Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (на примере Белгородской области)'

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1120
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный въездной и выездной туризм / стратегия развития / стратегическое планирование / регион / конкурентоспособность / competitiveness. / regional inbound and outbound tourism / development strategy / strategic planning / region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ферару Галина Сергеевна, Яковенко Оксана Владимировна

Встатье структурированы выделенные факторы, обуславливающие и сдерживающие развитие выездного, внутреннего и въездного туризма на региональном уровне. Рассмотрена необходимость разработки и реализации стратегии развития регионального туризма путем введения программ, направленных на продвижение внутреннего и въездного туризма. В связи с тем, что сфера туризма в высокой степени подверженна влиянию внешних и внутренних факторов, снижается объективность стратегического планирования на предприятиях сферы туризма. Поэтому возникает необходимость отслеживания тенденций изменений туристского рынка и разработки стратегии управления, как инструмента стабильного развития предприятий отрасли и региона в целом. В статье определено стратегическое развитие перспективных направлений туризма Белгородской области на основе имеющегося туристского потенциала с учетом региональных возможностей, обусловленных природно-климатическими, культурными и экономическими особенностями, что будет способствовать повышению качества жизни населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT STRATEGY OF TOURISM IN THE CONTEXT OF INNOVATION REFORMS OF SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT (on the example of Belgorod region)

The article highlights some structured selected factors driving and constraining the development of outbound, domestic and inbound tourism at the regional level. The article discusses the need to develop and implement the strategy of devel-opment of regional tourism by introducing programs aimed at promoting domestic tourism. Greater exposure of tourism to the impact of external and internal factors reduces the objectivity of strategic planning in travel businesses. There is a need to monitor the trends of changes of the tourist market and strategy development management as a tool for sustainable development of the industry and the region as a whole. The author determines the strategic development of some promising tourism destinations in Belgorod Region on the basis of the existing tourism potential based on regional opportunities posed by climatic, cultural and economic characteristics, that will improve the quality of life in the region.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (на примере Белгородской области)»

 Сетевой научно-практический журнал ^^аучный

19 серия Технологии бизнеса и сервиса Нрезультат

УДК 338.48

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Ферару Г.С. В КОНТЕКсТЕ ИННОВАЦИОННЫХ

Яковенко О.В. ПРЕОБРАЗОВАНИй сОЦИАЛьНО-

экономической среды РЕГИОНА

(на примере Белгородской области)

Ферару Галина Сергеевна, профессор, доктор экономических наук, профессор Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия; E-mail: feraru@bsu.edu.ru Яковенко Оксана Владимировна, старший преподаватель Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия; E-mail: yakovenko@bsu.edu.ru

Аш

[НОТАЦИЯ

В статье структурированы выделенные факторы, обуславливающие и сдерживающие развитие выездного, внутреннего и въездного туризма на региональном уровне.

Рассмотрена необходимость разработки и реализации стратегии развития регионального туризма путем введения программ, направленных на продвижение внутреннего и въездного туризма. В связи с тем, что сфера туризма в высокой степени подверженна влиянию внешних и внутренних факторов, снижается объективность стратегического планирования на предприятиях сферы туризма. Поэтому возникает необходимость отслеживания тенденций изменений туристского рынка и разработки стратегии управления, как инструмента стабильного развития предприятий отрасли и региона в целом. В статье определено стратегическое развитие перспективных направлений туризма Белгородской области на основе имеющегося туристского потенциала с учетом региональных возможностей, обусловленных природно-климатическими, культурными и экономическими особенностями, что будет способствовать повышению качества жизни населения в регионе.

Ключевые слова: региональный въездной и выездной туризм; стратегия развития; стратегическое планирование; регион; конкурентоспособность.

Feraru G.S., Yakovenko O.V.

THE DEVELOPMENT STRATEGY OF TOURISM IN THE CONTEXT OF INNOVATION REFORMS OF SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT

(on the example of Belgorod region)

Feraru Galina Sergeevna, Professor, PhD in economics, Professor Belgorod State National Research University; 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: feraru@bsu.edu.ru Yakovenko Oxana Vladimirovna, Senior lecturer Belgorod State National Research University; 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: yakovenko@bsu.edu.ru

STRAKT

The article highlights some structured selected factors driving and constraining the development of outbound, domestic and inbound tourism at the regional level.

