Научная статья на тему 'Ключевые требования к цифровой образовательной среде Базовой организации СНГ'

Ключевые требования к цифровой образовательной среде Базовой организации СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
электронный учебный курс / онлайн-курс / электронное обучение / дистанционные образовательные технологии / цифровизация / искусственный интеллект / e-learning course / online course / e-learning / distance learning technologies / digitalization / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Мерецков, Т.Т. Мансуров

Рассматривается организация образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования в условиях территориальной распределенности и межгосударственного взаимодействия участников образовательного процесса. Анализируются подходы и требования к информационному обеспечению такого взаимодействия, в том числе педагогико-технологические требования к цифровой образовательной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Requirements for the Digital Educational Environment of the CIS Base Organization

The article deals with the organization of the educational process within the framework of additional professional education in the conditions of territorial distribution and interstate interaction of participants in the educational process. The approaches and requirements to the information support of such interaction through the creation of a unified digital educational environment are analyzed. The key requirements for the digital educational environment are proposed and justified, taking into account the analysis of Russian and foreign experience. At the 63rd meeting of the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification of the CIS, held in June 2023, it was decided to approve the granting of the status of the Basic organization of the CIS member states for training, professional retraining and advanced training of personnel of the Academy for Standardization, Metrology and Certification.

Текст научной работы на тему «Ключевые требования к цифровой образовательной среде Базовой организации СНГ»

Ключевые требования к цифровой образовательной среде Базовой организации СНГ

Рассматривается организация образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования в условиях территориальной распределенности и межгосударственного взаимодействия участников образовательного процесса. Анализируются подходы и требования к информационному обеспечению такого взаимодействия, в том числе педагогико-технологические требования к цифровой образовательной среде

О.В. Мерецков1

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), член-корреспондент АИО, канд. пед. наук, meretskov.ov@asms.ru

Т.Т. Мансуров2, 3

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, ФГАОУ ДПО АСМС, канд. юр. наук

1 доцент кафедры «Техническое регулирование на евразийском пространстве», Москва, Россия

2 начальник отдела научно-технического сотрудничества и инноваций департамента экономического сотрудничества, Москва, Россия

3 заведующий кафедрой «Техническое регулирование на евразийском пространстве», Москва, Россия

Для цитирования: Мерецков О.В., Мансуров Т.Т. Ключевые требования к цифровой образовательной среде Базовой организации СНГ // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-05-10

ключевые слова

электронный учебный курс, онлайн-курс, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровизация, искусственный интеллект

учетом территориальном распределенности участников образовательного процесса, который предполагается осуществлять под эгидой ФГАОУ ДПО АСМС — Базовой организации СНГ, представляется чрезвычайно актуальной задача разработки комплекса требований, предъявляемых к цифровой образовательной среде Базовой организации, для обеспечения информационного и коммуникационного взаимодействия всех участников образовательного процесса в соответствии с современным уровнем развития цифровых образовательных технологий в России и за рубежом.

Вслед за Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко, В.А. Касторновой, И.Ш. Муха-метзяновым, И.В. Роберт и другими исследователями, под цифровой образовательной (информационно-образовательной) средой будем понимать совокупность научно-методических и организационно-технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и интерактивным информационным ресурсом, на основе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий [2, 5-13].

Исходя из данного определения, к составляющим элементам цифровой образовательной среды на разных уровнях абстракции можно отнести:

1) множество информационных объектов и связей между ними (информация, представленная в электронном виде; технологии неконтактного информационного взаимодействия; технологии виртуальной и дополненной реальности);

2) средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования, формализации, распространения информации и ее воспроизведения;

3) организационное и учебно-методическое обеспечение функционирования образовательного процесса, в том числе учебно-методические материалы и организационно-методические элементы системы образования, прикладную информацию определенной предметной области;

4) аппаратно-программные комплексы, системы и подсистемы поддержки информационных и образовательных процессов;

5) технические и методические средства сохранения физического и психического здоровья и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса;

6) организационные и юридические структуры, обеспечивающие юридическую значимость результатов информационного взаимодействия.

