Научная статья на тему 'Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО'

Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
онлайн-курс / электронное обучение / дистанционные образовательные технологии / цифровизация / online course / e-learning / distance learning technologies / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Мерецков

Предлагается типизация электронных учебных курсов по технологическим критериям, анализируются сильные и слабые стороны технологических решений этого процесса, предлагается универсальная ролевая модель коллектива разработчиков и последовательность создания электронных курсов в рамках ДПО, а также подходы к документированию процессов разработки и дальнейшего использования электронных учебных курсов в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Мерецков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Learning Courses as a Tool for Digital Transformation of Additional Professional Education

The e-learning course concept is considered both in terms of content and technical implementation. I described the typification of electronic courses according to technological criteria, the universal role model of the development team and the sequence of creating electronic courses within the framework of the APE. Also, the pros and cons of technological solutions, approaches to documenting the processes of developing and using electronic courses in the educational process were analyzed. Summing up, I will highlight the main. (a) The official use of e-learning courses in the educational process is legalized by amendments to Federal Law N 273 On education in the Russian Federation adopted in 2012. (b) Technological electronic courses are a symbiosis of structured educational material and software implementation of organizing access to these materials. (c) The creation of e-learning courses is governed by the rules for the development of computer programs, which provide for the presence of a team of developers specific to the implementation of IT projects, as well as approaches to documenting the development and acceptance of the final product. (d) The introduction of electronic courses into the educational process requires the availability of accompanying documentation for electronic courses with a description of the technologies of students, administrators (methodologists), teachers working with them, as well as an assessment of the quality of mastering the corresponding educational program.

Текст научной работы на тему «Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО»

Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО

Предлагается типизация электронных учебных курсов по технологическим критериям, анализируются сильные и слабые стороны технологических решений этого процесса, предлагается универсальная ролевая модель коллектива разработчиков и последовательность создания электронных курсов в рамках ДПО, а также подходы к документированию процессов разработки и дальнейшего использования электронных учебных курсов в образовательном процессе

О.В. Мерецков1

ФГАОУ ДПО АСМС, канд. пед. наук, meretskov.ov@asms.ru

руководитель научно-методического консультационного центра, Москва, Россия

Для цитирования: Мерецков О.В. Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 5. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-17-25

ключевые слова

онлаин-курс, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровизация

1 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

роблемы дополнительного образования в России и за рубежом рассмотрены в работах исследователей Волковой Н.С., Можаевой Г.В., Рашиди А., Ренья П.Н., Сорокиной Е.В., Ситра-новой С.Б., Тимофеевой Ю.С., Тру-бина Г.А. и др. В своих трудах они отмечают важность дополнительного профессионального образования (ДПО) как элемента системы непрерывного профессионального образования в части совершенствования компетентности рабочих и служащих в соответствии с меняющимися профессиональными стандартами и квалификационными требованиями. При этом среди различных моделей ДПО особо выделяют шведскую модель как наиболее успешную за счет практической направленности обучения, возможности сочетать изучение теории с обучением на рабочем месте, быстрого получения новой специальности и наличия поддержки образовательных программ на государственном уровне [1, 11, 12, 16-18].

Обучение на рабочем месте без отрыва (или с минимальным отрывом) от производства можно обеспечить при применении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО). Данная тенденция нашла официальное отражение в главном законе, регулирующем отечественную образовательную деятельность, — Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации», с внесением в 2012 году соответствующих поправок в статью 161. После закрепления в ней права образовательных учреждений применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии независимо от форм обучения [15] на рынке образовательных услуг

последовал бум различных учебных программ, реализуемых в онлайн-фор-мате, что также поспособствовало преодолению коммуникативных ограничений пандемии Covid-19. Ключевым элементом такой трансформации является массовое создание электронных учебных курсов (ЭУК). Рассмотрим подробнее это явление.

Понятие «Электронный курс» можно раскрыть как с точки зрения содержательной наполненности, так и технической реализации. Но именно понимание этой двойственности позволяет определить и систематизировать подходы к его успешному созданию и использованию в образовательном процессе [10].

