Компетентность / Competency (Russia) 2/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
Оценка качества обучения при профессиональной переподготовке и повышении квалификации
Сегодня качество профессионального образования приобрело особую значимость для успешной подготовки кадров, востребованных рынком. Рассматривается проблема оценки качества обучения образовательными организациями дополнительного профессионального образования. С помощью разработанной системы оценки можно определить уровень предоставляемых образовательных услуг, продумать пути улучшения процесса обучения
А.А. Кириченко1
Казанский национальный исследовательский технологический университет, [email protected]
Я.В. Денисова2
Казанский национальный исследовательский технологический университет, канд. экон. наук, [email protected]
С.В. Артюхина3
ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», канд. экон. наук
1 магистр кафедры, г. Казань, Республика Татарстан, Россия
2 доцент кафедры, г. Казань, Республика Татарстан, Россия
3 заведующая кафедрой, Москва, Россия
Для цитирования: Кириченко А.А., Денисова Я.В., Артюхина С.В. Оценка качества обучения при профессиональной переподготовке и повышении квалификации // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 2. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
ключевые слова
дополнительное
профессиональное образование, критерии качества, показатели качества, оценка уровня качества
а основе проведенного исследования внутренней оценки качества дополнительного профессионального образования в Казанском филиале Академии стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Казанский филиал АСМС) была разработана система оценки, базируемая на двух группах критериев. Эта система позволяет образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) своевременно выявлять слабые места для их дальнейшего усовершенствования. Предложенный подход будет способствовать улучшению процесса обучения и установлению более тесной взаимосвязи с профессиональным сообществом.
Безусловно, главным конкурентным преимуществом образовательных учреждений ДПО является качество образования, которое представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности, отвечающую потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется указанная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].
Образовательная деятельность в Академии стандартизации, метрологии и сертификации и ее филиалах по дополнительным профессиональным программам осуществляется по договорам на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования [2].
Под образовательными услугами авторы понимают услуги, направленные на удовлетворение образовательных, профессиональных потребностей человека в приобретении новых зна-
ний и развитии индивидуальных способностей для улучшения его конкурентоспособности на рынке труда.
Организации, предоставляющие образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, имеют лицензию на ведение образовательной деятельности по реализации программ повышения квалификации, направленных на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции, и программ профессиональной переподготовки, с целью приобретения дополнительных знаний, необходимых для выполнения иного вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.
К такой организации относится Казанский филиал АСМС, в котором проходят обучение по дополнительным профессиональным программам руководители и специалисты различных отраслей промышленности. Насущная потребность в повышении квалификации как для самих работников, так и для организаций-работодателей позволяет предприятиям региона поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества труда, его производительности, снижения травматизма, сокращения издержек, а также успешно справляться с введением новых технологий, направлений деятельности организации, быстро адаптироваться в ответ на неожиданные требования внешней среды, сохранять управляемость в условиях нестабильности, временных ограничений и пр.
Таким образом, улучшение качества образования весьма актуально и несет в себе социальную и экономическую значимость.
Компетентность / Competency (Russia) 2/2023 /^CTX/LJd_4 О
DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17 ОБУЧЕНИЕ 13
Качество оказания услуг организациями ДПО тесно связано с систематическим проведением оценки качества, что позволяет обеспечить непрерывное совершенствование процесса обучения. Сама оценка качества образовательных услуг представляет собой количественное измерение результативности процесса обучения, которое осуществляется с помощью совокупности критериев качества. Поэтому для создания системы контроля качества необходимо определить критерии качества и разработать метод оценки показателей качества процесса обучения, который смогут использовать образовательные учреждения, реализующие дополнительные профессиональные программы.
Важной задачей для улучшения образовательной деятельности является разработка научно-методического сопровождения, использующего анализ статистических данных и системы мониторинга. Для выявления необходимых критериев качества образования были использованы статистические данные Казанского филиала АСМС за последние четыре года (табл. 1), ис-
ходя из которых можно сделать следующие выводы.
Уменьшилась численность слушателей при традиционном способе обучения из-за ограничений в передвижении между регионами и внутри них, введенных в связи с пандемией, значительно снизивших экономическую активность организаций, но в то же время возросла потребность в дистанционных формах обучения.
Увеличено число дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий. Следует отметить, что одним из важных критериев качества дополнительного профессионального образования является наличие организационно-методического процесса актуализации, обновления и разработки новых программ для реального сектора экономики.
