Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое мышление / финансовая грамотность / муниципалитет / население / финансовые инструменты / программа / организационно-педагогические мероприятия / economic thinking / financial literacy / municipality / population / financial instruments / program / organizational and pedagogical measures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Алиев, Э.Ш. Мусаева, З.М. Умалатова

В статье обоснована актуальность формирования и развития экономического мышления населения в условиях рыночной экономики; показано: чтобы компетентно и эффективно совершать операции по сбережению и инвестированию личных денежных средств, необходимо обучать граждан финансовой грамотности как составляющей части экономического мышления. Выявлено, что экономическое мышление выступает как познание сущности экономических процессов и явлений на основе абстрагирования, анализа, синтеза и сравнения; определено, что развитие экономического мышления населения необходимо осуществлять посредством повышения финансовой грамотности на уровне муниципалитета; предложена схема разработки и реализации программы повышения финансовой грамотности населения на уровне районного (городского) муниципалитета; предложены организационные и педагогические мероприятия, обеспечивающие повышение уровня финансовой грамотности населения. Делается вывод, что использование финансовых инструментов будет способствовать эффективному достижению личных целей, связанных с получением доходов, защитой от рисков и управлением расходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Алиев, Э.Ш. Мусаева, З.М. Умалатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF DEVELOPMENT ECONOMIC THINKING OF THE POPULATION

In the article the urgency of formation and development of economic thinking of the population in conditions of market economy; shown to competently and efficiently perform the operations for saving and investing personal funds, one need to train citizens in financial literacy as a component of economic thinking; it is revealed that economic thinking acts as a knowledge of the essence of economic processes and phenomena on the basis of abstraction, analysis, synthesis and comparison. The work determines that the development of economic thinking population should be realized through financial literacy level of the municipality. The authors propose a scheme for the development and implementation of programs to improve financial literacy at the level of district (city) municipality and propose organizational and pedagogical activities to promote higher level of financial literacy of the population of the municipality. It is concluded that the use of financial instruments will contribute to the effective achievement of personal goals related to income generation, risk protection and cost management.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

ное, визуальное, кинестетическое и дигитальное. Приоритетность не имеет существенного значения, так как воздействие на ребенка происходит комплексно. С помощью иллюстративного ряда в учебнике или дидактических пособиях, применяемых учителем на уроке, обучающийся знакомится с произведениями изобразительного искусства, изображениями музыкальных инструментов, творческих коллективов, соотносит через сопоставление с услышанным или исполненным музыкальным произведением, отличает образы в живописи, поэзии, музыке, отображает сформированные эстетические ценностные ориентации через продуктивную деятельность и кинестетическую активность (пение, игра на музыкальных инструментах и др.), выстраивает логические цепочки в результате регуляции на получаемую на уроке информацию. Особенно ценно, когда программный материал позволяет воспевать красоту родной природы, что опосредованно оказывает воспитательный эффект - понимание и сохранение природы, окружающей среды. Возникает триада: экология души - экология человека - экология мира. Решаемые в итоге задачи позволяют ребенка образовывать и воспитывать, формировать позитивное мировоззрение и позитивное мировосприятие.

Экологические детерминанты прослеживаются при анализе феномена народной музыкальной культуры. При оценке коэволюционных ценностно-смысловых ресурсов на уроках музыки в начальной школе стоит отметить важность сохранения культурного наследия своего народа через знакомство и приобщение детей к традициям народной музыкальной культуры. Парадоксально, но эволюционирование в системе прорывов цифровых технологий невозможно без крепкого фундамента, сформированного на основе этнического своеобразия народа, совершенствования механизмов репрезентации культурного кода, в том числе и в разнообразных музыкально-исполнительских практиках. Современная феноменология включения в образовательный процесс по предмету «Музыка» произведений детского фольклора, народных песен, народных музыкальных инструментов, народных игр позволяет формировать у детей культурологические основания социальной идентичности, смысловые основы духовно-нравственного развития личности. Знание и уважение традиционной культуры способно не только формировать национальное самосознание, но и с той же бережной позиции сохранения своей культуры проявлять и межкультурную толерантность, уважительное отношение к культуре других народов мира.

