Научная статья на тему 'КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коэволюционность / музыкальное искусство / музыкальное образование / образовательный процесс / урок музыки / coevolution / musical art / musical education / educational process / music lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Рытов

В статье раскрывается проблема выстраивания ценностно-смысловых процессов в системе музыкального образования начальной школы. Рассматривается их эволюционирование и развитие. Демонстрируются возможности реализации содержательных компонентов на уроках музыки в коэволюционной парадигме. Исследуется их влияние на развитие конкретных качеств младшего школьника. Обращается внимание на значимость специфики выстраивания психолого-педагогических связей участников образовательного процесса. Выявляются особенности экологичности музыкального образования, интеграции различных видов деятельности с учетом типов восприятия при решении учебных и воспитательных задач. Изучается феномен народной музыкальной культуры как один из коэволюционных ценностно-смысловых ресурсов на уроках музыки в начальной школе. Позиционируются и получают структурное оформление особенности включения в образовательный процесс народных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COEVOLUTIONALITY OF VALUE AND SENSE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

In the article the problem of the development of the structural-functional model of individual educational route, based on the structure of pedagogical activity, to ensure a learner-centered approach to learning, the variability of the process, to improve the efficiency of the studied material, and adapt to the conditions of the mandatory standard, is presented. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects. Participants move to the intermediate state characterized by many parameters, levels of assimilation of knowledge and skills that allow you to adjust the contents of the modules of the route. In this respect, the participants’ routes are not strictly fixed by possible recombination. Thus, on the basis of systematic parameter diagnostic status of the participants and continuous adjustment of the subject of the trajectories of the intermediate state students are approaching outcomes of education. The article articulated criteria that reflect the specifics of modeling techniques individual educational route as a factor in the training of future teachers of vocational training for professional work. The criteria are revealed through a series of signs that reflect all structural components. These criteria reflect the dynamics of the measured quality in time. The material presented in the paper leads to the conclusion that the training of students on individual educational routes is a means to increase flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Текст научной работы на тему «КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

жизни и развития человека исследователь называет равенство (предоставление одинаковых возможностей доступа к социально-культурным услугам); устойчивость (тщательное планирование развития социально-культурной сферы и продуманное использование ресурсов); право выбора (достижение такого уровня развития сферы социально-культурной сферы, при котором у людей появляется возможность выбирать социально-культурные услуги в соответствии со своими потребностями); производительность (создание благоприятных условий для развития человеческого капитала в социально-культурной сфере) [16, с. 7 - 8]. Соблюдение этих принципов позволит обеспечить равные возможности в получении социально-культурных услуг и будет содействовать повышению качества жизни людей.

О влиянии досуговых мероприятий на настроение людей, безусловно, можно сделать вывод и из многочисленных практических наблюдений. Посмотрев хороший концерт, театрализованное представление, посетив интересную выстав-

Библиографический список

ку, спектакль и многое-многое другое, люди получают положительные эмоции, заряжаются энергией, начинают по-другому, более позитивно, смотреть на мир. Участие в различных досуговых объединениях, общение с различными людьми позволяют найти единомышленников, почувствовать себя нужным, избежать одиночества. Сам процесс творческой деятельности, выступления на публике дарит возможность самореализоваться, получить ни с чем не сравнимое удовольствие от результатов творческого труда.

Можно приводить ещё множество примеров положительного влияния социально-культурной и, в частности, досуговой деятельности на человека. Но в рамках одной статьи сделать это не представляется возможным. Поэтому в заключение скажем, что в решении проблемы повышения качества жизни населения социально-культурная деятельность играет одну из ведущих ролей. Это обусловлено тем, что данная деятельность позволяет удовлетворять высшие, духовные потребности, делая человека полноценно счастливым.

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М, 2004.

2. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вестник Тамбовского университета. 2007; № 11: 217 - 223.

3. Соловьева С.Л. Влияние качества услуг на качество жизни. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008; Т. 6; № 4, Ч. 2: 120 - 124.