Увеличение числа слушателей — руководителей предприятий и организаций по профессиональным программам повышения квалификации свидетельствует о возрастающей необ-
Таблица 1
Статистические данные Казанского филиала АСМС [Statistical data of the Kazan Branch of ASMS]
Показатели [Data] 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Общая численность слушателей, чел. 832 897 421 622
Из них по дополнительным профессиональным программам (ДПП): повышения квалификации / 789/2 844/2 386/47 59/752
с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий
Из них по ДПП профессиональной переподготовки, шт. / с применением электронного обучения 43/43 53/53 35/35 30/30
или дистанционных образовательных технологий
Число реализованных ДПП повышения квалификации, шт. / из них с применением электронного 37/1 40/1 27/5 37/6
обучения или дистанционных образовательных технологий
Число реализованных ДПП профессиональной переподготовки, шт. / с применением электронного 1/1 1/1 1/1 1/1
обучения или дистанционных образовательных технологий
Число слушателей — руководителей предприятий и организаций, чел., из них освоивших программы: 225 25 68 114
► повышения квалификации 218 25 62 114
► профессиональной переподготовки 7 0 6 0
Число слушателей с высшим образованием, чел., из них прошедших: 734 802 373 530
► повышение квалификации 701 761 341 506
► профессиональную переподготовку 33 41 32 24
Число слушателей со средним профессиональным образованием, чел., из них освоивших программы: 98 95 48 92
► повышения квалификации 88 83 45 86
► профессиональной переподготовки 10 12 3 6
Количество слушателей возрастной категории:
► от 19 до 49 лет 680 720 350 509
► от 50 до 59 лет 119 140 57 100
► от 60 лет и более 33 37 14 13
Таблица 2 Первая группа критериев для оценки качества образовательных услуг [The first group of criteria for the educational services' quality assessing]
Критерий [Criteria] Выполнение [Realization]
1. Осуществление деятельности образовательной организации в области обучения персонала для промышленно-производственного комплекса не менее 3-х лет Да / Нет
2. Наличие реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки Да / Нет
3. Наличие электронной информационно-образовательной среды Да / Нет
4. Наличие сведений о материально-техническом обеспечении процесса обучения (основное оборудование для каждой реализуемой дополнительной профессиональной программы: лаборатории, стенды, макеты, мультимедийное оборудование, компьютерная техника, специальное оборудование и т.д.) Да / Нет
5. Наличие у каждого преподавателя, реализующего дополнительную профессиональную программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки высшего профессионального образования и стажа работы в образовательном учреждении не менее 1 года (при наличии послевузовского профессионального образования) или ученой степени кандидата наук (без предъявления требований к стажу работы) [5] Да / Нет
6. Доля научно-педагогических работников (в ставках, приведенных к целочисленным значениям), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, награды, международные почетные звания или премии, в том числе полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации, и (или) государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, и (или) являющихся лауреатами государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующих в реализации соответствующей программы дополнительного профессионального образования, должна быть не менее 60 % Да / Нет
7. Наличие по каждой реализуемой дополнительной профессиональной программе учебно-методических документов (программа обучения, учебный план, учебно-тематический план, фонд оценочных средств) Да / Нет
8. Наличие внутренней системы оценки качества образования (контроль успешности освоения дополнительных профессиональных программ по выполнению практических, курсовых, итоговых аттестационных работ и др.) Да / Нет
мам, чем имеющие среднее профессиональное образование, этот показатель напрямую связан с тем, что большинство слушателей направлены на обучение из организаций инновационных, стратегических секторов интенсивно развивающейся экономики региона.
Количество слушателей различных возрастных категорий в процентном соотношении к общей численности за рассматриваемый период практически не изменилось, что свидетельствует об эффективном использовании кадрового потенциала и стабильности кадровой политики в организациях.
При определении критериев оценки качества обучения следует иметь в виду, что они должны быть объективными, обоснованными, теоретически и практически выверенными, открытыми и понятными. В полной мере характер и закономерности процесса невозможно установить с помощью одного или двух критериев, необходимо их комплексное использование [3].
Для проведения оценки качества образовательных услуг нами был раз-
Компетентность / Competency (Russia) 2/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
ходимости в совершенствовании и получении новых профессиональных знаний для решения актуальных вопросов по направлениям стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.
Слушатели, имеющие высшее образование, чаще обучаются по дополнительным профессиональным програм-
Компетентность / Competency (Russia) 2/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
ОБУЧЕНИЕ 15
Таблица 3
Вторая группа критериев для оценки качества образовательных услуг [The second group of criteria for the educational services' quality assessing]
Критерии [Criteria] Показатели [Data]
Эффективность процесса обучения для слушателей ► Количество слушателей, прошедших итоговый контроль на оценку «отлично» ► Удовлетворенность образовательной услугой в части процесса обучения ► Удовлетворенность образовательной услугой в части результатов обучения
Наличие научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении ► Число участий образовательного учреждения в инновационной деятельности ► Количество участий в международных, всероссийских и региональных научных и научно-технических совещаниях, конференциях, семинарах и т.д.
