЕСУРСЫ ТУРИЗМА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ / ИНИЦИАТИВНЫХ И МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ТУРФИРМ / ТУРЦЕНТРОВ / РАЙОНОВ И ЗОН / СТРАТЕГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРФИРМ И ТУРИСТКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТУРБИЗНЕСА / TERRITORY RESOURCES / TOURISM RESOURCES / TOUR AGENCY SPECIALIZATION / TRAVEL CENTER / MANAGEMENT STRATEGY FOR TOURISM AGENCIES AND TOURIST ADMINISTRATION / ORGANIZATION AND TECHNOLOGY IN TOURISM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Е. Н.

Понятия «ресурсы территории» и «ресурсы туризма» в статье рассматриваются на конкретных примерах в зависимости от приоритетов в научной и практической деятельности. На основании выявленных специфических черт каждого из понятий делается вывод о необходимости и целесообразности использования понятия «ресурсы туризма» для развития и совершенствования индустрии туризма, а «ресурсы территории» преимущественно для социально-культурного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concepts of Territory and Tourism Resources

The author analyzes two concepts-the territory resources and tourism resources. The article concludes that it is relevant to use the concept of tourism resources to improve the tourism industry, while the concept territory resources should be used primarily for socio-cultural service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий «Ресурсы территории» и ресурсы туризма»

УДК 383.483.1

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «РЕСУРСЫ

ТЕРРИТОРИИ» И РЕСУРСЫ ТУРИЗМА

Сапожникова Е.Н., доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

The author analyzes two concepts—the territory resources and tourism resources. The article concludes that it is relevant to use the concept of tourism resources to improve the tourism industry, while the concept territory resources should be used primarily for socio-cultural service.

Keywords: Territory Resources, Tourism Resources, Tour Agency Specialization, Travel Center, Management Strategy for Tourism Agencies and Tourist Administration, Organization and Technology in Tourism Business.

Понятия «ресурсы территории» и «ресурсы туризма» в статье рассматриваются на конкретных примерах в зависимости от приоритетов в научной и практической деятельности. На основании выявленных специфических черт каждого из понятий делается вывод о необходимости и целесообразности использования понятия «ресурсы туризма» для развития и совершенствования индустрии туризма, а «ресурсы территории» — преимущественно для социально-культурного сервиса. Ключевые слова: ресурсы территории, ресурсы туризма, специализация рецептивных, инициативных и многопрофильных турфирм, турцентров, районов и зон, стратегия менеджмента турфирм и туристкой администрации, организация и технология турбизнеса.

Развитие массового, организованного и альтернативного туризма в России достигло такого уровня, что возникла потребность создания единой системы понятий во всех основных подразделениях индустрии туризма — ресурсоведении, организации и технологии турбизнеса. Поскольку в организации туризма эта проблема возникла раньше, благодаря широкому распространению в конце XX — начале XXI века выездного туризма, то и успехи в этой области значительнее, чем в двух других областях. Эти успехи были достигнуты в основном за счет заимствования, использования опыта зарубежных турфирм. В технологии турбизнеса ситуация является более сложной: если в выездном туризме можно ориентироваться преимущественно на технологические достижения зарубежных коллег, то во въездном и, тем более, внутреннем туризме необходима существенная адаптация зарубежного опыта к особенностям менталитета российского потребителя и к реалиям российской жизни. Кроме того, решение проблем технологии туризма связано с необходимостью разработки системы понятий в области ресурсоведения. К сожалению, именно в ресурсоведении наблюдается самое большое количество нерешенных проблем.

стр. 147 из 194

В последние годы появилось несколько интересных работ в области ресурсоведения российских авторов. Большая часть опубликованных ресурсоведческих работ посвящена вопросам изучения ресурсов определенных территорий. Теоретических работ мало; наиболее значимыми из них являются работы Е.А. Джанжугазовой, Г.А. Карповой, В.А. Погодиной, Г.М. Романовой, Т.Ю. Тихомировой, А.М. Чилилова и др.

Однако существенного прогресса в создании системы понятий в ресурсоведении пока не произошло. Причин этому несколько: 1) разобщенность «двух звеньев одной цепи» — науки и турбизнеса, 2) отсутствие понимания со стороны некоторых исследователей и многих турфирм, что опыт сотрудничества на зарубежных площадках мало эффективен в России, 3) существующая ориентация на выездной туризм, на «большие деньги», которых на внутреннем рынке пока не получишь.

