Научная статья на тему 'Когнитивные особенности профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России'

Когнитивные особенности профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / ЗНАНИЯ О СВОЕЙ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ «Я» / PROFESSIONAL IMAGE OF THE «SELF» / PROFESSIONAL IDENTITY / COGNITIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL IDENTITY / KNOWLEDGE OF THEIR PROFESSION / PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демченко О. Ю.

В статье рассматривается структура профессионального самосознания. Описаны результаты, раскрывающие содержательную наполненность когнитивного компонента профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России. На основании проведенного исследования автор делает вывод о том, что содержательная наполненность когнитивного компонента профессионального самосознания обусловлена двойственностью статуса курсанта (сотрудник ГПС и обучаемый), а также специфическими условиями деятельности не только учебной, но и служебно-боевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демченко О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive peculiarities of the State Firefighting Service of the Russian Extraordinary Situations Ministry students’ professional self-consciousness

This article considers the structure of professional self-consciousness. The results described which unveil the cognitive component essential fullness of the State Firefighting Service of the Russian Extraordinary Situations Ministry students’ professional self-consciousness. On the basis of the survey the author makes a conclusion concerning essential fullness of professional self-consciousness cognitive component is conditioned by duality of student’s status (SFS officer and trainee), and also specific conditions of educational and service-fighting activity.

Текст научной работы на тему «Когнитивные особенности профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России»

О. Ю. Демченко, канд. психол. наук, старший преподаватель, кафедра экономики и управления, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, Россия, olga-dem78@mail.ru

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ

В настоящее время в нашей стране сложилась сложная ситуация с подготовкой кадров в области пожарной безопасности. Зачастую выпускник, приступив к выполнению своих обязанностей, не способен решать поставленные перед ним задачи. Одной из причин недостаточной подготовки специалистов государственной противопожарной службы является несформиро-ванное профессиональное самосознание на этапе профессионального обучения. В связи с этим возрастает необходимость в изучении содержательной наполненности компонентов профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России*, а также его динамики на каждом курсе обучения.

Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, -позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности1. Это положение подтверждают исследования Шарапова : Л. О., Митиной Л. М., Москаленко О. Н., Федоршиной И. Л. и др.

Изучение вопросов развития профессионального самосознания невозможно без

Большинство курсантов отмечают социальную значимость своей

профессии, а также имеют представление о требованиях, предъявляемых к будущей деятельности, и неблагоприятных факторах, ее сопровождающих.

учета особенностей организации данного личностного образования. При всем многообразии подходов к исследованию структуры профессионального самосознания наиболее распространенным является мнение о его трехкомпонентной структуре (Богданов О. В., Вачков И. В., Дьяченко Е. В., Косарева И. О., Красноруцкая Н. Г., Маркова А. К., Миронова Т. Л., Митина Л. М., Москаленко О. Н., Шарапов Л. О. и др.). При этом, основными структурными компонентами профессионального самосознания являются: когнитивный (профессиональный образ «Я», профессиональное самопознание, знание о своей профессии), аф ф ективно - оценочный (про фессиональ -ная самооценка, профессиональное самоотношение, отношение к своей профессиональной деятельности), и поведенческий - (мотивационно-цен-ностный, регулятивный). Представленные компоненты имеют специфическое содержание и зависят от профессиональной принадлежности субъекта, поэтому их изучение следует проводить с учетом динамической (протекания и развертывания процесса) и результативной (появления и наличия определенного продукта) точек зрения.

ГПС МЧС России - государственная противопожарная служба Министерства чрезвычайных ситуаций России.

4

Исследование когнитивного компонента профессионального самосознания курсантов было проведено на базе Уральского института Государственной противопожарной службы. -В нем приняли участие 200 курсантов, обучающихся на разных курсах факультета инженеров пожарной безопасности.

Одной из составляющих когнитивного компонента профессионального самосознания являются знания о профессии и ее требованиях к личности, в содержание которых включены понимание сотрудником норм и правил своей профессии, представление о конкретных целях и задачах своей деятельности, представление о методах и организации труда, представление о своем должностном статусе, а также представление о перспективах своего развития. Эти знания являются основой для осознания личных качеств субъектов трудовой деятельности, их профессионального мировоззрения и личной концепции профессионального труда (А. К. Маркова, 1996; С. В. Кошелева, 1997; Е. Ю. Пряжникова, 2001).

Так, с целью уточнения знаний о своей профессии был использован метод нестан-дартизированного самоописания — сочинение на тему «Профессия пожарного». В результате обработки данных были выделены категории, которые определялись как на ос-

От курса к курсу возрастает положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, увеличивается осознание социальной востребованности своей профессии.

