Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА'

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / КОЭФФИЦИЕНТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланская Д.В., Панченко А.Н.

В данной статье рассматривается необходимость развития социальной инфраструктуры как ключевой задачи социально-экономического развития региона. В условиях шестого технологического уклада развития социальной инфраструктуры является приоритетной задачей для развития человеческого капитала. Авторами предложены ключевые направления в развитии социальной инфраструктуры региона: образование, здравоохранение, культура, доступное жилье и комфортная городская среда.Рассмотрена Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года, авторами предложена корректировка действующей стратегии в части развития человеческого капитала и проведения микро-мезо исследования уровня развития выделенных экономических зон. Предложено создание социальных округов по аналогии с экономическими зонами в Краснодарском крае и развитие их, добиваясь формирования ключевых элементов социальной инфраструктуры не только в крупных агломерациях, но и в муниципальных образованиях региона. Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена потребностями человеческого капитала в развитии и социальной инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

This article discusses the need for the development of social infrastructure as a key task for the socio-economic development of the region. In the conditions of the sixth technological order, the development of social infrastructure is a priority task for the development of human capital. The authors propose key areas in the development of the region's social infrastructure: education, healthcare, culture, affordable housing and a comfortable urban environment.The Strategy for the Development of the Krasnodar Territory until 2030 was considered, the authors proposed an adjustment to the current strategy in terms of developing human capital and conducting a micro-meso study of the level of development of the selected economic zones. It is proposed to create social districts by analogy with economic zones in the Krasnodar Territory and develop them, achieving the formation of key elements of social infrastructure not only in large agglomerations, but also in the municipalities of the region.The relevance of the study of the problem posed is due to the needs of human capital in the development and social infrastructure of the region.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА»

4. Тешебаев, А. А. Увеличение неавиационных доходов / А. А. Тешебаев // Молодой ученый. 2019. № 36 (274). С. 39-41. - URL: https://moluch.ru/archive/274/62278/ (дата обращения: 25.11.2022).

5. Аэротрополисы [Электронный ресурс] // Города-аэропорты будущего - Режим доступа: http://www.spectrum-group.ru/ /aerotropolis-city-airports-of-the-future.

6. Батенева Т. Неавиационная деятельность в региональных аэропортах [Электронный ресурс] / Т. Батенева // Ведущий аэропортовый холдинг России - Режим доступа: http://www.ar- management.ru.

7. Выбор неавиационных видов деятельности [Электронный ресурс] // Основные аспекты деятельности аэропорта- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6153968/page:4/.

8. Акселерация инновационных технологий в сфере аэропортовых услуг/ Денежкина К.Л., Мельников В.Б.// Акселерация инноваций -институты и технологии". Сборник статей научного делового форума / Под ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой. Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. С. 189-196. EDN: CRTCMD.

9. Десять интересных инноваций в аэропортах мира URL://https://dzen.ru/media/flydex/10-interesnyh-innovacii-v-aeroportah-mira-5c127a13ae4e9a00aa955300.

10. Курносова, Е. А. Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 155-158.

11. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке. Форсайт. 2011. Т. 5. N° 2. С. 4-15.

12. Макаров А. В. Теоретические аспекты развития сервисной экономики // Journal of new economy. 2005. №12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-servisnoy-ekonomiki (дата обращения: 06.12.2022).

13. Неавиационная деятельность в региональных аэропортах [Электронный ресурс] // Ведущий аэропортовый холдинг России - Режим доступа: www.ar-management.ru.

14. Неавиационная деятельность зарубежных аэропортов [Электронный ресурс] // Анализ деятельности международных аэропортов - Режим доступа: http://old.moluch.ru.

15. Основные аспекты неавиационной деятельности аэропорта [Электронный ресурс] // Сфера деятельности аэропорта - Режим доступа: http ://www. studfiles .ru/preview.

16. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс] // Развитие неавиационной деятельности в аэропортах -Режим доступа: http://rasshirenie-neaviatsionnoy-deyatelnosti- v-aeroportah.