С содержательной точки зрения ЭУК — это тематически завершенный, структурированный учебный материал, частично или полностью покрывающий предметную область (учебный курс, дисциплину) и обладающий высокой степенью интерактивности. Курс поставляется обучаемому для самостоятельного изучения через интернет или на электронных носителях. ЭУК может выполнять все основные методические функции электронных изданий [14]: справочно-информационные, контролирующие, функции тренажера, имитационные, моделирующие, демонстрационные.

С точки зрения информационных и коммуникационных технологий ЭУК — это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ на всех этапах организации процесса обучения [9]:

справка

«Массовый открытый онлайн-курс» (англ. Massive open online course, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов. Организационно массовые открытые онлайн-курсы следует отнести к подмножеству электронных учебных курсов (ЭУК), интегрированных в системы дистанционного обучения (СДО). Однако в обиходе часто опускают свойства открытости и бесплатности таких курсов, давших им название, и англоязычный термин «MOOC» (произносится как «муук») применяют для описания обычных электронных курсов с ограниченным доступом, но структурно представляющих собой набор видеолекций, загруженных в систему управления обучением

► постановку познавательной задачи;

► предъявление содержания учебного материала;

► организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний);

► обратную связь, контроль деятельности учащихся;

► организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

Таким образом, из определений следует, что ЭУК одновременно является и программой для ЭВМ, функционирующей самостоятельно или в составе других информационных систем, и определенным образом структурированным учебным материалом, приспособленным для изучения в процессе коммуникации, опосредованной компьютером.

В мировой практике большое распространение получила модель дистанционного обучения, основанная на бесплатных онлайн-курсах, дословно «Массовый открытый онлайн-курс». Однако в обиходе часто опускают свойства открытости и бесплатности таких курсов, давших им название, и англоязычный термин «MOOC» применяют для описания обычных электронных курсов с ограниченным доступом (возможно, платных), но структурно представляющих собой набор видеолекций, загруженных в систему управления обучением. Терминологически такое обозначение не вполне корректно, но, тем не менее, на практике довольно часто встречается.

Электронный учебный курс, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции. ЭУК может иметь встроенные механизмы адаптации под

нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит, и более эффективным. Эти механизмы должны учитывать возможные различия между слушателями, определяющие разницу в восприятии учебного материала. Задействование таких механизмов в образовательном процессе позволяет говорить о траектории обучения, при которой формируется набор образовательных элементов и последовательность их применения, максимально облегчающие процесс обучения конкретного слушателя с учетом его индивидуальных особенностей и первоначального уровня знаний.

Итак, с точки зрения информационных и коммуникационных технологий ЭУК — это программный продукт, а с педагогический стороны — учебный материал. Таким образом, ЭУК можно представить как в виде совокупности электронных материалов и настроек, размещенных в некоторой системе дистанционного обучения, так и в виде самостоятельного объекта различной степени интеграции с другими системами. Оба эти представления не противоречат сути определения ЭУК, но представляют собой принципиально разную технологическую реализацию.

Данное обстоятельство и определяет первый признак типизации ЭУК по принципу «отчуждаемости», то есть возможности отделить материалы ЭУК вместе с дизайном, настройками и прочими потребительскими свойствами для передачи третьим лицам и тиражирования. Проще говоря, отчуждаемые электронные курсы можно просто скопировать в виде некоторого архива файлов и перенести в другую систему обучения или запустить автономно. При этом дизайн, внутренняя структура и логика работы такого курса останутся неизменными.

Неотчуждаемые ЭУК представляют собой настройки конкретной системы дистанционного обучения в виде сконструированных с помощью встроенного инструментария тестов и загруженных файлов с лекциями. Такие

ЭУК можно перенести в другую СДО только путем полного повторения процесса сборки курса, то есть практически для тиражирования курса требуется его создавать заново [10].