нове частоты высказываний, так и с учетом имеющихся теоретических представлений о будущей профессиональной деятельности курсантов. Так, наибольшую представленность в сочинениях курсантов занимают характеристики, отражающие выраженность профессионально-важных качеств. Эти характеристики составляют 576 раз во всей выборке. Также в наибольшей степени выраженными являются характеристики, указывающие на самосовершенствование обучаемых, которые составляют 387 раз в общей выборке. Для первого курса частота встречаемости данной характеристики составляет 60, для второго курса — 81, для третьего курса — 108, для четвертого курса — 138 раз. Большинство курсантов отмечают социальную значимость своей профессии, а также имеют представление о требованиях, предъявляемых к будущей деятельности, и неблагоприятных факторах, ее сопровождающих.

В наименьшей степени в сочинениях курсантов отводится место внешней атрибутике (67 раз во всей выборке) и выбору в направлении деятельности (100 раз во всей выборке).

Интересно заметить, что дифференциация характеристик, связанных с профессиональной деятельностью, неоднозначна и имеет свои особенности в зависимости

от курса обучения. Так, от курса к курсу возрастают знания о профессионально-важных качествах пожарных. Например, если на первом курсе данные характеристики встречаются 91 раз, на третьем курсе — 164 раза, то к четвертому курсу — 212 раз.

Также от курса -

к курсу обучения возрастает уверенность в правильности выбора профессии, положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, увеличивается осознание социальной востребованности своей профессии, совершенствуются знания об истории профессии, знания структуры пожарной охраны, о направлениях и задачах предстоящей деятельности, современного состояния ГПС.

Следует отметить, что по таким единицам, как внешняя атрибутика и престиж выбранной профессии, наблюдается снижение показателей по мере увеличения курса обучения. Так, упоминание характеристик, связанных с внешней атрибутикой, составило для первого курса (раз)— 38, для второго курса — 17, для третьего курса — 8, для четвертого курса — 4. В большей степени престижной выбранную профессию считают обучаемые первого курса — 57. По-видимому, данный факт закономерен, так как полноценные знания о выбранной профессии в самосознании обучаемых начальных курсов еще не сформированы и восполняются за счет ориентации на внешний опыт.

Интересным является тот факт, что для многих курсантов характерна преемственность в выборе профессии. Это подтверждается высказываниями респондентов о стремлении к продолжению семейных династий.

Таким образом, в процессе обучения происходит трансформация когнитивного компонента профессионального самосознания, при этом возрастают знания о профессиональной деятельности, а такие характеристики, как внешняя атрибутика, отходят на второй план.

Второй составляющей профессионального самосознания является профессиональное самопознание. Самопознание — это

В большей степени престижной выбранную профессию считают обучаемые первого курса.

К моменту поступления абитуриенты уже являются сотрудниками системы ГПС МЧС России.

сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированный во времени, заключающийся в том, что человек, получая знания о себе как профессионале, развивает эти знания и формирует общее представление о себе как профессионале.2 Соотнесение этих знаний с требованиями и нормами, которые предъявляет общество к данной профессии, дают ему возможность определить свое место в данной профессиональной группе и в системе общественных отношений в целом. С помощью самопознания формируются множество элементов обобщенного образа себя как профессионала, обеспечивающих отражение устойчивых представлений о себе как личности, и о профессионале, являющихся более или менее значимыми. Следует уточнить, что специфику формирования процесса профессионального самопознания не представляется возможным описать, не учитывая особенностей профессионального образа Я. Данную подструктуру необходимо рассматривать через призму знаний о себе, индуцируемых в образах «Я сотрудник», «Я профессионал».

Также с целью исследования когнитивного компонента профессионального самосознания, а в частности профессионального образа «Я» и самопознания, был использован тест двадцати утверждений самоотношения.

Так, наибольшую представленность в самоописаниях курсантов занимают характеристики, отражающие уровень профессиональной идентичности. Их выраженность составляет 14,9 % от всей выборки. Полученные данные объясняются тем, что одним из важнейших критериев при поступлении в учебное заведение в рамках профессионального отбора является профессионально-направленная мотивация и осведомленность абитуриентов о будущей профессии. Кроме того, следует отметить, что к моменту поступления абитуриенты уже являются сотрудниками системы ГПС МЧС России, для многих из кандидатов характерна преемственность в выборе профессии.

Также достаточно выраженными характеристиками являются оценки, связанные

с принадлежностью к служебной деятельности (11,4 % от всей выборки).

Наименьший статус в самоописаниях курсантов относится к характеристикам, определяющим принадлежность к учебно-образовательной деятельности (9,6 %) и осознание профессионально-важных качеств (6,3 %), что, по всей видимости, свидетельствует о начальном этапе становления профессионального самосознания.