17. Расширение неавиационной деятельности в аэропорту [Электронный ресурс] // Выбор неавиационных видов услуг- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7.

18. Рынок услуг парковки (стоянки) автотранспортных средств на территории аэропортов [Электронный ресурс] // Общие требования к организации парковки и стоянки - Режим доступа: https://www.kiaplaw.ru/ press-centr/public/462.html.

19. Соколова, Е.А. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // Интернет-библиотека «Cyberieninka». -2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-neaviatsionnoy-deyatelnosti-v- aeroportah.

20. Степанова, О.А., Сливинский, Д.В., Фомина, И.А. Определение понятия и уровень развития неавиационной деятельности крупнейших аэропортов Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020.

21. Услуги для пассажиров на борту воздушных судов внутренних воздушных линий РФ. ОСТ 54-1-283.01-94.

22. Экономика и управление аэропортовым бизнесом [Электронный ресурс] // Артамонов Б.В. - Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf201706.pdf

23. 58-я московская международная конференция "Неавиационная деятельность в аэропортах" и выставка "техника, оборудование и передовые технологии для аэропортов".

24. Сафарян А. А. Инновации в сфере обслуживания [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Сафарян; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2021. - 2,54 Мб; 110 с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/ docs/science/books/uchebnie-posobiya/safaryan-innovacii-v-sfereobsluzhivaniya.pdf.

25. Слинков О.К. Сервисная экономика: мифы и реальность. http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/24491/1/ Slinkova_Servisnaya_17.pdf.

26. Цифровые технологии в российской экономике / К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, В.В. Дементьев и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 116 с.

27. den Hertog P., van der Aa W., de Jong M.W. Capabilities for Managing Service Innovation: Towards a Conceptual Framework // Journal of Service Management. 2010. Vol. 21. № 4. P. 490-514.

EDN: HWKOFK

Д.В. Ланская - кэ.н, доцент, и.о. заведующего кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, LanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - candidate of economic sciences, associate professor, acting head of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

А.Н. Панченко - старший преподаватель кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, toscha_7up@mail.ru,

A.N. Panchenko - senior lecturer, department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Krasnodar, Russia.

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА KEY DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость развития социальной инфраструктуры как ключевой задачи социально-экономического развития региона. В условиях шестого технологического уклада развития социальной инфраструктуры является приоритетной задачей для развития человеческого капитала. Авторами предложены ключевые направления в развитии социальной инфраструктуры региона: образование, здравоохранение, культура, доступное жилье и комфортная городская среда.

Рассмотрена Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года, авторами предложена корректировка действующей стратегии в части развития человеческого капитала и проведения микро-мезо исследования уровня развития выделенных экономических зон. Предложено создание социальных округов по аналогии с экономическими зонами в Краснодарском крае и развитие их, добиваясь формирования ключевых элементов социальной инфраструктуры не только в крупных агломерациях, но и в муниципальных образованиях региона.

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена потребностями человеческого капитала в развитии и социальной инфраструктуры региона.

Abstract. This article discusses the need for the development of social infrastructure as a key task for the socio-economic development of the region. In the conditions of the sixth technological order, the development of social infrastructure is a priority

task for the development of human capital. The authors propose key areas in the development of the region's social infrastructure: education, healthcare, culture, affordable housing and a comfortable urban environment.

The Strategy for the Development of the Krasnodar Territory until 2030 was considered, the authors proposed an adjustment to the current strategy in terms of developing human capital and conducting a micro-meso study of the level of development of the selected economic zones. It is proposed to create social districts by analogy with economic zones in the Krasnodar Territory and develop them, achieving the formation of key elements of social infrastructure not only in large agglomerations, but also in the municipalities of the region.

The relevance of the study of the problem posed is due to the needs of human capital in the development and social infrastructure of the region.

Ключевые слова: человеческий капитал, стратегия развития Краснодарского края, коэффициент уровня развития, региональная социально-экономическая система, экономика, социально-экономическое развитие, социальная инфраструктура.

