Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / SMALL BUSINESS / TAX ADMINISTRATION / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / TAX REGIME / STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Дмитрий Анатольевич, Василенко Людмила Александровна

В статье рассмотрено современное состояние сферы налогообложения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Проведен анализ публикаций средств массовой информации, официальных сайтов органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также действующих нормативно-правовых актов и внесенных в них изменений. На основании проведенного исследования сделаны выводы о существующих проблемах в сфере налогообложения малого и среднего предпринимательства. Ключевой проблемой определено налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в России в современных условиях, которое, в свою очередь, влияет на развитие экономики в целом. Рассмотрены основные условия и преимущества специального налогового режима для самозанятых граждан - налога на профессиональный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TAX PROBLEMS ADMINISTRATION OF ENTERPRISES SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the current state of the sphere of taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The analysis of publications of mass media, official websites of legislative and Executive authorities of the Russian Federation, as well as current legal acts and changes made to them is carried out. Based on the conducted research, conclusions are made about existing problems in the sphere of taxation of small and medium-sized businesses. The key problem is defined as the tax administration of small and medium-sized businesses in Russia in modern conditions, which, in turn, affects the development of the economy as a whole. The main conditions and advantages of a special tax regime for self - employed citizens-a tax on professional income-are considered.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Артеменко Дмитрий Анатольевич

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Государственные, муниципальные финансы и финансовый инжиниринг» Высшая школа бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Василенко Людмила Александровна

магистрант ,

кафедры «Государственные, муниципальные финансы и финансовый инжиниринг» Высшая школа бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние сферы налогообложения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Проведен анализ публикаций средств массовой информации, официальных сайтов органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также действующих нормативно-правовых актов и внесенных в них изменений. На основании проведенного исследования сделаны выводы о существующих проблемах в сфере налогообложения малого и среднего предпринимательства. Ключевой проблемой определено налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в России в современных условиях, которое, в свою очередь, влияет на развитие экономики в целом. Рассмотрены основные условия и преимущества специального налогового режима для самозанятых граждан - налога на профессиональный доход.

Ключевые слова: малый бизнес; налоговое администрирование; субъектымалого и среднего предпринимательства; налоговый режим; государственная поддержка предпринимательства; налоговая нагрузка.

JEL: H21, H25;

Artemenko Dmitry Anatolyevich doctor of Economics, Professor,

head of the Department «State, municipal Finance and financial engineering», Higher school of business of the southern Federal University, Rostov-on-don, Russia

Vasilenko Liudmila Aleksandrovna,

graduate student of the Department of State, municipal Finance and financial engineering, Higher school of business Southern Federal University Rostov-on-don, Russia,

Abstract: The article considers the current state of the sphere of taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The analysis of publications of mass media, official websites of legislative and Executive authorities of the Russian Federation, as well as current legal acts and changes made to them is carried out. Based on the conducted research, conclusions are made about existing problems in the sphere of taxation of small and medium-sized businesses. The key problem is defined as the tax administration of small and medium-sized businesses in Russia in modern conditions, which, in turn, affects the development of the economy as a whole. The main conditions and advantages of a special tax

regime for self - employed citizens-a tax on professional income-are considered.

Keywords: small business; tax administration; small and medium-sized businesses; tax regime; state support for entrepreneurship; tax burden.

На сегодняшний день одним из важнейших направлений устойчивого социально-экономического развития России является развитие малого бизнеса, который входит в число ключевых элементов рыночной экономики. В настоящее время в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации занято более 19 млн человек [1], что составляет порядка 15% от общей численности населения страны. При этом вклад малого бизнеса в ВВП России составляет около 21,9%, что значительно меньше аналогичного показателя в развитых странах (50-60%) [2].

Необходимо отметить, что использование специальных режимов наиболее привлекательно для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Это объясняется сниженной, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговой нагрузкой предоставлением упрощенной отчетности. При этом в современном законодательстве существуют определенные ограничения, препятствующие повсеместному применению упрощенных режимов налогообложения (рис. 1).

