Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / духовные ценности / культура / социально-культурная деятельность / досуг / quality of life / spiritual values / culture / socio-cultural activity / leisure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Г. Панова

В статье анализируется влияние социально-культурной деятельности на качество жизни населения. Даётся трактовка понятия «качество жизни», раскрывается зависимость качества жизни, эмоционально-психологического самочувствия людей от степени удовлетворения духовных потребностей. Автор отмечает, что именно удовлетворение высших потребностей делает человека по-настоящему счастливым, обогащает его внутренний мир, содействует духовному росту и развитию. В статье также говорится о том, что социально-культурная и досуговая деятельность обладают большими возможностями для оптимизации жизни людей, создания условий для их самореализации, воспитания и просвещения. Посещение досуговых мероприятий, участие в различных досуговых объединениях позволяют человеку удовлетворить духовные потребности, отдохнуть, испытать положительные эмоции, утолить сенсорный голод, реализовать свои потребности в общении, творческие способности. Всё это помогает почувствовать себя более счастливым, что в итоге отражается на качестве жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF POPULATION

The article analyzes the impact of socio-cultural activities on the quality of life of the population. The interpretation of the concept of “quality of life” is given, the dependence of the quality of life, emotional and psychological well-being of people on the degree of satisfaction of spiritual needs is revealed. The author notes that it is the satisfaction of higher needs that makes a person truly happy, enriches his inner world, promotes spiritual growth and development. The article also says that socio-cultural and leisure activities have great opportunities in optimizing people’s lives, creating conditions for their self-realization, education and enlightenment. Attending leisure activities, participating in various leisure associations allow a person to satisfy spiritual needs, relax, experience positive emotions, satisfy sensory hunger, realize needs for communication and creativity. All this helps to feel happier, which ultimately affects the quality of life.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

найти свои позитивные моменты: эвакуация в годы войны лучших театральных и концертных коллективов, музыкальных учебных заведений вглубь страны, в региональные города российской провинции способствовала резкому подъёму в них музыкальной культуры. Как следствие, в послевоенный период были открыты новые региональные консерватории: в 1945 г - в Казани, в

Библиографический список

1956 г - в Новосибирске. По данным Министерства культуры РФ, на рубеже ХХ - XXI вв. в России насчитывалось 5 913 детских школ искусств, в которых обучалось 1250,5 тысяч детей; 249 музыкальных училищ и колледжей с контингентом в 72 763 студента, 57 вузов (включая филиалы) с контингентом 55 270 человек [10].

1. Голубенко С.С. Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны: Aвтореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2011.

2. Круглов A.A. Поклонимся великим тем годам. Региональная экономика: теория и практика. 2005; № 5: 4 - 15.

3. Немирский A.M. Военно-музыкальное образование в СССР: краткий историко-педагогический очерк. Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения Российской академии образования: Институт художественного образования. 2010; № 2. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

4. Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: История (официальный сайт). Available at: https:// amumgk.ru/college/history

5. Рябкова Л.И. Училище и школа им. Гнесиных в дни Великой Отечественной войны. Пятьдесят лет Государственному музыкальному училищу им. Гнесиных, Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1945: 24 - 37.

6. Ткачева МЛ Детские музыкальные школы Ленинграда в годы блокады. Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. 2000; Выпуск 5.

7. Крюков A.H. Музыка и музыканты военного Ленинграда по воспоминаниям и документам. Санкт-Петербург: Союз композиторов Санкт-Петербурга, 2015.

8. Гаврилюк ДА Работа Ленинградской государственной Консерватории им. H.A. Римского-Корсакова в годы блокады и первое послевоенное десятилетие. Современные научные исследования и инновации: электронный научно-практический журнал. 2016; № 8. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70003

9. Базиков A.C Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Диссертация ... доктора педагогических наук. Тамбов, 2002.

10. Гусейнова З.М. Они вернулись. MUSICUS: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова. 2015; № 2 (42): 3 - 10.

