Научная статья на тему 'О критериях оценки турресурсов Краснодарского края'

О критериях оценки турресурсов Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / TOURIST RESOURCES / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сахарчук Е. С.

Обосновываются критерии оценки ресурсного модуля Краснодарского края. Рассматриваются основные понятия, наиболее известные методы оценки; описываются этапы осуществления оценки ресурсного модуля на основе системного продукто-ориентированного подхода. Рассматриваются приемы оценки природных характеристик, носящих константный характер, а также других, не имеющих константного значения характеристик туристского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment Criteria for the Tourism Resources in the Krasnodar Territory

The author establishes the evaluation criteria for the resource module of the Krasnodar Territory. The article examines basic concepts and methods of assessment; describes the review stages in the resource module based on the system product-oriented approach. The study describes assessment methods for the natural features with constant quality and other non-constant values for a tourism region.

Текст научной работы на тему «О критериях оценки турресурсов Краснодарского края»

УДК 379.851

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ТУРРЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Сахарчук Е.С., декан факультета туризма и гостеприимства, кандидат педагогических

наук, 1515303@ mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

The author establishes the evaluation criteria for the resource module of the Krasnodar Territory. The article examines basic concepts and methods of assessment; describes the review stages in the resource module based on the system product-oriented approach. The study describes assessment methods for the natural features with constant quality and other nonconstant values for a tourism region.

Keywords: Tourist Resources, Evaluation Criteria.

Обосновываются критерии оценки ресурсного модуля Краснодарского края. Рассматриваются основные понятия, наиболее известные методы оценки; описываются этапы осуществления оценки ресурсного модуля на основе системного продуктоориентированного подхода. Рассматриваются приемы оценки природных характеристик, носящих константный характер, а также других, не имеющих константного значения характеристик туристского региона.

Ключевые слова: туристские ресурсы, оценка, критерии.

Обосновывая критерии оценки ресурсного модуля Краснодарского края, следует определиться в основных понятиях данной исследовательской практики. Речь идет о сущности примененных научных методов, в основе применения которых - критерии оценки турресурсов, с одной стороны, и объекты оценки, с другой стороны. Обоснование оценки турресурсов туристического кластера, региона, центра представляет собой следующие технологические этапы:

1) сбор, описание, анализ и обобщение фактов, характеризующих туристские

ресурсы Краснодарского края;

2) систематизация и объяснение полученных данных;

3) прогноз возможных путей развития основных видов туризма на основе анализа

полученных данных;

4) установление направления и формы практического использования полученных

знаний.

Особое место в ходе исследования турпотенциала отводится определению методики оценки туристского потенциала, в нашем случае Краснодарского края. Интерес к указанному вопросу обусловлен отсутствием полной ясности в доступных нам источниках научной информации в трактовке критериальной системы оценок туристских ресурсов. Нет однозначного представления о содержании критериев оценки, а также

единства в трактовках самого понятия «туристский ресурс» и номенклатуры «туристских ресурсов».

Таким образом, прежде чем приступить к конкретным исследованиям, определимся с методикой. По определению Р.А.Сабитова, «методика - это совокупность способов и приемов познания» [5, С.71]. Под методикой анализа туристских ресурсов мы понимаем систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о туристских ресурсах.

Исследование турресурсов Краснодарского края строилось исходя из системного продукто-ориентированного подхода к исследованию турресурсов и туристической инфраструктуры. Под системным подходом понимается исследование всей совокупности материальных и идеальных объектов туристской супра- и инфрасреды, связи составляющих ее компонетов и взаимодействие системы туризма Краснодарского края с внешней средой.

К основным составляющим системы туризма Краснодарского края относятся:

• ресурсы,

• материальная база,

• правовое регулирование отрасли в крае базу нормативных документов,

• турпредприятия как субъекты туристической деятельности,

• существующие туртехнологии,

• реальные и потенциальные клиенты - потребители туруслуг в Краснодарском крае.