4. Токарский Б.Л., Токарская Н.М. Определение взаимосвязи качества жизни с уровнем жизни населения. Известия ИГЭА. 2011; № 4: 200 - 204.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2000.

6. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вестник Тамбовского университета. 2007; № 11: 217 - 223.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 2001.

8. Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности. Вестник ТГУ. 2011; № 8: 23 - 28.

9. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.

11. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени. Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусства. 2013; № 2: 38 - 43.

12. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

13. Панова Н.Г Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учебное пособие. Москва: МГПУ 2015.

14. Крылов ГА. Этимологический словарь русского языка. Москва: Полиграфуслуги, 2005.

15. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 2007.

16. Агапова Е.Н. Развитие сферы социально-культурных услуг как фактор повышения качества жизни населения муниципального образования. Сервис plus. 2008; № 1: 4 - 11.

References

1. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M, 2004.

2. Vadkovskaya N.N. Razvitie duhovnyh potrebnostej kak uslovie povysheniya kachestva zhizni. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2007; № 11: 217 - 223.

3. Solov'eva S.L. Vliyanie kachestva uslug na kachestvo zhizni. 'Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; T. 6; № 4, Ch. 2: 120 - 124.

4. Tokarskij B.L., Tokarskaya N.M. Opredelenie vzaimosvyazi kachestva zhizni s urovnem zhizni naseleniya. Izvestiya IG'EA. 2011; № 4: 200 - 204.

5. Erasov B.S. Social'naya kul'turologiya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2000.

6. Vadkovskaya N.N. Razvitie duhovnyh potrebnostej kak uslovie povysheniya kachestva zhizni. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2007; № 11: 217 - 223.

7. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 2001.

8. Koval' N.A. Social'no-psihologicheskie osnovy duhovnosti lichnosti. Vestnik TGU. 2011; № 8: 23 - 28.

9. Yaroshenko N.N. Istoriya imetodologiya teoriisocial'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

10. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.

11. Ariarskij M.A. Teoriya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti otvechaet na vyzovy vremeni. Vestnik Sankt-Peterburskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstva. 2013; № 2: 38 - 43.

12. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

13. Panova N.G. Pedagogicheskie osnovy kul'turno-tvorcheskojdeyatel'nosti v sfere dosuga: uchebnoe posobie. Moskva: MGPU, 2015.

14. Krylov G.A. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka. Moskva: Poligrafuslugi, 2005.

15. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti: uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: MGUKI, 2007.

16. Agapova E.N. Razvitie sfery social'no-kul'turnyh uslug kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya municipal'nogo obrazovaniya. Servis plus. 2008; № 1: 4 - 11.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 37.02

Rytov D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russia), E-mail: RytovDA@mail.ru

COEVOLUTIONALITY OF VALUE AND SENSE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. In the article the problem of the development of the structural-functional model of individual educational route, based on the structure of pedagogical activity, to ensure a learner-centered approach to learning, the variability of the process, to improve the efficiency of the studied material, and adapt to the conditions of the mandatory standard, is presented. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects. Participants move to the intermediate state characterized by many parameters, levels of assimilation of knowledge and skills that allow you to adjust the contents of the modules of the route. In this respect, the participants' routes are not strictly fixed by possible recombination. Thus, on the basis of systematic parameter diagnostic status of the participants and continuous adjustment of the subject of the trajectories of the intermediate state students are approaching outcomes of education. The article articulated criteria that reflect the specifics of modeling techniques individual educational route as a factor in the training of future teachers of vocational training for professional work. The criteria are revealed through a series of signs that reflect all structural components. These criteria reflect the dynamics of the measured quality in time. The material presented in the paper leads to the conclusion that the training of students on individual educational routes is a means to increase flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Key words: coevolution, musical art, musical education, educational process, music lesson.

