СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ПАРТИТИВНОСТИ
А. Н. КОРЖУК
Партитивные отношения являются фундаментальными в процессе осмысления мира. В статье рассматриваются особенности формирования значения партитивности. В русле когнитивного подхода выявлены когнитивные принципы и механизмы, а также концептуальная основа партитивности. Реализация данных когнитивных принципов и механизмов показана на различных языковых примерах.
Ключевые слова: партитивность, отношение «часть-целое», концепт МЕТАФИГУРА, концепт КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА, принцип метафигурирования, принцип когнитивной доминанты.
Когнитивный подход к изучению единиц языка позволяет установить, как человек познает мир и структурирует информацию о различных связях и отношениях между объектами окружающего мира. Полученная информация об объекте, предмете или явлении подводится под определенную рубрику опыта или категорию [2]. Рассматриваемая нами категория партитивности связана с репрезентацией знаний, организуемых по типу «часть - целое».
Первые представления о соотношении «часть -целое» восходят к воззрениям античных философов. В философской трактовке соотношения «часть - целое» сложились два направления - холизм и меризм. Философская концепция холизма рассматривает целое как высшую категорию, имеющую безусловный приоритет над своими частями, тогда как концепция меризма рассматривает целое только как сумму свойств его частей [8].
В лингвистике изучение партитивных отношений проводилось в основном в рамках функционально-семантического подхода (И. В. Арнольд, Л. В. Глобина, Э. Лейзи, Н. И. Панченко,
Н. С. Рыжук и др.) В русле данного направления была определена типичная для партитивов формула объяснения и набор ключевых слов, рассмотрена специфика семантической структуры партитивов в системе языка, выявлены лексикосемантические поля партитивной лексики в современном русском и английских языках.
Однако когнитивные аспекты формирования значения партитивности не были исследованы, в частности, не рассмотрены принципы и механизмы формирования значения партитивности.
Цель данной статьи заключается в разъяснении этих принципов и механизмов, что позволит показать скрытые процессы обработки человеческим сознанием знаний об отношении «часть - целое».
В качестве концептуальной основы партитивности выступают концепт МЕТАФИГУРА и концепт КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА. Концепт МЕТАФИГУРА спроецирован на семантические функции, которые демонстрируются целым. В качестве концептуальных характеристик МЕТАФИГУРЫ выступают следующие: мультиплекс -ность, указывающая на возможную составность величины из нескольких частей; неограниченность, предполагающая отсутствие фрагментарности у величины и гештальтность. Концепт КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА ориентирован на семантические функции, которые демонстрируются частью. В качестве характеристики КОМПОНЕНТНОЙ ФИГУРЫ выступают - униплекс-ность, релятивность, включенность [6].
Рассмотрим эти характеристики на конкретных примерах. Словосочетанием a piece of furniture, a member of the family репрезентируется характеристика униплексность. Эта характеристика активизирует знание о вычленении единичного элемента из составного целого. Характеристика релятивность указывает на необходимость соотнесения выделяемой части с целым. Так, лексема «pinch» осмысляется в контексте слов, обозначающих «рассыпчатую субстанцию» (a pinch of salt, a pinch of tobacco), лексема «trickle» в контексте слов, обозначающих жидкую субстанцию (a trickle of water). Релятивность является конститутивным свойством данных лексем и вне контек-
ста отношений «часть-целое» эти лексемы не получают достаточной интерпретации. Еще одной характеристикой концепта КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА является включенность, т. е. ориентированность части на существование в рамках целого. Так, для предложения Belgium is a part of Europe актуальной будет территориальная включенность, а в предложении a player is a part of a team - функциональная включенность.
В качестве основного принципа в формировании значения партитивности признается принцип метафигурирования. Принцип метафигурирования заключается в проецировании характеристик целого на возможную конфигурацию элементов в составе целого [4]. Обращение к этому принципу позволяет раскрыть специфику мониторинга когнитивных процессов по обработке получаемой из внешнего мира информации. В когнитивной психологии функция мониторинга и контроля результатов основных когнитивных операций относится к метакогнитивному процессу и определяется как свойство высокоорганизованного сознания [1].
Рассмотрим реализацию принципа метафигурирования на примерах (1) a cube of sugar, (2) a drop of rain, (3) a pinch of pepper, (4) a spoonful of peanut butter, (5) a puff of wind. Так, в примере (1) МЕТАФИГУРА представлена твердой субстанцией: «sugar - a sweet substance that is used to make food and drinks sweet. It’s usually in the form of small white and brown crystals»; «crystal - a small piece of substance that has formed naturally into regular symmetrical shape» [5]. Вид конфигурации в составе целого проецируется характеристикой мультиплексности, указывающей на кристаллическую составность целого. Кристаллическая структура твердой субстанции допускает расчленение целого на части правильной симметричной формы. Эта структура знания соотносится с концептом КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА, средством репрезентации которого является лексема «cube».
Кристалличность как характеристика целого проецирует возможную конфигурацию элементов в составе целого, что подтверждается наличием альтернативных способов конструирования пар-титивности: a spoonful of sugar.
