Научная статья на тему 'Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования'

Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА / ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / CULTURAL AND LEISURE PROGRAM / CULTURAL FORM / THE TECHNOLOGY IS CREATING A CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS / STRUCTURAL-TYPOLOGICAL APPROACH / THE TYPOLOGY OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновская Г. С.

В статье актуализируется проблема структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ, представляющего новый взгляд к целостному технологическому процессу создания программ. Автор, опираясь на ряд выявленных противоречий, выдвигает комплекс гипотетических условий и задач, реализация которых будет способствовать не только оптимизации технологий создания программ, но и углублению их институционального статуса в социокультурном пространстве российского гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally-typological approach to the technology of cultural and entertainment programs: updating of the study of the problem

The article investigates the cultural and leisure program a phenomenal cultural form, functioning in the contemporary socio-cultural space of the Russian civil society is an essential result of the activities of agencies such as leisure culture. The author, based on the identification in the course of the study a number of contradictions prevailing in the practice of cultural institutions in terms of these programs create technology brings complex hypothetical conditions, the implementation of which will contribute to the deepening of the institutional status of cultural and entertainment programs, as well as the optimization of technologies of their creation. The stated concept study structural-typological approach to the organization of programs, technology creates the preconditions not only for a more in-depth understanding of the technology specifics of creating programs, but also represents a new look and a new approach to integrated process technology development and implementation of cultural and entertainment programs in cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования»

УДК 379.8.093.

Г. С. Тихоновская

СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В статье актуализируется проблема структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ, представляющего новый взгляд к целостному технологическому процессу создания программ. Автор, опираясь на ряд выявленных противоречий, выдвигает комплекс гипотетических условий и задач, реализация которых будет способствовать не только оптимизации технологий создания программ, но и углублению их институционального статуса в социокультурном пространстве российского гражданского общества.

Ключевые слова:_культурно-досуговая программа, культурная форма, технология создания

культурно-досуговых программ, структурно-типологический подход, типология культурно-досуговых программ.

Tikhonovskaya GS. STRUCTURALLY-TYPOLOGICAL APPROACH TO THE TECHNOLOGY OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS: UPDATING OF THE STUDY OF THE PROBLEM.

The article investigates the cultural and leisure program a phenomenal cultural form, functioning in the contemporary socio-cultural space of the Russian civil society is an essential result of the activities of agencies such as leisure culture.

The author, based on the identification in the course of the study a number of contradictions prevailing in the practice of cultural institutions in terms of these programs create technology brings complex hypothetical conditions, the implementation of which will contribute to the deepening of the institutional status of cultural and entertainment programs, as well as the optimization of technologies of their creation.

The stated concept study structural-typological approach to the organization of programs, technology creates the preconditions not only for a more in-depth understanding of the technology specifics of creating programs, but also represents a new look and a new approach to integrated process technology development and implementation of cultural and entertainment programs in cultural institutions.

Key words: cultural and leisure program, cultural form, the technology is creating a cultural and entertainment programs, structural-typological approach, the typology of cultural and entertainment programs.

В условиях возрождения и укрепления государственности в современной России с новой силой актуализируются проблемы духовного воспитания гражданского общества. Известно, что государство заждется не только на экономических, политических, правовых и других измерениях, но и на духовных ценностно-нравственных смыслах бытия.

Возрождение и воспитание духовной самобытности российского гражданского общества невозможно без участия таких видов жизнедеятельности общества как деятельности досуговой. Досуг издревле являлся важнейшей составляющей жизни человека, активно влияющим на его цивилизационное развитие. Именно в сфере досуга человек тяготел к формам жизни, имевшим культурное происхождение и духовное значение. Привнесение духовности в формы досуговой деятельности было связано с развитием и совершенствованием человека как личности, с преобразованием им окружающей среды как материальной, так и духовной, с процессом «возделывания» души человека, наполнения её нравственным и морально-этическим содержанием.

Исторически досуговая деятельность человека развивалась в трёх основных формах -индивидуальных, групповых и массовых. В массовых формах досуга формировалось гражданское общество, устанавливались объединяющие коллективные и социальные связи, определившие впоследствии виды и типы национальных культур. И в этом значении роль массовых форм досуга трудно переоценить.