Д.А. Рытое, канд. пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург,

E-mail: RytovDA@mail.ru

КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается проблема выстраивания ценностно-смысловых процессов в системе музыкального образования начальной школы. Рассматривается их эволюционирование и развитие. Демонстрируются возможности реализации содержательных компонентов на уроках музыки в коэволюционной парадигме. Исследуется их влияние на развитие конкретных качеств младшего школьника. Обращается внимание на значимость специфики выстраивания

психолого-педагогических связей участников образовательного процесса. Выявляются особенности экологичности музыкального образования, интеграции различных видов деятельности с учетом типов восприятия при решении учебных и воспитательных задач. Изучается феномен народной музыкальной культуры как один из коэволюционных ценностно-смысловых ресурсов на уроках музыки в начальной школе. Позиционируются и получают структурное оформление особенности включения в образовательный процесс народных инструментов.

Ключевые слова: коэволюционность, музыкальное искусство, музыкальное образование, образовательный процесс, урок музыки.

Возникающие в современном обществе противоречия вызваны социально-экономическими изменениями, интенсивным развитием информационных технологий и цифровизацией многих сфер социального взаимодействия, созданием новых форм индивидуальных и глобальных коммуникаций, преобразованием алгоритма постижения окружающего мира. С изменением системы жизнедеятельности меняется и человек, который подвергается влиянию большого количества запросов и вызовов, оказывающих воздействие на корректировку отношения человека к себе, переосмысление себя в новых социокультурных условиях, трансформацию внутренних смыслов в динамично развивающемся мире. В этой ситуации возникают противоречия, когда развитие информационно-коммуникационных технологий не всегда согласуется с базисными приоритетами и надстройками гармоничного развития ребенка, его образования с совершенствованием общенаучных и практико-ориентированных методических систем.

За время своего становления ребенок проходит несколько социально-образовательных институтов, которые, прежде всего, подготавливают его к будущей взрослой жизни. Возникает потребность в современной актуализации ценностно-смысловых процессов, особенно в системе образования, в том числе в ее отдельных областях. Приоритетное отношение к формированию личности обучающегося, развитию его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности на уровне начального общего образования четко отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1, с. 105]. Однако остро стоит вопрос, заключающийся в доминантных и точечных настройках личностных компетенций ребенка и выборе сфер воздействия на тенденции снижения эмоциональной отзывчивости, связанные с деформацией мира детства под влиянием отрицательного воздействия гаджетов, уходом в мир виртуального восприятия действительности, не всегда адекватного по отношению к жизненным реалиям и социальным нормам.

Предмет «Музыка» и реализуемые с его помощью задачи как раз могут восполнить и решить многие проблемы, предоставить новые ориентиры личностного, познавательного, социального, коммуникативного, эстетического и духовно-нравственного развития ребенка. Они призваны помочь успешной адаптации его в социальной среде, проявить себя, выработать собственные жизненные подходы в противовес подстраиванию с потребительской позиции под определенные алгоритмы. Л.С. Выготский отмечал, что искусство «является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения», дополняет жизнь и расширяет ее возможности» [2, с. 311]. Музыкальное искусство само по себе - явление синкретичное. Во время обучения, при достижении целей формирования духовно развитой личности ребенка, приобщения его через эмоциональное восприятие музыки к основам музыкальной культуры, требуется понимание, как выстраивать подобные процессы.

Музыкальное искусство - не застывшее явление, которое фиксирует определенные музыкально-исторические, культурологические вехи развития человечества. Оно имеет объединяющую силу, способную создавать и конгломери-ровать большое количество подсистем внутри одной системы, аккумулировать положительные и созидательные силы человека, сопряженные с предоставлением возможности их демонстрации средствами музыки. Коэволюционность является одной из характеристик, позволяющей ребенку на уроках музыки не только «облагораживать» себя, но и проявлять динамику в направленных и согласованных действиях. В данном контексте можно оперировать диалектикой внешнего и внутреннего, описанной М.М. Бахтиным и демонстрирующей сложность двустороннего акта познания-проникновения при активности и диалогичности познающего и открывающегося с учетом окружающей среды и собственного кругозора» [3, с. 7]. Так и «на уроках музыки при формировании универсальных учебных действий, нацеленных на получение личностных результатов, происходит внутренняя диалогичность процесса познания-проникновения при проявлении устойчивого учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения задачи, при анализе музыкального произведения, при игре на различных музыкальных инструментах, создании ритмического аккомпанемента на ударных инструментах, при исполнении песни, изготовлении самодельных музыкальных инструментов и других видах продуктивной творческой деятельности [4, с. 6].

