Научная статья на тему 'Немного об истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации'

Немного об истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стандартизация / качество продукции / метрология / подготовка кадров / повышение квалификации / standardization / product quality / metrology / personnel training / advanced training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Я. Белобрагин

Ректор ЦИСМ — АСМС с ноября 1993 года по март 2003-го поздравляет коллектив Академии с 55-летием, вспоминает, что ему и его команде удалось сделать для развития АСМС, подготовки слушателей в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Bit About History of the Academy of Standardization, Metrology and Certification

The Rector of the Academy from November 1993 to March 2003 Doctor of Economics, Professor Viktor Ya. Belobragin congratulates of the Academy staff on its 55th anniversary. He remembers the people who worked nearby, everything done and not completed for the development of ASMS, training of students in the field of standardization, metrology, certification and quality management. The Academy took upon itself the organization of annual competitions for student theses in this specialty. In addition, principles for the formation of regional programs Quality were developed, foreign experience in standardization, metrology and quality was systematically generalized. An important place among the research works carried out by the Academy was the provision of qualified assistance to enterprises in the field of standardization, certification, quality management, metrology and testing, and the improvement of the methodological support of the educational process.

Текст научной работы на тему «Немного об истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации»

Немного об истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации

Ректор ЦИСМ — АСМС с ноября 1993 года по март 2003-го поздравляет коллектив Академии с 55-летием, вспоминает, что ему и его команде удалось сделать для развития АСМС, подготовки слушателей в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством

В.Я. Белобрагин1

Журнал «Стандарты и качество», д-р экон. наук, профессор

1 заместитель главного редактора по научной работе, Москва, Россия

Для цитирования: Белобрагин В.Я. Немного об истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 5. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-05-10

ключевые слова

стандартизация, качество продукции, метрология, подготовка кадров, повышение квалификации

оэт как-то заметил — «Время летит телеграфной строкой». Прошло уже четверть века с тех пор, как Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) отметила 30-летнюю годовщину со дня основания. До сих пор помню то время. Торжественное собрание состоялось в помещении театра имени А.Н. Островского, что неподалеку от здания Академии. Прекрасный зрительный зал, где в удобных креслах расположились сотрудники, ветераны учебного заведения, многочисленные гости от Хабаровска до Краснодара, фойе в виде амфитеатра создавали приподнятое настроение у участников торжественного заседания.

Ветераны, работающие со дня основания учебного заведения, рассказывали о непростом историческом пути, который прошел коллектив Академии, ныне носящей уже узнаваемую аббревиатуру АСМС. А начался он в 1968 году, когда по инициативе председателя Госстандарта СССР В.В. Бойцова на базе Всесоюзных курсов по стандартизации и метрологии был создан институт с длинным названием: Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии и короткой аббревиатурой: ВИСМ — головное учебное заведение страны по повышению квалификации кадров в области стандартизации и метрологии. Он стал заметным явлением в жизни научно-технической общественности страны. Уже через год после основания в стенах института обучалось 7,5 тысячи человек, а через пять лет — 18,5 тысячи человек.

Не все было так просто и радужно. Кафедры ютились в подвалах, преодо-

левали трудности в наборе слушателей, подборе преподавателей.

Становление ВИСМа

1975 году ВИСМ получил шикарное по тем временам помещение — пятиэтажный, пяти-подъездный дом, из которого были выселены жильцы. Внутри здание перепланировали под учебные аудитории и лаборатории, пятый подъезд отдали под общежитие.

Своему быстрому становлению как серьезного учебного заведения институт обязан неутомимой энергии тогдашнего начальника Управления кадров Госстандарта Виталия Михайловича Огрызкова и фактически первого ректора Алексея Эдуардовича Ар-теса.

С самого начала своей деятельности институт был нацелен на содействие кадровому обеспечению основных текущих и перспективных задач, стоящих перед экономикой страны.