Следует отметить, что дифференциация характеристик, связанных с профессиональной деятельностью, неоднозначна и имеет свои особенности в зависимости от курса обучения. Так, от курса к курсу увеличиваются характеристики, связанные с принадлежностью к служебной деятельности и профессиональной идентичности. При этом показатели принадлежности к служебной деятельности для курсантов на первом курсе составляют 9,6 %, к третьем курсу они увеличиваются и составляют 13,5 %. Показатели профессиональной идентичности выражены следующим образом: на первом курсе — 11,9 %, на третьем курсе — 16,7 %, на четвертом курсе — 18,2 %. Таким образом, в процессе обучения в профессиональном самосознании курсантов ГПС наблюдается формирование профессиональной идентичности и расширяется осознание принадлежности к служебной деятельности. Характеристики, отражающие уровень профессиональной идентичности, составляют 14,9 %, а характеристики, связанные с принадлежностью к служебной деятельности, — 11,4 %.

Полученные данные объясняются погружением в профессиональную деятельность на этапе обучения, а также осуществлением служебных обязанностей, заключающихся в несении нарядов, -дежурств, караульной службы, что подтверждает предположение о влиянии обучения на формирование профессионального образа Я.

С целью выявления динамики характеристик, связанных с про- : фессиональной деятельностью, на каждом курсе показатели были распределены по следующим рангам (высокий, средний, ниже среднего, низкий).

Интересным является тот факт, что для многих курсантов характерна преемственность в выборе профессии. Это подтверждается высказываниями респондентов о стремлении к продолжению семейных династий.

Анализ характеристик, связанных с профессиональной деятельностью, позволяет зафиксировать высокие показатели по принадлежности к учебно-образовательной деятельности на каждом курсе. Курсанты с первого по четвертый курс в большей степени осознают себя субъектами учебно-образовательной деятельности. При рассмотрении характеристик, связанных со служебной деятельностью, отмечается следующая динамика, так, если для первого курса характерен средний ранг представленности (2,6 %), на втором курсе низкий ранг (3,7 %), к третьему курсу отмечаются показатели ниже среднего (4,2 %), а к четвертому курсу данные характеристики соответствуют среднему рангу (4,2 %). В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что на втором курсе происходит отрицание служебной деятельности курсантами, срабатывают защитные механизмы, вследствие того, что вся служебная деятельность четко регламентирована приказами, уставами, распоряжениями, основана на принципе единоначалия, действуют особые формы наказания (наряды по службе, наряды на хозяйственные работы, различные виды взысканий).

Следует также указать на представленность профессиональной идентичности в самоописаниях курсантов. Данный факт является важным, поскольку у курсантов уже на этапе обучения формируются устойчивые представления о своей профессии, о профессиональной роли, которую им вскоре придется выполнять. Однако необходимо отметить, что по сравнению с другими характеристиками в самоописаниях профессиональная идентичность еще недостаточно сформирована и, независимо от курса, имеет низкий ранг представленности. Это обстоятельство закономерно обусловлено, поскольку активное наполнение данной характеристики происходит на более поздних этапах профессионального становления, в ходе непосредственного погружения в профессиональную деятельность и участия в выполнении профессиональных задач. Кроме того, в связи с осознанием профессионально-важных

качеств обучаемых следует отметить увеличение позитивной тенденции в развитии этой характеристики начиная с третьего курса. Именно с этого времени начинает увеличиваться количество специальных дисциплин, курсанты проходят стажировки в пожарных подразделениях городов и объектов, а также специальную психологическую подготовку (психополоса, теплодымокамера).

Третьей составляющей профессионального самосознания является профессиональный образ «Я».

Профессиональный образ Я рассматривается как система, аккумулирующая представления субъекта о себе как сотруднике, профессионале, образующаяся в результате процесса самопознания и состоящая из четырех взаимопроникающих и взаимодополняющих представлений: 1) представления о своих личностных и профессиональных способностях и возможностях (ретроспективное Я); 2) представления о себе как о субъекте профессионального и личностного взаимодействия с другими людьми (рефлексивное Я); 3) представления о себе как сотруднике, профессионале в действительности в данный момент (актуальное Я); 4) представления о себе как сотруднике, профессионале в будущем, каким желает стать (Я — идеальное).