Отчуждаемые ЭУК можно разделить по признаку наличия интеграции: на интегрируемые в системы дистанционного обучения и не требующие такой интеграции. Под категорией «интегрируемые» ЭУК в данном случае понимаются электронные учебные курсы, разработанные в одном из форматов, предполагающих их последующую загрузку в СДО. Доступ к таким курсам возможен только через конкретный экземпляр системы дистанционного обучения, а внутри самого электронного курса сохраняется неизменной внутренняя организация информации, пользовательский интерфейс, дизайн и логика прохождения обучения.

Интегрированный в систему дистанционного обучения электронный курс может транслировать информацию, необходимую для управления образовательным процессом, например время, затраченное на изучение конкретной темы, результаты выполнения практических заданий, набранные баллы в тестах и т.п. В этом состоит его огромное преимущество с точки зрения администрирования учебного процесса: возможность по нажатию одной кнопки в системе управления обучением видеть всю статистику обучения (по группам студентов, пройденным разделам, выполненным заданиям и т.д.).

Отчуждаемые ЭУК, не требующие интеграции в СДО, могут представлять собой исполняемые файлы, запускаемые под управлением операционной системы на локальном компьютере, или набор HTML-страниц с внутренними ссылками, открываемых в любом браузере также на локальном компьютере. В качестве наиболее распространенных примеров таких курсов можно привести всевозможные самоучители иностранным языкам, курсы обучения теории вождения и т.п., которые можно купить на CD или скачать на свой телефон или компьютер для изучения

в дороге. Главное преимущество таких курсов — отсутствие необходимости поддерживать сетевое соединение в процессе работы с курсом, а значит, большая доступность для выбора времени на его изучение [10].

Каждая категория электронных учебных курсов имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся на них более подробно.

Явным преимуществом отчуждаемых ЭУК по сравнению с неотчуждаемыми является возможность их передачи третьим лицам для тиражирования в образовательной деятельности без необходимости организации и управления образовательным процессом. Материалы неотчуждаемых ЭУК при переносе их в новую систему управления обучением фактически требуют повторного конструирования курса из набора медиафайлов, текстов, настройки внутренних связей, правил, создания тестов и т.п. Еще одним недостатком неотчуждаемых электронных учебных курсов является сложность в обеспечении охраны их как объектов авторского права, так как смысловое содержание ЭУК отчасти составляют настройки конкретной системы дистанционного обучения или встроенных в нее конструкторов элементов (шаблонов оформления, тестов, логики переходов, авторизации и т.п.), право на которые весьма проблематично описать и отделить от прав на саму систему дистанционного обучения. К достоинствам неотчуждаемых ЭУК следует отнести простоту их создания, сравнительно невысокие требования к квалификации разработчиков, низкую стоимость конечного продукта и, как следствие, большое распространение в России и за рубежом.

Интеграция отчуждаемых ЭУК с системами дистанционного обучения также имеет свои плюсы и минусы. К плюсам интеграции относятся возможности управления образовательным процессом изучения электронного курса, предоставляемые системой дистанционного обучения. Это и получение сводной картины успеваемости слушателей по курсу, и анализ наибо-

Технологически электронные учебные курсы представляют собой симбиоз структурированного учебного материала и программной реализации организации доступа к этим материалам

лее распространенных ошибок, допускаемых учащимися при тестировании, и управление временем предоставления доступа к курсу, и многое-многое другое. Но за любое преимущество, как известно, приходится расплачиваться: в данном случае необходимостью поддержания сетевого соединения для изучения курса. Работа всех систем дистанционного обучения построена по архитектуре «клиент-сервер» и требует наличия высокоскоростного сетевого соединения между клиентскими (пользовательскими) компьютерами и сервером, на котором установлена база данных СДО. Также на функционирование электронных курсов в такой системе большое влияние оказывает пропускная способность каналов связи, по которым осуществляется доступ учащегося к серверу системы дистанционного обучения. Особенно это ограничение актуально в случае наличия в составе ЭУК «тяжелых» мультимедийных материалов (видеозаписей, эмуляторов с трехмерной визуализацией и т.п.).