После выхода чрезвычайно важного для своего времени постановления о развитии работ в области стандартизации ВИСМ стал учебно-методическим центром обучения основам стандартизации всей образовательной системы страны. Кафедры и факультеты института способствовали разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции. Были организованы семинары с руководящими работниками Москвы и регионов по изучению проблем качества, велась подготовка специалистов непосредственно на предприятиях. С введением государственной приемки ВИСМ обучил свыше десяти тысяч специалистов, или почти треть ее состава.

Таким образом, ВИСМ всегда работал в сфере общегосударственных и межотраслевых задач.

С самого начала своей деятельности институт был нацелен на содействие кадровому обеспечению основных текущих и перспективных задач, стоящих перед экономикой страны

Большую поддержку и помощь (и организационную, и преподавательскую) оказали ВИСМу тогдашние лидеры стандартизации — В.В. Бойцов, В.В. Ткаченко, Б.М. Исаев, Г.А. Потемкин, В.А. Арутюнов, В.Р. Верченко, А.В. Гличев, И.В. Ащеулов, И.А. Аста-шенков и другие.

Существенную роль в создании системы подготовки кадров сыграли многие организации Госстандарта — ВНИИ стандартизации (ВНИИС), ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС), ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ), Новосибирский институт метрологии, территориальные органы и центры стандартизации (особенно Московский, Ленинградский, Краснодарский, Ростовский, Горьков-ский, Свердловский).

Неоценимый вклад внесли журналы «Стандарты и качество» и «Измерительная техника», регулярно предоставлявшие свои страницы преподавателям и ставшие своего рода кафедрами ВИСМа, а также Издательство стандартов, которое обеспечивало печать и распространение учебно-методической литературы.

Институт всегда был тесно связан с регионами, в организации обучения постоянно опирался на территориальные органы Госстандарта и органы управления на местах. Уже в первые годы существования ВИСМа было организовано 25 учебно-консультационных пунктов в крупных промышленных центрах страны. Однако опыт показал, что региональная сеть института действовала не всегда эффективно. И это понятно. Становление учебно-педагогических коллективов всегда сложно и противоречиво: создать се-

рьезную педагогическую школу подчас труднее, чем научную, для этого нужно время.

Поэтому в начале 1980-х годов было принято решение об открытии ряда филиалов. К 1983 году ВИСМ имел четыре филиала (в Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси) и столько же территориальных кафедр, где были созданы все условия для ведения учебного процесса.

ВИСМ всегда имел многообразные международные связи. Он обучал специалистов по стандартизации, управлению качеством и метрологии из Болгарии, Чехословакии, Монголии, Кубы, Вьетнама, развивающихся стран Азии и Африки. Институт активно участвовал в работе ряда международных организаций, где были организованы специальные комитеты по подготовке кадров.

Я хотел бы назвать некоторых, кто был причастен к созданию, становлению и расцвету ВИСМа: А.Э. Ар-тес, О.В. Аристов, А.А. Тупиченков, Ю.М. Белоусов, Г.Ф. Зимин, Н.В. Живых, Э.И. Кузнецова, А.Я. Ликин, И.Г. Семенко, В.И. Артемов, В.Н. Ко-чин, И.И. Леденева, Ю.А. Гусаков, В.Н. Тереховский. Много души вложили в решение названных задач тогдашние руководители института Алексей Алексеевич Тупиченков и Олег Валентинович Аристов.

Эстафету постоянной заботы о развитии системы образования в области стандартизации, метрологии и качества принял у В.М. Огрызкова В.Я. Петров, возглавивший Управление кадров и учебных заведений Росстандарта.

Работа в новых условиях

Накопленный опыт был использован при организации работы института в новых условиях, после распада СССР. В России остались только один из четырех филиалов и одна из четырех территориальных кафедр бывшего ВИСМа, переименованного в Центральный институт переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартизации, метрологии и сертификации (ЦИСМ). В 1992-

1993 годах контингент слушателей сократился до четырех-пяти тысяч человек в год.