References

1. Golubenko S.S. Moskovskaya konservatoriya v predvoennyj period i v pervye gody Velikoj Otechestvennoj vojny: Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2011.

2. Kruglov A.A. Poklonimsya velikim tem godam. Regional'naya 'ekonomika: teoriya i prakíika. 2005; № 5: 4 - 15.

3. Nemirskij A.M. Voenno-muzykal'noe obrazovanie v SSSR: kratkij istoriko-pedagogicheskij ocherk. Pedagogika iskusstva: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal uchrezhdeniya Rossijskoj akademii obrazovaniya: Institut hudozhestvennogo obrazovaniya. 2010; № 2. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

4. Akademicheskoe muzykal'noe uchilische pri Moskovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. P.I. Chajkovskogo: Istoriya (oficial'nyj sajt). Available at: https://amumgk.ru/college/ history

5. Ryabkova L.I. Uchilische i shkola im. Gnesinyh v dni Velikoj Otechestvennoj vojny. Pyatdesyat let Gosudarstvennomu muzykal'nomu uchilischu im. Gnesinyh, Moskva: GMPI im. Gnesinyh, 1945: 24 - 37.

6. Tkacheva M.A. Detskie muzykal'nye shkoly Leningrada v gody blokady. Trudy gosudarstvennogo muzeya istorii Sankt-Peterburga. Sankt-Peterburg. 2000; Vypusk 5.

7. Kryukov A.N. Muzyka imuzykanty voennogo Leningrada po vospominaniyam idokumentam. Sankt-Peterburg: Soyuz kompozitorov Sankt-Peterburga, 2015.

8. Gavrilyuk D.A. Rabota Leningradskoj gosudarstvennoj Konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova v gody blokady i pervoe poslevoennoe desyatiletie. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii: 'elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2016; № 8. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70003

9. Bazikov A.S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennojRossii: osnovnye protivorechiya iputiih preodoleniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tambov, 2002.

10. Gusejnova Z.M. Oni vernulis'. MUSICUS: Vestnik Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2015; № 2 (42): 3 - 10.

Статья поступила в редакцию 05.02.11

УДК 379.8

Panova N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, GAOU VO in the city of Moscow"Moscow City Pedagogical University' (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF POPULATION. The article analyzes the impact of socio-cultural activities on the quality of life of the population. The interpretation of the concept of "quality of life" is given, the dependence of the quality of life, emotional and psychological well-being of people on the degree of satisfaction of spiritual needs is revealed. The author notes that it is the satisfaction of higher needs that makes a person truly happy, enriches his inner world, promotes spiritual growth and development. The article also says that socio-cultural and leisure activities have great opportunities in optimizing people's lives, creating conditions for their self-realization, education and enlightenment. Attending leisure activities, participating in various leisure associations allow a person to satisfy spiritual needs, relax, experience positive emotions, satisfy sensory hunger, realize needs for communication and creativity. All this helps to feel happier, which ultimately affects the quality of life.

Key words: quality of life, spiritual values, culture, socio-cultural activity, leisure.

Н.Г. Панова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье анализируется влияние социально-культурной деятельности на качество жизни населения. Даётся трактовка понятия «качество жизни», раскрывается зависимость качества жизни, эмоционально-психологического самочувствия людей от степени удовлетворения духовных потребностей. Автор отмечает, что именно удовлетворение высших потребностей делает человека по-настоящему счастливым, обогащает его внутренний мир, содействует духовному росту и развитию. В статье также говорится о том, что социально-культурная и досуговая деятельность обладают большими возможностями для оптимизации жизни людей, создания условий для их самореализации, воспитания и просвещения. Посещение досуговых мероприятий, участие в различных досуговых объединениях позволяют человеку удовлетворить духовные потребности, отдохнуть, испытать положительные эмоции, утолить сенсорный голод, реализовать свои потребности в общении, творческие способности. Всё это помогает почувствовать себя более счастливым, что в итоге отражается на качестве жизни.