Если рассматривать цифровую образовательную среду на прикладном уровне, то она представляет совокупность инструментов реализации педагогической деятельности в рамках системы образования соответствующего уровня (в статье — уровень дополнительного профессионального образования взрослых). К данным инструментам следует отнести: электронные библиотеки, электронные учебные курсы, всевозможные разновидности цифрового образовательного контента (в том числе видеолекции, учебное видео, трехмерные модели, поясняющие какие-то объекты, явления, различные симуляторы оборудования, выполненные по технологиям виртуальной и дополненной реальности), диагностические системы в вариантах компьютерных тестов и тренажеров, системы синхронной и асинхронной коммуникации преподавателей и обучающихся, позволяющие оценивать

справка

План мероприятий по реализации первого этапа (2021-2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, утвержденный Решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 6.11.2020 года, предусматривает совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации в государствах — участниках СНГ (пункт 15.15). В рамках реализации указанного пункта и в целях организационного, образовательного, учебно-методического и кадрового содействия обеспечению государств — участников СНГ профильными специалистами Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ был разработан проект Положения Базовой организации государств — участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, управления качеством и оценки соответствия

выполненные практические задания с выдачей развернутой обратной связи по результату, давать индивидуальные и групповые пояснения к изучаемому материалу, отвечать на возникающие вопросы, осуществлять техническую и методическую поддержку обучающихся и преподавателей.

Дополнительно к перечисленным инструментам следует отдельно указать сервисы сквозных цифровых технологий, условно обозначенные на упомянутом абстрактном уровне описания цифровой образовательной среды, но не обладающие самостоятельными педагогическими характеристиками, а именно: применение алгоритмов искусственного интеллекта на этапе поиска и анализа учебной информации, систем авторизации и юридически значимой аутентификации пользователей цифровой образовательной среды, облачных технологий, технологий беспроводной и проводной связи, совместного доступа к электронным документам; методические и правовые основания организации учебной деятельности с использованием цифровой образовательной среды с соблюдением регулятивных норм законодательства конкретного государства — члена СНГ, включая обработку персональных данных субъектов образовательного процесса (обучаемых и преподавателей) и санитарно-гигиенические аспекты регулирования работы в части обеспечения здоровьесбережения при взаимодействии в цифровой среде. Последнее обстоятельство указывает, в частности, на наличие в составе среды физических элементов передачи и предоставления цифровой информации — смартфонов, планшетов, проекторов, ноутбуков, персональных и промышленных компьютеров, микрофонов, датчиков, манипуляторов, сетей — излучающей способности в различных спектрах (электромагнитный, акустический, световой и пр.), а также других характеристик, присущих аппаратно-программным комплексам.

Вслед за М.П. Карпенко, В.А. Ка-сторновой, И.В. Роберт и другими исследователями, к педагогико-техно-

логическим требованиям к цифровой образовательной среде отнесем: требования педагогической целесообразности (соответствия нормативным документам, дидактическим принципам обучения, полноте форм представления материала), доступности для обучаемых (в том числе способности обучаемых воспринять предлагаемую информацию), возможности вариативности обучения (наличия нескольких уровней сложности в зависимости от степени усвоения материалов, изменения последовательности подачи материала), наличия способов активации познавательной деятельности и формирования опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, методических инструментов для их закрепления, наличия системы методической поддержки учителей и обучаемых, а также отслеживания объема изученных материалов и результатов промежуточного/итогового контроля его усвоения.

Дополнительно следует учитывать требования к времени отклика на действия обучаемого, к визуальной среде и звуковым характеристикам, выполнять обязательные условия гигиены и корректной обработки персональных данных субъекта образовательного процесса в соответствии с действующим национальным законодательством и имеющимися потенциальными угрозами.

Остановимся на рассмотрении перечисленных требований более подробно.

1. Требование педагогической целесообразности вытекает из необходимости содержательного наполнения образовательного процесса, реализуемого в цифровой образовательной среде. В частности, способности обучаемого получить необходимые знания и умения с применением инструментария информационного и коммуникационного взаимодействия и материалов, предоставляемых цифровой образовательной средой (электронными курсами, моделями, групповой учебной деятельностью, практическими занятиями и т.п.) [9, 13].

