Научная статья на тему 'Формирование информационного туристского потенциала северных территорий России'

Формирование информационного туристского потенциала северных территорий России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
406
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристские ресурсы / европейский север / азиатский север / информационные ресурсы / туризм на северных территориях / въездной туризм / tourist resources / european north / asian north / information resources / tourism in the northern territories / inbound tourism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винокурова Татьяна Георгиевна

Посвящена необходимости формирования информационного туристского потенциала северных территорий России. Содержит системное определение информационного туристского потенциала, а также его роли и взаимосвязей в процессе создания регионального туристского продукта. Дается сравнительная характеристика территорий европейского и азиатского севера с позиции обеспеченности туристскими ресурсами, определяются условия для эффективного формирования информационного туристского потенциала в целях интеграции территорий азиатского севера России в мировое туристское пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the necessity of formation of the informational tourist potential of the northern territories of Russia. The paper contains the system definition of the information tourist potential, the definition of its role and interrelations in the process of a regional tourist product establishing. The comparative characteristic of the territories of the European and Asian North from the position of the availability of tourist resources is given. The conditions for effective formation of the information tourist potential with a view to integrate the territories of the Asian North of Russia into the world tourist space are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование информационного туристского потенциала северных территорий России»

УДК 338.482 (571.1/.6) Т.Г. ВИНОКУРОВА

ББК 65.433 (253.5/255.1) начальник учебно-методического отдела филиала

ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске, доцент e-mail: bguep@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Посвящена необходимости формирования информационного туристского потенциала северных территорий России. Содержит системное определение информационного туристского потенциала, а также его роли и взаимосвязей в процессе создания регионального туристского продукта. Дается сравнительная характеристика территорий европейского и азиатского севера с позиции обеспеченности туристскими ресурсами, определяются условия для эффективного формирования информационного туристского потенциала в целях интеграции территорий азиатского севера России в мировое туристское пространство.

Ключевые слова: туристские ресурсы, европейский север, азиатский север, информационные ресурсы, туризм на северных территориях, въездной туризм.

T.G. VINOKUROVA

Head of Education and Methodics Department of State Educational Institution

of Higher Professional Training,Baikal State University of Economics and Law Branch in Yakutsk, associate professor

e-mail: bguep@mail.ru

FORMATION OF THE INFORMATION TOURIST POTENTIAL OF THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA

The article deals with the necessity of formation of the informational tourist potential of the northern territories of Russia. The paper contains the system definition of the information tourist potential, the definition of its role and interrelations in the process of a regional tourist product establishing. The comparative characteristic of the territories of the European and Asian North from the position of the availability of tourist resources is given. The conditions for effective formation of the information tourist potential with a view to integrate the territories of the Asian North of Russia into the world tourist space are determined.

Keywords: tourist resources, European North, Asian North, information resources, tourism in the northern territories, inbound tourism.

В настоящее время происходит видоизменение потребностей человека с ориентацией на познание все новых явлений и достижений, а также, при возрастающей урбанизации и загрязнении окружающей среды, на посещение экологически чистых районов. На современном этапе развития туризма наблюдается изменение главных мотивирующих факторов, влияющих на выбор места отдыха: наличие комфортных природно-климатических усло-

вий уже не является обязательным. Акцентируя внимание именно на ценности «некомфортных» условий, можно констатировать формирование в XXI в. нового направления развития туризма — туризм на северных территориях, которые априори считаются дискомфортными, экстремальными для проживания человека, требуют мобилизации физических и духовных сил для преодоления суровых климатических условий. При иссле-

довании развития туризма на северных территориях необходимо учитывать, что понятие севера России имеет в настоящий момент географический смысл и слабо привязано к экономическому району. Собственно, одной из методологических проблем внутренней типологии и классификации территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является несоответствие административно-территориальных границ субъектов РФ и социально-экономического зонирования регионов севера России. Учитывая данное обстоятельство и основываясь на методологии оценки холодных регионов М.К. Гаври-ловой [1] и С.В. Славина [3], в статье мы будем рассматривать только регионы, которые территориально полностью отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и расположены в районе 60-80° с.ш. Неоднородность исследуемых территорий предполагает разделение всего севера России на европейский север, куда вошли следующие субъекты РФ: Мурман-

ская, Архангельская области, республики Карелия, Коми, и азиатский север, включающий Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа Тюменской области, Таймырский и Эвенкийский автономные округа в составе Красноярского края, Республику Саха (Якутию), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и Камчатский край. С точки зрения признания туристского потенциала российскими туризмологами европейский север России намного опережает азиатский север, так как еще в 90-е гг. ХХ в. его территории были включены в схему рекреационного районирования России [2], тогда как туристский потенциал азиатского севера только начинает привлекать внимание исследователей туризма.