Библиографический список

Стоит отметить эффект включения в образовательный процесс народных инструментов. В тембре инструментов, их звукорядном и ритмическом своеобразии, в репертуаре заложены этнокультурные символы, которые помогают детям обретать музыкальные ориентиры для знакомства с инструментами симфонического, джазового оркестра. Доступность освоения народных инструментов и удовольствие от самой деятельности - сильнейший мотиватор интересоваться музыкальным искусством, проявлять себя в творческой деятельности. Помимо легкости освоения большинства народных инструментов, отметим широкий спектр их использования в процессе музыкального образования. От освоения простейших ритмических последовательностей на ударных народных инструментах (ложках, трещотках, рубелях, погремушках и др.), импровизации, колористического озвучивания музыкальных образов героев исполняемых песен или во время постановки музыкально-театрализованных представлений до сольного исполнительства на народном инструменте или музицировании в составе детского ансамбля народных инструментов. Такая детская активность непременно будет влиять на формирование ценностного отношения не только к музыкальному искусству, но и к созидательному проявлению способностей ребенка в других видах деятельности.

Решаемые в коэволюционной парадигме задачи музыкального образования в начальной школе сопоставимы со значением художественно-педагогической школы, о которой писал Л.А. Баренбойм, в соответствии с ценностью и прогрессивностью той художественной цели, к которой она ведет ученика, и соответствием между этой целью, с одной стороны, и педагогическими принципами, приемами, методами обучения и воспитания - с другой [9, с. 14]. Современная начальная школа, организованное в ней образовательное пространство, построение ценностно-смыслового процесса музыкального образования как непрерывного движения по пути эволюции и развития позволяет создавать новые модели взаимодействия учителя и обучающегося, достигать не только результатов в соответствии с содержанием и установками образовательной программы, но и решать важнейшие задачи сотрудничества и сотворчества средствами музыкального искусства. Представленная образовательная парадигма позволяет развивать эмоционально-духовный мир ребенка, формировать ценностное отношение к искусству, личностно совершенствоваться, а также противостоять имеющимся негативным тенденциям и вызовам современности.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Эксмо, 2018.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Москва: АСТ, 2018.

3. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Москва: Русские словари, 1997; Т. 5.

4. Рабочая программа к учебникам Д.А. Рытова «Музыка». 1 - 2 классы. Москва: Русское слово - учебник, 2013.

5. Гильманов С.А. Стадии исторической коэволюции психики и музыки. Историческая психология: прошлое, настоящее, будущее. Москва: Институт психологии РАН, 2G2G: 255 - 264.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Москва: Просвещение, 2G11; Ч. 2.

7. Розин В.М. Искусство и человек в истории, культуре и современности: Гуманитарные исследования. Москва: Ленанд, 2G15.

8. Блок О.А. Психология и педагогика музыкального творчества. Москва: МГУКИ, 2G14.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Санкт-Петербург: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2G18.

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Moskva: 'Eksmo, 2G18.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Analiz 'esteticheskojreakcii. Moskva: AST, 2G18.

3. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij: v 7 t. Moskva: Russkie slovari, 1997; T. 5.

4. Rabochaya programma k uchebnikam D.A. Rytova «Muzyka». 1 - 2 klassy. Moskva: Russkoe slovo - uchebnik, 2G13.

5. Gil'manov S.A. Stadii istoricheskoj ko'evolyucii psihiki i muzyki. Istoricheskayapsihologiya:proshloe, nastoyaschee, buduschee. Moskva: Institut psihologii RAN, 2G2G: 255 - 264.

6. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naya shkola: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2G11; Ch. 2.

7. Rozin V.M. Iskusstvoichelovek v istorii, kul'ture isovremennosti: Gumanitarnye issledovaniya. Moskva: Lenand, 2G15.

8. Blok O.A. Psihologiya ipedagogika muzykal'nogo tvorchestva. Moskva: MGUKI, 2G14.

9. Barenbojm L.A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Sankt-Peterburg: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2G18.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 37.036

Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Musaeva E.Sh, Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Head of Department of Social Sciences, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

IMPROVING FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF DEVELOPMENT ECONOMIC THINKING OF THE POPULATION. In the article the urgency of formation and development of economic thinking of the population in conditions of market economy; shown to competently and efficiently perform the operations for saving and investing personal funds, one need to train citizens in financial literacy as a component of economic thinking; it is revealed that economic thinking acts as a knowledge of the essence of economic processes and phenomena on the basis of abstraction, analysis, synthesis and comparison. The work determines that the development of economic thinking population should be realized through financial literacy level of the municipality. The authors propose a scheme for the development and implementation of programs to improve financial literacy at the level of district (city) municipality and propose organizational and pedagogical activities to promote higher level of financial literacy of the population of the municipality. It is concluded that the use of financial instruments will contribute to the effective achievement of personal goals related to income generation, risk protection and cost management.