Современная культурно-досуговая программа традиционно относится к массовым формам и выступает самым существенным результатом деятельности учреждений культуры - клубов, домов и дворцов культуры, культурно-досуговых центров, учреждений дополнительного образования. Но пространство функционирования культурных программ не ограничивается только деятельностью данных учреждений культуры. В настоящее время культурные программы являются необходимым и обязательным компонентом различных фестивалей, симпозиумов, спортивных олимпиад, различных других международных и государственных акций. Кроме этого культурные программы являются составной частью деятельности радио и телевидения, библиотек, туристической, музейной, рекламной видов деятельности, деятельности культурно-исторических комплексов, парк-отелей и других рекреационно-развлекательных структур.

Культурно-досуговая программа, функционирующая в условиях деятельности учреждений культуры - это сложная феноменальная культурная форма не имеющая аналогов в литературе и искусствах, но обладающая при этом специфическими характеристиками, проявляющимися в функциях, принципах, творческих методах организации, в художественно-педагогиче-ской направленности, особенностях профессионального (творческого) мышления специалиста культурно-досуговой деятельности, синкретично реализующихся в технологическом процессе создания данной программы.

Создание культурно-досуговой программы высокой профессиональной культуры требует использования сценарно-режиссёрских технологий, а это предполагает целый комплекс знаний, умений, компетенций, которыми должен обладать будущий специалист социально-культурной и культурно-досуговой деятельности - в области драматургии и режиссуры, владеть навыками и умениями адаптации их базовых основ в специфических условиях создания различных видов программ, а также обладать профессионально сформированным творческим, специфично проявляющимся, художественным мышлением.

Широкое разнообразие форм культурно-досуговых программ, функционирующих в современном социокультурном пространстве общества и деятельности учреждений культуры, требует их типологизации с целью системного упорядочения, выявления внутренних структурных закономерностей, выбора определённых творческих методов и их идентификации, определяющих сценарно-режиссёрские технологии создания различных типов программ.

Эффективное функционирование культурно-досуговых программ в социально-культурном пространстве нашего общества также невозможно без осуществления обратной связи с реципиентом - потребителем культурных форм. Знание оценок, запросов и интересов, потребностей аудитории учреждений культуры в формах культурно-досуговой деятельности -одно из важнейших условий оптимизации программ, совершенствования технологий их создания. Реализация этих условий требует формирования у будущих специалистов культурно-досуговой деятельности необходимого качества - профессиональной рефлексии - способности к самооценке и самоанализу осуществленной деятельности, умения разрабатывать и регулярно проводить мониторинги, анализировать состояние культурных потребностей аудитории учреждений культуры, определять пути, способы их удовлетворения.

В течение длительных наблюдений и анализа практики функционирования культурно-досуговых программ в деятельности учреждений культуры и дополнительного образования были выявлены ряд противоречий, сложившимися между:

- острой необходимостью установления институционального статуса культурно-досуговой программы как феноменальной культурной формы, существенного и профессионального результата деятельности учреждений культуры и дополнительного образования, и отсутствием достаточного понимания этого статуса в обществе, в различных его формальных и неформальных структурах - государственных, учебно-образовательных, общественных и др.

- объективной потребностью общества и отдельной личности в потреблении культурных форм (культурно-досуговых программ), обладающих высоким уровнем ценностно-смыслового содержания и его воспитательно-формирующего потенциала и отсутствием в научной литературе теоретически обоснованного «содержания культурно-досуговой программы» как технологического понятия, методических закономерностей его организации, обеспечивающих трансляцию данных ценностных смыслов, определяющих в конечном итоге высокий профессиональный уровень технологии создания культурно-досуговых программ;

- необходимостью углубленного теоретического и методологического обоснования культурно-досуговой программы как специфической художественной формы, её сущностных свойств и функций, предопределяющих специфику творческого (художественного) мышления и творческих методов, которыми должен обладать и владеть будущий специалист досуга и отсутствием такого обоснования в специальной литературе;

- необходимостью опоры технологии создания культурно-досуговой программы на базовые основы драматургии и режиссуры и отсутствием теоретически обоснованных прикладных функций, определяющих специфику использования драматургии и режиссуры в технологии создания культурно-досуговых программ, что оказывает негативное влияние на создание программы как профессионального продукта культуры;

- между сложившимся в настоящее время широким разбросом и разнообразием форм культурно-досуговой деятельности и отсутствием научно-обоснованной системной упорядоченной

классификации (типологизации) данных форм - описание типов культурно-досуговых программ, их сущностных свойств и структурных различий, идентификации методов организации, в совокупности обеспечивающих надлежащий профессиональный уровень технологии создания программ;

- необходимостью дополнения технологического процесса создания культурно-досуговых программ теоретически обоснованным оценочным компонентом, обеспечивающим обратную связь с реципиентом

- потребителем культурных форм (культурно-досуговых программ), выявляющим эффективность функционирования данных программ в социокультурном пространстве общества и недостаточной разработанностью теоретически обоснованной методики мониторинга общественного мнения в учреждениях культуры и дополнительного образования.