В ноябре 1993 года мне было доверено руководить ЦИСМом: я был избран и назначен ректором. Положение дел в институте в то время было тревожное. Один только пример. Протекала кровля основного здания, а в казне не хватало 5 млн рублей (сумма до номинации), чтобы завершить ремонт. Наступившая зима приостановила течь и дала возможность собрать необходимые средства, и уже в мае

1994 года был проведен капитальный ремонт кровли, на что было затрачено 30 млн рублей.

Опираясь на сложившиеся традиции и исходя из экономических реалий, профессорско-преподавательский коллектив института приступил к решению новых задач, поставленных Госстандартом России.

Для регулирования вопросов производства, распределения и потребления продукции по инициативе Госстандарта России были приняты Законы РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», на основе которых была перестроена система стандартизации и метрологии в стране, введена сертификация продукции и услуг. Для новых и изменившихся направлений деятельности потребовалось обучение кадров, в частности экспертов по сертификации продукции и услуг. Только за 1993-1994 годы ЦИСМ обучил 1800 специалистов для работы в качестве экспертов органов по сертификации.

К 1995 году удалось значительно увеличить масштабы учебной деятельности за счет открытия новых филиалов и представительств института. Кроме того, было принято решение об организации кафедр на базе научно-исследовательских институтов и крупных региональных центров Госстандарта России, которые имели в своем составе самое современное оборудование, государственные эталоны и измерительные системы высшей точности,

а также мощный научный кадровый потенциал. Это задумывалось как осуществление своеобразной «системы физтеха» в дополнительном образовании.

От ЦИСМа к АСМС

Сложившаяся структура ЦИСМа как отраслевого института повышения квалификации не обеспечивала решения всех многообразных кадровых задач, вытекающих из повышения роли стандартизации и метрологии в экономической и социальной жизни страны, из необходимости активного вхождения России в систему международного разделения труда и международной торговли. Поэтому в 1995 году Госстандарт России принял решение повысить статус нашего образовательного учреждения, преобразовав ЦИСМ в Академию стандартизации, метрологии и сертификации (учебную) — АСМС.

Серьезную поддержку в развитии Академии в этот и последующий периоды оказали бывшие председатели Госстандарта России С.Ф. Безверхий и Г.П. Воронин, а также начальник Управления кадров Комитета Т.П. Ко-черыгина.

В результате проведенной работы в конце 2002 года сложилась система профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством. Она включала Академию стандартизации, метрологии и сертификации (учебную) — ядро системы — и тридцать ее территориальных подразделений (15 филиалов и 15 представительств), в том числе три территориальных подразделения, работающих на территории СНГ, — Армянский и Киргизский филиалы и Грузинское представительство. Их деятельность умело координировал специально созданный отдел во главе с А.В. Чучаевой.

В Москве функционировали шестнадцать кафедр: десять — в основном здании Академии и шесть базовых кафедр — при ведущих научно-исследовательских организациях Госстандар-

1 Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений

2 Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии

и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России

3 С 2004 года — «Компетентность»

та России: ВНИИС, ВНИИФТРИ1, ВНИИМС, ВНИИ оптико-физических измерений (ВНИИОФИ), ВНИИКИ2, ГНТЦ «Инверсия». Организация таких базовых кафедр позволила внедрить и использовать в учебном процессе новейшие научно-практические достижения и разработки в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, а также кадровый потенциал и экспериментальную базу этих организаций.

Развивалась и совершенствовалась материальная база самой Академии и ее филиалов. Если в 1994 году единственный филиал в Санкт-Петербурге имел площадь 1856 м2, то к началу 2003 года площади, занимаемые территориальными подразделениями, составили свыше 10 тыс. м2.

Академия располагала образцовыми и рабочими средствами измерений, установками и оборудованием, номенклатура и количество которых позволяли проводить практикумы на достаточно высоком уровне. Для проведения практических занятий использовались также современные методы обучения — виртуальные лабораторные работы, например по поверке и калибровке средств измерений. Возможности проведения лабораторных и практических работ расширялись за счет выездных занятий в метрологических службах ведущих предприятий городов и научных институтов, а также использования производственной базы территориальных органов Госстандарта России и вузов.