Есть еще одна, четвертая причина, она связана с реально существующим различием понятий «ресурсы туризма» и «ресурсы территории». Кроме этих двух понятий можно выделить еще, по крайней мере, два-три аспекта, которые также представляют определенный интерес для исследования, но не являются предметом анализа в данной работе. К их числу относятся: география ресурсов, история ресурсоведения (история изучения ресурсов) и пр.

Различие между понятиями «ресурсы территории» и «ресурсы туризма» обусловлены разницей между двумя основными подходами, критериями в определении специфики туристической, туроператорской деятельности. Соответственно в зависимости от выбора операторских направлений и приоритетов в подходе к изучению ресурсов исследователей можно разделить на две группы: 1) сторонники изучения ресурсов территории, 2) сторонники изучения ресурсов туризма.

1. Ресурсы территории. Одна группа исследователей полагает, что главной задачей туризма является рекреация — организация отдыха и оздоровления людей, все остальное - дополнительные услуги по желанию туристов. Основу рекреации, рекреационного туризма составляют курорты, гостиничные комплексы и другие средства размещения. Этот подход - основа социально-культурного сервиса. Он необходим для разработки и реализации рекреационных проектов, формирования и развития санаторно-курортных зон, районов, центров; определения и обоснования деятельности территориальных подразделений туристской администрации на любом уровне управления, а также оптимальной стратегии менеджмента принимающих турфирм и предприятий размещения/гостеприимства. В любом из вышеизложенных случаев территория является главным, основополагающим фактором развития.

стр. 148 из 194

Территориальная администрация любого звена управления, планируя и организуя туристическую деятельность, ограничена в своих полномочиях исключительно данной территорией, и естественно заинтересована в максимально полном изучении и оценке ресурсов этой территории. Другие, даже рядом расположенные, территории интересуют ее только в том случае, если для эффективного использования своих ресурсов необходимо прибегнуть к контактам с соседями.

Предприятия гостеприимства (средства размещения) заинтересованы в увеличении у них сроков пребывания туристов, поэтому им необходимо предложить своим постояльцам максимально привлекательную и обширную программу обслуживания, для чего необходимо иметь полную информацию о турресурсах прилегающей территории. Ресурсы других территорий в этом случае — фактор отрицательный, ограничивающий собственные возможности, поэтому изучение ресурсов территории вне зоны доступности бессмысленно и даже вредно с точки зрения распыления собственных ресурсов.

Считается, что существуют три группы турфирм, которые в своей деятельности ориентированы непосредственно на ресурсы территорий: 1) турфирмы, специализирующиеся на местном туризме, 2) турфирмы, занимающиеся организацией круизных туров и железнодорожных транс-туров, 3) рецептивные турфирмы. Рассмотрим особенности их деятельности.

Турфирмы, специализирующиеся на местном туризме, действительно заинтересованы в комплексном изучении и использовании ресурсов территории. Эта задача обычно возникает в период перехода от стадии турагентства по продаже туров к стадии рецептивной турфирмы. В этот период деятельности турфирма, стремясь расширить и укрепить свое положение на рынке, как правило, старается принять и обеспечить обслуживание максимально большого количества прибывающих туристов. Но очень скоро возникает понимание, что высокое качество обслуживания может обеспечить только специализация на определенных видах туров или туристской деятельности. Кроме того, такие турфирмы, как правило, небольшие и им практически «не под силу» исследовать ресурсы крупных по размеру территорий. Специализация налагает определенные ограничения и, прежде всего, в сокращении количества видов изучаемых ресурсов, а значит сокращении количества предлагаемых туруслуг и туров. В тех случаях, когда интересы специализированной турфирмы выходят за рамки специализации, проще заключить контракты с другими турфирмами, выступая уже в качестве инициативной турфирмы.

Турфирмы, специализирующиеся на организации речных или морских круизов, а также железнодорожных транс-туров, заключают договоры с рецептивными турфирмами по

стр. 149 из 194

трассе маршрута, т. к., несмотря на то, что это крупные фирмы, они не в состоянии подробно изучить все ресурсы тех территорий, по которым проходят туры. Но для контроля над ситуацией такой турфирме необходимо иметь общее представление о наборе турресурсов тех территорий, по которым проходит маршрут тура. С этой целью турфирмы проводят собственный общий анализ ресурсов территорий пограничных с линией маршрута. Но речь в этом случае уже идет не о полном комплексном исследовании ресурсов территории, а о выборочном изучении ресурсов в соответствии с тематикой тура.