Ключевые слова: качество жизни, духовные ценности, культура, социально-культурная деятельность, досуг.

Качество жизни населения напрямую связано с уровнем экономического и социально-политического развития общества и во многом определяет эмоционально-психологическую атмосферу в стране. В настоящее время предпринимаются различные меры, направленные на оптимизацию самочувствия людей, создание условий для их психологического благополучия, однако очевидно, что

данная проблема не решена до конца, продолжаются поиски эффективных инструментов для ее решения.

Под качеством обычно понимают совокупность свойств товаров, продукции, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявля-

емым требованиям [1, с. 169]. Как показывает анализ работ [2; 3; 4], качество жизни во многом связывают с удовлетворением потребностей людей. Причем потребностей не только материальных, но и в первую очередь духовных, направленных на потребление и создание соответствующих духовных ценностей. К ним традиционно относят ценности витальные (жизнь, безопасность, здоровье и др.); социальные (социальное положение, личная независимость, социальное равенство, труд, семья, профессия, справедливость и т.д.); политические (законность, права человека, свобода слова, порядок, гражданский мир и т.п.); нравственные (добро, справедливость, долг, честь, честность, верность и др.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония и пр.) и другие [5]. Н.Н. Вадковская отмечает, что раньше под качеством жизни подразумевали материальное благополучие, но с середины 70-х годов ХХ века его стали отождествлять с личным благополучием людей, со степенью их удовлетворенности жизнью. Стало очевидно, что безграничное потребление и экономический рост не могут в полной мере обеспечить качество жизни человека [6, с. 218].

Согласно представлениям отечественных и зарубежных психологов, высшими потребностями здоровых людей являются потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, актуализации заложенных в них способностей. Так, по мнению А. Маслоу, человек растет по мере роста его потребностей - от низших (физиологических) до высших (духовных). И именно удовлетворение высших потребностей делает человека по-настоящему счастливым, обогащает его внутренний мир, содействует духовному росту и развитию [7, с. 218].

Н.А. Коваль подчеркивает, что человек находит смысл жизни во взаимодействии с другими людьми, с окружающим миром. И именно духовные ценности определяют планы на будущее, а самореализация личности в соответствии с этими ценностями является основанием духовного становления. При этом важно заметить, что духовные ценности не даются человеку в готовом виде, а «усваиваются им в процессе личностно значимого поиска того, что есть истина, добро, красота» [8, с. 25]. И этот внутренний поиск побуждает человека к активному самосовершенствованию в познавательной нравственной, эстетической сферах, к созданию духовных ценностей. Соответственно, и в структуре духовности можно выделить три компонента: познавательный, нравственный, эстетический. Таким образом, качество жизни человека будет связано с высшими ценностями, принятыми в обществе, и напрямую зависеть от удовлетворенности человека своим социальным статусом и отношением к нему родных, близких, коллег; уровнем личностного и профессионального развития; степенью реализации творческого потенциала; той пользой, которую человек принес обществу и т.п.

Социально-культурная деятельность как направление в общественной практике в своем историческом развитии прошла довольно длинный путь. Менялись названия (внешкольное образование - внешкольное воспитание - политико-просветительная деятельность - клубное дело - культурно-просветительная работа - культурно-досуговая деятельность), однако оставалась постоянной функционально-содержательная основа этой деятельности, которая напрямую связана с развитием человеческого капитала, оптимизацией жизни людей, созданием условий для их самореализации, воспитания и просвещения. Несмотря на то, что теория социально-культурной деятельности является частью педагогической науки (об этом говорят исследования Т. Г Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко и др.), задачи самой социально-культурной деятельности шире и распространяются, в том числе, на социальную и эмоционально-психологическую сферы жизни человека, на качество его взаимодействия с окружающими людьми, на поддержание благоприятного эмоционально-психологического состояния.