Библиотечный фонд АСМС составлял свыше 36 тысяч единиц хранения, аналогичные фонды созданы в филиалах с общим количеством 51 тысяча экземпляров. Основательно отремонтировано и стало комфортабельным общежитие для слушателей. После оснащения полиграфического комплекса новым современным оборудованием общий выпуск полиграфической продукции возрос почти в пять раз. В 1998 году получена лицензия на право издательской деятельности, с 2000 года стал издаваться журнал Академии «Квалификация и каче-

ство»3. В совершенствование и развитие материальной базы АСМС существенный вклад внес отдел развития и хозяйственного обеспечения во главе с Т.Б. Бельдяевой.

Расширение контингента слушателей и развитие структуры Академии осуществлялось на основе постоянного повышения квалификации действующего профессорско-преподавательского состава и привлечения к процессу обучения новых квалифицированных специалистов Госстандарта России, его институтов и территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, специалистов отраслей экономики.

Если в 1994 году среди преподавателей был только один доктор наук, четыре профессора и 29 кандидатов наук и доцентов, то к началу 2002 года профессорско-преподавательский состав насчитывал 32 доктора наук и профессора, 98 кандидатов наук и доцентов, при этом особое внимание уделялось кадровой политике филиалов Академии.

Действующие учебные программы были ориентированы на современные образовательные технологии и средства обучения, разработаны в полном соответствии квалификационным требованиям и должностям слушателей. Особое внимание при создании учебных программ было обращено на целенаправленное формирование комплексов учебно-методических материалов по каждой специализации на основе модульного принципа.

В процессе формирования системы подготовки кадров в АСМС было разработано или пересмотрено сто учебных программ, в том числе пять по стандартизации, сорок по метрологии, пятьдесят по сертификации и пять по управлению качеством.

В целом в рамках Академии использовалось в учебном процессе 156 учебных пособий, 69 конспектов лекций, 176 методических указаний по выполнению выпускных, курсовых и лабораторных работ, проведению деловых игр и стажировок. Развитие и совершенствование учебно-методической

деятельности велось кафедрами под руководством первых проректоров Е.Г. Исаковича и Ю.А. Торопова, проректора М.Н. Уляницкого. Большую работу в этом направлении провело научно-методическое управление, возглавляемое одним из самых квалифицированных специалистов в области стандартизации М.А. Ушаковым.

Итоги учебной деятельности с 1994-го по 2002 год

Количество слушателей в годовом исчислении увеличилось с 4,5 тысячи до 17 тысяч. В области стандартизации реализовано пять образовательных программ, направленных на углубленное изучение основ отечественной и международной стандартизации, систем общетехнических стандартов, классификации и кодирования, практики государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов.

Было организовано обучение по новой специализации — «Эксперт по стандартизации». Выработаны исходные принципы нормативного и метрологического обеспечения природоохранной деятельности, на основе которых введен курс учебных дисциплин по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, предотвращению техногенных катастроф. Организована базовая кафедра по этому направлению в ГНТЦ «Инверсия» во главе с профессором Б.С. Пункевичем.

Академии удалось полностью удовлетворить потребности системы сертификации в подготовке экспертов и повышении квалификации других специалистов, обучив по этому направлению свыше 16 тысяч специалистов. Органы по сертификации продукции и услуг в системе ГОСТ Р благодаря наличию квалифицированных кадров смогли предотвратить выпуск и реализацию многих опасных видов продукции, не соответствующих обязательным требованиям стандартов.

Было освоено обучение специалистов, занятых испытаниями продукции, подлежащей сертификации.

За пять лет обучено около четырех тысяч испытателей, преимущественно работающих в пищевых лабораториях.