Keywords: human capital, development strategy of the Krasnodar Territory, development level coefficient, regional socioeconomic system, economy, socio-economic development, social infrastructure.

Введение

Развитие социальной инфраструктуры является ключевой задачей государства на этапе социально-экономического развития в связи с проведение неоидустриализации и освоением шестого технологического уклада [1, 2].

Социальная инфраструктура должна отвечать вызовам времени, запросам и потребностям каждого человека. Развитие социальной инфраструктуры и развитие человека выдвинулось на первый план и стали приоритетом [3].

На современном этапе развития мы также переживаем переход к шестому технологическому укладу (с 2010 по 2040 г.) [5] который, подразумевает собой увеличение продолжительности жизни, непрерывное обучение в течение всей жизни, совершенствование навыков и компетенций, все это невозможно без развития социальной инфраструктуры.

Государству и социально ориентированному бизнесу необходимо направить свои ресурсы на развитие инфраструктуры, которая способна качественно улучшить качество жизни человека, необходимо развивать систему образования, здравоохранения, культуры, современному человеку необходимо доступное жилье и комфортная городская среда [8]. Именно они формируют человеческий капитал с необходимыми свойствами и характеристиками. является обеспечивающей подсистемой социально-экономической системы [4].

Значение и роль развитой социальной инфраструктуры существенно возрастает в связи с формированием экономики и общества, основанного на знаниях и далее в ноосферной экономике [7,14]. Более того социальная сфера все более определяет успешность развития экономики страны [10].

В развитии страны стала актуальной проблема обеспечения опережающего развития социальной инфраструктуры в регионах - важнейшего институционального показателя результативности новой индустриализации региона в целом.

Таким образом, проблема развития социальной инфраструктуры в условиях шестого технологического уклада является актуальной.

1. Ключевые направления развития социальной инфраструктуры

В настоящее время стратегическое планирование на всех уровнях управления имеет развитую нормативную базу.

Одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития РФ. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, однако социально-экономическое развитие невозможно без развития социальной инфраструктуры региона [14].

Реализация амбициозной стратегии развития и достижения глобальной конкуренции и территориального развития отражена в Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года [6]

Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года, предусматривает развитие и стимулирования роста конкурентоспособности по семи ключевым направлениям, представленным на рисунке 1.

Рисунок 1 - Ключевые направления стратегии развития Краснодарского края

Наряду с традиционными единицами административно-территориального деления - муниципальными районами - в Стратегии рассматриваются экономические зоны края. Экономические зоны выделяются исходя из общности целей и задач развития, возможностей рациональной организации территории, базирующейся на экономической специализации и организующей инфраструктуре с учетом природных факторов и специфики землепользования. Краснодарский край условно разделен на семь экономических зон:

- Северная экономическая зона;

- Центральная экономическая зона;

- Восточная экономическая зона;

- Предгорная экономическая зона;

- Краснодарская экономическая зона (агломерация);

- Черноморская экономическая зона;

- Сочинская агломерация [13].

Границы экономических зон определяются по границам входящих в их состав муниципальных образований в рамках существующего административно-территориального деления. Выделение таких зон в крае в ходе стратегического планирования стимулировало новые подходы к пространственному планированию, связанному с выделением семи экономических зон, как микро - мезо уровня.

И с принятием на законодательном уровне «Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года» в последующем идея зонирования пока не получила дальнейшего развития. Новый поход к зонированию региона в экономической, социальной, образовательной зоны сферах имеет организационный потенциал развития в холе реформы местного самоуправления. А пока на краевом уровне экономические и другие зоны не получили своего развития [13].

Невозможно проводить развитие экономических зон, не имея представления об уровне развития социальной инфраструктуры каждого муниципального образования, входящего в ту или иную зону [11]. Влияние человеческого капитала на социально-экономическое развитие региона не всегда является очевидным, вместе с тем в системе региональной экономики человеческий капитал играет определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического развития региона. Важно отметить, что человеческий капитал является достаточно сложным экономическим ресурсом в силу его нематериального и субъектного характера. В отличие от физического или финансового капитала он более подвержен внешнему влиянию, а также быстро реагирует на любые внутренние изменения в стране.