Другое дело, фирмы специализирующиеся на стационарных турах в рекреационном, например пляжном и лечебно-оздоровительном туризме, а также некоторых видах спортивного туризма, работающие в сформировавшихся курортных зонах и туристских районах с соответствующей специализацией. Такие зоны и районы, как правило, невелики по площади, при этом все курорты и турцентры располагают примерно одинаковым, типичным набором ресурсов, поэтому изучение широко используемых ресурсов, являющихся основой специализации - давно пройденный этап, а изучение и ввод в эксплуатацию новых ресурсов осуществляется практически повсеместно и одновременно усилиями всех турфирм. В России в настоящее время существует несколько таких районов (курортных зон) - Большое Сочи, Анапский, Ейский, Кавказские Минеральные воды и др. Быстрыми темпами идет процесс создания еще нескольких туристско-рекреационных (и спортивных) районов: Красной Поляны, Листвянки, Белокурихи.

В ближайшие годы в разных районах России предусмотрено создание новых туристско-рекреационных зон: Новая Анапа, Бирюзовая Катунь, Алтайская долина, Куршская коса и др. Все эти территории располагают четырьмя основными компонентами, определяющими потенциал развития: мультиформатность (наличие потенциала для развития нескольких видов туризма), федеральное значение, соответствие стадии развития рынка и наличие базы для развития на следующих этапах. Но реализация любого из таких проектов потребует обязательного и по возможности полного обследования ресурсов территории.

Быстро развивающийся Байкальский регион под категорию рекреационного района не подходит, т. к. уровень развития материально-технической базы для оздоровительного туризма очень низок, а для пляжного туризма нет соответствующих природных ресурсов. Поэтому большая часть существующих турпродуктов - маршрутные туры, что порождает конкуренцию между основными производителями туруслуг и между учреждениями гостеприимства различных субъектов Российской федерации. Конкуренция заставляет превозносить собственные ресурсы в ущерб соседним территориям и конкурентам в борьбе за потребителя, туриста. Поэтому, хотя на территории Прибайкалья создаются

туристско-рекреационные зоны, и планируется создание новых, но освоение ресурсов на данной территории, на наш взгляд, более целесообразно проводить по второму варианту -исследование ресурсов туризма.

2. Ресурсы туризма. Другая группа исследователей (к ней принадлежит и автор данной статьи) считает, что туризм - совокупность нескольких высокоспециализированных видов деятельности, а рекреационный туризм - лишь один из них. На первое место выходит понятие «ресурсы туризма», ресурсы территории в этом случае вторичны. Каждый вид туризма в своем развитии опирается на определенный набор ресурсов, и «не привязан» к какой либо одной конкретной территории, региону. Местоположение ряда крупных однотипных ресурсных объектов определяет вид или схему маршрута планируемого тура.

Большая часть турфирм, занимающихся познавательным, спортивным и деловым туризмом, не заинтересована комплексном изучении ресурсов каких-либо определенных территорий. У крупных многопрофильных туроператоров и узкоспециализированных фирм нет необходимости и средств для таких изысканий. Обычно фирмы работают по многим регионам и соответственно любой из крупных туроператоров не в состоянии финансировать такой объем работ. Как правило, они прибегают к заключению договоров с рецептивными турфирмами на местах, но, опять-таки, для контроля над ситуацией туроператоры проводят свои собственные аналитические исследования по определенным компонентам (классам) и элементам (видам) ресурсов. Так, например, для турфирм, специализирующихся на горнолыжном туризме, необходимо иметь полное представление о величине и качестве соответствующих экономических и природных ресурсов разных горнолыжных районов, курортов нашей страны, в т.ч. об уровне материально-технического обеспечения, технологических и биоклиматических ресурсах, возможностях индустрии развлечения, досуга, оздоровления и пр. Прочие ресурсы, имеющиеся на данной территории, такую фирму интересуют мало, хотя, возможно, их величина и привлекательность весьма значительны.

