низовали стирку спецодежды и дегазацию тары из-под ядохимикатов, добились выдачи молока рабочим, летчикам и др.
Для централизованного хранения тары из-под ядохимикатов была создана специальная база. Перед руководителями колхозов и совхозов поставлен вопрос о необходимости строительства типовых ядохранилищ, организации пунктов для охраны обработанных полей, строгом выполнении карантинных мероприятий на обработанных полях. После окончания химических работ произведена очистка всех посадочных площадок от остатков ядохимикатов; спецодежда, в которой работали люди, и оставшаяся бумажная тара уничтожены.
Для учета участков, на которых недопустимо применение высокотоксичных ядохимикатов, производится инвентаризация посевных площадей. С помощью сотрудников Ташкентского научно-исследовательского института санитарии и гигиены проведен медицинский осмотр работавших с ядохимикатами (трактористы, рабочие, техники-борьбистц и т. д.) и лиц, перенесших в прошлом интоксикацию. Лица, с остаточными явлениями интоксикации взяты на диспансерный учет.
Поступила 15/ХП 1964 г.
УДК 616.981.48-022.38
КОЛИБАЦИЛЛЕЗ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ С ПИЩЕВЫМ ФАКТОРОМ
ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ
Г. М. Ситникова Донецкая городская санэпидстанция
Заболевания возникли летом (в июне) среди взрослых с общими условиями питания. Пострадало 35% лиц, в меню которых были одинаковые блюда. Страдание было легким и кратковременным (8—-10 часов), проявлялось оно в виде метеоризма и болей в животе,- жидкого или кашицеобразного стула от 2 до 5 раз. Одна заболевшая сообщила, что у нее были в кале слизь и кровь, но ее испражнения не удалось осмотреть. Повышенная температура тела, тошнота, рвота, судороги и другие симптомы отсутствовали.
Начались заболевания между 13 и 17 часами, но первые заболевшие не привлекли внимания. Максимум заболевших (64%) был от 18 до 20 часов, остальные заболели позже. Часть больных приняла синтомицин (по 1—2 таблетки). Проявления заболевания у всех пострадавших прекратились к 5 часам утра следующего дня. В 10 часов 30 мин. утра врачом-инфекционистом были осмотрены все заболевшие и лица, не предъявившие жалоб; каких-либо признаков болезни не обнаружено. Заболели только те, кто ел мясной салат с майонезом. Инкубационный период продолжался З'/а—121/2 часов.
Повара объяснили, что салат готовился ими с 5 до 8 часов утра, а не накануне, с чем можно согласиться, так как все переболевшие сообщили, что завтрак несколько запоздал, а салат был теплым. Нарезка вареных, недостаточно остывших продуктов производилась на столе для сырых продуктов, когда в пищеблоке была температура 35°.
Работники пищеблока и обслуживающий персонал также ели салат, но заболевание отрицали.
Остатков салата и продуктов, входивших в его состав, кроме сырых яиц и консервированного зеленого горошка, в пищеблоке, кладовой и магазине, снабжающем их, не оказалось.
На лабораторное исследование были направлены смывы из пищеблока и раздаточных, содержимое прямой кишки переболевших и лиц, не предъявлявших жалоб, работников пищеблока и всего обслуживающего персонала, смывы из носоглотки для вирусологического исследования, кровь на гемокультуру. Также было взято 9 проб пищевых продуктов из имевшихся в момент расследования на кухне и в кладовой (сметана, рыба хек сырая, горошек, яйцо и др.). При заборе трубками Циммана содержимого прямой кишки кала, слизи и крови не оказалось. Из содержимого прямой кишки у 52% обследованных, 3 работников пищеблока, кладовщика, 2 раздатчиц и 2 лиц из числа обслуживающего персонала, а также из 2 смывов с рук и одежды работников пищеблока, смыва с кухонного стола, из проб сметаны и сырого хека, взятых из кладовой, выделена патогенная кишечная палочка серологического типа О-127. Микробы паратифозной группы, дизентерии и анаэробной группы не обнаружены.
Выделенные штаммы стафилококков не дали реакции гемолиза на агаре и плаз-мокоагуляции. Исследование крови на гемокультуру дало отрицательный результат.
6 Гигиена и санитария, № 8
81
При повторных аналогичных исследованиях через 2 недели кишечная палочка серологического типа О-127 не была выделена.
Таким образом, можно заключить, что наблюдавшиеся нами легкие заболевания представляли колибациллез с пищевым фактором передачи инфекции. Источник инфекции не установлен. Вероятно, это были сырые продукты (мясо), которые обсеменили кладовую и пищеблок '.
Размножению микроба способствовала высокая температура окружающего воздуха. Желудочно-кишечные заболевания взрослых, вызываемые патогенными сероти-пами кишечной палочки, возможно, встречаются чаще, чем это принято считать. Однако в связи с кратковременностью и относительной легкостью заболеваний пострадавшие не обращаются за медицинской помощью, и эти случаи не регистрируются.
Поступила 23/ХП 1965 г.
1 Для подтверждения роли выявленного этиологического фактора следовало провести реакцию агглютинации микроба с сывороткой крови заболевших. — Ред.