Выявленные противоречия дают возможность сделать вывод об актуальности и практической значимости заявленной темы исследования, а также сформулировать основную проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки теоретико-методологических основ технологии создания культурно-досуговых программ на основе структурно-типологиче-ского подхода, выступающим фактором определения институционального культурно-досуговой программы, оптимизации технологий её создания и эффективного функционирования данной программы как культурной формы в социокультурном пространстве гражданского общества.

Заявленная проблематика исследования и её решение требует обращения к теоретико-методо-логическим концепциям, взглядам, выводам, обобщениям из области таких наук как философия, культурология, психология, педагогика, искусствознание, литературоведение, социальная педагогика, педагогика социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Так, например,:

- в процессе осмысления и научного анализа культурно-досуговой программы как культурной формы определении её институционального статуса и социально-значимых функций необходима опора на теоретические парадигмы ценностных смыслов и ориентаций, освещенных в трудах Б.Г. Ананьева, Ю.К.Бабанского, Е.В.Бондаревской, Б.С.Гершунского, А.Г.Зравомыслова, И.С.Кона, М.С.Кагана, Д.А. Леонтьева, Б.Т.Лихачёва, И.Н.Лисаковского, П.И.Пидкасистого, ВАРемизова, ВАСластёнина, Е.В. Ткаченко, АЯ.Флиера;

- большое значение имеют вопросы ценностных смыслов в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, которые освещали М.А Ариарский, АИАрнольдов, В.Г.Бочарова, В.З.Дуликов, АДЖарков, Б.Г.Мосалёв, Н.Ф.Маслова, АВ.Мудрик, ВАНикитина, ВАРемизов, Н.В.Шарковская, Н.Н. Ярошенко.

В перспективном контексте исследования фундаментальное значение имеют труды учёных, осветивших такие вопросы, как:

- теоретико-методологические аспекты педагогического потенциала социально-культурной и культурно-досуговой деятельности - М.ААриар-ский, АИАрнольдов, ГААванесова, И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Бочарова, Г.Г. Волощенко, АФ.Воловик, ВАВоловик, В.Н.Гагин, Е.И.Григорьева, В.З.Дуликов,

A.С. Запесоцкий, А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, А.А.Жаркова, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников, АИ. Мазаев, АВ.Мудрик, Н.Ф. Максютин, Б.Г.Мосалёв, В.Е.Новаторов, В.Н.Орлов, И.Е.Романова, ЮАСтрельцов, Е.Ю.Стрельцова, В.Е.Триодин, В.М.Чижиков, Д.В.Шамсутдинова, Н.В.Шарковская, Н.Н.Ярошенко;

- теоретические аспекты коммуникации и общения в том числе и в сфере социально-культурной и культурно-досуговой деятельности - ААБодалёв, Л.П.Буева, ААБрудный, М.С.Каган, ААЛеонтьев, АДЖарков, В.С.Садовская, ВАРемизов, ЮАСтрельцов, Е.Ю.Стрельцова, АВ.Толстых;

- теоретические аспекты педагогических технологий в том числе и технологий в системе социально-культурной и культурно-досуговой деятельности - Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько,

B.И.Боголюбов, И.Ф.Исаев, АГ.Казакова, АМ.Кушнир, М.М.Левина, В.М.Монахов, Т.Е.Решетников, Г.К.Селевко, В.А.Сластё-нин, М.Н.Чошанов, А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, А.А.Жаркова, А.М.Семёнов, Е.В.Ульянова, Н.Н.Ярошенко.

Вопросы профессиональной подготовки специалистов социально-культурной и культурно-досу-говой деятельности рассмотрены в трудах - Н.К.Баклановой, В.В. Болочагиной, А.Д.Жаркова, Л.С.Жар-ковой, А.Г.Казаковой, Т.В.Кузнецовой, Т.Г.Киселёвой, Т.К.Солодухиной, В.С.Садовской, В.М.Чижикова, В.И.Черниченко, Т.В.Христидис, Н.Н.Ярошенко.

