Научная статья на тему 'Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования'

Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / TECHNOLOGY OF CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMS / SPIRITUAL EDUCATION OF PERSONALITY / ESTABLISHMENT OF CULTURE / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухин Владимир Иосифович

Рецензия на книгу: Тихоновская Г. С. Теоретико-методологические основы технологии культурно-досуговых программ : монография. Москва : МГИК, 2017. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-recreational program as an object and subject of scientific research

Review of the edition: Tikhonovskaya G. S. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy tekhnologii kul'turno-dosugovykh program [The theoretical and methodological foundations of the technology of cultural and recreational programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2017. 167 p.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования»

НОВЫЕ КНИГИ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Владимир Иосифович СОЛОДУХИН

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Рецензия на книгу: Тихоновская Г. С. Теоретико-методологические основы технологии культурно-досуговых программ : монография. - Москва : МГИК, 2017. - 167 с.

Ключевые слова: технология культурно-досуговых программ, духовное воспитание личности, учреждение культуры, научные исследования.

CULTURAL-RECREATIONAL PROGRAM AS AN OBJECT AND SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

V. I. Solodukhin, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history of folk art and culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

Review of the edition: Tikhonovskaya G. S. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy tekhnologii kul'turno-dosugovykh program [The theoretical and methodological foundations of the technology of cultural and recreational programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2017. 167 p.

Keywords: technology of cultural and recreational programs, spiritual education of personality, establishment of culture, scientific research.

Актуализация проблемы духовного воспитания личности, а также формирования гражданского общества в современных условиях возрождения и укрепления государственности в России представляется особо значимой. Острота этой проблемы особенно выявляется в условиях тотального распространения массовой культуры, несущей зачастую негативные тенденции нравственного, морально-этического и эстетического содержания. Кроме того, стремительное расширение доступности информации любого идеологического толка, разрушающей ментальные основы общества, тре-

бует альтернативных подходов к духовной стабилизации общества. Одним из таких подходов к решению проблемы является совершенствование и оптимизация досуговой сферы человека.

Досуг издревле являлся важнейшей составляющей жизнедеятельности человека, тяготевшего к формам жизни, имевшим культурное происхождение и духовное значение. В условиях исторически развивавшейся досуговой деятельности в индивидуальных, групповых и массовых формах особо выделяются своей социально-культурной значимостью массовые формы досуга, в которых, как правило, происходило формирование гражданского общества, установление объединяющих коллективных и социальных связей.

Современная культурно-досуговая программа является массовой формой и выступает самым существенным результатом деятельности учреждений культуры, однако как самобытная и самодостаточная форма культуры в научном плане специально не исследовалась. Представленная монография «Теоретико-методологические основы технологии куль-турно-досуговых программ» Г С. Тихоновской существенно восполняет этот пробел.

Первая глава монографии посвящена анализу культурно-досуговой программы как культурной формы, относящейся к понятию «артефакт культурный», обладающей своими специфическими социально значимыми функциями, определяющими социальный статус данной формы в социокультурном пространстве общества, а также исторически сложившимися художественно-педагогическими основаниями, предопределившими особенности технологии программ, творческого мышления специалиста досуга и творческих методов организации культурно-досуговых программ.

Привлекает внимание научной новизной постановка проблемы оптимизации содержания культурно-досуговых программ на основе формирования информационной и авторской культуры специалистов досуга, технологии обеспечения органического единства художественных и педагогических компонентов в содержании программ.

Определённый научный интерес вызывает вторая глава монографии, в которой представлена авторская концепция структурно-типологического подхода к технологии культурно-досуговых программ, согласно утверждению автора, отвечающей критериям актуальности, новизны, целенаправленности, управляемости, воспроизводимости.

Выдвижение такой концепции обусловлено широким разнообразием функционирующих форм культурно-досуговой деятельности, требующих системного упорядочения. В связи с этим автор предлагает типологическую классификацию культурно-досуговых программ, наиболее оптимально соответствующую современной практике деятельности учреждений культуры.

Опираясь на широкий пласт научной литературы (С. С. Аверинцев, В. А. Абушенко, М. С. Каган, М. В. Казарова, М. В. Кларин, Р. Барт, Ж. Де-рида, Клод Леви-Стросс), автор обосновывает теоретико-методологические основания структурно-типологического подхода к технологии куль-турно-досуговых программ, определяет социально-культурные предпосылки становления и развития типологии программ, представляет характеристику собственно типологии культурно-досуговых программ, что, несомненно, является новым взглядом и новым подходом к технологии культурно-досуговых программ.

Научный и теоретико-методический интерес представляет предложенная автором оригинальная методика оценки эффективности культурно-досуговых программ - «Рецензентский семинар», решающая комплекс задач: дополнение технологического процесса создания программы оценочным компонентом, завершающим его целостность; вооружение специалистов-практиков учреждений культуры рекомендациями по проведению мониторинга общественного мнения на предмет оценки эффективности проведённых культурно-досуговых программ; формирование профессиональной рефлексии будущих специалистов досуга на основе разработанной автором учебно-образовательной деловой игры, используемой в учебном процессе.

Монография Г. С. Тихоновской «Теоретико-методологические основы технологии культурно-досуговых программ», безусловно, дополняет и обогащает теорию и технологию культурно-досуговой деятельности, будет полезна студентам - бакалаврам и магистрам, обучающимся по профилю «Продюсер-постановщик культурно-досуговых программ», а также специалистам-практикам учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.