Реализация содержательных компонентов на уроках музыки выстраивается в довольно четкой иерархии взаимосвязанных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музицирование на инструментах, музыкально-пластическая деятельность, театрализация и драматизация музыкальных произведений) с процессами формирования ценностных установок. Вместе с формированием и развитием определенных прикладных навыков (чистота интонирования, музыкально-ритмическая скоординированность, развитие слуховых и моторных навыков и др.) приоритетно выделяются развитие качеств, связанных с формированием эмоциональной сферы ребенка, художественно-образным восприятием

мира, осмысленным эмоционально-ценностным постижением и проявлением себя с помощью средств музыкального искусства.

Особенности коэволюционности этих процессов выражаются в нелинейности и разнообразии педагогического инструментария, направленного на решение задач приобретения обучающимся музыкальных, общекультурных и общечеловеческих компетенций. Они могут выражаться в формировании таких качеств, как нравственность, патриотизм, духовность, толерантность, сопереживание, сопричастность к истории и судьбе своей Родины. Например, ребенок, исполняя песню патриотического содержания, согласует исполнительские навыки, заложенное в песне ценностно-смысловое ядро со своим личностным восприятием, познавательными звеньями понимания содержания песни, эмоциональной подачей материала, погружением в определенное психическое состояние с направленным энергетическим обменом как внутри себя, так и при выстраивании музыкально-коммуникативных связей со слушателями (внутрисубъектная и межсубъектная коммуникация) на чувственном и информационном уровнях. С.А. Гильманов, характеризуя чувственное в системе взаимодействия психики и музыки, подчеркивает, что оно ощущается, воспринимается, переживается человеком в текущий момент, и в музыке чувственность явлена через физические свойства звуков, их сочетаний, последовательности, тембров в их эстетическом «оформлении», в психике - через переживание текущего момента, выраженное в едином процессе и состоянии в сенсорной, перцептивной, эмоциональной сферах [5, с. 256]. Для детей младшего школьного возраста этот подход важен, так как он формирует мотивационные установки выстраивать дальнейший путь знакомства с музыкальными явлениями и музыкальным искусством через продуктивную творческую деятельность. Данная позиция и важность понимания значения чувственности и эмоционального восприятия коррелируется с требованиями Примерной программы по музыке, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в которых одной из достигаемых целей изучения музыки в начальной школе является «воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов» [6, с. 59]. Данные требования актуализируют необходимость обращения внимания на коэволюци-онность ценностно-смысловых процессов в системе музыкального образования в начальной школе как гарант устойчивого развития детей в системе нравственных и духовных приоритетов.

Как и любому музыкальному явлению, урокам музыки в начальной школе свойственна гибкость при достижении и при представлении результата музыкальной деятельности. Создается, проживается и воспринимается как естественно существующий художественный мир и события, используя определение В.М. Розина, художественная реальность - на основе специфической семиотической материи (звуки, слова, краски и пр.), выразительных средств (представления о мелодии, гармонии, ритме, темах, драматургии, форме-композиции и др.) и художественной формы [7, с. 100]. Причем в этой художественной реальности существует устойчивость всех механизмов музыкального образования даже при разном уровне подготовки обучающихся: происходит естественный процесс адаптации, «подстройки» под возникающую музыкально-творческую среду. В этой среде обучающийся добивается важных творческих результатов: умение рефлексировать и оценивать свою деятельность, использование возможностей проявлять свои задатки, способности и личностные характеристики в рамках основной дидактической единицы - урока. А музыкальный материал, с которым обучающийся знакомится на уроке и во внеурочной деятельности (лучшие произведения классической, духовной музыки, фольклора, современной музыки различных направлений и стилей) расширяет общекультурный кругозор детей, позволяет им, уже с позиций эксперта и музыканта, ценить и разбираться, а не являться просто потребителем медийного контента. О.А. Блок подчеркивает, что «в педагогической исследовательской практике осмысление как своего внутреннего мира (состояния, убеждений, вкусов и т.д.), так и окружающей действительности имеет большое значение и для поиска инновационных подходов в обучении, воспитании, и для создания сочинений, исполнительских программ» [8, с. 93]. Этот подход значим не только для развития процессов внутри системы музыкального образования начальной школы, но и эволюции самой системы.