Key words: economic thinking, financial literacy, municipality, population, financial instruments, program, organizational and pedagogical measures.

М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru Э.Ш. Мусаева, канд. соц. наук, доц., зав. каф. социо-гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

З.М. Умалатова, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики и методики начального обучения, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В статье обоснована актуальность формирования и развития экономического мышления населения в условиях рыночной экономики; показано: чтобы компетентно и эффективно совершать операции по сбережению и инвестированию личных денежных средств, необходимо обучать граждан финансовой грамотности как составляющей части экономического мышления. Выявлено, что экономическое мышление выступает как познание сущности экономических процессов и явлений на основе абстрагирования, анализа, синтеза и сравнения; определено, что развитие экономического мышления населения необходимо осуществлять посредством повышения финансовой грамотности на уровне муниципалитета; предложена схема разработки и реализации программы повышения финансовой грамотности населения на уровне районного (городского) муниципалитета; предложены организационные и педагогические мероприятия, обеспечивающие повышение уровня финансовой грамотности населения. Делается вывод, что использование финансовых инструментов будет способствовать эффективному достижению личных целей, связанных с получением доходов, защитой от рисков и управлением расходами.

Ключевые слова: экономическое мышление, финансовая грамотность, муниципалитет, население, финансовые инструменты, программа, организационно-педагогические мероприятия.

В современных условиях хозяйственная деятельность людей и осуществляющиеся наблюдения за экономическими процессами в нашей стране свидетельствуют о том, что в российском обществе существуют определенные упущения и недостатки в развитии экономического мышления. Для того чтобы справиться с соответствующими социально-экономическими проблемами, следует в корне изменить способ мышления людей. Для этого необходимо изменить отношение к развитию экономического мышления граждан вообще и повысить уровень финансовой грамотности населения в частности.

Каждый гражданин знает, что такое деньги. Однако далеко не все умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное - заработать деньги, а потратить их всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы. Поэтому на сегодняшний день овладение финансовой грамотностью также важно, как и освоение компьютерной, правовой, языковой, экономической или иной грамотности. Эти знания позволяют ориентироваться в сложном финансовом мире, принимать осознанные решения в процессе расходования и сбережения средств, анализировать возможности финансовых организаций, обходить стороной мошеннические и недобросовестные предложения.

В Западной Европе и Соединенных Штатах Америки финансовые рынки функционируют давно, поэтому население этих стран в большей степени, чем граждане России, научилось использовать их преимущества для улучшения своего благосостояния, а также оценивать возможные финансовые риски. Для России вопрос финансовой грамотности посредством развития экономического мышления является гораздо более актуальным в связи с тем, что у наших граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие люди еще не умеют рационально распоряжаться личными доходами и сбережениями. Они не знают, как правильно оценить возможные риски на финансовых рынках. Поэтому часто становятся жертвами финансовых мошенников [1, с. 24]. Чтобы в достаточной мере компетентно и эффективно совершать операции по сбережению и инвестированию личных денежных средств, необязательно быть профессиональным участником финансового рынка. Каждый человек в состоянии принимать такие решения. Для этого следует организовать обучение основам финансовой грамотности как составляющей части экономического мышления населения [1 - 8].

Известно, что все взрослое население обладает определенным уровнем экономического мышления, что характеризует совокупность его взглядов на экономические процессы и явления. Это позволяет каждому человеку, так или иначе, быть связанным с хозяйственной и производственной деятельностью и ее результатами. Такая связь характеризуется экономическим мышлением. В свою очередь, экономическое мышление подразделяется на обыденное и научное. В первом случае оно формируется на основе хозяйственных и жизненных наблюдений, во втором - предполагает изучение и высокий уровень знаний и закономерностей развития экономики.

Экономическое мировоззрение формируется экономическим мышлением. Через экономическое мышление определяется как положительное, так и отрицательное отношение к процессам, происходящим в жизни людей и в экономике. Это, в свою очередь, оказывает влияние на поведение людей.

Естественно, экономика с рыночной инфраструктурой нуждается в том, чтобы люди овладевали новым экономическим мышлением. Если смотреть на экономическое мышление как цель экономического образования, то напрашивается вывод, что образовательная система предоставляет гражданам набор знаний, навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения [2, с. 42].