The article discusses the need to develop and implement the strategy of devel-opment of regional tourism by introducing programs aimed at promoting domestic tourism. Greater exposure of tourism to the impact of external and internal factors reduces the objectivity of strategic planning in travel businesses. There is a need to monitor the trends of changes of the tourist market and strategy development management as a tool for sustainable development of the industry and the region as a whole. The author determines the strategic development of some promising tourism destinations in Belgorod Region on the basis of the existing tourism potential based on regional opportunities posed by climatic, cultural and economic characteristics, that will improve the quality of life in the region.

Keywords: regional inbound and outbound tourism; development strategy; strategic planning; region; competitiveness.

№1 2015

20

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Туризм, являясь одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацелен на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках [7].

Туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики России. Целевые программы развития туризма в Российской Федерации призывают стимулировать процесс становления современных рыночных отношений в сфере туризма, создания базы для формирования и развития конкурентоспособного туристского кластера, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия, оздоровления экономической обстановки, привлечения дополнительных инвестиций в туризм [1].

Предприятия сферы туризма в значительной степени подвержены влиянию внешних и внутренних факторов, что снижает объективность стратегического планирования в индустрии. В связи с этим возникает необходимость отслеживания тенденций изменений туристского рынка и разработки стратегии управления, как инструмента стабильного развития предприятий отрасли и региона в целом.

Реализация Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает в качестве первоочередных задач повышение уровня жизни и благосостояния населения и развитие социально значимых отраслей национальной экономики [2]. Стратегическое развитие индустрии туризма, как комплекса взаимосвязанных отраслей, позволит усилить диверсификацию экономики регионов, включая Белгородскую область, и страны в целом, обеспечить значительный вклад в увеличение внутреннего валового продукта, создание новых рабочих мест и повысить качество жизни россиян без истощения природных ресурсов.

Анализ функционирования внутреннего сегмента рынка рекреационных услуг страны позволил сделать вывод, что после многолетнего спада в последнее десятилетие отмечен повышенный рост интереса к нему, несмотря на то, что ситуация, складывающаяся сегодня

в российском рекреационном комплексе, в том числе и в Белгородской области, не простая: спрос на данные услуги ограничен материальными возможностями граждан, небольшим количеством баз отдыха, обеспечивающих достаточный уровень комфорта [6].

Следует добавить о том, что Белгородская область имеет достаточный потенциал для развития рекреационного туризма в Белгородской области определяется удачным географическим положением, имеющимися рекреационными ресурсами, богатым историческим и культурным прошлым.

Исходя из передового опыта предприятий области в различных секторах экономики (сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность), в качестве приоритетного целевого рынка целесообразно выделить деловой туризм и связанную с ним группу технологий MICE-индустрии.

Дополнительными целевыми рынками, в большей мере ориентированными на внутрирегиональный спрос и сопутствующее предложение, являются: экотуризм; лечебно-оздоровительный туризм и рекреация, связанные с политикой здорового образа жизни для жителей Белгорода и гостей города; социальный туризм, связанный с молодежной политикой, а также с политикой поддержки развития отдыха других социальных групп (пенсионеры, инвалиды и др.); культурный туризм.

В этой связи, стратегическое развитие туризма определено в качестве приоритетного направления региональной политики Белгородской области, которое будет способствовать прогрессивному развитию населения и каждой отдельной личности на основе сохранения соматического, репродуктивного и психоэмоционального здоровья.

Успешная реализация проектов развития туризма в Белгородской области способствует решению следующих проблем:

1. Продуктивное развитие регионального туризма, включающего механизм защиты окружающей природной и культурной среды и определения возможных границ их использования для рекреации.

2. Стимулирование разработки туристских продуктов, не нарушающих равновесие окружающей природной среды.