При решении задачи обоснования художественно-педагогических свойств технологии

создания культурно-досуговых программ, необходимо обращение к трудам исследователей, раскрывающих методологические вопросы художественного творчества, художественной педагогики, творческого (художественного) мышления в философском, психологическом, педагогическом, искусствоведческом аспектах - Ю.Б.Борев, Л.С.Выготский, Е.С. Громов, АК.Гуляницкая, В.Л.Дранков, М.С.Имонов, Е.П.Ильин, Л.Н.Коган, Ю.В.Матвеева, И.Э.Медведева,

B.АРазумный, В.В.Селиванов, ААСтепанов, В.И.Хрулёв, а также зарубежные исследования вопросов креативности - Д.Гилфорд, Т.Любарт, отечественных - В.И.Козлов-ский, К.АТоршина, в социокультурном и культурно-досуговом аспекте В.Н.Гагин, Д.М.Генкин, АД.Жар-ков, ААКонович, О.И.Марков.

Теоретико-методологическое обоснование концепции структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ должно базироваться на выводах и обобщениях исследователей, освещавших вопросы структуризации и типологизации общественных явлений и процессов - Клод Леви Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Дерида (в зарубежной литературе);

C.С.Аверинцев, М.С .Каган, М.В.Кларин, Д.С.Лихачёв, АН.Сохор, В.А Абушенко, Т.В. Казарова (отечественной литературе).

Здесь следует подчеркнуть, что вопросы типологизации собственно культурно-досуговых программ рассматривали АВ.Гальченко, Л.Н.Буйлова, О.В.Ершова, Н.В.Клёнова, Л.П.Михайловская, Э.В. Плаксина, О.Г.Тавстуха, однако глубокого теоретико-методологического обоснования проблема структурно-типологического подхода к технологии создания программ не получила.

В этой связи цель заявленной проблемы исследования должна состоять в теоретико-методоло-гическом обосновании целостного технологического процесса создания культурно-досуговых программ, определении концептуальных подходов к данному процессу, выдвижении концепции структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ как определяющего фактора и оптимального условия эффективного функционирования культурно-досуговых программ в социокультурном пространстве гражданского общества.

Осуществление данной цели возможно при реализации следующих условий:

- если будет определён институциональный статус культурно-досуговой программы как культурной формы, функционирующей в социокультурном пространстве гражданского общества обеспеченный такими факторами, как:

- научно-методологическим и теоретическим обоснованием её феноменальных свойств, социально-значимых функций;

- признанием культурно-досуговой программы как существенного результата культурно-досуговой деятельности учреждений культуры и дополнительного образования и в этой связи необходимой учебно-образовательной творческой структурой, подлежащей изучению и практическому освоению будущими специалистами досуга;

- признанием культурно-досуговой программы как объекта и предмета научного анализа и осмысления.

- если будут систематизированы и углублены представления о художественно-педагогических основаниях культурно-досуговой программы, признанием её как специфической художественной культурной формой не имеющей аналогов в других формах культуры и предопределяющих специфику технологий создания программы, квалифицируя их как художественно-педагогические технологии;

- если будет определена специфика творческого (художественного) мышления специалиста культурно-досуговой деятельности - сценариста-постановщика культурно-досуговых программ на основе теоретического анализа компонентного состава художественного мышления как исходного начала творческой деятельности и выявлены принципы его трансформации на технологический процесс создания программы, а также разработана модель тренинга развития художественного мышления специалиста культурно-досуговой деятельности, адекватно отражающая практику данной деятельности учреждений культуры и дополнительного образования;

- если будут определены теоретико-методологические основания творческого метода как основополагающего компонента технологии создания культурно-досуговых программ, а также рассмотрен метод как технологическое понятие, его свойства и характеристики, имеющие практическое значение в технологическом процессе создания программ;

- если будут выявлены и конкретизированы базовые основы драматургии как литературно-художественной формы и определена специфика их функционирования в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ, а также выявлены технологические взаимосвязи драматургии культурно-досуговых программ со смежными видами драматургии;

- если будет теоретически обоснована драматургическая форма культурно-досуговой программы - сценарий, его технологические свойства и функции, а также как объект и предмет режиссёрско-постановочного обеспечения;