Необходимо отметить, что в процессе профессионализации профессиональный образ постоянно формируется и включает в себя множество сменяющихся и взаимодополняющих профессиональных Я-образов, которые попеременно то выступают на пер-

вый план в процессе профессионального самосознания, то теряют свой удельный вес и становятся менее значимыми. Количество Я-образов, входящих в обобщенный образ «Я как сотрудник», зависит от особенностей внутреннего мира индивида, его жизненного и профессионального опыта, реального взаимодействия с другими людьми и динамичности профессиональной деятельности. В целом образ «Я как сотрудник» характеризуется относительной устойчивостью в связи с наличием устойчивых, обобщенных Я образов, которые позволяют ощутить преемственность себя во времени: прошлом, настоящем, будущем.

Данный аспект находит свое подтверждение в исследованиях Н. И. Исаевой, которая, занимаясь изучением данной проблематики, выявила зависимость специфических особенностей профессионального образа Я от различных факторов, в ряду которых этапы профессионального становления личности и деятельности; степень включенности личности в профессиональную деятельность, состояние операционального уровня выполнения деятельности и особенности предыдущей деятельности будущего специалиста3.

Поэтому с целью выявления особенностей структуры и становления профессионального образа «Я», а также профессионального самопознания курсантов использовалась методика «Семантический дифференциал». Анализ полученных данных указывает на актуализацию образа идеального Я в оценках курсантов, что на-

ходит отражение в преобладании высо- условия обучения являются важными фак-

ких показателей по категориям «Я каким торами, обеспечивающими наличие данной

хотел бы быть» и «Я как специалист». Так, закономерности.

категория «Каким я хотел быть» получи- Итак, анализ полученных результатов

ла наибольшие оценки респондентов по таким параметрам как отношение к делам (13,4 балла), отношение к себе (13,3 балла), отношение к другим (12,2 балла). При рассмотрении данной категории следует обратить внимание, что на фоне высоких показателей по большинству шкал сохраняется устойчивая тенденция к снижению доверительного отношения к другим людям или нейтрализации доверия к ним (9,3 балла). Подобная направленность отмечается в самооценках респондентов «Я как специалист», при этом 12,7 балла составляет отношение к делам, 12,5 баллов — отношение к себе и 11,7 балла — отношение к другим. Также отмечена аналогичная тенденция к снижению показателей по шкале «доверчивый — недоверчивый» (9,2).

Реальное я («Я курсант») представлено следующими показателями по параметрам: отношение к делам — 12,2 балла, отношение к другим — 11,4 и отношение к себе — 12,0 баллов. Данные показатели выражают среднюю положительную оценку обучаемых по заданным шкалам. Категория «Я — каким не хотел бы стать» представлена следующими самооценками респондентов: отношение к себе — 2,8 балла, отношение к делам — 2,9 балла, отношение к другим — 3,9 балла, при этом демонстрируется ярко выраженное отрицательное отношение курсантов к таким качествам, как незначимый, несправедливый, неблагородный, неорганизованный, бесполезный, недостойный, робкий, плохой, глупый, несчастный, трусливый. Интересно заметить, что при сопоставлении категорий «Каким я был?» и «Я-курсант», а также «Я-курсант» и «Я как специалист» отмечена положительная динамика в формировании эмоционального отношения к другим, социальных установок и ценностных ориентаций, а также самооценки, выражающаяся в том, что почти по всем шкалам показатели увеличиваются. По-видимому,

На втором курсе происходит отрицание служебной деятельности

курсантами, срабатывают защитные механизмы, вследствие того, что вся служебная деятельность четко регламентирована приказами, уставами, распоряжениями, основана на принципе единоначалия

позволил определить особенности содержательной наполненности когнитивного компонента профессионального самосознания курсантов. Изучаемый компонент в основном представлен характеристиками, отражающими выраженность профес-= сионально-важных качеств, а также характеристиками, отражающими уровень профессиональной идентичности. Преобладание высоких показателей по категориям «Я — каким хотел бы быть» и «Я как специалист» указывает на актуализацию образа идеального Я в оценках курсантов, однако в самооценках курсантов «Я как специалист» на протяжении всего обучения сохраняется устойчивая тенденция к снижению доверительного отношения к другим людям или нейтрализации доверия к ним.

Необходимо также отметить, что анализ результатов исследования позволил определить проблемную область в содержании когнитивного компонента профессионального самосознания курсантов, выражающуюся в отрицании служебной деятельности курсантами, вследствие ее жесткой регламентированности.

Таким образом, содержательная наполненность когнитивного компонента профессионального самосознания обусловлена двойственностью статуса курсанта (сотрудник ГПС и обучаемый), а также специфическими условиями деятельности — не только учебной, но и служебно-боевой. ^

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академ. проект, 2003, С.336.

2. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. С. 209-225.

3. Исаева Н.И. Профессиональное самосознание как фактор профессионального роста практического психолога //Социология управления и духовной жизни. — Белгород: Изд-во БГУ, 1996, С. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.