Важным аспектом коэволюционности как фактора развития ребенка является поступательное движение к экологичности музыкального образования. Предмет «Музыка» в учебном плане начальной школы входит в образовательную область «Искусство». В учебниках, в демонстрируемых на уроках примерах, направленных на приобретение музыкально-слуховых и эстетических впечатлений, происходит интегрированное воздействие на все типы восприятия: аудиаль-

ное, визуальное, кинестетическое и дигитальное. Приоритетность не имеет существенного значения, так как воздействие на ребенка происходит комплексно. С помощью иллюстративного ряда в учебнике или дидактических пособиях, применяемых учителем на уроке, обучающийся знакомится с произведениями изобразительного искусства, изображениями музыкальных инструментов, творческих коллективов, соотносит через сопоставление с услышанным или исполненным музыкальным произведением, отличает образы в живописи, поэзии, музыке, отображает сформированные эстетические ценностные ориентации через продуктивную деятельность и кинестетическую активность (пение, игра на музыкальных инструментах и др.), выстраивает логические цепочки в результате регуляции на получаемую на уроке информацию. Особенно ценно, когда программный материал позволяет воспевать красоту родной природы, что опосредованно оказывает воспитательный эффект - понимание и сохранение природы, окружающей среды. Возникает триада: экология души - экология человека - экология мира. Решаемые в итоге задачи позволяют ребенка образовывать и воспитывать, формировать позитивное мировоззрение и позитивное мировосприятие.

Экологические детерминанты прослеживаются при анализе феномена народной музыкальной культуры. При оценке коэволюционных ценностно-смысловых ресурсов на уроках музыки в начальной школе стоит отметить важность сохранения культурного наследия своего народа через знакомство и приобщение детей к традициям народной музыкальной культуры. Парадоксально, но эволюционирование в системе прорывов цифровых технологий невозможно без крепкого фундамента, сформированного на основе этнического своеобразия народа, совершенствования механизмов репрезентации культурного кода, в том числе и в разнообразных музыкально-исполнительских практиках. Современная феноменология включения в образовательный процесс по предмету «Музыка» произведений детского фольклора, народных песен, народных музыкальных инструментов, народных игр позволяет формировать у детей культурологические основания социальной идентичности, смысловые основы духовно-нравственного развития личности. Знание и уважение традиционной культуры способно не только формировать национальное самосознание, но и с той же бережной позиции сохранения своей культуры проявлять и межкультурную толерантность, уважительное отношение к культуре других народов мира.

Библиографический список

Стоит отметить эффект включения в образовательный процесс народных инструментов. В тембре инструментов, их звукорядном и ритмическом своеобразии, в репертуаре заложены этнокультурные символы, которые помогают детям обретать музыкальные ориентиры для знакомства с инструментами симфонического, джазового оркестра. Доступность освоения народных инструментов и удовольствие от самой деятельности - сильнейший мотиватор интересоваться музыкальным искусством, проявлять себя в творческой деятельности. Помимо легкости освоения большинства народных инструментов, отметим широкий спектр их использования в процессе музыкального образования. От освоения простейших ритмических последовательностей на ударных народных инструментах (ложках, трещотках, рубелях, погремушках и др.), импровизации, колористического озвучивания музыкальных образов героев исполняемых песен или во время постановки музыкально-театрализованных представлений до сольного исполнительства на народном инструменте или музицировании в составе детского ансамбля народных инструментов. Такая детская активность непременно будет влиять на формирование ценностного отношения не только к музыкальному искусству, но и к созидательному проявлению способностей ребенка в других видах деятельности.