2. Требование доступности в контексте цифровой образовательной среды имеет два направления: доступности информации по уровню подготовленности к ее восприятию (входному уровню знаний, базовому образованию, имеющемуся практическому опыту) и доступности самого информационного взаимодействия в рамках цифровой образовательной среды (наличия конечного оборудования, подходящего для воспроизведения соответствующего цифрового контента, соответствующих процедур авторизации прав доступа, аутентификации личности обучаемого для целей аттестации и т.п.) [3, 13].

3. Требование вариативности обучения в цифровой образовательной среде в большей степени относится к разработке электронных учебных курсов как наиболее значимой дидактической составляющей среды. Здесь подразумевается необходимость реализации модульного подхода к разработке дополнительных образовательных программ с тем условием, чтобы обучаемый мог формировать собственную образовательную траекторию из предложенных, методически выверенных элементов в соответствии со своими текущими производственными потребностями и квалификационными дефицитами. Также могут быть предусмотрены различные уровни сложности и глубины изложения материала — в зависимости от вариативности целевой аудитории курса или программы. Последний аспект особенно актуален для применения в составе цифровой образовательной среды различных симуляторов и тренажеров, предназначенных для формирования практических умений по уровням сложности — от простого к сложному [3, 9, 13].

4. Требование наличия способов активации познавательной деятельности подразумевает интерактивное взаимодействие обучаемого с элементами цифровой образовательной среды, направленное на лучшее понимание изучаемого процесса или явления (например, с помощью его интерактивной модели), а также различных инструментов управления вниманием и на-

личием дидактических цепочек формирования опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, методических инструментов для их закрепления. Например, диалоговых тренажеров, виртуальных симу-ляторов для проведения лабораторных или практических работ, иных форм самостоятельной и групповой учебы. В качестве спарринг-партнера для симуляции соревновательного компонента познавательной деятельности могут участвовать как реальные эксперты предметной области, другие обучающиеся, так и виртуальные помощники, реализуемые средствами сквозной цифровой технологии «искусственный интеллект» [3].

5. Наличие системы технической и методической поддержки учителей и обучаемых является важным требованием к цифровой образовательной среде. В соответствии с зарубежными исследованиями, сохранение приверженности к обучению онлайн напрямую зависит от скорости получения обратной связи по заданиям и решению возникающих вопросов специалистами тех-поддержки: чем быстрее приходит ответ, тем выше внутренняя мотивация слушателей продолжать обучение [14].

6. Требование наличия системы отслеживания объема изученных материалов и результатов промежуточного/ итогового контроля его усвоения неразрывно связано с инструментом реализации методической поддержки обучающихся. В данном аспекте цифровая образовательная среда должна предоставлять обучаемому и педагогическим работникам, реализующим (сопровождающим) образовательный процесс, инструментарий контроля продвижения обучаемого по курсу и успешности его изучения. Эта информация может быть доступна в виде обновляемых в режиме реального времени данных в личном кабинете пользователя информационной системы образовательного назначения, в соответствии с его ролью — обучаемый, преподаватель, администратор учебной группы, или статистических отчетов, представляющих собой документы, формируемые

cправка

На 63-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств, прошедшем 27-28 июня 2023 года в городе Бишкеке, было принято решение «Одобрить придание статуса Базовой организации государств — участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, управления качеством и оценки соответствия Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации»

в определенных, выбранных им, параметрах, а также сочетать обе эти формы [3].

7. Требования к времени отклика на действия обучаемого, к визуальной среде и звуковым характеристикам являются производной эргономических условий, предъявляемых к современным цифровым устройствам для осуществления коммуникации, опосредованной компьютером (смартфоном, планшетом и т.п.). В этом смысле цифровая образовательная среда должна обеспечивать такой уровень производительности входящих в ее состав информационных систем образовательного назначения, при котором коммуникация участников учебного процесса существенно не отличается от общения в реальном пространстве и позволяет ее психологически воспринимать как учебное взаимодействие в обычных аудиторных условиях. При этом рекомендуется придерживаться классических схем оформления информации (пастельная цветовая гамма фона, высокая контрастность текстографической информации, дозированное использование парных цветов управления вниманием, соответствующих геометрических фигур и т.п.) и аудиального сопровождения, без перегрузки соответствующих каналов восприятия информации [1, 3].