- если будет концептуализирован технологический процесс создания культурно-досуговых программ, основанный на теоретико-методологическом обосновании структурно-типологического подхода к организации программ и в рамках которого будут осуществлено теоретическое и методологическое обоснование типологической классификации культурно-досуговых программ, выделены типы программ, составляющих базисную основу культурно-досуговой деятельности учреждений культуры и дополнительного образования, определены их структурные и типологические свойства и характеристики, предопределяющие специфику технологий создания программ;

- если будет осуществлено теоретико-методическое обоснование целостного технологического процесса создания культурно-досуговых программ на основе алгоритма, обеспечивающего последовательность и преемственность операциональных действий данного процесса в рамках структурно-ти-пологических различий данных программ;

- если технологический процесс создания культурно-досуговых программ будет дополнен недостающими теоретико-методическим обоснованным оценочным компонентом, выполняющим задачи: учебно-образова-тельные, направленные на формирование профессиональной рефлексии будущих специалистов досуга; практические - вооружение специалистов - учреждений культуры и дополнительного образования методикой мониторинга общественного мнения с целью выявления эффективности функционирования культурно-досуговых программ в социокультурном пространстве гражданского общества.

Данные условия, выступающие гипотетическими предположениями, предопределяют постановку соответствующих задач, решение которых должно быть осуществлено на основе совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, дающих возможность получить искомый результат в соответствии с поставленной целью исследования.

Литература

1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. -Санкт-Петербург, 2008.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. -Москва, 2004.

3. Ершова О.В. Технология обучения жанровому разнообразию культурно-досуговых программ//Иннова-ционные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб.науч.статей. Вып.4./Под ред.А.Д.Жаркова-Москва: МГУКИ,2003.-с.74-82.

4. Жаркова А.А. Философский аспект конструктивного подхода к моделированию культурных проектов//Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб.науч.статей. /Под ред. А.Д. Жаркова-Москва: МГУКИ,2006.-с.36-44.

5. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности: монография.-Москва:МГУКИ,2012.

6. Коган М.С. Принципы построения историко-культурной типологии// Известия Северокавказского научного центра.-Ростов-на-Дону, 1976, с.39-44.

7. Лихачев Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей.-Самара,1977.

8. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие//Тамбовский гос.ун-т,им. Г.Р. Державина/Отв.ред. Е.И. Григорьева.-Тамбов.2002.

9. Тихоновская Г.С. О типологии культурно-досуговых программ//Духовные ценности и молодое поколение. - М.: МГУК,1998.С.101-103.

10. Ярошенко Н.Н. История и методология

1. Ariarskij M.A. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' kak predmet nauchnogo osmyslenija. -Sankt-Peterburg, 2008.

2. Bocharova V.G. Pedagogika social'noj raboty. -Moskva, 2004.

3. Ershova O.V. Tehnologija obuchenija zhanrovomu raznoobraziju kul'turno-dosugovyh programm//Innova-cionnye tehnologii obuchenija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: Sb.nauch.statej. Vyp.4./Pod red.A.D.Zharkova-Moskva: MGUKI,2003.-s.74-82.

4. Zharkova A.A. Filosofskij aspekt konstruktivnogo podhoda k modelirovaniju kul'turnyh proektov//Innovacionnye tehnologii obuchenija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: Sb.nauch.statej. /Pod red. A.D. Zharkova-Moskva: MGUKI,2006.-s.36-44.

5. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: monografja.-Moskva:MGUKI,2012.

6. Kogan M.S. Principy postroenija istoriko-kul'turnoj tipologii// Izvestija Severokavkazskogo nauchnogo centra.-Rostov-na-Donu, 1976, s.39-44.

7. Lihachev B.T. Vvedenie v teoriju vospitatel'nyh cennostej. -Samara, 1977.

8. Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: uchebnoe posobie//Tambovskij gos.un-t,im. G.R. Derzhavina/Otv.red. E.I. Grigor'eva.-Tambov.2002.

9. Tihonovskaj a G.S. O tipologii kul'turno -dosugovyh programm//Duhovnye cennosti i molodoe pokolenie. - M.: MGUK,1998.S.101-103.

10. Jaroshenko N.N. Istorija i metodologija teorii

теории социально-культурной деятельности: social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: Uchebnik.-Izd.2-e, ispr. Учебник.-Изд.2-е, испр. и доп. - Москва: МГУКИ, 2012. i dop. - Moskva: MGUKI, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.