Электронные учебные курсы, работающие без интеграции с системами дистанционного обучения, лишены перечисленных минусов. Они могут быть установлены на локальный компьютер пользователя и не требовать больше никаких коммуникаций для своей работы. Это делает такие курсы удобными для изучения в поездках, в зонах с плохими каналами связи или полным их отсутствием, подходящими для продажи и тиражирования, позволяет обеспечивать необходимый уровень защиты авторских прав и объектов, содержащих конфиденциальную информацию. Данный вид ЭУК также получил широкое распространение

ввиду простоты и эффективности коммерческой модели распространения.

Разработка электронного учебного курса, в котором предполагается применение сложного программирования (например, элементов виртуальной реальности), вероятнее всего потребует проработки полноценного технического задания и дальнейшего управления разработкой по канонам создания программы для ЭВМ. В этом направлении для планирования и управления процессом создания ЭУК рекомендуется руководствоваться серией ГОСТов «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы».

Данная рекомендация обусловлена тем, что ЭУК как программа для ЭВМ является разновидностью автоматизированных систем, управляющих обучением, а стадийность и последовательность производства такого рода систем уже достаточно хорошо изучена и регламентирована. В остальных случаях прибегать к длительному и дорогостоящему процессу постановки технического задания и дальнейшему его выполнению представляется нецелесообразным по многим причинам, среди которых:

► невозможность в начале создания ЭУК подробно детализировать функциональные требования к его содержимому, так как авторские материалы еще не разработаны и детальное содержательное наполнение курса еще не известно;

► срок создания ЭУК приблизительно сопоставим со сроком составления полноценного технического задания на его разработку;

► неконкурентоспособность длительной и дорогостоящей технологии разработки ЭУК в противовес другим формам обучения, применяемым в рамках программ дополнительного профессионального образования.

В качестве рабочей альтернативы рассмотренному подходу разработки ЭУК согласно техническому заданию предлагается подход к созданию ЭУК распределенным коллективом разработчиков на основе прототипирования. В рамках данного подхода авторский

коллектив, работающий над созданием курса, подразделяется на некоторое количество ролей, а их информационное взаимодействие строится вокруг прототипа электронного курса в разрезе аспектов, ассоциируемых с данными ролями. Рассмотрим данный подход к производству ЭУК более подробно.

Весь процесс разработки электронного учебного курса распределенным коллективом разработчиков условно можно разделить на десять фаз (от 0 до 9) [7]. Практика показывает, что в отдельных случаях их может быть больше десяти, но не меньше (за исключением случая, когда по результатам апробации внесение изменений в курс не потребовалось). Рассмотрим данные фазы.

► Фаза 0. Планирование работ. На этой фазе определяется перечень работ, который необходимо выполнить при разработке ЭУК, определяются примерные сроки их выполнения и необходимые ресурсы. К ресурсам в данном случае относятся как специалисты конкретной предметной области, способные разработать авторские материалы по данной теме, так и средства разработки (программное обеспечение), которые предполагается использовать при производстве конкретного ЭУК.

► Фаза 1. Выявление квалификационных дефицитов, которые должно нивелировать обучение с использованием разрабатываемого ЭУК. После определения квалификационных дефицитов создается матрица компетенций, которые должен формировать ЭУК у обучающихся по нему. На основании данной матрицы создается учебно-методический план изучения ЭУК, в котором сопоставлены учебные темы с формами их изучения, а также видами контроля (лекции, практические занятия, компьютерное тестирование и т.п.), определена длительность изучения тем в разрезе учебных форм.

Для ЭУК, которые предполагают сопровождение преподавателем, количество форм обучения может быть значительно больше.

► Фаза 2. Прототипирование. В процессе прототипирования отрабатываются

технологии представления учебных материалов в ЭУК, уточняются требования к исходным авторским материалам с учетом выбранного представления, согласовывается внешний вид пользовательских интерфейсов, меню, системы навигации и т.п., отлаживаются технологии производства (сборки, верстки) ЭУК как программного продукта.