3. Создание базы для формирования и развития конкурентоспособного туристского кластера в регионе.

серия Технологии бизнеса и сервиса

21

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

4. Увеличение количества рабочих мест и повышения уровня жизни населения.

5. Привлечение дополнительных инвестиций в туризм.

6. Сохранение и рационального использования культурного и природного наследия региона.

7. Удовлетворение потребностей населения в сохранении и восстановлении соматического, репродуктивного и психоэмоционального здоровья.

Правительством Белгородской области в 2010-2015 гг. были приняты Постановления и успешно реализован ряд областных целевых программ, способствующих развитию сферы туризма.

Несогласованность интересов во взаимоотношениях туроператоров внутреннего рынка и предприятий рекреационного комплекса приводит к неудовлетворенности потребностей населения, исключению из потребления малообеспеченных слоев [8].

На развитие туристического сегмента рынка значительное влияние оказывает ряд факторов, которые можно сгруппировать в два блока: факторы внешней и внутренней среды.

Основными факторами внешней среды для развития сферы туризма в регионе являются: экологические, экономические, культурно-исторические. Экологические факторы обуславливают сохранение природных и рекреационных ресурсов региона, экономические факторы - рациональное использование социально-экономических ресурсов и формирование туристско-рекреационной инфраструктуры, культурно-исторические факторы - сохранение и приумножение

культурных ценностей и традиций.

К внутренним факторам развития сферы туризма в регионе следует отнести: финансово-кредитное, информационно-организационное, нормативно-правовое, кадровое обеспечение.

В предложенной классификации в качестве факторов формирования и развития сферы туристско-рекреационных услуг Белгородской области авторами выделены: природно-климатические и географические; культурноисторические; социально-экономические, в т.ч. инвестиции; технологические; институциональные; техногенные; фактор сезонности.

Успешное сочетание всех выявленных факторов формирования ресурсного обеспечения туризма в регионе даст возможность определения стратегических ориентиров в деятельности субъектов туристского бизнеса, установления эффективного процесса управления потенциалом региона, что обеспечит привлекательность внутреннего и въездного туризма как наиболее эффективного направления для социально-экономического развития региона, превратив его в высокодоходный вид экономической деятельности.

Авторами выделен ряд факторов, в туристической отрасли региона, которые можно объединить в три группы: проблемы, связанные с туристской инфраструктурой; проблемы, связанные с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристских продуктов; проблемы информационно-организационного обеспечения развития туризма. В табл. 1 сгруппированы факторы, которые не позволяют рынку туризма Белгородской области выйти на более высокий уровень.

Таблица 1

Группы факторов, сдерживающих развитие туристической отрасли региона

Factors restraining the development of the tourism industry in the region

Инфраструктурные факторы Рыночные факторы Информационноорганизационные факторы

1. Недостаточно развития туристская инфраструктура региона 2. Несоответствие цены и качества услуг 3. Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму 1. Слабая система продвижения турпродуктов региона на внутреннем и международном рыках 2. Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона в области, России, мире 1. Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма 2. Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области

серия Технологии бизнеса и сервиса

22

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Методология разработки региональной стратегии развития туризма предусматривает анализ основных сценариев развития, на основе которых может быть сделан выбор в отношении конкретного варианта:

- инерционный или пассивный, не проектный, который характеризуется отсутствием существенных изменений, сохранением сложившейся структуры, темпов роста и минимального уровня господдержки;

- инновационный или активный, предполагающий участие государства и опирающийся на значительное использование потенциальных ресурсов, при этом достигаются существенные изменения, обеспечивающие заметный рост конечных результатов.

Мы считаем, что стратегическое развитие туристской индустрии Белгородской области по инерционному сценарию является неприемлемым, так как не обеспечивает достижения поставленной цели, что в конечном итоге приведет к резкому отставанию индустрии туризма области от среднероссийских темпов.

Инновационный сценарий стратегического развития туризма в Белгородской области может иметь как максимальные, так и минимальные темпы роста.