8. Гигиенические требования к цифровой образовательной среде регулируются на уровне национального законодательства государств — участников СНГ. В этой части требования не гармонизированы и имеют тенденцию к периодическому пересмотру. Например, в Российской Федерации взамен еще недавно действующих Сан-ПиН 2.2.2/2.4.1340-03, регулирующих гигиенические требования, введены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В новых санитарных правилах, в частности, указывается, что «интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения инфор-

мации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации или техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия» [3]. «При необходимости использовать наушники, время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60 % от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования» [3].

9. Наиболее сложным с точки зрения реализации на межгосударственном уровне является требование к цифровой образовательной среде в части корректной обработки персональных данных субъекта образовательного процесса в соответствии с действующим национальным законодательством и имеющимися потенциальными угрозами. Здесь так же, как и с гигиеническими требованиями, — законодательство находится в процессе постоянного совершенствования и существенно различается в каждой стране.

Обработку персональных данных в Российской Федерации регулирует ФЗ №152 «О персональных данных». Он определяет понятие «персональные данные» как любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии с законом любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых, с использованием средств автоматизации или без таковых, с персональными данными, является их обработкой и подлежит регулированию с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Ключевым требованием российского законодательства в данном аспекте является локализация персональных данных на серверах, размещенных на террито-

рии Российской Федерации. Вместе с тем, законодательство Республики Казахстан предписывает хранить персональные данные граждан республики на серверах, расположенных на ее территории, но не предъявляет требований к последовательности обработки, то есть допускает хранение в этих целях копии данных. Законодательство Республики Беларусь не воспрещает хранение персональных данных своих граждан за пределами границ республики в тех случаях, когда это обосновано целесообразностью решаемых задач. Как мы видим, общее целепола-гание в части защиты персональных данных граждан в различных странах примерно совпадает, но при зеркальном отражении может вступать во взаимное противоречие при построении единой цифровой образовательной среды [4].

Выводы

ифровая образовательная среда является сложным понятием, объединяющим в себе сочета-возных цифровых технологий,

ние

образовательного контента, информационных систем, аппаратно-программных комплексов, сетей передачи данных, организационно-правового регулирования и реализации педагогических принципов. Технические и технологические ограничения среды оказывают влияние на используемые инструменты в части организации педагогического процесса. Дополнительное ограничение накладывается законодательными различиями в правовом регулировании учебной деятельности и вопросов защиты/передачи (в том числе трансграничной) информации государств — участников СНГ. Данный комплекс ограничений необходимо учитывать во всей его взаимосвязи при проектировании единой цифровой образовательной среды Базовой организации СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, управления качеством и оценки соответствия для эффективного решения поставленной межгосударственной задачи. ■

Статья поступила в редакцию 3.08.2023

Список литературы

1. Гуманитарные исследования в Интернете / Под. ред. А.Е. Войскунского. — Можайск: Можайск-Терра, 2000.

2. Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата / Сост. И.В. Роберт, В.А. Касторнова. — М.: Изд-во АЭО, 2023.

3. Мерецков О.В. Педагогико-технологические подходы к созданию цифрового образовательного контента территориально распределенными коллективами: монография. — М.: Директ-Медиа, 2023.

4. Мерецков О.В. // Сб. Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт, решения. Кн. IV. — М.: Изд-во АЭО, 2021.

5. Мухаметзянов И.Ш. // Сб. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Ч. 1 / Под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. — М.: Изд-во СГУ, 2017.

6. Мухаметзянов И.Ш. // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 1.

7. Мухаметзянов И.Ш., Граб В.П. // Управление образованием: теория и практика. — 2015. — № 2(18).

8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

9. Роберт И.В. // Информационная среда образования и науки. — 2012. — № 10.

10. Роберт И.В. // Ученые записки ИИО РАО. — 2014. — Вып. 53.

11. Роберт И.В. // Педагогическая информатика. — 2020. — № 3.

12. Роберт И.В. // Сб. трудов XXXIX Всеросс. науч.-практ. конф. Ч. 5 / Под общ. ред. Ю.В. Астапенко, С.П. Столяревского. — Серпухов: Филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого, 2020.

13. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

14. Pardino A., Gleyzer I., Javed I., etc. // Creative Education. — 2018. — № 9.

15. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 6.11.2020 о Плане мероприятий

по реализации первого этапа (2021-2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.