Решаемые в коэволюционной парадигме задачи музыкального образования в начальной школе сопоставимы со значением художественно-педагогической школы, о которой писал Л.А. Баренбойм, в соответствии с ценностью и прогрессивностью той художественной цели, к которой она ведет ученика, и соответствием между этой целью, с одной стороны, и педагогическими принципами, приемами, методами обучения и воспитания - с другой [9, с. 14]. Современная начальная школа, организованное в ней образовательное пространство, построение ценностно-смыслового процесса музыкального образования как непрерывного движения по пути эволюции и развития позволяет создавать новые модели взаимодействия учителя и обучающегося, достигать не только результатов в соответствии с содержанием и установками образовательной программы, но и решать важнейшие задачи сотрудничества и сотворчества средствами музыкального искусства. Представленная образовательная парадигма позволяет развивать эмоционально-духовный мир ребенка, формировать ценностное отношение к искусству, личностно совершенствоваться, а также противостоять имеющимся негативным тенденциям и вызовам современности.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Эксмо, 2018.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Москва: АСТ, 2018.

3. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в У т. Москва: Русские словари, 199У; Т. 5.

4. Рабочая программа к учебникам Д.А. Рытова «Музыка». 1 - 2 классы. Москва: Русское слово - учебник, 2013.

5. Гильманов С.А. Стадии исторической коэволюции психики и музыки. Историческая психология: прошлое, настоящее, будущее. Москва: Институт психологии РАН, 2020: 255 - 264.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Москва: Просвещение, 2011; Ч. 2.

У Розин В.М. Искусство и человек в истории, культуре и современности: Гуманитарные исследования. Москва: Ленанд, 2015.

В. Блок О.А. Психология и педагогика музыкального творчества. Москва: МГУКИ, 2014.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Санкт-Петербург: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018.

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Moskva: 'Eksmo, 2018.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Analiz 'esteticheskojreakcii. Moskva: AST, 2018.

3. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij: v У t. Moskva: Russkie slovari, 199! T. 5.

4. Rabochaya programma k uchebnikam D.A. Rytova «Muzyka». 1 - 2 klassy. Moskva: Russkoe slovo - uchebnik, 2013.

5. Gil'manov S.A. Stadii istoricheskoj ko'evolyucii psihiki i muzyki. Istoricheskayapsihologiya:proshloe, nastoyaschee, buduschee. Moskva: Institut psihologii RAN, 2020: 255 - 264.

6. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naya shkola: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2011; Ch. 2.

У Rozin V.M. Iskusstvoichelovek v istorii, kul'ture isovremennosti: Gumanitarnye issledovaniya. Moskva: Lenand, 2015.

8. Blok O.A. Psihologiya ipedagogika muzykal'nogo tvorchestva. Moskva: MGUKI, 2014.

9. Barenbojm L.A. Muzyka'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Sankt-Peterburg: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 37.036

Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Musaeva E.Sh, Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Head of Department of Social Sciences, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

IMPROVING FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF DEVELOPMENT ECONOMIC THINKING OF THE POPULATION. In the article the urgency of formation and development of economic thinking of the population in conditions of market economy; shown to competently and efficiently perform the operations for saving and investing personal funds, one need to train citizens in financial literacy as a component of economic thinking; it is revealed that economic thinking acts as a knowledge of the essence of economic processes and phenomena on the basis of abstraction, analysis, synthesis and comparison. The work determines that the development of economic thinking population should be realized through financial literacy level of the municipality. The authors propose a scheme for the development and implementation of programs to improve financial literacy at the level of district (city) municipality and propose organizational and pedagogical activities to promote higher level of financial literacy of the population of the municipality. It is concluded that the use of financial instruments will contribute to the effective achievement of personal goals related to income generation, risk protection and cost management.

Key words: economic thinking, financial literacy, municipality, population, financial instruments, program, organizational and pedagogical measures.

H9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.