Максимальный вариант инновационного сценария предполагает полное использование регионального потенциала, оптимизацию структуры и системы управления индустрии туризма, развитие инфраструктуры и т.д. В этом случае, темпы развития туристического сектора региона могут быть максимальными, т.е. соответствовать среднегодовым темпам по РФ 13-15% [8]. В результате ожидается увеличение туристского потока, доходов и занятости населения за 5 лет в два раза. Таким образом, Белгородская область сможет войти в группу первой десятки лидеров по туризму среди регионов России.

Однако возможен и минимальный вариант инновационного сценария развития, при котором темпы развития туризма будут ниже среднероссийских, т.е. 8-11% [8].

К сожалению, максимальный инновационный сценарий мало реализуем из-за рисков, связанных с имеющимся дефицитом высококвалифицированных кадров, низкой управляемостью, низкой инвестиционной

привлекательностью туриндустрии области. Но с другой стороны, неприемлемым является и отказ от возможности лидерства в сфере туризма Белгородской области среди регионов Центрального Черноземного Региона.

Исходя из анализа имеющихся ресурсов и возможностей их использования, авторам оптимальным представляется сценарий, в котором могут быть использованы сильные стороны обоих вариантов. В качестве оптимального варианта предлагается двухэтапный смешанный сценарий.

На первом этапе следует реализовать минимальный вариант инновационного сценария с темпом развития в 11%, что предполагает реализацию первоочередных мер по повышению эффективности использования существующих туристских ресурсов и инфраструктуры: создание эффективной системы управления, выполнение профессиональных маркетинговых исследований, реализация программ активного продвижения областных турпродуктов. Так же проведение целевой переподготовки персонала, отработка принципов и механизмов господдержки и повышение инвестиционной привлекательности. Предусмотрено создание системы мониторинга, управленческого учета и статистики, реализация принятых инвестиционных проектов.

На втором этапе предусматривается корректировка сценария стратегического развития туристской индустрии для повышения темпов роста и более полной оценки потенциальных возможностей выхода в группу лидеров ЦЧР.

Разработка стратегии развития туризма Белгородской области с учетом существующего рекреационного потенциала, выявленных проблем функционирования и влияющих факторов, предполагает определение цели, основных задач, выбора направления развития и мер по его реализации.

Объектом управления стратегии развития Белгородской области является туристская индустрия, включающая следующие элементы (составные части) и их взаимодействие: туристские ресурсы, туристский продукт, туроператорская и турагентская сеть, турист.

В качестве цели развития туриндустрии Белгородской области следует принять сле-

серия Технологии бизнеса и сервиса

23

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

дующую формулировку: развитие конкурентоспособной туристской индустрии Белгородской области, обеспечивающей улучшение социально-экономических результатов региона (налоговых поступлений в бюджет, роста уровня жизни населения за счет роста занятости и средней зарплаты в туриндустрии; роста качества жизни за счет повышения культурного уровня и патриотического воспитания населения области, сохранения для будущих поколений историко-культурного наследия и экологии).

Для достижения цели следует предусмотреть решение ряда задач:

1. Развитие туристской инфраструктуры (включая средства размещения, дороги, транспорт, общественное питание, торговое обслуживание туристов и др.) и развитие объектов туристского интереса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Разработку и продвижение на рынок конкурентоспособных туристских продуктов (включая конкретные маршруты).

3. Информационно-организационное обеспечение развития индустрии туризма (включая первоочередные быстрореализуемые меры и кадровое обеспечение).

Стратегия развития туризма в Белгородской области включает ряд действий по следующим направлениям:

- подготовка новых и конкурентоспособных туристских продуктов;

- развитие туристских объектов;

- развитие туристской инфраструктуры;

- совершенствование подготовки кадров для сферы туризма;

- развитие маркетинга и продвижение туризма;

- развитие статистики туризма в регионе;

- развитие законодательства по туризму;

- формирование инвестиционных и финансовых инструментов;

- повышение эффективности работы туристского бизнеса и развитие конкуренции. Решение поставленных задач предполагает реализацию ряда мероприятий, среди которых:

1. Создание благоприятных условий для развития существующих и прихода российских и зарубежных сетевых компаний-ли-деров туристского сектора. Стимулирование развития конкуренции в секторе.