До определения конкретной наполненности шкал балльной оценки, которыми мы воспользовались для осуществления анализа на заданную тему, было выяснено, какими основными принципами следует руководствоваться для выработки стратегии оценочной деятельности.

Проанализировав доступные для ознакомления источники аналитической информации по туризму, мы остановились на принципах, сформулированных Всемирной Комиссией по охраняемым территориям [7]. Среди выделенных принципов наиболее важными для оценки ценности ресурсов территории нам представляются следующие:

• доступность;

• удаленность;

• визуальные характеристики;

• социально-экономическое состояние территории;

• состояние развития туристической отрасли в регионе и диапазон предлагаемых услуг;

• состояние материальной базы туризма: средств размещения, транспортных и экскурсионных возможностей.

По определению Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристскими ресурсами понимаются «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».

Законодательство Российской Федерации регламентирует:

• классификацию и оценку имеющихся ресурсов;

• охрану ресурсов;

• методику определения предельных нагрузок на окружающую среду в результате осуществления туристической деятельности.

Ресурсные возможности определенного региона оценивают, как правило, по типам рекреационных ресурсов. Существует несколько классификаций туристских ресурсов. Наиболее общей характеристикой всех ресурсов, имеющих значение для целей туризма (рекреационных ресурсов) является их характеристика как природных и человеческих (антропогенных) объектов, обладающих уникальностью; исторической и художественной ценностью; эстетической привлекательностью; оздоровительной значимостью.

Исходя из данного определения, можно условно все ресурсы подразделить на две значительные группы.

1. Природно-рекреационные.

2. Антропогенно-рекреационные.

Указанное деление условно, поскольку, как правило, ресурсы в чистом виде (только человеческие или только природные) в целях туризма не используются, напротив, турпотребности удовлетворяются комплексно и многогранно, для этого задействуются все возможности региона.

К природным рекреационным ресурсам относятся все природные возможности региона; однако степень их использования является различной и зависит от спроса и сформировавшейся коммерческой специализации региона.

Колотова Е.В. предлагает классификация турресурсов, основанную на различной мотивации турпоездок [3]:

1) лечебно-рекреационные ресурсы;

2) оздоровительно-рекреационные ресурсы;

3) спортивно-рекреационные ресурсы;

4) познавательно-рекреационные ресурсы;

5) ресурсы делового туризма;

6) ресурсы религиозного паломничества.

Д.К. Исмаев предлагает следующую классификацию турресурсов.

1. Природно-климатические ресурсы как самая богатая часть туристских ресурсов, которыми обладают различные регионы (к ним относятся ландшафтные и климатические особенности и достопримечательности в различных географических местах; риродные ресурсы дополняются различными климатическими и погодными условиями, которые так или иначе способствуют осуществлению туристских путешествий).

2. Этнографические ресурсы (к этим ресурсам относятся традиции и обычаи народов, населяющих ту или иную местность, их праздники, фольклор, пища, религиозные обряды и др.)

3. Антропогенные ресурсы (группа туристских ресурсов, включающая в себя объекты культурно-исторического наследия, все достопримечательности, созданные человеческим трудом, начиная от доисторических памятников, археологических раскопок и кончая современными творениями мировой цивилизации).

Известный исследователь туризма Дурович А.П. [1] в своем труде «Маркетинговые

исследования в туризме» (2007) определяет турресурсы как непосредственные и косвенные.

По мнению Н.А. Юрлиной [6] турресурсы представляют собой совокупность трудовых и материально-технических ресурсов. Таким образом, трудовые ресурсы - это физиологическая часть страны или региона (физический и умственный потенциал населения); материально-технические ресурсы - это результат человеческой деятельности.

Определимся в параметрах балльной оценки рекреационных ресурсов. Мы воспользовались методическими разработками Российской международной академии туризма:

1- неблагоприятные условия для создания турпродукта;

2- частично благоприятные условия для создания турпродукта;

3- благоприятные условия для создания турпродукта;

4- весьма благоприятные условия для создания турпродукта;

5- наиболее благоприятные условия для создания турпродукта.