На основе развития экономически развитой личности выявляется ее способность к самообразованию, саморазвитию, умению приобретать новые знания

с целью их использования в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Поэтому экономическое мышление является не просто багажом знаний по экономике, а способностью их усвоить и использовать в повседневной жизни. Таким образом происходит формирование модели экономического поведения.

Анализ теоретических и практических проблем, которые имеют место в современной экономике, их непредсказуемость говорят о том, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более широком и глубоком понимании поведения людей и их экономического мышления.

В этом случае экономическое мышление выступает как познание сущности экономических явлений, процессов, средство выявления их закономерностей на основе таких исследовательских направлений, как абстрагирование, анализ, синтез и сравнение. Отличительной чертой мышления экономическими категориями является его нацеленность на экономические процессы. Такая деятельность направлена на регулирование психической и трудовой активности людей. Это, в свою очередь, развивает их умственные и деловые возможности, которые направлены на достижение экономических интересов, потребностей, улучшение качества труда и повышение его производительности, что позволит достигнуть значительных социально-экономических результатов [3, с. 11].

В России длительное время отсутствовала потребность в формировании экономического мышления. Это было связано с особенностями административно-командной системой экономики. Здесь человеку ничего не нужно было решать самому. Это объясняется тем, что он не являлся участником экономических отношений. Проявлению деловой, творческой самостоятельности и активности препятствовала соответствующая тому периоду система стимулирования. В современных условиях оценку состояния и определение перспектив развития экономического мышления населения следует рассматривать на уровне муниципалитета, так как муниципалитет района (города) представляет собой единую систему взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. С ресурсных позиций такими элементами являются население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и др. С функциональных позиций в качестве непременных элементов выступают государственное регулирование, рыночные отношения, система законодательного и нормативного обеспечения, формы собственности, финансово-денежная система.

В этих условиях реализации совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» необходимо придать особую значимость.

Поэтому одним из главных современных практических составляющих системы взаимосвязанных элементов развития экономического мышления на уровне муниципалитета является повышение уровня финансовой грамотности населения.

Здесь существует множество вопросов, на которые всем приходится искать и находить ответы, практические советы и рекомендации по финансовой грамотности. Например, как накопить на крупные покупки; как автоматизировать семейную бухгалтерию; как не допустить просрочек по кредиту; как вернуть бракованный товар в интернет-магазин; когда стоит застраховаться, получая кредит и т.д. [4, с. 10].

Реализация организационных и педагогических условий повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете по сравнению с отдельным учреждением и организацией имеет ряд преимуществ. Это - возможность эффективного управления и контроля; осуществление единого подхода ко всем организациям и учреждениям муниципалитета; рациональное распределение финансовых, материально-технических средств; наличие более компетентных кадров и др.

Рис. 1. Схема разработки и реализации программы повышения уровня финансовойграмотностинаселения муниципалитета

На и предлагается следующая схема разработки и реализации программы повышения финансовой грамотности на уровне муниципалитета (см. рис. 1).

1. Изучение существующего состояния финансовой грамотности населения муниципалитета позволяет определить имеющиеся в данной системе преимущества и недостатки. На основе анализа собранной информации выявляются организационные, финансовые, педагогические, информационные, инновационные и другие проблемы, которые требуют решения.

2. Для успешного повышения уровня финансовой грамотности необходимо формировать перечень инноваций и компетенций, которые возможно использовать в процессе обучения. Такие знания, навыки могут быть получены из таких источников, как учебные пособия, компьютеры, обучающие программы, деятельность лучших образовательных организаций и учреждений и педагогов; новые законы, постановления по финансовой и экономической политике в стране.

Сам процесс разработки и реализации соответствующей программы нам представляется последовательностью следующих этапов (рис. 1).

3. Для разработки программы повышения уровня финансовой грамотности населения муниципалитета необходимо из выбранного перечня инноваций отобрать наиболее перспективные и реальные для осуществления. При разработке такой программы необходимо учитывать, где и как в других муниципалитетах внедрены подобные инновации. Например, переход на новые учебные планы

и программы, использование информационных технологий в образовательном процессе, модульная форма обучения и контроля знаний и другие. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Следует отметить, что при этом всегда существуют программы повышения финансовой грамотности населения, ограниченные как во времени, так и в кадровом и финансовом обеспечении.

4. Выполнение программы повышения уровня финансовой грамотности населения лучше осуществлять командой, представляющей собой временное организационное объединение педагогов, управленцев и других работников и созданной с целью разработки конкретной формы обучения. На этой стадии исследуются все вопросы, связанные с обеспечением кадрами, финансами, помещениями, оборудованием, компьютерами [5].