Предлагается выделить пять ключевых направлений социальной инфраструктуры необходимых для развития человеческого капитала в рамках шестого технологического уклада, которые представлены на рисунке 2.

2. Коэффициент уровня развития социальной инфраструктуры

Развивая социальную инфраструктуру, необходимо знать коэффициент уровня развития социальной инфраструктуры каждого муниципального образования, входящего в экономическую зону, это необходимо для понимания уровня развития социальной инфраструктуры. По мнению автора, необходимо рассматривать не экономические зоны, а социальные округа.

Для расчета коэффициента уровня развития социальной инфраструктуры, необходимы данные отражающие развитие пяти, по мнению автора, ключевых элементов социальной инфраструктуры (рисунок 2). В основу расчета коэффициента легли ряд показателей - наборов прямо или косвенно отражающих наличие и состояние социальной инфраструктуры представленных в таблицах 1 и 2.

Рисунок 2 - Пять ключевых направлений социальной инфраструктуры, необходимых для развития человеческого капитала

Таблица 1 - Повышающие коэффициенты

Повышающие коэффициенты (Кповыш) наличие на территории МО +/-

Комфортная городская среда:

- Учреждения культуры:

□ театр 0,1

□ музей 0,1 +

□ кинотеатр 0,1

□дома творчества 0,1 +

- Учреждения спорта:

□ спорткомплекс 0, 1 +

□ бассейн 0,1

- Транспорт:

□ жд вокзал 0, 1

□ наличие компаний-перевозчиков такси 0,1 +

□ велодорожки 0,1

□ прокат велосипедов/самокатов 0,1

Доступность жилья:

- Объем введеного в эксплуатацию жилья выше среднекраевого уровня 0, 1

- Доля аварийного жилья от объема жилищного фонда жилья ниже среднекраевого уровня 0,1

- Уровень газификации выше среднекраевого уровня 0,1 +

Занятость населения:

- Уровень безработицы ниже среднекраевого 0, 1

- Уровень безработицы среди молодежи ниже среднекраевого 0,1 +

Образование:

- Наличие ВУЗов 0, 1

- Наличие СУЗов 0,1 +

- Трудоустройство молодежи 0,1

- поддержка молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности (наличие волонтеров) 0,1

Здравоохранени е:

- оказание высокотехнологичной медицинской помощи 0,1

- оказание медицинской помощи в части медицинской реабилитации 0,1

Всего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициенты каждого из пяти элементов рассчитываются на основе более детальных показателей, включающих в себя повышающий и понижающий коэффициент. К примеру, коэффициент развития комфортной городской среды состоял из трех субкоэффициентов: развития учреждений культуры, учреждений спорта и развития транспорта.

Таблица 2 - Понижающие коэффициенты

Понижающие коэффициенты (Кпониж) отсутствие на территории МО +/-

Комфортная городская среда:

- Учреждений культуры:

□ библиотека -0,1

□ парк с зонами развлечений и занятием спортом -0,1 -

- Учреждений спорта:

□ стадион -0,1 -

□ ДЮСШ -0,1

- Транспорт:

□ автовокзала -0,1

□ соответствие автомобильных дорог нормативным требованиям -0,1 -

Доступность жилья:

- Доля аварийного жилья от объема жилищного фонда жилья выше среднекраевого уровня -0,1 -

- Уровень газификации ниже среднекраевого уровня -0,1

Занятость населения:

- Уровень безработицы выше среднекраевого -0,1 -

- Уровень безработицы среди молодежи выше среднекраевого -0,1

Образование:

Наличие школ искусств -0,1

- Комплектование ДДОУ (очередь в детский сад) -0,1

- Уровень преступности среди несовершеннолетних -0,1 -

Здравоохранение:

- Кадровый дефицит (врачебный персонал) -0,1 -

- Уровень смертности выше среднекраевого показателя -0,1 -

Всего:

Коэффициент показывает, насколько территория обеспечена инфраструктурой в целом, а ключевые коэффициенты, из которых он сформирован, - оснащенность ее конкретными видами.