Экономическая эффективность деятельности образовательной организации ► Рентабельность предоставления образовательных услуг ► Социальный эффект образовательной услуги
работан комплекс критериев, выявленных при анализе статистических данных Казанского филиала АСМС. Критерии разделены на две группы.
К первой группе относятся те из них, которые разработаны на основе критериев для аккредитации образовательных учреждений [4]. Учитывая, что дополнительное профессиональное образование отличается от других его видов и направлено в первую очередь на удовлетворение профессиональных потребностей, критерии не разбиваются на показатели и являются обязательными для их соблюдения при оценке качества образовательных услуг. В данном случае критерий может быть либо выполнен, либо не выполнен. Перечень критериев первой группы представлен в табл. 2. Если хотя бы один из них не выполняется, то ко второй группе критериев переходить не имеет смысла, поскольку без этого невозможно достичь желаемого уровня качества предоставления образовательных услуг.
По результатам данной таблицы можно сделать вывод о готовности образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по каждой дополнительной профессиональной программе.
Таким образом, чтобы перейти ко второй группе критериев, необходимо обеспечить выполнение всех показателей первой группы критериев.
Общий порядок оценки качества образовательного учреждения имеет алгоритм, представленный на рисунке.
Далее рассмотрим вторую группу критериев. К ней относятся критерии
результативности обучения, показатели к которым каждое образовательное учреждение может разработать самостоятельно, основываясь на собственном опыте и самодиагностике. В качестве примера предложены критерии, представленные в табл. 3.
Данные показатели можно рассчитать математически с помощью дифференциального метода. Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей и определении, по каким из них достигнут базовый уровень обучения, а по каким значениям они наиболее отличаются от образца [6].
Для расчета относительных показателей качества образовательных услуг (О}) используется следующая формула:
Р
П. =-Ш. (1)
г Р-к
гбаз
где Роц — значение г-го оцениваемого показателя качества;
6аз — значение г-го базового показателя качества;
г = 1 .., п — количество оцениваемых показателей качества [7].
Таблица 4
Таблица оценки уровня качества образовательных услуг [Table for assessing the educational services' quality level]
Полученный результат Оценка уровня качества
[Result] [Quality level assessment]
Если °сум > 7 Наивысшая
Если °сум = 7 Оптимальная
Если хотя бы один из Qj < 1, где i = 1, 2, 3 ... 7 Удовлетворительная
Если более одного < 1, где i = 1, 2, 3 ... 7 Неудовлетворительная
Компетентность / Сотре!епсу (Russia) 2/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
Статья поступила в редакцию 12.12.2022
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм.).
2. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
3. Курицына Г.В. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Курицына Г.В.: Н. Новгород, 2015.
4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ
от 25.11.2021 № 1094
«Об утверждении
аккредитационных
показателей
по образовательным
программам высшего
образования».
5. Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
6. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции; https://studwood. пеУ1512427/екопотнка/ differentsialnyy_metod_otsenki_ и1^пуа_касЬю8^а_ргойиМ8и.
7. Методы оценки уровня качества продукции. Содержание оценки уровня качества продукции; ЬЛрэ:// studopedia.ru/2_105602_ metodi-otsenki-urovnya-kachestva-produktsii.html.
8. Оценка уровня качества продукции. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции; https://studfile.net/ preview/9934798/page:2/.
Для оценки качества образовательных услуг под оцениваемыми показателями качества будут пониматься показатели, представленные в правом столбце табл. 3. Например, первый показатель критерия эффективности процесса обучения для слушателей — количество слушателей, прошедших итоговый контроль на оценку «отлично» в конце текущего учебного года, будет оцениваемым показателем (Р1оц), а базовым показателем — количество слушателей, прошедших итоговый контроль на оценку «отлично» за предыдущий учебный год (Р^). То же относится и ко второму и третьему показателю критерия «Эффективность процесса обучения для слушателей». 4-й и 5-й показатели (число участий образовательного учреждения в инновационной деятельности и количество участий в международных, всероссийских, региональных научных и научно-технических конференциях соответственно) являются оцениваемыми показателями (Р4оц P50ц) и устанавливаются за определенный год, а число участий образовательного учреждения в инновационной деятельности на год ранее будет базовым показателем (Р4баз, P5бa3). Показатели третьего критерия (экономической эффективности деятельности образовательной организации) могут быть рассчитаны аналогичным путем по сравнению с предыдущими периодами.
При расчете относительных показателей следует учесть, что Q1, Q2 и Qз не могут быть равны больше единицы, так как P1оц, P2оц и P3оц имеют предельное значение и в лучшем случае будут
равны ^баз и Р3баз соответст-
венно.