► Фаза 3. Создание авторских материалов в соответствии с учебно-методическим планом и согласованным прототипом. Авторские материалы для ЭУК в общем случае включают в себя изложение теории, задания для практической работы и контрольно-измерительные материалы.

► Фаза 4. Разработка детального сценария работы ЭУК на основании авторских материалов и выбранных технологий представления содержимого (интерактивного взаимодействия, визуализации, автоматизации).

► Фаза 5. Разработка элементов цифрового образовательного контента для последующей сборки в ЭУК (аудио-и видеоролики, программируемые интерактивности, инфографика и т.п.).

► Фаза 6. Сборка (верстка) ЭУК в специализированном средстве разработки из подготовленных элементов в соответствии со сценарием, авторскими материалами и согласованным прототипом, отладка, публикация в СДО (LMS), выпуск пользовательской документации по работе с ЭУК — для обучающихся и для преподавателей.

► Фаза 7. Приемка разработанного ЭУК как программного продукта. На данной фазе разрабатывается методика проведения приемочных испытаний и осуществляется функциональное тестирование ЭУК на предмет корректности его работы в различных комбинациях браузеров, операционных систем и типов устройств, на которых может быть запущен ЭУК обучающимися. По результатам выпускается протокол тестирования и доработок (при необходимости).

► Фаза 8. Проведение проверки на контрольной группе обучающихся для подтверждения того, что разработанный ЭУК при применении в обра-

^равка

Прототип — это завершенный с информационной, методической, графической и технологической точек зрения фрагмент ЭУК, содержащий примеры всех типов учебных активностей, предусмотренных при его изучении (например, одна тема, включая теорию, практику и компьютерное тестирование)

зовательном процессе действительно способствует формированию тех компетенций, которые были определены на фазе 1 разработки. ► Фаза 9. Доработка по результатам проведенной проверки или передача в промышленную эксплуатацию с рекомендацией к применению в образовательном процессе.

К разработке ЭУК, как правило, привлекаются сотрудники разных подразделений компании или образовательного учреждения. Создание каждого электронного курса в таком случае уместно рассматривать как проект ввиду наличия явных признаков проектной деятельности, таких как уникальность результата, ограниченность в сроках реализации, наличие самостоятельного бюджета, временность творческого коллектива (как минимум в части привлекаемых авторов) и т.п. В условиях современного уровня применения ИКТ взаимодействие сотрудников внутри такого коллектива носит сетевую (распределенную) форму. Типовой состав коллектива разработчиков электронных учебных курсов представлен в таблице.

Таблица

Распределение ролей коллектива разработчиков по фазам создания электронного образовательного ресурса [Distribution of roles of development team by phases of creating an electronic educational resource]

Роль [Role] Фаза создания [Creation phase]

о i- сч со Ю СО ОО от

а п а м а M а M а м а M а M а м а M а M

е е е е е е е е е е

1. Руководитель (Директор проекта) ® ® ® ® ® ® ® ® ® ®

2. Куратор ® ® ® ®

3. Координатор (Руководитель проекта) ® ® ® ® ® ® ® ® ® ®

4. Автор (Член авторского коллектива) ® ® ® ® ® ®

5. Методист ® ® ® ® ®

6. Сценарист ® ®

7. Дизайнер ® ® ®

8. Диктор ® ®

9. Программист ® ® ® ®

10. Монтажер ® ®

11. Верстальщик ® ® ®

12. Тестировщик ® ®

13. Технический писатель ® ®

14. Корректор ® ®

В зависимости от специфики компании-разработчика и от масштаба деятельности первые 3 роли могут быть объединены в одну, как это наиболее часто бывает в коммерческих предприятиях. Однако выделение трех самостоятельных ролей может быть оправданным как с «политической», так и с чисто практической точки зрения. Рассмотрим их подробнее.

Директор проекта занимается общими вопросами планирования работ, формирования и исполнения бюджета, представляет результаты проекта (разработанный ЭУК) заказчику. Часто эту деятельность еще называют продюси-рованием электронного курса, а директора соответствующего проекта — продюсером. Такая терминология пришла в образование из кинопроизводства вместе с технологией съемки видеолекций и получила довольно широкое распространение.