Рисунок 1 - Виды налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства [3]

Применение специальных налоговых режимов позволяет учитывать специфику деятельности и размер организации, что в современных условиях рыночной экономики особенно актуально. Однако каждый специальный налоговый режим имеет не только преимущества, но и недостатки, которые также необходимо учитывать [4].

В то же время, существует объективная необходимость в увеличении доходных поступлений в государственный бюджет. При этом возникает ситуация, при которой государством внедряются меры по легализации предпринимательской деятельности за счет предоставления налоговых льгот и преференций субъектам МСП, введения специальных налоговых режимов с особыми условиями налогового учета доходных поступлений. Одним из основных инструментов повышения доходных поступлений в государственный бюджет от сферы малого и среднего предпринимательства является налоговое администрирование МСП. Здесь можно отметить ряд проблем, неоднократно озвучиваемых предпринимательским сообществом и различными общественными объединениями.

Прежде всего, одной из проблем является большой объем форм налоговой отчетности. Данная проблема в большей степени касается тех субъектов МСП, которые имеют наемных работников. То есть налоговая отчетность у индивидуального предпринимателя (ИП), не имеющего наемных

работников, значительно меньше, чем у тех предпринимателей, у кого есть в подчинении минимум 1 работник, поскольку в таком случае ИП расценивается как работодатель.

Кроме того, предоставление налоговой отчетности несвоевременно или не в полном объеме грозит представителям малого бизнеса не только штрафными санкциями, но и лишением права получать государственную поддержку. В настоящее время сведения в действующий в Российской Федерации Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вносятся раз в год по результатам предоставленной ФНС России информации о налоговой отчетности субъектов МСП. Соответственно несвоевременное предоставление предпринимателем каких-либо отчетных форм приводит к исключению из данного реестра, что лишает его возможности пользоваться государственной поддержкой (финансовой, имущественной, образовательной, консультационной и

Есть два решения данной проблемы: организовать процесс предоставления предпринимателем отчетности с большей периодичностью или обновлять сведения реестра чаще одного раза в год (ежеквартально).

Другая проблема, возникающая в процессе налогового администрирования малого и среднего бизнеса, это необходимость перехода субъектов МСП от системы налогообложения, связанной с уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД), к другим специальным налоговым режимам, в связи с его отменой с 1 января 2021 года [5, ч. 8 ст. 5]. Наиболее вероятно, что после отмены данного специального налогового режима последует ликвидация многих ИП, что только осложнит деятельность в сфере налогового администрирования и одновременно увеличит риск разрастания «теневого сектора» экономики.

Естественно, значительная часть предпринимателей продолжит свою деятельность и будет переходить на новые налоговые режимы, что лишь добавит нагрузку органам налогового контроля, связанную с отслеживанием налоговых поступлений по новым для этих предпринимателей условиям.

Еще одна проблема, вызывающая резонанс среди представителей предпринимательского сообщества, - это требование применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при произведении расчетов [6]. Безусловно, данная мера принята в целях упрощения процесса налогового администрирования и предотвращения образования теневых доходов у представителей бизнеса. В то же время вся ККТ подлежит обязательной регистрации в налоговом органе, соответственно, на ФНС России возложена обязанность ведения реестра ККТ. Однако необходимость применения ККТ воспринимается предпринимателями достаточно неоднозначно по ряду причин, как основные можно выделить: высокую стоимость контрольно-кассового аппарата и его годового обслуживания и низкий срок эксплуатации (до 10 лет). Применение ККТ не обязательно для некоторых категорий предпринимателей, в том числе для тех, кто применяет ЕНВД. Отсюда закономерно следует вывод, что с 1 июля 2021 года обязанность применять ККТ будет возложена еще на одну категорию предпринимателей, что, несомненно, окажет влияние на процесс администрирования и фиксирования нарушений.