После определения всех относительных показателей от Q1 до Q7 необходимо рассчитать Qсум по следующей формуле:
Осум = Ql + Q2 + ... + Q7. (2)
В результате оценки уровня качества образовательных услуг дифференциальным методом принимаются следующие решения:
► уровень качества образовательных
услуг является наивысшим, если все значения относительных показателей больше или равны единице (в случае наличия относительного показателя, который не может быть больше единицы, например, в выше представленном примере О2 < 1);
► уровень качества образовательных услуг является оптимальным, если все значения относительных показателей равны единице;
► уровень качества образовательных услуг удовлетворительный, если одно из всех значений относительных показателей меньше единицы;
► уровень качества образовательных услуг неудовлетворительный, если более одного из всех значений относительных показателей меньше единицы.
Данные решения для оценки уровня качества образовательных услуг можно представить в виде табл. 4.
В случаях, когда часть значений относительных показателей больше или равна единице, а другая — меньше единицы, можно применить комплексный или смешанный метод оценки уровня качества обучения [8]. Но в данном случае важным является значение каждого показателя качества, поскольку если хотя бы один из относительных показателей будет меньше единицы, то невозможно предположить, что образовательное учреждение предоставляет услуги наивысшего уровня качества.
Представленный порядок оценки качества образовательных услуг, основанный на использовании двух групп критериев, поможет образовательным учреждениям выявить недочеты в собственной системе оценки качества процесса обучения. В то же время руководители организаций, отправляя своих сотрудников на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, могут быть уверенными в том, что образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, включающее в свою систему оценку эффективности обучения для слушателей, является гарантом предоставления образовательных услуг наивысшего качества. ■
Kompetentnost / Competency (Russia) 2/2023 TD AIMIMP
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17 IRMMnIInG 1f
Evaluation of the Quality of Training During Professional Retraining and Advanced Training
A.A. Kirichenko1, Kazan National Research Technological University, [email protected] Ya.V. Denisova2, Kazan National Research Technological University, PhD (Ec.), [email protected] S.V. Artyukhina3, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), PhD (Ec.)
1 Master of Department, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia
2 Associate Professor of Department, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia
3 Head of Department, Moscow, Russia
Citation: Kirichenko A.A., Denisova Ya.V., Artyukhina S.V. Evaluation of the Quality of Training During Professional Retraining and Advanced Training, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2023, no. 2, pp. 12-17. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-2-12-17
key words
further vocational training, quality criteria, quality indicators, quality level assessment
The quality of vocational training has recently become of particular importance for the successful training of personnel in demand by the market. We have considered the problem of assessing the quality of vocational training by educational organizations of additional professional education. We have described the problem of assessing the quality of vocational training by educational organizations that provide additional professional education through the implementation of professional retraining and advanced training programs for employees of organizations in various sectors of the economy.
To this end, we have developed a set of criteria identified in the analysis of the Kazan Branch of ASMS statistical data. The first group includes those that are developed on the basis of criteria for accreditation of educational institutions. The second is the criteria for the effectiveness of training, indicators for which each educational institution can develop independently, based on its own experience and self-diagnosis. These indicators can be calculated mathematically using the differential method. With the help of the developed evaluation system, it is possible to determine the level of educational services provided, to develop ways to improve the learning process.
References
1. Federal Law of 29/12/2012 N 273-FZ On education in the Russian Federation (as amended).
2. RF Government Decree of 15/09/2020 N 1441 On approval of the Rules for the provision of paid educational services.
3. Kuritsyna G.V. Soderzhanie i organizatsiya otsenki kachestva distantsionnogo obucheniya v vuze [The content and organization of evaluating the quality of e-learning at a university], N. Novgorod, 2015, 319 P.
4. RF Ministry of Science and Higher Education Order of 25/11/2021 N 1094 On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education.
5. RF Ministry of Health and Social Development Order of 11/01/2011 N 1n On approval of the unified qualification directory for the positions of managers, specialists and employees, section Qualification characteristics of the positions of managers and specialists of higher professional and additional professional education.
6. Differential method for assessing the level of product quality; https://studwood.net/1512427/ekonomika/differentsialnyy_metod_otsenki_ urovnya_kachestva_produktsiL
7. Methods for assessing the level of product quality. The content of the product quality level assessment; https://studopedia.ru/2_105602_ metodi-otsenki-urovnya-kachestva-produktsii.html.
8. Product quality level evaluation. Differential method for assessing the level of product quality; https://studfile.net/preview/9934798/ page:2/.
ОБЪЕДИНЕННОМУ КАТАЛОГУ «ПРЕССА РОССИИ»