2. Налаживание системы информирования целевых групп потребителей о возможностях отдыха в Белгородской области.

3. Налаживание системы управления привлекательностью региона.

4. Введение современных технологий покупки турпродукта (прямое бронирование, онлайн-бронирование и т.д.).

5. Продвижение концепта «дружелюбного и комфортного региона» и его технологическое обеспечение.

6. Обеспечение безопасности пребывания на территории Белгородской области и сопровождение индивидуальных туристов.

7. Формирование привлекательной для туристов среды.

8. Развитие делового туризма, ориентированного на базовые сектора экономики.

9. Развитие культурного туризма; налаживание системы управления событийностью, в т.ч. в сфере культуры и спорта.

10. Развитие индустрии проведения досуга, развлечений в Белгородской области, в частности, требуется включить в комплекс мер: строительство аквапарка, ориентированного на концепцию семейного и детского отдыха; строительство торговых и развлекательных центров; развитие центров досуга семейного формата, детского тематического парка; развитие культурной (музейной, концертной, фестивальной, событийной) составляющей в рамках отдыха и досуга в городской среде г. Белгорода.

Успех реализации стратегии обусловлен созданием Правительством Белгородской области ряда условий, способствующих развитию регионального туризма, а именно:

9 Маркетинговая политика реализуется в формате присутствия на отраслевых выставках и применении инструментов продвижения.

9 Политика управления туристскими ресурсами предполагает составление реестра туристских ресурсов, т.к. это позволяет упорядочить отношения по поводу собственности со всеми участниками деятельности. Несомненно, что в будущем предстоит установить порядок использования туристских ресурсов. В частности, предусмотреть плату за пользование туристскими ресурсами, включая расходы за компенсацию ущерба

серия Технологии бизнеса и сервиса

24

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

ресурсам - биологическим, ландшафтным, культурным и др., а также льготы для социальных групп туристов (школьников, студентов, пенсионеров и др.) [5].

9 Социальная политика может реализовываться через механизм госзаказа и помощь социальным группам в приобретения путевок для отдыха.

9 Инвестиционная политика. Одна из приоритетных форм - использование государственно-частного партнерства. Это открывает возможность направлять под приоритетные цели не только государственные средства, но и привлекать частные инвестиции. Учитывая, что частный капитал более чувствителен к изменениям спроса на туристском рынке, присутствие частных инвесторов в реализации проекта формирования туристического комплекса в Белгородской области является перспективным. Также приоритетом является формирование инвестиционных площадок во всех макрообъектах, оказание государственной поддержки и содействия инвесторам. Данная деятельность также включает информационную работу, постоянные презентации, PR и медиа-акции для привлечения инвесторов [10].

9 Кластерная политика - т.е. политика межотраслевого регулирования в составе: принятие регионального законодательства,

стимулирующего развитие туристского кластера на территории Белгородской области; принятие политических мер в области образования - формирование госзаказа на обучение, подготовку кадров для работы в туристской индустрии территориального кластера; сбор и сведение воедино специфической для данного кластера информации; изучение и стимулирование спроса на услуги, которые будет поставлять туристский кластер.

Таким образом, что стратегическое развитие сферы туризма в рамках региона является важным социально-экономическим явлением, оказывающим воздействие на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни населения территории, но успешное его осуществление требует разработки стратегии развития региона.

Разработка и реализация стратегии развития туризма в Белгородской области на основе имеющегося туристского потенциала с учетом региональных возможностей, обусловленных природно-климатическими, культурными и экономическими особенностями, будет способствовать повышению качества жизни населения и инвестиционной привлекательности региона.

4. Mode of accesses: http://www.unwto.org/ facts/eng/barometer.htm(дата обращения 20.10.2014).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 года № 1230-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

2. Российская Федерация. Правительство. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Российская газета. 2008. 20 ноября. С.12.