5. Контроль исполнения и оценка результатов выполненных этапов работы позволяют выявить упущения и отклонения от установленных норм и требований образовательного процесса, что способствует обеспечению обратной связи путем внесения изменений в программу работ по повышению уровня финансовой грамотности населения муниципалитета.

К организационным мероприятиям обеспечения повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете относятся следующие: создание рабочей группы для обоснования выбора путей повышения финансовой грамотности; изучение существующего положения дел с финансовой грамотностью в муниципалитете; определение материально-технических, финансовых и других затрат на организацию повышения финансовой грамотности; составление образовательной программы, контроль и оценка результатов повышения уровня финансовой грамотности в муниципалитете и т.д.

К педагогическим составляющим относятся: определение педагогических элементов процесса повышения финансовой грамотности в условиях муниципалитета; выбор способов, форм, методов, инструментариев повышения финансовой грамотности; педагогические и информационно-коммуникационные технологии повышения финансовой грамотности; контроль и оценка ее педагогических результатов.

На основе этой программы в муниципалитете возможно определить, на каком уровне находятся организационное и педагогическое обеспечение повышения финансовой грамотности в районе (городе). Это, в свою очередь, позволяет анализировать деятельность органов управления на местном и региональном уровне и вносить коррективы в их деятельность по повышению финансовой грамотности населения [6 - 8].

Применение финансовых инструментов (депозиты, кредиты, платежные карты, страховки и т.д.) будет способствовать тому, что люди в разных жизненных ситуациях будут эффективно достигать личные финансовые цели, связанные с управлением расходами, защитой от рисков, получением доходов от инвестиций.

Библиографический список

1. Финансовая грамотность. Аргументы и факты. 2G2G; № 32.

2. Руднева Т.Н. Основные направления исследований в области профессионального образования. Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2G17: 41 - 5G.

3. Алиев М.А., Казибекова Н.А. Теория и методика преподавания экономики. Махачкала: RIZO-PRESS, 2G19.

4. Казибекова Н.А., Алиев М.А. Финансовый практикум: учебное пособие. Махачкала, 2G21.

5. Нешитой А.С. Финансовый практикум. Москва: Дашков и К, 2G17. Available at: http://www.iprbookshop.ru/B53G2.html

6. Алиев М.А., Умалатова З.М. Управление педагогической инновационной деятельностью в средней школе. Мир науки, культуры, образования. 2G1B; № 1 (бВ): 3б - 37.

7. Алиев М.А., Мусаева Э.Ш., Умалатова З.М. Проблема интеграции педагогического образования и научно-исследовательской работы в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2G^; № 3 (7G): 317 - 319.

В. Умалатова З.М., Алиев М.А., Магомедова К.М. Организационное и педагогическое обеспечение развития образовательно-инновационной среды в школе. Мир науки, культуры, образования. 2G17; № 2 (б3): б9 - 72.

References

1. Finansovaya gramotnost'. Argumenty i fakty. 2G2G; № 32.

2. Rudneva T.N. Osnovnye napravleniya issledovanij v oblasti professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2G17: 41 - 5G.

3. Aliev M.A., Kazibekova N.A. Teoriya imetodikaprepodavaniya 'ekonomiki. Mahachkala: RIZO-PRESS, 2G19.

4. Kazibekova N.A., Aliev M.A. Finansovyjpraktikum: uchebnoe posobie. Mahachkala, 2G21.

5. Neshitoj A.S. Finansovyj praktikum. Moskva: Dashkov i K, 2G17. Available at: http://www.iprbookshop.ru/B53G2.html

6. Aliev M.A., Umalatova Z.M. Upravlenie pedagogicheskoj innovacionnoj deyatel'nost'yu v srednej shkole. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G^; № 1 (бВ): 3б - 37.

7. Aliev M.A., Musaeva 'E.Sh., Umalatova Z.M. Problema integracii pedagogicheskogo obrazovaniya i nauchno-issledovatel'skoj raboty v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G^; № 3 (7G): 317 - 319.

В. Umalatova Z.M., Aliev M.A., Magomedova K.M. Organizacionnoe i pedagogicheskoe obespechenie razvitiya obrazovatel'no-innovacionnoj sredy v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G17; № 2 (б3): б9 - 72.

Статья поступила в редакцию 09.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.