Кур _ 1+Е Кповыш + Е Кпониж, (!)

где, Е Кповыш - сумма всех повышающих коэффициентов, Е Кпониж - сумма всех понижающих коэффициентов

Максимально возможное значение коэффициента - 5.

Ему соответствует «идеально» развитая территория, которая могла бы лидировать во всех пяти направлениях, таким образом, после проведения исследования уровня развития социальной инфраструктуры, необходимо пересмотреть Стратегию развития Краснодарского края, в части появления социальных округов. 3. Модернизация социальной инфраструктуры региона

Появление социальных округов необходимо для проведения модернизации социальной инфраструктуры региона. Для успешной реализации Стратегии развития Краснодарского края, необходимо создать на территории Краснодарского края семь социальных округов:

о Северный социальный округ в границах территории Кущевского, Крыловского, Павловского, Староминского, Ленинградского, Каневского, Щербиновского и Ейского районов, с административным центром г. Ейск;

о Восточный социальный округ в границах территории Белоглинского, Новопокровского, Тихорецкого, Выселков-ского, Кавказского, Гулькевичского, Тбилисского, Усть-Лабинского и Кореновского районов, с административным центром в г. Усть-Лабинск;

о Юго-Восточный социальный округ в границах территории Новокубанского, Курганинского, Успенского, Отрад-ненского, Белореченского, Мостовского и Лабинского районов и города Армавир, с административным центром в г. Армавир;

о Центральный социальный округ в границах территории города Краснодара, Абинского, Динского, Северского районов и города Горячий Ключ, с административным центром г. Краснодар;

о Западный социальный округ в границах территории Приморского-Ахтарского, Калининского, Брюховецкого, Тима-шевского, Славянского и Красноармейского районов, с административным центром г. Тимашевск;

о Черноморский социальный округ в границах территории Темрюкского, Крымского районов, городов Анапа, Новороссийск, Геленджик с административным центром г. Новороссийск;

о Южный социальный округ в границах территории Апшеронского и Туапсинского районов и города Сочи, с административным центром г. Сочи.

В представительном и исполнительных органах власти целесообразно рассмотреть должности функциональных специалистов, курирующих деятельность социальный округов.

Появление социальных округов, с дальнейшим их развитием по пяти ключевым направлениям необходимым для развития человеческого капитала в условиях шестого технологического уклада, будет способствовать интенсификации социально-экономического развития всего региона [3]. Факторами развития социальной сферы могут выступить:

— концентрация местных и особенно региональных ресурсов, а также поступающих субсидий и субвенций из федерального центра;

— программно-проектный поход в стратегическом и операционном управлении объектами социальной инфраструктуры;

— инвентаризации местной ресурсной базы;

— составление консолидированного социального бюджета региона с участием корпоративных финансов. Комплексное развитие социальной инфраструктуры региона надо продолжать через призму модернизации социальной инфраструктуры в каждом социальном округе. Формирование программы развития социальной инфраструктуры региона предполагает выполнение не менее восьми последовательных этапов (рисунок 3).

Определение состояния и уровня раз вития социальн ж сферы в разрезе социа шьны округов

региона

А.