Другой пример — многопрофильный туроператор, турфирма, расположенная в крупном городе (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж и др.) и разрабатывающая географическое направление - Байкал, заинтересована в использовании ресурсов данной зоны в зависимости от выбранного ею вида туризма, вне зависимости от конкретного местоположения ресурсных объектов в Иркутской области или Бурятии. Но в большинстве случаев, при создании сквозного маршрута выясняется, что обращаться к помощи местных администраций, турфирм или учреждений размещения малоэффективно в силу конфликта интересов.

В том, что такой конфликт существует, автор статьи смог на собственном опыте во время поездки на Байкал летом 2008 года. Целью поездки было знакомство с возможностями и достопримечательностями Байкальского региона. Попытка найти тур, который охватывал бы территорию Иркутской области и Бурятии по четырем-пяти из более чем десяти основных туристских районов не увенчался успехом. Турфирмы предлагали туры либо по Иркутской области, либо по Бурятии, причем цены в каждом из предложений включали проезд по трассе маршрута с возвратом в Иркутск или Улан-Удэ, без состыковки, и не оставляли возможности остановки, задержки в промежуточных пунктах. Из бесед с местными жителями - хозяевами небольших частных гостиниц выяснилось, что от такой ситуации страдают не только российские туристы, но и иностранные. Например, иностранные группы, приезжающие на Байкал из Европы организуют чешские и немецкие туроператоры, которые заключают договор с российскими турагентами—индивидуалами. Последние обеспечивают сквозной тур от Иркутска через Малое море и Ольхон, водным путем на Баргузин или Северо-Байкальск с окончанием маршрута в Улан-Удэ, т.е. то, что турфирмы делать отказываются, либо соглашаются, но цена в этом случае несоразмерна. Это один из ряда примеров негативных последствий применения исключительно территориального подхода. Вероятно, подобные проблемы возникают и в других регионах.

Исследование ресурсов туризма — это, в первую очередь, выявление функционального, производственного и технологического назначения каждого вида ресурсов и конкретного ресурсного объекта. Функциональный подход чрезвычайно полезен для дальнейшего развития и совершенствования технологии турбизнеса. При этом турресурсы не используются непосредственно в индустрии туризма. Турресурсы - это исходное сырье для последующей переработки, для создания на их основе той или иной туристкой услуги. Именно услуги составляют турпакет или турпродукт, т. е. тур, который покупает на рынке потребитель.

Производство туруслуг осуществляет инициативный или рецептивный туроператор или принимающее турагентство. Виды, количество и качество производимых туруслуг зависит от уровня квалификации работников турфирмы. Один и тот же ресурс может быть основой создания нескольких видов туруслуг. Например, театр как вид искусства может быть представлен рядом услуг: посещение театрального спектакля, просмотр спектакля или знакомство с творчеством режиссера-постановщика, хореографа, выдающегося драматического артиста, танцора или певца.

В зависимости от вида туризма или содержания программы тура используют определенный вид туруслуги. Такой вид туристической деятельности и соответственно

стр. 152 из 194

сегмент рынка, как производство наборов туруслуг для продажи на туристском рынке, в России практически не развит. Однако эта деятельность может дать мощный стимул в развитии технологии турбизнеса, удовлетворив потребности организованных, альтернативных и самодеятельных туристов. Для этого необходимо систематически и целенаправленно заниматься изучением ресурсов туризма.

Итак, развитие и совершенствование индустрии туризма невозможно без тщательного и повсеместного изучения отдельных групп ресурсов в зависимости от их функционального назначения, т. е. ресурсов туризма в зависимости от направления и вида туристической деятельности. Для развития и совершенствования социально-культурного сервиса, в том числе индустрии гостеприимства, необходимо комплексное исследование ресурсов территории. Эти два направления ресурсоведения, дополняя друг друга, будут служить основой создания системы понятий, способствуя развитию обеих сфер деятельности: социально-культурного сервиса и туризма.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М., 2004.

2. Карпова Г.А. Туристские ресурсы: проблемы и перспективы. Чебоксары,

2007.

3. Погодина В.А. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения (на примере Санкт-Петербурга). СПб., 2005.

4. Романова Г.М. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Сочи и условий их воспроизводства как основа стратегического планирования развития курорта. Сочи, 2003.

5. Тихомирова Т.Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма - составная часть туристских ресурсов. М., 2004.

6. Тихомирова Т.Ю. Культурно-исторические ресурсы туризма - составная часть туристских ресурсов. М., 2005.

7. Чилилов А.М. Проблемы ресурсного обеспечения сферы туризма. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.