Количество подготовленных специалистов в области метрологии увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 1994 годом, что позволило успешно решать задачи повышения точности и достоверности измерений в промышленности, науке, медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве. Освоены новые специализации, имеющие большое социальное значение. Это метрологические работы в области медицины, экологии, неразрушающего контроля, обеспечивающего безопасность в строительстве, на транспорте, при транспортировке нефти и газа.

Наконец, по сравнению с 1994 годом в несколько раз увеличилось количество слушателей по управлению качеством. Освоены новые специализации в соответствии с требованиями Европейской организации качества: инженер по качеству, менеджер качества, аудитор (эксперт) систем качества.

После 1995 года в Академии ежегодно обучались до тридцати докторов наук, преимущественно преподавателей высших учебных заведений. Кроме того, за семь лет прошли обучение 173 зарубежных слушателя из 25 стран мира, в том числе Германии, США, Франции, Венгрии, Китая, Монголии, Норвегии. Киргизский филиал Академии обучил свыше 2,2 тысячи специалистов.

Придавая большое значение подготовке вузами специалистов по стандартизации и сертификации, Академия взяла на себя организацию ежегодных конкурсов студенческих дипломных работ по этой специальности. В 2002 году в АСМС открылась аспирантура по специальностям «стандартизация» и «метрология».

Академия выполняла научно-исследовательские работы по заказам и заданиям Минобразования России, Госстандарта России, по хозяйственным договорам в интересах предприятий и организаций различных отраслей экономики, а также для совершен-

Статья поступила в редакцию 23.01.2023

ствования методического обеспечения учебного процесса. Важное место в числе научно-исследовательских работ занимало оказание предприятиям квалифицированной помощи в области стандартизации, сертификации, управления качеством, метрологии и испытаний.

Учеными Академии предложен метод использования прогнозов развития науки и техники, с глубиной прогнозирования тридцать лет, для выбора перспективных направлений развития стандартизации и метрологии и использования этих разработок в учебных курсах.

Разработаны принципы формирования региональных программ «Качество», рекомендации по их созданию и применению выдержали четыре переиздания.

Систематически обобщался зарубежный опыт деятельности по стан-

дартизации, метрологии и качеству, были изданы брошюры, посвященные работам в этих сферах в США, Великобритании, Китае, Бельгии, Швеции, Японии, Мексике, Бразилии, Египте и других странах.

Все ли замыслы нам удалось осуществить? Конечно, нет. Из них главный — реконструкция здания Академии. Решив вопрос с проектированием, мы не смогли найти источник финансирования. Остался на бумаге проект организации академического комплекса в составе общеобразовательной школы, колледжа и ряда институтов на базе филиалов. Оказалась сложной проблема омоложения кадров профессорско-преподавательского состава, не доведено до положительного решения создание диссертационного совета. Часть из названных проблем будет успешно решаться новым руководством Академии. ■

10 ANNIVERSARY

Kompetentnost / Competency (Russia) 5/2023 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-05-10

A Bit About History of the Academy of Standardization, Metrology and Certification

V.Ya. Belobragin1, Standards and Quality Magazine, Prof. Dr. (Ec.)

1 Deputy Chief Editor for Research, Moscow, Russia

Citation: Belobragin V.Ya. A Bit About History of the Academy of Standardization, Metrology and Certification, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 5, pp. 5-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-05-10

key words

standardization, product quality, metrology, personnel training, advanced training

The Rector of the Academy from November 1993 to March 2003 Doctor of Economics, Professor Viktor Ya. Belobragin congratulates of the Academy staff on its 55th anniversary. He remembers the people who worked nearby, everything done and not completed for the development of ASMS, training of students in the field of standardization, metrology, certification and quality management. The Academy took upon itself the organization of annual competitions for student theses in this specialty. In addition, principles for the formation of regional programs Quality were developed, foreign experience in standardization, metrology and quality was systematically generalized.

An important place among the research works carried out by the Academy was the provision of qualified assistance to enterprises in the field of standardization, certification, quality management, metrology and testing, and the improvement of the methodological support of the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.