В примере (2) МЕТАФИГУРА представлена жидкой субстанцией: «rain - water that falls in small drops from clouds in the sky» [10]. КОМПОНЕНТНАЯ ФИГУРА репрезентируется лексемой «drop - a small round or pear-shaped portion of liquid» [7].
Словосочетание a pinch of pepper в примере (3) репрезентирует отношение «часть - целое».
МЕТАФИГУРА в этом случае представлена рассыпчатой субстанцией: «pepper - powder that is used to add a hot taste to food»; «powder consists of any tiny particles of a solid substance» [10]. Как показывает фактологический анализ, для этого типа субстанции при конструировании партитивности характерно не только вычленение части, но и определение формы контейнера, удерживающего эту часть: «to pinch - grip (esp. the skin of part of the body or of another person) tightly between the finger and the thumb; pinch - small amount of something, such as a powder, especially the amount which a person can hold between the first finger and thumb» [7]. Характеристика мультиплексности указывает на такую особенность целого как наличие мелких частичек, что затрудняет вычленение части. Рассыпчатый характер субстанции предполагает наличие контейнера, позволяющего удерживать небольшое количество этой субстанции. В данном случае контейнер создается указательным и большим пальцами, сложенными вместе.
В примере (4) МЕТАФИГУРА представлена мягкой субстанцией: «peanut butter - a brown paste made out of crushed peanuts which you can spread on bread and eat»; «paste - a soft, wet, sticky mixture of a substance and a liquid, which you can spread easily» [5]. Аналогично примеру (3) в этом случае также важность для наблюдателя имеет контейнер для удержания части этой субстанции «spoonful -an amount of food resting on a spoon» [5].
В примере (5) МЕТАФИГУРА представлена газообразной субстанцией: «wind - a current of air moving approximately horizontally, especially one strong enough to be felt»; «air - the mixture of gases which surrounds the Earth and which we breathe» [9]. Средством репрезентации КОМПОНЕНТНОЙ ФИГУРЫ выступает лексема «puff», указывающая на одноактность действия в какой-либо момент времени: «puff - a sudden small movement of wind, air, or smoke» [10].
Другим принципом, раскрывающим особенности структурирования знания об отношениях «часть-целое», является принцип когнитивной доминанты [3]. Принцип когнитивной доминанты соотносится с понятием «фигура-фон». Л. Тал-ми противопоставляет фигуру и фон как мобильные и статичные элементы ситуации. Фигура характеризуется мобильностью во времени и пространстве, фон ассоциируется со статичностью [6]. Система восприятия обеспечивает естественное доминирование мобильных объектов над статичными. Вопреки, естественному ходу событий статус доминирующей сущности удается закрепить и за статичным объектом в том случае, если ак-
центируется данный аспект ситуации. В преломлении к отношениям «часть - целое» фоновое знание представлено характеристиками концепта МЕТАФИГУРА, а в качестве фигуры выступает обособленная часть целого. Получая выделенность, эта часть становится индивидуализированной.
Когнитивными механизмами, лежащими в основе формирования значения партитивности, являются механизм анализа и синтеза и механизм сравнения. Так, в сочетании a cluster of trees -второй именной элемент указывает на несинте-зированную мультиплексность независимых элементов, а первый именной элемент специфицирует синтезированную часть из этой мультип-лексности. Переключение внимания от целого к компонентам, рассматириваемым как его составляющие, базируется на механизмах анализа и синтеза.
Механизм сравнения лежит в основе соотнесения части и целого, их характеристик и выбора способа формирования значения партитивности.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что формирование значения партитивности имеет концептуальную основу. Важными являются принципы метафигурирования и когнитивной доминанты, а также механизм анализа и синтеза и механизм сравнения, которые позволяют раскрыть, как человеческое сознание структурирует знание об отношениях часть-целое.
Литература
1. Клепикова Т. А. Лингвистические метапрезентации: Монография. СПб., 200S. С. З0.
2. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Г. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 45.
3. Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты: дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2004.
4. Фурс Л. А. // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. мат-лов 29 сентября -1 октября 2010 / отв. ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов, 2010. Вып. 6. С. 284-287.
5. Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners.-The University of Birmingham: Harper Collins Publishers, 2001.
6. Talmy L. Toward a Cognitive Grammar. Volume I-II. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000.
7. The Concise Oxford Dictionary of Current English. Oxford: Oxford University Press, 1990.
8. URL: http://mirslovarei.com
9. URL: http://dictionary.cambridge.org
10. URL: http://www.ldoceonline.com
* * *
COGNITIVE ASPECTS OF FORMATION OF «PART-WHOLE» RELATION
A. N. Korzhuk
The part-whole relations are fundamental to the process of world cognition. This article considers the peculiarities of the part-whole relation. Following the cognitive approach, the author reveals the cognitive principles and mechanisms as well as the conceptual basis of the part-whole relation. The realization of these cognitive principles and mechanisms is shown by means of different language examples.
Key words: partitiveness, part-whole relation, concept METAFIGURE, concept COMPONENT FIGURE, principle of metafiguration, principle of cognitive dominance.
№ 6 (Gil), iGlG