REFERENCES

1. The Russian Federation. Laws. On approval of the Federal Target Program «Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018years)» [electronic resource]: the disposal of the Government of the Russian Federation of July 19, 2010 № 1230-r // legal reference system «Consultant Plus». Div. «Legislation». Inform. Bank «Version Prof».

2. The Russian Federation. Government. On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (with amendments) the disposal of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008 № 1662-r // Rossiyskaya Gazeta. 2008. 20 November. C.12.

серия Технологии бизнеса и сервиса

25

Ферару Г. С., Яковенко О. В.

ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н

:аучныи РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

3. Белгородская область. 2013 : стат. ежегодник: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат), Территориальный орган федер. службы гос. статистики по Белгор. обл. (Белгородстат) ; [отв. за вып. Л. А. Пинаева]. Белгород : Белгородстат, 2013. 613 с.

4. Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы третьей меж-дунар. Интернет-конф., 23 янв.-23 апр. 2012 года / под ред. Е. Н. Артемовой. Орел : ОрелГТУ, 2012. 1 эл. опт. диск.

5. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2013. № 2. С. 6-15.

6. Чилилов А. М. Организационно-экономические и институциональные основы ресурсного обеспечения развития сферы туризма в регионах РФ: автореф. дис. ... д-ра экон. наук 08.00.05 / А. М. Чилилов ; [Ин-т регион. эконом. исслед.] М., 2009. 45 с.

7. Archer B. H. Tourism: its economic importance / B. H. Archer, J. Fletcher // Horwath book of tourism / ed. M. Quest. London [u.a.], 2007. P. 10-25.

8. Development of tourism sector is main priority - Premier [Electronic resource] // The Free Library / Farlex, Inc. Huntingdon Valley, PA, 2011. Mode of accesses: http:// www.thefreelibrary.com/%20Develop-ment+of+tourism+sector +is+main+prior-ity+%20--+Premier.-a0240364761 (дата обращения 20.10.2014).

9. OECD Tourism Trends and Policies 2013. [Paris] : Organization for Economic Co-operation and Development, 2013. 344 p.: ill.

10. UNWTO World Tourism Barometer [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2011.

3. Belgorod region. 2013: stat. Yearbook [Text]: stat. Sat. / Feder. Service state. Statistics (Rosstat), Territorial body Feder. service state. Statistics for Belgor. reg. (Belgorodstat); [Ans. per vol. LA Pinaeva]. Belgorod: Belgorodstat,

2013. 613 p.

4. The development strategy of the hospitality industry and tourism [electronic resource]: proceedings of the Third Intern. Internet Conf., January 23-April 23. 2012 / ed. EN Artemov. Orel: OrelGTU, 2012. CD.

5. The current state of tourism in the Russian Federation // Tourism: law and economics. 2013. № 2. p. 6-15.

6. Chililov, A.M. Organizational-economic and institutional foundations of resource support tourism development in the regions of the Russian Federation [Text]: Author’s thesis . ... Ph. D in Economics . 08.00.05 / A.M. Chililov; [Inst region. Economy. issled.]. M., 2009. 45 p.

7. Archer, B. H. Tourism: its economic importance / B. H. Archer, J. Fletcher // Horwath book of tourism / ed. M. Quest. London [u.a.], 2007. P. 10-25.

8. Development of tourism sector is main priority - Premier // The Free Library / Farlex, Inc. Huntingdon Valley, PA, 2011. Mode of accesses: http://www.thefreelibrary. com/%2 0Development + of+tourism + sector + is + main + priority+%20 --+Premier.-a0240364761 (date of circulation 20.10.2014)

9. OECD Tourism Trends and Policies 2013. [Paris] : Organization for Economic Cooperation and Development, 2013. 344 p.: ill.

10. UNWTO World Tourism Barometer / The World Tourism Organization (UNWTO/ OMT). Madrid, 2011. Mode of accesses: http://www.unwto.org/facts/eng/barometer. htm (date of circulation 20.10.2014).

Рецензент:

Терновский Д.С., профессор, доктор экономических наук, профессор Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

серия Технологии бизнеса и сервиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.