Приступая к анализу природных рекреационных ресурсов, мы, прежде всего, определились в диапазоне объектов исследования. Были проанализированы следующие составляющие комплекса природных ресурсов:

1) рельеф (перепады высот, ресурс для пешеходного туризма, эстетическая оценка);

2) водные объекты (температура воды, химический состав, соблюдение санитарногигиенических норм, подходы к воде, эстетическая оценка);

3) почвенно-растительный покров (общая характеристика, соблюдение санитарногигиенических норм, эстетическая оценка).

Рельеф, водные объекты и почвенно-растительный покров относятся к ресурсам, которые можно при условии использования инвестиций изменить, т.е. они являются если не актуально, то потенциально используемыми в туризме.

Однако имеются природные характеристики, которые носят константный характер и не могут быть изменены принудительно воздействием человеческого вмешательства. К этим характеристикам относятся:

• УФ режим;

• атмосферная циркуляция;

• ветровой режим;

• погодный режим;

• термический режим;

• режим влажности и осадков.

Среди исследуемых антропогенных турресурсов выделим следующие категории:

• историко-культурные ресурсы (памятники архитектуры);

• дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы;

• археологические памятники;

• научные и технические комплексы и сооружения;

• современные комплексы социально-культурной значимости.

Из рассмотренных характеристик турресурсов мы отобрали те, которые имеют актуальность в связи с исследуемой нами проблемой оценки перспектив различных видов туризма в Краснодарском крае. Среди них отмечаются:

1) особенности природно-климатических ресурсов области, как основы для развития некоторых видов туризма (таких как спортивный, приключенческий, лечебнооздоровительный и экотуризм);

2) особенности культурно-исторических ресурсов, определяющих развитие экскурсионного и, возможно, тематического туризма;

3) особенности материально-технических ресурсов (наличие соответствующей инфраструктуры в регионе, средств размещения, питания и индустрии развлечений).

Ряд исследователей, в частности, А.С.Кусков и О.В. Лысикова [4] отмечают, что сами по себе ресурсы (например, природные) являются для процесса развития технологии

туризма существенными, но непосредственно в этом процессе не участвуют. Вышеназванные исследователи определяют природные явления и условия как туристские ресурсы как таковые только в период их возможного комфортного для рекреационной деятельности использования. Таким образом, природные условия становятся климатическими ресурсами в определенное время и на определенной территории.

Современная материально-техническая база туризма, т.е. средства производства услуг в наши дни охватывает такие производства как:

• средства размещения;

• предприятия общественного питания;

• средства пассажирских перевозок;

• культурно-зрелищные предприятия и учреждения;

• сувенирное производство;

• информационно-справочная служба;

• предприятия и объекты туристской производственной инфраструктуры.

Как уже говорилось, сущность системного подхода к исследованию туристических возможностей региона предполагает одновременно с туристскими ресурсами (источниками показа, информации и рекреации) рассматривать совокупные реальности супрасреды региона, а также особенности правового регулирования отрасли и сложившуюся практику (а также возможные перспективы) приема и обслуживания регионом гостей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материальная база туризма определенного региона включает:

1) совокупность гостиниц и других средств размещения;

2) средства транспорта (виды транспорта, состояние дорог, вокзалов, наличие регулярного транспортного сообщения, наличие транспортных предприятий, предоставляющих соответствующие услуги, вокзальные и аэропортовые сооружения, состояние привокзальной и приаэропортовой территории, наличие транспортных узлов международного сообщения);

3) объекты общественного питания;

4) средства развлечения;

5) объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и делового назначения;

6) туристические учреждения региона (предприятия, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков);

7) система общественного питания (рестораны, бары, кафе и т.д.; персонал, качество

обслуживания; организация досуга).

Особенностями существующей системы туризма являются:

• особенности представленности отдельных видов туризма;

• превалирующие формы туризма (внутренний, въездной, выездной);

• особенности организации турпоездок (групповые или индивидуальные, набор

услуг, длительность и т.д.);

• дополнительные возможности организации свободного времени туристов.