Одним из важных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса является налоговое регулирование. Для государства особенно важно активизировать процесс по так называемому «выводу из тени» лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Для реализации данных мер в России с 2019 года запущен пилотный проект, связанный с введением специального налогового режима - налога на профессиональный доход для самозанятых граждан [7]. Самозанятыми могут быть граждане, работающие сами на себя (не имеющие работодателя и наемных работников). Вместо НДФЛ они будут уплачивать налог на профдоход по ставкам:

4% - при расчетах с физическими лицами;

6% - при расчетах с ИП и организациями.

Требовать с этого дохода взносы государство не будет.

К облагаемым в рамках нового режима доходам будут в том числе относиться доходы:

- от продажи товаров (исключение — продажа имущества, которое использовалось для личных, домашних и иных подобных нужд);

- выполнения работ, оказания услуг, если только договор ГПХ не заключен с работодателем или лицом, которые было работодателем самозанятого менее двух лет назад;

- сдачи в аренду жилья.

Режим будет доступен тем, чьи доходы не превышают 2,4 млн руб. в год (то есть в среднем 200 тыс. руб. в месяц).

Возможно уменьшение ставки по налогу на профессиональный доход (налоговый вычет), до момента пока общая сумма уменьшения не достигнет 10,0 тысяч рублей. Срок использования налогового вычета не ограничен. Уменьшение суммы налога возобновится в случае повторного перехода на налог на профессиональный доход, если не исчерпан лимит в 10,0 тысяч рублей.

Соответственно, данные действия направлены на недопущение разрастания теневого сектора экономики и легализации доходов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также позволяет снизить, что особенно важно, и административное давление на граждан России.

По итогу 2019 года эксперимент был признан успешным, о чем свидетельствует постоянный рост числа зарегистрированных самозанятых налогоплательщиков. Зарегистрировалось уже более 240 тыс. человек.

Стоит отметить, что термин «самозанятые» используется с 2017 года. Ранее его применяли только по отношению к гражданам, которые оказывают услуги физическим лицам для личных нужд. Это - репетиторы, няни, помощники по хозяйству. Таким лицам при условии уведомления налоговых органов о том, что они занимаются оказанием соответствующих услуг, предоставляются налоговые каникулы в виде невзимания НДФЛ за период с начала 2017 по конец 2019 года. Начиная с 2018 годом, программа набирает популярность, в июне 2018г. число зарегистрированных как «самозанятые» граждан было всего 1529 человек, (рис. 2).

1800

Рисунок 2 - Количество самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг

физическим лицам, чел. [8]

В целом, стоит заметить, что проблемы налогового администрирования малого и среднего бизнеса так или иначе связаны с новшествами, внедряемыми в системе налогообложения для субъектов МСП. Безусловно, все меры, принимаемые государством в данной сфере, направлены на создание оптимальных и привлекательных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Однако зачастую, данные изменения имеют обратный эффект.

Именно поэтому, по нашему мнению, возникает необходимость в более тщательной проработке указанных вопросов с целью снятия социальной напряженности в предпринимательской среде, вызванной происходящими изменениями в налоговой сфере, а также с целью упрощения процесса налогового администрирования малого и среднего бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] URL:https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 12.04.2019);

2. Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/ (дата обращения: 31.10.2019);

3. Составлено автором на основании информации представленной на официальном сайте Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 01.02.2020);

4. Курбанов С. А. Анализ специальных налоговых режимов для малого бизнеса на современном этапе и перспективы их развития. / С.А. Курбанов, М.Э. Байсултанов // Journal of Economy and Business, vol. 11-2 (57). 2019. С. 53-57;

5. Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2019);

6. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2019);

7. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2019);

8. Что означает статус самозанятого гражданина? Законодательное регулирование вопроса. Текст: электронный // Журнал для самозанятых. - 2019 - [Электронный ресурс] - URL: https://samoinfo. ru/dokumenty-i-registratsiya/status-samozanyatyj-chto-eto#i (дата обращения: 09.04.2019);

9. Официальный порта Минфина России [Электронный ресурс] URL: https://rn.minfin.ru/ru/ (Дата обращения: 01.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.