Куратор (или кураторы, если их несколько) отстаивает обеспеченность проекта по созданию ЭУК ресурсами. Под ресурсами в данном случае уместно понимать как финансирование, так и получение доступа к необходимой информации, а также прочие формы неформальной помощи, в том числе в выстраивании отношений с заказчиком.

Координаторы занимаются управлением текущей деятельностью по разработке курса: планированием работ, отслеживанием их исполнения, обеспечением передачи информации между членами команды и т.п. В зависимости от масштабов деятельности координаторов может быть несколько. Важно отметить, что в отличие от руководителей координаторы, как правило, самостоятельно не распоряжаются бюджетом.

После руководящих работников следующей по значимости в коллективе разработчиков ЭУК является роль автора или авторов. Именно авторы определяют содержательную часть электронного учебного курса, создавая свои авторские материалы. Под авторским надзором осуществляются все стадии работ по созданию курса.

Роли в коллективе разработчиков под номерами 5-14 являются исполнительскими и направлены на реализацию замысла автора.

Методист разбивает авторский материал на части (при взаимодействии с автором), оптимизируя его подачу к выбранному формату обучения. Определяет количество времени на освоение определенной части материала с помощью той или иной учебной формы (например, теоретические занятия и лабораторные практикумы).

Сценарист совместно с автором переводит структурный план в описание сценариев работы с курсом, в которых подробно разъясняется: что и как должно происходить на экране в зависимости от совершаемых действий слушателя.

Дизайнер прорисовывает экранные формы и изображение отдельных графических элементов курса.

Диктор начитывает текст, который будет звучать за кадром или в кадре (при его наличии). Если электронный учебный курс построен на записях видеолекций, то данную роль, как правило, выполняет автор непосредственно в кадре. В ряде случаев (сильные дефекты речи, чрезвычайная занятость, не позволяющая принять участие в съемках) бывает целесообразно вывести автора за кадр, а его текст отдать на озвучивание профессиональному диктору.

Программист разрабатывает программный код на языках программирования. Современный инструментарий разработки ЭУК позволяет в значительной степени отказаться от непосредственно программирования, оставляя необходимость данной роли лишь при создании компьютерных симуля-торов и сложной анимации.

Монтажер осуществляет монтаж видео и звука (если такое предусмотрено) и их дополнительную обработку и оптимизацию.

Верстальщик занимается сборкой ЭУК в специализированных средствах разработки в соответствии с разработанным сценарием курса, дизайн-макетом, подготовленными аудио- и

видеоматериалами, контрольно-измерительными материалами и т.п.

Тестировщик выполняет тестирование ЭУК на предмет работоспособности и соответствия предъявляемым к нему требованиям. Практика показывает, что совмещение данной роли с любой другой производственной ролью в коллективе разработчиков приводит к критическому снижению качества конечного продукта ввиду невозможности обеспечения эффективной проверки самого себя — вне зависимости от степени ответственности исполнителя и степени регламентированности соответствующего процесса.

Технический писатель описывает функциональные возможности разработанного продукта, разрабатывает инструкции по его настройке и использованию в образовательном процессе.

Корректор устраняет опечатки и технические ошибки в тексте авторских материалов и в экранных формах готового ЭУК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного внедрения ЭУК в образовательный процесс необходимо разработать сопроводительную документацию: паспорт ЭУК и руководства по группам пользователей (обучающиеся, преподаватели/тьюторы, администраторы обучения и т.д.). В паспорт ЭУК как правило включают следующие разделы [8]:

► Общая характеристика программы обучения с помощью ЭУК.

► Содержание образовательной программы.

► Материально-техническое обеспечение.

► Учебно-методическое обеспечение.

► Оценка качества освоения образовательной программы.

► Сведения об авторах.

► Фонд оценочных средств (приложения).

При необходимости данный перечень может быть дополнен сценариями, описывающими работу сложных тренажеров или симуляторов лабораторного оборудования.