Следующий элемент системы - административно-правовое управление напрямую

связано с перспективами развития отрасли. Перспективы, в том числе, связаны с имеющимися долгосрочными и краткосрочными программами развития туризма в регионе, с планируемыми инвестициями (с разрабатываемыми инвестиционными проектами). В ходе изучения турресурсной базы Краснодарского края нами были изучены следующие законы и нормативные акты.

1. Федеральные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ «О недрах».

2. Закон Краснодарского края № 656-КЗ от З1 декабря 200З г. «Об особо охраняемых природных территориях краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 29 марта 2005 г. № 846-КЗ).

3. Закон Краснодарского края № 849-КЗ от 29 марта 2005 г. «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае».

4. Закон Краснодарского края № 9З8-КЗ от 25 октября 2005 г. «О туристской деятельности в Краснодарском крае».

5. Закон Краснодарского края № 888-КЗ от 15 июля 2005 г. «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края».

6. Закон Краснодарского края № 41-КЗ от 7 августа 1996 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края»

Используя имеющиеся рекреационные турресурсы (в силу отсутствия в РФ налога на туристские ресурсы) туриндустрия получает возможность достичь высокой рентабельности. В тех случаях, когда турресурсы создаются, себестоимость продукта в целом сильно возрастает.

Следует оговориться, что имеется еще одно, более широкое толкование понятия турресурсов.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают: средообразующие экологические ресурсы; культурно-исторические ресурсы; природные ресурсы прямого и непрямого потребления; трудовые ресурсы; образовательно-культурный уровень; совокупность информационных ресурсов; эстетические ресурсы; антропогенные ресурсы.

Рассмотрим различные возможности осуществления оценки турресурсов. Турресурсы можно рассматривать количественно и качественно.

Количественная оценка предусматривает показатели объемов, площадей, продолжительность сезонов. Качественная оценка предусматривает анализ степени благоприятности совокупных свойств определенных турресурсов: выразительность, контрастность, величественность, способность пробуждать положительные эмоции.

Еще одной возможной оценкой турресурсов является экономическая оценка. Данный вид оценки представляет собой систему показателей, отражающих результаты рекреационной деятельности. На сегодняшний день предложены десятки различных методик расчета экономической оценки рекреационных ресурсов:

• исходя из суммы затрат, произведенных отдыхающими;

• исходя из стоимости транспортных расходов отдыхающих (поскольку они составляют основную часть расходов туриста вообще. В основе такого подхода лежит закономерность, выявленная М. Клаусом в США, подтверждающая тесную связь между расстоянием, транспортными расходами и количеством посещений туристского центра (например, увеличение транспортных затрат на $1 сокращает количество посещений в расчете на каждую тысячу зрителей ближайшего к туристскому центру района с 500 до 400, из среднеудаленного с 1200 до 800 и из дальнего района со 100 посещений до 0);

• исходя из полных расходов отдыхающих, произведенных за определенный период.

А.С/ Кусков [4] в процедуре оценки турресурсов выделяет следующие этапы:

1) объекты оценки следует выделить; к объектам оценки можно отнести природные комплексы, компоненты природных комплексов и свойства природных комплексов;

2) определить, чьи интересы будут в данном исследовании считаться главенствующими (интересы потребителя туруслуг, интересы туроператорских фирм, перевозчиков, администрации региона и т.д.);

3) процесс определения критериев оценки;

4) разрабатываются оценочные шкалы.

Литература

1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Минск: ООО «Новое знание», 2001.

2. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской турфирмы (на примере российского турбизнеса). М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. 158 с.

3. Катушкин Н.И., Дурович А.П. Организация туризма. Минск: Новое знание, 2003.

4. Кусков А.С., Лыскова О.В. Курортология и оздоровительный туризм. М.: Высшее образование, 2004. 320 с.

5. Сабитов Р.А Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. унт. Челябинск, 2002. 138 с.

6. Юрлина Н.А. Введение в специальность социально-культурный сервис и туризм. М.: ГИНФО, 2001.

7. www.russiatourism.ru. Единый федеральный реестр туроператоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.