16. Протокол 63-го заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств от 27-28.06.2023, г. Бишкек.

10 TRAINING Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2023

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-05-10

Key Requirements for the Digital Educational Environment of the CIS Base Organization

O.V. Meretskov1, FSAEIFVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training) (FSAEI FVT ASMS), Corresponding Member of AEI, PhD (Ped.), meretskov.ov@asms.ru

T.T. Mansurov2, 3, Commonwealth of Independent States Executive Committee, FSAEI FVT ASMS, PhD (Law)

1 Associate Professor of Technical Regulation in the Eurasian Space Department, Moscow, Russia

2 Head of Scientific and Technical Cooperation and Innovation Department of Economic Cooperation Department, Moscow, Russia

3 Head of Technical Regulation in the Eurasian Space Department, Moscow, Russia

Citation: Meretskov O.V., Mansurov T.T. Key Requirements for the Digital Educational Environment of the CIS Base Organization, Kompetentnost / Competency (Russia), 2023, no. 9-10, pp. 5-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-05-10

key words

The article deals with the organization of the educational process within the framework

of additional professional education in the conditions of territorial distribution and e-learning course, online course, r ■ + ■ j i t-i u i

e iearning distance laming interstate interaction oi participants in the educational process. The approaches and

technologic, digitisation, artificiai requirements to the information support of such interaction through the creation of

intelligence a unified digital educational environment are analyzed. The key requirements for the

digital educational environment are proposed and justified, taking into account the

analysis of Russian and foreign experience.

At the 63rd meeting of the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification of the CIS, held in June 2023, it was decided to approve the granting of the status of the Basic organization of the CIS member states for training, professional retraining and advanced training of personnel of the Academy for Standardization, Metrology and Certification.

References

1. Humanitarian research on Internet, ed. by A.E. Voyskunskiy, Mozhaysk, Mozhaysk-Terra, 2000, 432 P.

2. Informatization of education: explanatory dictionary of conceptual apparatus, comp. by I.V. Robert, V.A. Kastornova, Moscow, Izdatel'stvo AEO, 2023, 182 P.

3. Meretskov O.V., Moscow, Direkt-Media, 2023, 156 P.

4. Meretskov O.V., Col. Digital transformation of education: current problems, experience, solutions, book IV, Moscow, Izdatel'stvo AEO, 2021, pp. 186-197.

5. Mukhametzyanov I.Sh., Col. E-learning and distance learning technologies. Theory and practice, part 1, sc. ed. by Ya.A. Vagramenko, M.P. Karpenko, Moscow, Izdatel'stvo SGU, 2017, pp. 161-173.

6. Mukhametzyanov I.Sh., Kazanskiypedagogicheskiyzhurnal, 2016, no. 1, pp. 36-45.

7. Mukhametzyanov I.Sh., Grab V.P., Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2015, no. 2(18), pp. 70-83.

8. Pedagogical encyclopedic dictionary, ch. ed. B.M. Bim-Bad, Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2002, 528 P.

9. Robert I.V., Informatsionnaya sreda obrazovaniya i nauki, 2012, no. 10, pp. 1-26.

10. Robert I.V., Uchenye zapiski IIO RAO, 2014, is. 53, pp. 5-20.

11. Robert I.V., Pedagogicheskaya informatika, 2020, no. 3, pp. 141-159.

12. Robert I.V., Col. of proceedings of XXXIX All-Russian sc. and tech. conf, part 5, gen. ed. by Yu.V. Astapenko, S.P. Stolyarevskiy, Serpukhov, Filial Voennoy akademii RVSN im. Petra Velikogo, 2020, pp. 178-194.

13. Robert I.V., Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014, 398 P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pardino A., Gleyzer I., Javed I., etc., Creative Education, 2018, no. 9, pp. 1123-1144.

15. Decision of the Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States of 6.11.2020 on the Action plan for the implementation of the first stage (2021-2025) of the Economic development strategy of the Commonwealth of Independent States for the period up 2030.

16. Protocol of the 63rd meeting of the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification of the Commonwealth of Independent States of 27-28.06.2023, Bishkek.

ПОЛИГРАФИЯ АСМС

(499) 175 42 91

верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.