Уже на заре своего существования, как отмечает Н.Н. Ярошенко (исследовавший историю и методологию теории социально-культурной деятельности), социально-культурная деятельность представляла собой синкретичное явление, в котором сочетались социальный, культурологический, педагогический аспекты, а сама внешкольная работа была образцом социально-культурного синкретизма, т.е. единства просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной и социозащитной деятельности [9]. Об этом же говорят Т. Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, отмечая, что возникновение и развитие понятия «социально-культурная деятельность» тесно связаны с философским, социально-психологическим, культурологическим, педагогическим обоснованием термина. При этом исследователи считают, что основными задачами социально-культурной деятельности являются создание условий для развития личности и ее самореализации в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта; активного функционирования человека в социальной среде, его участия в социально-культурных процессах [10, с. 44 - 46].

Социально-культурная деятельность играет одну из главных ролей в удовлетворении человеком духовных потребностей, а также их создании. Об этом говорили и говорят многочисленные исследования ведущих специалистов данной сферы. Так, М.А. Ариарский отмечал, что одной из основных целей социально-культурной деятельности является взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения общественно значимых ценностей культуры, в результате чего удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, совершенствуется человек и окружающий его мир. Такая трактовка социально-культурной деятельности позволила определить ее отличительные черты. По мнению ученого, это, во-первых, направленность социально-куль-

турной деятельности на удовлетворение и обогащение духовных интересов и потребностей людей, создание условий для проявления их инициативы и реализации творческого потенциала; во-вторых, ее осуществление в свободное от различных непреложных дел время; в-третьих, связь социально-культурной деятельности с культурой и культурными ценностями, приобщение к ним людей; в-четвертых, установка не только на процесс создания, освоения, сохранения и распространения культуры, но и на формирование нравственно-эстетических качеств личности, ее духовное обогащение; в-пятых, направленность на превращение участников социально-культурной деятельности из объектов культурно-просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества [11, с. 38].

Н.Н. Ярошенко констатирует, что основной исторической миссией социально-культурной деятельности является формирование активной личности как высшей ценности общества, сохранение культурного достояния народов нашей страны, возрождение духовных традиций и в конечном итоге развитие культуры как главного средства повышения качества жизни людей. Важным изменением целевой направленности исследований социально-культурной деятельности, по мнению ученого, является изучение ценностного самоопределения человека, его социальной активности на разных возрастных этапах в условиях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности. Одной из функций социально-культурной деятельности является социальная интеграция, то есть самостроительство (самоопределение, самопонимание, самосознание) личности в контексте социального обустройства общества. И, по сути, социально-культурная деятельность становится анимационной, так как ее духовно-душевное, человеко-образующее содержание придает самой деятельности личностную и социальную ценность [12].

Досуговая сфера представляет собой одну из основных сфер реализации социально-культурной деятельности и является видом общественной практики, который наиболее полно отвечает ее целям и задачам. В связи с этим можно сделать вывод, что от качества и содержания досуга будет зависеть качество жизни человека. В научной литературе под досугом иногда понимают свободное от обязательных дел время. Однако в наши дни получил распространение взгляд на досуг как на свободное время, посвященное собственному развитию, образованию, реализации культурно-творческого и духовно-нравственного потенциала [13, с. 32]. Заметим, что и само слово «досуг» произошло от глагола «досягать», который в свое время означал способность достигнуть чего-либо [14, с. 32]. А.Д. Жарков отмечал, что досуг в нашей стране никогда не приравнивался к беззаботному проведению времени, а наполнялся разнообразным содержанием, которое позволяло личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому практически до начала XX века слово «досуг» означало «достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время» [15, с. 28].

Одной из главных особенностей досуговой деятельности является то, что она соответствует потребностям и интересам личности. Человек в свободное время может заниматься тем, чем хочет, тем, что ему приносит радость и удовольствие. Естественно, что от такого рода занятий человек получает особое удовлетворение. Существенным признаком досуговой деятельности является ее добровольный характер. Никто не принуждает человека заниматься тем или иным видом досуговой деятельности, в любой момент он может прекратить занятия или поменять их на другие. Отличительной чертой досуговой деятельности является разнообразие ее видов. При этом человек может выбрать степень активности своего участия в различных видах досуговых занятий (например, быть зрителем на концерте или самому выступать в составе творческого коллектива). Кроме того, досуговая деятельность является тем видом деятельности, в котором реализуется принцип природосообразности, так как она осуществляется в соответствии с природой человека, с возможностями его психики и физических данных.