Подобно той двойственности, которая заложена в понятии ЭУК как структурированного учебного материа-

правка

Перечень стандартов

для планирования и создания ЭУК:

ГОСТ 34.003-20. Автоматизированные системы. Термины и определения; ГОСТ 34.201-20. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем; ГОСТ Р 59793-21. Автоматизированные системы. Стадии создания; ГОСТ 34.602-20. Техническое задание на создание автоматизированной системы; ГОСТ 34.603-92. Виды испытаний автоматизированных систем; РД 50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов

DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-17-25

ла, одновременно являющегося и программой для ЭВМ, паспорт ЭУК также является в некотором роде универсальным документом — с одной стороны, идентифицирующим программный продукт и технологию работы с ним, а с другой — структурно и содержательно отражающим описание программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, основанной на использовании данного продукта в образовательных целях.

Выводы

Таким образом, официальное применение электронных учебных курсов в образовательном процессе узаконено поправками к ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», принятыми в 2012 году.

Технологически электронные учебные курсы представляют собой сим-

биоз структурированного учебного материала и программной реализации организации доступа к этим материалам.

Создание электронных учебных курсов подчинено правилам разработки программ для ЭВМ, к которым можно отнести наличие коллектива разработчиков, характерного для реализации ИТ-проектов, а также подходы к документированию разработки и приемке конечного продукта.

Внедрение электронных учебных курсов в образовательный процесс требует наличия сопроводительной документации к электронным учебным курсам, описывающей технологию работы с ними обучаемых, администраторов (методистов), преподавателей, а также оценки качества освоения соответствующей образовательной программы. ■

Статья поступила в редакцию 10.04.2023

Список литературы

1. Волкова Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. — 2012. — № 5(40).

2. ГОСТ 34.003-20. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. — М.: РСТ, 2020.

3. ГОСТ 34.201-20. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. — М.: РСТ, 2020.

4. ГОСТ Р 59793-21. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. — М.: РСТ, 2021.

5. ГОСТ 34.602-20. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. — М.: РСТ, 2020.

6. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем. — М.: Стандартинформ, 2009.

7. Мерецков О.В. Педагогико-технологические подходы к созданию цифрового образовательного контента территориально распределенными коллективами: монография. — М.: Директ-Медиа, 2023.

8. Мерецков О.В. Рекомендации по разработке авторских материалов для применения в электронном обучении: методическое пособие. — М.: АСМС, 2023.

9. Мерецков О.В. Создание электронного курса своими руками: учебное пособие. — М.: ЛитРес, 2019.

10. Мерецков О.В. Цифровые образовательные технологии: практика применения: методическое пособие. — Рига: LAMBERT Academic Publishing, 2018.

11. Можаева Г.В., Ренья П.Н. Шведская модель дополнительного профессионального образования и ее реализация в России / Труды МФТИ. — 2014. — Т. 6. — № 4.

12. Рашиди А. Шведская модель дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 3.

13. РД 50-34.698-90. Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

14. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов; https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 22.04.2023).

16. Сорокина Е.В. Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах // Молодой ученый. — 2020. — № 43(333).

17. Тимофеева Ю.С., Ситранова С.Б. Дополнительное образование взрослых в системе современного образования // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 10; https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72553

(дата обращения: 10.04.2023).

18. Трубин Г.А. Современное дополнительное образование для взрослых (социологический анализ) / Дисс. на соискание степени канд. социол. наук. — Тюмень, 2013.

E-Learning Courses as a Tool for Digital Transformation of Additional Professional Education

O.V. Meretskov1, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), PhD (Ped.), meretskov.ov@asms.ru

1 Head of Scientific and Methodological Consulting Center, Moscow, Russia

Citation: Meretskov O.V. E-Learning Courses as a Tool for Digital Transformation of Additional Professional Education, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 5, pp. 17-25. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-17-25

key words

online course, e-learning, distance learning technologies, digitalization

References

1. Volkova N.S. Analiz sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossii i ego rol' v sovremennykh usloviyakh [Analysis of the additional vocational education system of Russia and its role in modern conditions], Molodoy uchenyy, 2012, no. 5(40),

pp. 412-415.