Некоторые сравнительные показатели развития туризма на севере России приведены в таблице, а сравнительные показатели количества принятых туристов (граждан других стран) на территории европейского и азиатского севера в 2006-2008 гг. — на рис. 1.

Сравнительные показатели развития северных территорий России

Показатель Европейский север Азиатский север Всего

Площадь, тыс. км2 (%) 1 320,6 (14) 7 837,3 (86) 9 157,9 (100)

Население, тыс. чел. (%) 3 876,3 (48) 4 199,3 (52) 8 075,6 (100)

Средняя плотность населения, чел./1 км2 3,0 0,6 1,8

Некоторые показатели уровня развития туристской инфраструктуры: количество турфирм 195 (51) 184 (49) 379 (100)

количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения 10 221 (53) 9 201 (47) 19 422 (100)

Развиваемые виды туризма: по используемым природным ресурсам Горный, водный, лесной, спеле отуризм -

по способу передвижения Рафтинг, круизы, походы пешие (трекинг), лыжные, на собачьих (оленьих) упряжках, велосипедный, автомобильный —

по организации Организованный и самодеятельный -

по цели путешествия Экологический, этнографический, охотничье-рыболовный, экстремально-спортивный, лечебно-оздоровительный (минеральные воды, грязи), научный, деловой

Религиозный (паломничество) Экзотический —

Наличие органа управления туризмом на территории, а также концепций, программ по развитию туризма Есть во всех регионах Есть во всех регионах, кроме Эвенкийского и Таймырского автономных округов, развитие туризма в которых осуществляется под общим руководством агентства физической культуры, спорта и туризма администрации Красноярского края

По данным: [4].

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что основные различия между двумя сравниваемыми северными территориями, во-первых, заключаются в площади, по которой азиатский север почти в 6 раз больше, чем европейский. Вместе с тем численность населения азиатского севера лишь на 4% превышает численность населения европейского.

Необходимо отметить, что европейский и азиатский север практически не отличаются по видам туризма, которые на основании имеющихся природных и культурно-исторических ресурсов там можно развивать, что объективно доказывает неправомерность отнесения регионов азиатского севера к территориям, обладающим недостаточными

рекреационными ресурсами (в сравнении с ресурсами европейского севера).

Во-вторых, различия между европейским и азиатским севером наиболее сильно проявляются в количестве принимаемых иностранных туристов. Необходимо отметить, что один регион европейского севера (Республика Коми) и два региона азиатского (Таймырский и Эвенкийский автономные округа) на представленном рис. 1 отсутствуют в связи с нулевым показателем прибытия иностранных туристов за рассматриваемый период. Наибольший показатель числа принимаемых иностранных туристов приходится на Республику Карелия (11 769 человек в 2008 г.) и на Чукотский автономный округ (6 808 человек), в котором до 2008 г., по

12 ООО

10 ООО

8 ООО

6 ООО

4 ООО

2 ООО

11 769

6 8О8

п

12О 37

143

197

ш к * ^

^ с

с ф

Ю £Р ^ ш

5*

ф о.

К -0 К -0

Ш 1- Ш 1-

* и * и

и ш и ш

.0 с X с

с ю ш Ю

Ф о X 5 о О.

ш

X О.

<

Европейский север

^ ш О. о < го '¡к' *

и 2 1 ^ ф х х 1— с ^ \о *

и X ш < О ф х с--- и

о с ш Ф X о. ш

.0 и

1-

X ш с*

X

Азиатский север

□ 2ОО6 □ 2ОО7 ■2ОО8

Рис. 1. Сравнительные показатели количества принятых туристов (граждан других стран) на территории европейского и азиатского севера в 2006—2008 гг., чел. (по данным: [4])

данным Федеральной службы госстатистики, иностранных туристов не было. Резкое увеличение данного показателя свидетельствует о востребованности предлагаемого «северного» туристского продукта на мировом туристском рынке и об эффективной информационной и маркетинговой туристской политике региональных структур управления туризмом.