Досуговая деятельность позволяет людям отдохнуть, испытать положительные эмоции, утолить сенсорный голод, реализовать свои потребности в общении, творческий потенциал, что, безусловно, влияет на их эмоциональное состояние, помогает снять усталость от работы, учебы и других обязательных дел и в итоге почувствовать себя лучше. Личностно ориентированная направленность деятельности в сфере досуга содействует успешной интеграции человека в социально-культурную среду, его самоопределению, саморазвитию, самовоспитанию, преодолению коммуникативных барьеров, формированию самосознания и мотивационно-личностной сферы. Но главное - досуговая деятельность помогает удовлетворить духовные потребности, что, как мы говорили выше, напрямую влияет на качество жизни людей.

«Миссия» социально-культурной, а, следовательно, и досуговой деятельности - помогать людям - как никогда актуальна, потому что жители нашей страны испытывают множество повседневных трудностей, связанных с чрезмерной занятостью, проблемами в личной и профессиональной жизни, что приводит к истощению их психоэмоциональной сферы, появлению упаднического настроения, пессимизма во взглядах на окружающую действительность. Развивающаяся досуговая индустрия, разнообразие социально-культурных мероприятий, проектов, программ (особенно в Москве и других крупных городах) содействует решению данных задач. Однако чтобы успешно их решать, необходимо соблюдать ряд требований. О них, в частности, говорит Е.Н. Агапова. Так, среди принципов развития отраслей социально-культурной сферы в контексте концепции качества

жизни и развития человека исследователь называет равенство (предоставление одинаковых возможностей доступа к социально-культурным услугам); устойчивость (тщательное планирование развития социально-культурной сферы и продуманное использование ресурсов); право выбора (достижение такого уровня развития сферы социально-культурной сферы, при котором у людей появляется возможность выбирать социально-культурные услуги в соответствии со своими потребностями); производительность (создание благоприятных условий для развития человеческого капитала в социально-культурной сфере) [16, с. 7 - 8]. Соблюдение этих принципов позволит обеспечить равные возможности в получении социально-культурных услуг и будет содействовать повышению качества жизни людей.

О влиянии досуговых мероприятий на настроение людей, безусловно, можно сделать вывод и из многочисленных практических наблюдений. Посмотрев хороший концерт, театрализованное представление, посетив интересную выстав-

Библиографический список

ку, спектакль и многое-многое другое, люди получают положительные эмоции, заряжаются энергией, начинают по-другому, более позитивно, смотреть на мир. Участие в различных досуговых объединениях, общение с различными людьми позволяют найти единомышленников, почувствовать себя нужным, избежать одиночества. Сам процесс творческой деятельности, выступления на публике дарит возможность самореализоваться, получить ни с чем не сравнимое удовольствие от результатов творческого труда.

Можно приводить ещё множество примеров положительного влияния социально-культурной и, в частности, досуговой деятельности на человека. Но в рамках одной статьи сделать это не представляется возможным. Поэтому в заключение скажем, что в решении проблемы повышения качества жизни населения социально-культурная деятельность играет одну из ведущих ролей. Это обусловлено тем, что данная деятельность позволяет удовлетворять высшие, духовные потребности, делая человека полноценно счастливым.

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М, 2004.

2. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вестник Тамбовского университета. 2007; № 11: 217 - 223.

3. Соловьева С.Л. Влияние качества услуг на качество жизни. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008; Т. 6; № 4, Ч. 2: 120 - 124.

4. Токарский Б.Л., Токарская Н.М. Определение взаимосвязи качества жизни с уровнем жизни населения. Известия ИГЭА. 2011; № 4: 200 - 204.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2000.

6. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вестник Тамбовского университета. 2007; № 11: 217 - 223.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 2001.

8. Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности. Вестник ТГУ. 2011; № 8: 23 - 28.

9. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.

11. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени. Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусства. 2013; № 2: 38 - 43.

12. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

13. Панова Н.Г Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учебное пособие. Москва: МГПУ 2015.

14. Крылов ГА. Этимологический словарь русского языка. Москва: Полиграфуслуги, 2005.

15. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 2007.

16. Агапова Е.Н. Развитие сферы социально-культурных услуг как фактор повышения качества жизни населения муниципального образования. Сервис plus. 2008; № 1: 4 - 11.

References

1. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M, 2004.

2. Vadkovskaya N.N. Razvitie duhovnyh potrebnostej kak uslovie povysheniya kachestva zhizni. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2007; № 11: 217 - 223.

3. Solov'eva S.L. Vliyanie kachestva uslug na kachestvo zhizni. 'Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; T. 6; № 4, Ch. 2: 120 - 124.

4. Tokarskij B.L., Tokarskaya N.M. Opredelenie vzaimosvyazi kachestva zhizni s urovnem zhizni naseleniya. Izvestiya IG'EA. 2011; № 4: 200 - 204.

5. Erasov B.S. Social'naya kul'turologiya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2000.

6. Vadkovskaya N.N. Razvitie duhovnyh potrebnostej kak uslovie povysheniya kachestva zhizni. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2007; № 11: 217 - 223.

7. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 2001.

8. Koval' N.A. Social'no-psihologicheskie osnovy duhovnosti lichnosti. Vestnik TGU. 2011; № 8: 23 - 28.

9. Yaroshenko N.N. Istoriya imetodologiya teoriisocial'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

10. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.

11. Ariarskij M.A. Teoriya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti otvechaet na vyzovy vremeni. Vestnik Sankt-Peterburskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstva. 2013; № 2: 38 - 43.

12. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

13. Panova N.G. Pedagogicheskie osnovy kul'turno-tvorcheskojdeyatel'nosti v sfere dosuga: uchebnoe posobie. Moskva: MGPU, 2015.

14. Krylov G.A. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka. Moskva: Poligrafuslugi, 2005.

15. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti: uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: MGUKI, 2007.

16. Agapova E.N. Razvitie sfery social'no-kul'turnyh uslug kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya municipal'nogo obrazovaniya. Servis plus. 2008; № 1: 4 - 11.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 37.02

Rytov D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

COEVOLUTIONALITY OF VALUE AND SENSE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. In the article the problem of the development of the structural-functional model of individual educational route, based on the structure of pedagogical activity, to ensure a learner-centered approach to learning, the variability of the process, to improve the efficiency of the studied material, and adapt to the conditions of the mandatory standard, is presented. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects. Participants move to the intermediate state characterized by many parameters, levels of assimilation of knowledge and skills that allow you to adjust the contents of the modules of the route. In this respect, the participants' routes are not strictly fixed by possible recombination. Thus, on the basis of systematic parameter diagnostic status of the participants and continuous adjustment of the subject of the trajectories of the intermediate state students are approaching outcomes of education. The article articulated criteria that reflect the specifics of modeling techniques individual educational route as a factor in the training of future teachers of vocational training for professional work. The criteria are revealed through a series of signs that reflect all structural components. These criteria reflect the dynamics of the measured quality in time. The material presented in the paper leads to the conclusion that the training of students on individual educational routes is a means to increase flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Key words: coevolution, musical art, musical education, educational process, music lesson.

Д.А. Рытое, канд. пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается проблема выстраивания ценностно-смысловых процессов в системе музыкального образования начальной школы. Рассматривается их эволюционирование и развитие. Демонстрируются возможности реализации содержательных компонентов на уроках музыки в коэволюционной парадигме. Исследуется их влияние на развитие конкретных качеств младшего школьника. Обращается внимание на значимость специфики выстраивания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.