2. GOST 34.003-20 Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Terms and definitions, Moscow, RST, 2020.

3. GOST 34.201-20 Information technology. Set of standards for automated systems. Types, completeness and designation of documents when creating automated systems, Moscow, RST, 2020.

4. GOST R 59793-21 Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of creation, Moscow, RST, 2021.

5. GOST 34.602-20 Information technology. Set of standards for automated systems. Terms of reference for the creation of an automated system, Moscow, RST, 2020.

6. GOST 34.603-92 Information technology. Types of testing of automated systems, Moscow, Standartinform, 2009.

7. Meretskov O.V. Pedagogiko-tekhnologicheskie podkhody

k sozdaniyu tsifrovogo obrazovatel'nogo kontenta territorial'no raspredelennymi kollektivami [Pedagogical and technological approaches to the creation of digital educational content by geographically distributed teams], Moscow, Direkt-Media, 2023, 156 P.

8. Meretskov O.V. Rekomendatsii po razrabotke avtorskikh materialov dlya primeneniya v elektronnom obuchenii [Recommendations for the copyrighted materials development for use in e-learning], Moscow, ASMS, 2023, 89 P.

9. Meretskov O.V. Sozdanie elektronnogo kursa svoimi rukami [Creating an e-learning course with your own hands], Moscow, LitRes, 2019, 112 P.

The e-learning course concept is considered both in terms of content and technical implementation. I described the typification of electronic courses according to technological criteria, the universal role model of the development team and the sequence of creating electronic courses within the framework of the APE. Also, the pros and cons of technological solutions, approaches to documenting the processes of developing and using electronic courses in the educational process were analyzed. Summing up, I will highlight the main.

(a) The official use of e-learning courses in the educational process is legalized by amendments to Federal Law N 273 On education in the Russian Federation adopted in 2012.

(b) Technological electronic courses are a symbiosis of structured educational material and software implementation of organizing access to these materials.

(c) The creation of e-learning courses is governed by the rules for the development of computer programs, which provide for the presence of a team of developers specific to the implementation of IT projects, as well as approaches to documenting the development and acceptance of the final product.

(d) The introduction of electronic courses into the educational process requires the availability of accompanying documentation for electronic courses with a description of the technologies of students, administrators (methodologists), teachers working with them, as well as an assessment of the quality of mastering the corresponding educational program.

10. Meretskov O.V. Tsifrovye obrazovatel'nye tekhnologii: praktika primeneniya [Digital educational technologies: application practice], Riga, LAMBERT Academic Publishing, 2018, 332 P.

11. Mozhaeva G.V., Ren'ya P.N. Shvedskaya model' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i ee realizatsiya v Rossii [Swedish model of additional professional education and its implementation in Russia], Trudy MFTI, 2014, vol. 6, no. 4, pp. 182-192.

12. Rashidi A. Shvedskaya model' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Swedish model of additional professional education], Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, no. 3, 2013, pp. 34-37.

13. RD 50-34.698-90 Automated systems. Requirements for the content of documents.

14. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and methodology of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects)], Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014, 398 P.

15. RF Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ On education in the Russian Federation; https://docs.cntd.ru/document/902389617 (acc.: 22.04.2023).

16. Sorokina E.V. Problemy i spetsifika dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslykh v Rossii i zarubezhnykh stranakh [Problems and specifics of additional adult education in Russia and foreign countries], Molodoy uchenyy, 2020, no. 43(333), pp. 128-130.

17. Timofeeva Yu.S., Sitranova S.B. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh v sisteme sovremennogo obrazovaniya [Additional adult education in the system of modern education], Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2016, no. 10; https://web. snauka.ru/issues/2016/10/72553 (acc.: 10.04.2023).

18. Trubin G.A. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie dlya vzroslykh (sotsiologicheskiy analiz) [Modern additional education for adults (sociological analysis)], Tyumen', 2013, 182 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.