Что касается количества туристских фирм и номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения на территории европейского и азиатского севера, то здесь некоторое преимущество (больше на 2 и 6% соответственно) имеет европейский север. Однако соотношение площади территории и номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения на территории европейского и азиатского севера (129 : 1 и 852 : 1) свидетельствует о крайней неразвитости данного показателя туристской индустрии. Большая численность иностранных туристов на европейском севере по сравнению с азиатским обусловлена отдаленностью последнего от центральных регионов России, слабой освоенностью территорий, а также недостаточностью использования информационных туристских ресурсов, так как азиатский север ассоциируется только с особенно холодным климатом. Одним из весомых факторов, ограничивающих представление о возможности путешествий по азиатскому северу, является практически полное отсутствие информации о туристском потенциале входящих в него

регионов и тех услугах, которые могут быть предоставлены туристам.

Развитие туризма в инфраструктурно слаборазвитых туристских регионах с некомфортными природно-климатическими условиями, какими являются регионы азиатского севера, предлагается на основе приоритета рационального и эффективного использования информационного и управленческого потенциалов. Управляемые информационные потоки с помощью информационных систем и технологий призваны расширить представление туристов, туроператоров и турагентов о потенциальных возможностях севера России (и особенно азиатского севера).

В туризме к информационным ресурсам предъявляются особые требования. Управленческий ресурс на основе туристских ресурсов (финансовых, трудовых, материально-вещественных и природных, интегрированных в рамках информационных потоков и технологий) посредством туристской индустрии формирует региональный туристский продукт. Процесс взаимодействия туристских ресурсов отражен на рис. 2.

Туристский информационный потенциал можно представить как многоуровневую информационную систему, эффективное использование которой предполагает разработку и внедрение научно-методического алгоритма построения и оценки данной системы. Каждый фактор производства туристского продукта находится в информационном

Управленческий ресурс

Информационные потоки

Природные ресурсы Материальйо>-вещественныеч, ресурсы 1

Трудовые '•^ресурсы Финансовые / ресурсы /

ч

Информа- \_

ционные /

технологии^/

У

£ £ * I

■г:____________

[ Региональный туристский продукт

Рис. 2. Взаимодействие туристских ресурсов в процессе создания регионального туристского продукта

Д ,_й_, Д

Информационный ресурс

поле, использует собственно информацию (информационные потоки) и технологии ее обработки для эффективной работы. Для эффективного использования информационного потенциала определены следующие условия: наличие структуры управления региональным туризмом, техническая оснащенность туристской индустрии и управленческого ресурса, на основании которой может быть осуществлена передача информационных потоков, наличие информационных пакетов для региональных турпродуктов. В качестве оценки информационных туристских ресурсов (ИТР) предлагается выделение шести укрупненных групп количественных и качественных показателей: технические условия передачи информации, уровень использования информационных технологий, уровень кадрового обеспечения использования ИТР (специалисты по техническому обеспечению передачи информации и специалисты — гиды, экскурсоводы, проводники — по устной передаче

информации в целях удовлетворения познавательных потребностей туристов), количество и наполняемость (качество) информационных пакетов турпродуктов, количество используемых каналов распространения информации о туристском центре, количество и наполняемость (качество) статистических и маркетинговых исследований.

Таким образом, формирование информационных туристских ресурсов основывается на системном принципе их организации и оценки. Север России можно назвать зарождающимся туристским центром, когда потребность в информационных ресурсах является определяющей и возникает необходимость в научно-методической разработке эффективных методов управления этими ресурсами. Предложенная структура оценки ИТР может стать основой для дальнейшего моделирования стратегического управления ИТР в целях повышения эффективности их использования.

Список использованной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гаврилова М.К., Федорова Е.Н., Лазебник О.А. К вопросу о границе Севера России и его зонировании // Известия Русского географического общества. 2004. Т. 136, вып. 1.

2. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учеб. М., 2002.

3. Славин С.В. Освоение Севера Советского Союза. 2-е изд. М., 1982.

4. URL: http://www.gks.ru.

Bibliography (transliterated)

1. Gavrilova M.K., Fedorova E.N., Lazebnik O.A. K voprosu o granitse Severa Rossii i ego zonirovanii // Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva. 2004. T. 136, vyp. 1.

2. Menedzhment turizma: Turizm i otraslevye sistemy: ucheb. M., 2002.

3. Slavin S.V. Osvoenie Severa Sovetskogo Soyuza. 2-e izd. M., 1982.

4. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.