Выявление актуальных социальных проблем , принятие решений по ним. Установление _целевых развития социальной инфраструктуры региона_

Формулирование задач социальным округам и результатов развития социальной инфраструктуры

I

Проведение инвентаризации местной и региональной ресурсной базы развития социальной инфраструктуры региона. Оценка возможностей получения регионом субсидий и субвенций от _федерального центра_

Генерация вариантов и синтез стратегии развития социальной инфраструктуры социальных

_округов_

_±_

Разработка правового и методического обеспечения выполнения программы развития _социальной инфраструктуры социальных округов региона_

А

Разработка ор анизационных. финансово-эконом диально-политических

ов реализации программы развита. социальной инфраструктуры

_i_

Мониторинг эффективности реализации программы модернизации социальной _инфраструктуры региона и проектное операционное управление_

Рисунок 3 - Последовательность этапов формирования программы развития социальной инфраструктуры региона

Заключение и вывод

Социальная сфера - это одна из отраслей, которая связана с качеством жизни людей. Степень развитости социальной сфера показатель эффективности национальной экономики экономического роста. Потребности общества и требования к уровню жизни неизменно растут.

Переход из индустриального в общество, основанное на знаниях, сопровождающееся реиндустриализацией и, особенно, неоиндустриализцией на базе шестого технологического уклада, лежит через ряд содержательно важные этапы развития, значимые вехи которых прослеживаются через комплекс объектов социальной инфраструктуры в социальных округах региона. Развитие социально-экономической системы должно сопровождаться развитием социальной инфраструктуры необходимой для роста регионального человеческого капитала и социальными инновациями, в том числе на основе государственно - частного партнерства [9,12].

Следовательно, необходимо скорректировать действующую стратегию развития Краснодарского края в части развития человеческого капитала, провести микро-мезо исследования уровня развития выделенных экономических зон. Сформировать линейку инструментов реализации Стратегии. Создать социальные округа по аналогии с экономическими зонами в Краснодарском крае и развивать их, добиваясь формирования ключевых элементов социальной инфраструктуры не только в крупных агломерациях, но и в муниципальных образованиях региона.

Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры важнейший институциональный показатель результативности, эффективности, качества новой индустриализации и степени и модернизированности региона в целом.

Источники:

1. Бабаев, Б.Д. Социальные свойства экономики: показатели и факторы нарастания, торможения // Теоретическая экономика. 2018. №2. С. 29-43.

2. Берендеева, А.Б. Социальные свойства экономики: теоретико-методологические аспекты: монография / А.Б. Берендеева. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. 300 с.

3. Бойко, Н.В. Социальная инфраструктура и ее влияние на формирование человеческого капитала в субъектах Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. .№1(30). С. 148-154.

4. Воронов, А.С. Управление устойчивым инновационным развитием региональных социально-экономических систем: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05. 2015.

5. Глазьев, С. Ю. Человеческий капитал в контексте развития технологических и мирохозяйственных укладов / С. Ю. Глазьев, Л. Н. Орлова, А. С. Воронов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2020. - № 5. - С. 3-23.

6. Ермоленко, В.В., Вересов, А.Г, Панченко, А.Н. Стратегирование социального и экономического развития восточный экономической зоны Краснодарского края // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования». 2020. №32 (6). С.168-174.

7. Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОНЦентр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии социал. психологии; Отв. ред. Д.В. Ефременко - М.: 2010. 234 с.

8. Кох И.А. Социальная инфраструктура как форма институционализации процессов модернизации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 213-219.

9. Кочергина А.С. Формирования государственно-частного партнёрства на объектах социальной инфраструктуры: актуальность и необходимость// Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Сборник статей научных докладов по итогам XIII Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Том Часть 2. Под редакцией Л.С. Морозовой. Москва, 2021. С 22 - 27.

10. Львов Д.С. Экономика развития. / Д.С. Львов. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.

11. Мясникова, Т.А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: теория, методология, методическое обеспечение: монография / Т. А. Мясникова; [науч. ред. Ю. И. Трещевский]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2015. 271 с.

12. Попов Е. В., Омонов Ж. К., Веретенникова А. Ю. Многопараметрическая классификация социальных инноваций // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2015. № 6.

13. Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года // http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Kratkaia_versiia_ Strategii.pdf/ (дата обращения: 23.11.2022).

14. Человеческое развитие: новое измерение социальноэкономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ), 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Права человека, 2008. - 636 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.